Методическая разработка
«Волейбол. Методика обучения верхней передачи мяча двумя руками сверху».
Общая характеристика:
Передача мяча является основным приемом для организации нападающих действий. На протяжении всего периода обучения этот прием находится в центре внимания. При передаче важны, во-первых, тонкий расчет движений в соответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевременного принятия исходного положения, во-вторых правильное воздействие руками на мяч. Это следует учитывать при обучении данному техническому приему.
Прием мяча способом сверху был и остается важнейшим в оборонительном арсенале волейбола. В большинстве случаев можно значительно точнее направить мяч партнеру в нужное место площадки. Однако нередко там, где по игре целесообразнее принять мяч снизу, волейболисты все равно пользуются верхней передачей, так как судьи не фиксируют двойное касание или бросок. И, наоборот, у игрока есть возможность выполнить верхнюю передачу, но почему-то следует менее точная нижняя.
Хорошо выйдя на мяч, волейболисты, принимая сильно летящие мячи способом сверху, часто используют для этого кулаки. Это происходит из-за боязни, что кисти не преодолеют инерции полета мяча. Опыт же хороших защитников прошлого и настоящего убедительно показывает, что мяч даже после самого сильного удара можно принять на пальцы обычным способом сверху. Надо только сблизить расстояние между большими и пальцами кистей и сильнее их напрячь. Принимать же кулаками такие мячи невыгодно, так как они, как правило, перелетают через сетку на сторону противника (отбойная защита), открывая перед ним перспективу немедленной атаки.
Верхние передачи выгодны во всех случаях, когда игрок успевает правильно выйти под мяч. Правильность этого выхода определяется двумя условиями.
Игрок должен занять такое место на площадке, чтобы мяч летел прямо на него (по средней линии его тела). Наиболее рационально ожидать мяч в средней стойке. Но это не закон. В зависимости от игровой обстановки может быть использована и низкая и верхняя стойки, лишь бы мяч шел прямо на игрока.
Исходное положение для приема мяча должно быть таким, чтобы пальцы коснулись мяча на уровне верхней части лица (глаза, лоб) при передачах с задней линии на переднюю и на уровне волос головы в зоне нападения.
Если эти два условия налицо, надо выполнять верхнюю передачу. Если нет, следует отказаться от приема мяча сверху и использовать более рациональную в данном случае нижнюю передачу.
Особо следует сказать о коротких передачах вперед-вверх или за голову. Перед тем как сделать передачу двумя руками сверху, кисти рук следует отвести назад, к лицу, пальцы расставить, слегка согнуть (по форме мяча) и напрячь. Большие пальцы расположить по направлению друг к другу и к своему лицу. Вместе с указательные большие пальцы образуют на мяче треугольник с вершиной на концах указательных пальцев. Но ни те, ни другие не касаются друг друга.
Передача мяча является основным приемом для организации нападающих действий. На протяжении всего периода обучения этот прием находится в центре внимания. При передаче важны, во-первых, тонкий расчет движений в соответствии с направлением и скоростью полета мяча для своевременного принятия исходного положения, во-вторых правильное воздействие руками на мяч. Это следует учитывать при обучении данному техническому приему.
Различают следующие способы передачи: двумя руками в опорном положении, двумя руками в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спину (бедро и спину). Последний способ в современном волейболе применяется крайне редко.
Основная нагрузка при выполнении передачи приходится на большой, указательный и средний пальцы. Безымянный и мизинец лишь направляют мяч.
Если передача следует вперед-вверх, кисти рук встречают мяч пред лицом, локти на уровне плеч слегка разведены в стороны. Сама же короткая передача вперед-вверх выполняется за счет активного движения кистей рук к мячу с небольшим разгибанием локтевых суставов.
Перед передачей назад за голову волейболист поднимает руки повыше, тыльной стороной кистей над головой. Голову при этом следует отклонить назад так, чтобы удобно было смотреть вверх. Сама передача назад за голову выполняется следующим образом. Короткая – за счет несильного, но резкого вращения рук в плечевых суставах. При длинной или средней передаче руки резко разгибаются в локтях, поясница прогибается.
В момент выполнения передач как вперед, так и назад за голову волейболист занимает положение боком к сетке. Это обеспечивает большую точность паса. Совершенствовать эту точность следует многократными повторениями упражнений с постоянной корректировкой техники их выполнения.
По направлению (относительно передающего) передачи бывают: вперед, назад, над собой. По длине: длинные – через зону, короткие – из зоны в зону, укороченные в пределах зоны. По высоте траектории: высокие, низкие – до 1м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке – до 0,5м и удаленные от сетки – более 0,5м.
