Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Апастовский аграрный колледж»
Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Что могу, что хочу, что буду?»
Разработчик:
Преподаватель ГАПОУ «Апастовского
аграрного колледжа»
Шамсиева Кадрия Хабировна
пгт. Апастово
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Главная задача современного образования – раскрытие способностей всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя. В условиях модернизации и инновационного развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным.
Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. В связи с этим творческий характер педагогической деятельности является важнейшей её особенностью.
Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий педагог создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнения своих профессиональных функций.
Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путём творческого воображения и творческого эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения.
В практике педагогического взаимодействия сформулированы принципы всестороннего развития творческого потенциала личности педагога.
Принцип активности. Следование этому принципу означает не только предоставление человеку возможности быть всесторонне развитой, гармоничной и творческой личностью, но и возложение на него ответственности за реализацию этой возможности. Творческое развитие педагога - активный процесс самостоятельного, творческого конструирования собственной личности, ее самовоспитания и самосовершенствования.
Принцип деятельности. В соответствии с этим принципом развитие творческого потенциала личности педагога следует понимать не только как создание комплексной многоплановой творческой деятельности, но и как организацию совместной творческой деятельности обучающихся, педагогов, родителей.
Принцип коллективности. Уровень творческого развития личности во многом задается уровнем развития межличностных отношений группы, в которую она включена. Наиболее благоприятные условия для формирования творческой направленности личности педагога создает группа высокого уровня творческого развития. Для реализации принципа коллективности могут быть использованы групповые формы работы, ситуации совместных переживаний по поводу успехов и неудач группы.
Принцип развития предполагает рассмотрение изменений в процессе развития под действием производящих их причин.
Принцип личностного подхода. Согласно этому принципу, следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента).
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию, анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог, как любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска:
Творческих характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, так как в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности.Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких-либо структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; выбор вариантов; классификация и оценка и т.п.), является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основание педагогической деятельности. В.А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя субъективно-эмоциональный, детально описывает коммуникативные умения, особенно проявляющиеся при решении ситуативных задач. К числу таких умений следует отнести умение управлять своим психическим и эмоциональным состоянием, действовать в публичной обстановке (оценить ситуацию общения, привлечь внимание аудитории или отдельных учеников, используя разнообразные приёмы, и т.п.) и др.
Накопленный социальный опыт, знание педагогики, психологии, преподаваемого предмета, новые идеи, формы и методы позволяют педагогу находить оригинальные решения и тем самым совершенствовать педагогическую деятельность; привносить элементы творчества во все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
Педагогическое творчество не возникает само по себе. В.А. Сластенин выделяет следующие условия развития творчества педагога:
объективные:
субъективные:
Можно выделить следующие уровни педагогического творчества.
1. Информационно-воспроизводящий: педагог умеет воспроизводить опыт других, решать простые задачи на пути к результату, анализирует эффективность принимаемых решений в конкретных ситуациях.
2. Адаптивно-прогностический: педагог умеет трансформировать известную ему информацию, отбирать способы, средства, методы взаимодействия с учащимися с учётом их личных качеств.
3. Рационализаторский: педагог проявляет рационализаторские способности (умение решать нестандартные педагогические задачи и находить оптимальное решения). В его работе присутствуют элементы индивидуальности.
4. Научно-исследовательский: педагог умеет разрабатывать собственную систему деятельности на основе изучения ее результата.
Продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога. А.К. Байметов объединил мотивы педагогической деятельности в три группы:
мотивы долженствования;
мотивы увлечённости и заинтересованности преподаваемым предметом;
мотивы увлечённости общением с детьми – любовь к детям.
Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.
Выделяют три сферы творческой деятельности педагога:
1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразования).
Личностное творчество педагога проявляется в различных аспектах педагогической деятельности. Творчество обусловливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы. Только эрудированный и имеющий социальную подготовку педагог способен найти новые, оригинальные пути и способы решения проблемы путём творческого воображения и эксперимента. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построения программы самосовершенствования.
Продолжительность 18 занятий в течение четырех месяцев, состоявшее из 6 блоков. Каждое занятие рассчитано на 1.5 часа.
Цель мероприятия: формирование самосознания педагогов и развитие навыков саморегуляции и раскрытие творческих способностей преподавателей:
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1. Снизить психоэмоциональное напряжение у педагогов через специальные психологические занятия;
2. Раскрыть индивидуально-личностные особенности педагогов, типы реагирования в процессе тренинговых упражнений;
3. Обучить педагогов способам саморегуляции, профилактике и преодолению эмоциональной напряженности.