Сочетание этих параметров (длина и высота) определяют скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке – до 0,5м и удаленные от сетки – более 0,5м.
2. Описание техники выполнения передачи мяча двумя руками сверху
Выход под мяч - выполняется кратчайшим путем, одним из удобных способов перемещений в данной игровой ситуации. Стойка принимается в зависимости от положения мяча по отношению к игроку, скорости и траектории полета мяча и задачи, которая стоит перед игроком; стойка принимается лицом к мячу, обучение начинают со средней стойки.
Средняя стойка для приема сверху двумя руками - ноги на ширине плеч одна впереди, согнутые в пределах 130 градусов, туловище слегка наклонено вперед, руки, согнутые в локтях, направлены вперед в стороны кисти, перед лицом, пальцы разведены и направлены вверх, образуя "ковш".
Прием мяча производится на пальцы, амортизируя поступательное движение.
Передача - выполняется согласованным, полным разгибанием рук, туловища и ног, а кисти, сгибаясь, сопровождают мяч.
При передаче в высокой стойке – кисти рук находятся у лба.
При передаче в низкой стойке - у подбородка или чуть ниже, при этом амплитуда ног, рук и туловища короче.
Обязательны также тренировки в паре (не менее часа в день), на которых шлифовались бы кистевые движения, упражнялись пальцы, отрабатывались предельная точность и стабильность паса. И, наконец, отработка комбинаций с нападающими у сетки.
Важное качество для игроков также умение тактически мыслить, уметь оценивать игровую ситуацию и хорошо знать своих партнеров, особенно нападающих, их подготовку.
Типичные ошибки при освоении техники передачи мяча двумя руками сверху
Ошибки | Устранение ошибок и правильное выполнение движений |
1. Несвоевременный выход под мяч. | Своевременно выход под мяч |
2. Неустойчивое исходное положение (неправильная стойка) | Принять устойчивое исходное положение ( правильную стойку) |
3. Мяч касается ладоней (пальцы расслаблены или слабые). | Мяч не должен касается ладоней(пальцы напряжены) |
4. Низкое положение рук (перед грудью или животом). | Положения рук должны перед головой |
5. Мяч проходит между руками (широко расставлены кисти). | Руки должны быть как можно ближе к друг к другу. |
6. Отсутствие завершающего движения предплечий и кистей (неточная передача). | Завершение движений предплечий и кистей. |
7. . Отсутствие встречного движения к мячу и амортизационного движения пальцев (жесткий прием, стук пальцами, ушибы пальцев). | Должно быть встречное движения и амортизационного движения пальцев (мягкий приемпальцами). |
Методика обучения:
Первый этап обучения - начальное разучивание новому двигательному действию
Задача 1: Создать у учащихся правильное представление о технике передачи мяча двумя руками сверху
Задача 2. Обучить отдельным элементам техники передачи мяча двумя руками сверху
Средства | Методические указания |
1 Краткий рассказ о технике передачи мяча двумя руками сверху. | Преподаватель кратко объясняет последовательность движений, обращает внимание на самые важные моменты в технике и условия его применения |
2. Демонстрация преподавателем техники передачи мяча двумя руками сверху. | Технику передачи демонстрируют несколько раз: перед объяснением особенностей техники и после него. Демонстрацию необходимо проводить как с обычной скоростью, так и медленно |
3. Имитация отдельных элементов передачи а) принять позу окончания передачи б) принять позу начала приема меча 4. Имитация передачи мяча | Передачи над собой на месте, с изменением высоты и исходного положения (от высокой стойки до положения сидя и лежа), во время перемещений и после перемещения и остановки. |
5. Передачи в парах на месте, стоя лицом и спиной к партнеру, | Расстояние варьируют от 0,5 м до максимального, на которое способны игроки (варьируют и высоту передачи). |
6. Передачи в опорном положении и в прыжке на точность | в обручи (кольца) на сетке; в мишени на тренировочной стенке, на площадке. |
Второй этап обучения – углубленное разучивание двигательному действию.
Задача 1.: Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху в целом и его совершенствование.
Средства | Методические указания |
1. В тройках расположение в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2-3, 6-2-4, 5-3-4, 5-2-3(4), 1-3-2, 1-4-3(2), 5-3-2 (передача из зоны 3, стоя спиной по направлению к передаче); 1-3-4(то же) и т.п. Направление передач соответствует последовательности указания зон, в последней зоне игрок выполняет передачу над собой и посылает мяч в зону, указанную первой, и т.д. | Разучивать передачу мяча двумя руками передачи мяча двумя руками сверху сверху возле стенки, а потом возле сетки. |
2. В тройках: передача мяча сверху со сменой мест по кругу 3. Игры, способствующие совершенствованию навыков передачи: «эстафеты у стены», «мяч в воздухе», побеждает команда, допустившая меньше падений мяча. | |
Третий этап обучения – закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.
Задача: Совершенствование техники передачи мяча двумя руками сверху.
1.Участие в соревнованиях | После освоения основной техники передачи мяча двумя руками сверху схемы перейти к исправлению недостатков в технике. В процессе совершенствования техники следует включать в занятия упражнения, описанные выше. Обращать внимание на правильное положение туловища, на прием меча, на завершенность передачи мяча двумя руками сверху |
Второй этап обучения – углубленное разучивание двигательному действию.
Задача 1.: Обучение технике передачи мяча двумя руками сверху в целом и его совершенствование.
Средства | Методические указания |
1. В тройках расположение в треугольнике: зоны 6-3-4, 6-2-3, 6-2-4, 5-3-4, 5-2-3(4), 1-3-2, 1-4-3(2), 5-3-2 (передача из зоны 3, стоя спиной по направлению к передаче); 1-3-4(то же) и т.п. Направление передач соответствует последовательности указания зон, в последней зоне игрок выполняет передачу над собой и посылает мяч в зону, указанную первой, и т.д. | Разучивать передачу мяча двумя руками передачи мяча двумя руками сверху сверху возле стенки, а потом возле сетки. |
2. В тройках: передача мяча сверху со сменой мест по кругу 3. Игры, способствующие совершенствованию навыков передачи: «эстафеты у стены», «мяч в воздухе», побеждает команда, допустившая меньше падений мяча. | |
Третий этап обучения – закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.
Задача: Совершенствование техники передачи мяча двумя руками сверху.
1.Участие в соревнованиях | После освоения основной техники передачи мяча двумя руками сверху схемы перейти к исправлению недостатков в технике. В процессе совершенствования техники следует включать в занятия упражнения, описанные выше. Обращать внимание на правильное положение туловища, на прием меча, на завершенность передачи мяча двумя руками сверху |
Ожидаемые результаты
По окончании изучения раздела учащиеся смогут:
Владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры»;
Знать правила игры;
Владеть основными техническими приемами;
Применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом.
У учащихся сформируется устойчивый интерес к занятиям спортом;
Игра в волейбол буде способствовать укреплению физического здоровья учащихся.
Дети будут принимать активное участие в школьных, районных и областных соревнованиях по волейболу.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
При проведении уроков используют следующие методы организации:
Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведении ходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся.
Поточный способ - все выполняют упражнения "потоком", когда один занимающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед. При этом таких потоков может быть 2-3.
Групповой способ - заключается в распределении учеников на 2-3 группы. Одна под наблюдением учителя разучивает новое упражнение, а другие самостоятельно по заданию учителя выполняют знакомые упражнения или играют. Затем дети меняются местами.
В процессе занятий может быть использован индивидуальный метод, когда каждый занимающийся самостоятельно выполняет данное ему задание под контролем учителя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно тоже выполняется индивидуально по вызову учителя (это одна из разновидностей индивидуального метода).
Использование каждого из указанных методов организации учеников на занятии зависит от задач, поставленных учителем, условий, в которых проводится занятие, возраста занимающихся.
Наиболее целесообразно при обучении детей смешанное использование разных методов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.
Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперёд
(в опорном положении)
Техника выполнения. В исходном положении туловище вертикально, ноги согнуты в коленях (степень сгибания ног зависит от высоты траектории полёта мяча), стопы параллельны или одна (разноимённая сильнейшей руке) несколько впереди. Руки согнуты в локтях, локти слегка разведены. Кисти вынесены перед лицом так, чтобы большие пальцы находились на уровне бровей и были отведены в сторону. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник. Пальцы напряжены и слегка согнуты. Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. При передаче руки и ноги выпрямляются, и мячу (мягким ударом кистями) придаётся нужное направление. Руки сопровождают полёт мяча и после передачи почти полностью выпрямляются.
Применение: при приёме подач, передачах для нападающего удара и перебивании мяча через сетку.
Обучение
Имитация перехода из стойки волейболиста в исходное положение для приёма и передачи мяча.
Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения.
Освоение расположения кистей и пальцев рук на мяче, мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные — под углом друг к другу, а все остальные обхватывали мяч сбоку-сверху. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом.
В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой, поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног, имитируя передачу.
В парах. Один из партнёров набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и имитирует передачу, разгибая ноги и руки.
В парах. Один из партнёров набрасывает мяч другому, который передаёт мяч сверху двумя руками.
Методическое указание. После 5-7 передач занимающиеся меняются ролями.
Передачи мяча над собой на месте, в движении (приставными шагами, лицом вперёд, спиной вперёд), с изменением высоты полёта мяча.
Две-три передачи мяча над собой и передача партнёру.
Передачи мяча в парах с варьированием расстояния и траектории.
В тройках. Игроки второй позиции выполняют верхнюю передачу мяча над собой, затем делают шаг в сторону и заходят за спину игроков третьей позиции. Игроки третьей позиции выполняют передачи мяча игрокам первой позиции. Игроки первой позиции верхней передачей возвращают мяч игрокам, находящимся на противоположной боковой линии.
Методическое указание. Упражнения 10-12 можно проводить в форме соревнования: какая из троек выполнит больше передач, не допустив при этом потери мяча.
Передачи мяча в тройках. Расположение игроков в треугольнике: зоны 6—3—4, 6—2—3, 6—2—4; 5—3—4, 5—2—3, 5-2-4; 1-3-2, 1-4-3, 1-4-2.
Передача в парах, передвигаясь приставными шагами по длине игровой площадки.
В парах. Передача мяча через сетку.
Передачи мяча на точность: в мишени, расположенные на стене, на игровой площадке (гимнастические обручи и др.).
Подвижные игры с верхней передачей мяча: «Эстафета у стены», «Мяч в воздухе», «Мяч над сеткой», «Вызов номеров» и др.
Предмет: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Раздел:Волейбол
Класс: 5 класс
Тип урока – комбинированный
Время проведения – 40 мин.
Место проведения – спортивный зал
Тема урока: ВЕРХНЯЯ ПЕРЕДАЧА МЯЧА
Цель урока:
развивающие
создать представление и обеспечить основами знаний о технике верхней передачи мяча;
развить координацию, быстроту, скоростно-силовые качества.
обучающие
сформировать навыки владения техники волейбола;
обучение технике перемещений, верхней передачи мяча.
закрепить правила по технике безопасности при игре.
воспитательные
воспитать чувство коллективизма, нравственно и морально-волевые качества школьников, интерес к работе и умение обучать товарищей отдельными упражнениями.
Техническое обеспечение:
Инвентарь:
Технологии и методы обучения:
информационные технологии;
объяснительно-иллюстративный метод;
метод контрольных вопросов;
практический метод;
самоконтроль;
взаимоконтроль.
Методы организации и осуществления познавательной деятельности учащихся:
по источнику передачи и восприятия учебной информации - словесные, наглядные, практические.
по степени управления учебной работы – самостоятельная работа.
Среди методов стимулирования и мотивации учения предполагается использовать методы поощрения.
В качестве методов контроля в обучении:
практический самоконтроль,
взаимоконтроль со стороны учащихся и индивидуальный контроль со стороны учителя.
Список используемой литературы
1.Программы общеобразовательных учреждений (комплексная программа физического воспитания учащихся 5-11 классов) А.П. Матвеев
М.: Просвещение, 2008 г.
2. Настольная книга учителя физической культуры
Л.Б. Кофман «Физкультура и спорт» М.: 2006 г.
3. Физическое воспитание в школе обучающихся 5-9 классов. А.Г. Арзуманов, М.: Просвещение, 2008 г.
4. Внеурочная деятельность обучающихся. Волейбол: пособие для учителей. Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов
М.: Просвещение, 2011 г.
5. Физическое воспитание в школе. Практические советы преподавателям А.Г. Арзуманов, Ростов-на-Дону: Феникс,2009 г.
6. Система знаний и система деятельности
В результате освоения раздела «Обучение технике передачи мяча сверху двумя руками» учащиеся должны
Знать:
Значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся.
Правила безопасного поведения во время занятий волейболом.
Названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники.
Наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий.
Упражнения для развития физических качеств.
Контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения.
Основное содержание правил соревнований по волейболу
Жесты волейбольного судьи.
Игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола.
Уметь:
Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом.
Выполнять технические приёмы и тактические действия.
Контролировать своё самочувствие на занятиях волейболом.
Играть в волейбол с соблюдением основных правил.