Адресат: Преподаватели колледжей
Форма работы: Групповая, подгрупповая.
Занятия проводиться: 1,5 часа.
Материально-техническое обеспечение: бумага, карандаши, фломастеры, пластилин, краски, гуашь, ножницы, кисточки, фотографии, картинки, плакаты, ключи, мягкие игрушки, ткань для драпировки; бутафория; магнитофон, диск с релаксационной музыкой, запись звука поезда, восточного танца, венецианского карнавала; осветительные приборы; микрофон; свечи; кинокамера; шишки, листья.
Структура тренингового занятия
В плане каждого занятия предусмотрены такие части:
Ритуал приветствия,
Разминка – воздействовать на эмоциональное состояние, уровень активности,
Основное содержание занятие, арт- терапевтические упражнения направленные на решении проблемы. Правополушарное рисование,
Рефлексия,
Ритуал прощания.
Конспект мероприятия «Что могу, что хочу, что буду?»
Цель: Формирование психологического микроклимата. Выявление ожиданий участников. Перевод от пассивного слушателя и воспринимающего на позицию активного участника. Оптимизация отношения к самому себе
Задачи:
1. Снизить тревожность участников, опрокинуть их в совместное взаимодействие.
2. Создать веселую творческую атмосферу эмоциональной приподнятости, совместного действия, причастности к общему делу.
3. Способствовать формированию навыков взаимодействия друг с другом в процессе игровой деятельности.
4. Развитие концентрации, внимания, спонтанности.
Форма организации мероприятия: семинар-практикум с элементами тренинга.
Наглядный и раздаточный материал: презентация, бланки для работы, цветные карандаши, фломастеры, листы цветной бумаги, краски.
Участники мероприятия: педагоги.
Ритуал приветствия
Ведущий: Я рада приветствовать всех, рада, что мы все собрались для интересного времяпровождения. Времяпровождения, которое поможет вам лучше узнать своих детей и понять их.
Для начала я предлагаю нам всем поприветствовать друг друга.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: снизить тревожность участников, способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Всем участникам встать в круг. Ведущий предлагает поздороваться следующим способом: повернувшись к соседу справа, дружески улыбнуться и пожать руку и так по цепочке пожатием руки передать друг другу хорошее настроение.
Разминка
Упражнение «Импульс по цепи»
Цель: формирование навыков публичного выступления. Знакомство с методами коррекции скованности и волнения перед выступлением.
Участники сидят в кругу, берутся за руки. Ведущий первым сообщает, кому адресовано его послание: " Я отправляю сообщение Ольге с пожеланием всегда оставаться такой красивой" и пожимает левую или правую руку соседа, который почувствовав нажим, предает его следующему участнику. Получивший пожелание говорит: "Пожелание получил" и т.д. по кругу.
Публичное выступление достаточно часто вызывает волнение и тревогу. А вдруг я что-то забуду? Растеряюсь и не смогу справиться со своими эмоциями? Не сумею ответить на вопросы? Моя речь будет неинтересна аудитории?
Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди робкие и стеснительные. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Как ни удивительно это звучит, но страх перед публичными выступлениями – одна из самых распространённых фобий.
Как тревога, состояние стресса, неуверенность отражаются на человеке? (сковываются движения, меняется голос, затрудняется дыхание, расстраивается кишечник, чувствуем упадок сил и тд.).
Я сейчас покажу несколько упражнений на снятие напряжения.
Лицо и мимические мышцы лица.
Основная часть
Беседа «Эмоциональное выгорание»
«В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:
Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализацию (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
Редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Поле самодиагностики
Участникам занятия предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка, безусловно, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями.
После заполнения таблицы обращается внимание присутствующих на самостоятельное выделение того вида симптомов, в разделе которого наибольшее число закрашенных клеточек – это проблемная зона.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии
(К. Маслач) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний;
специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
забывание каких-то моментов («провалы в памяти»).
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
снижение интереса к работе;
снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»;
возникают недоразумения с воспитанниками, родителями и коллегами, педагог в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
нарастание апатии к концу недели;
появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний);
повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания);
нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями;
личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми);
такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Удовлетворение от работы.
Важным профессиональным фактором, имеющим тесную связь с выгоранием, выступает удовлетворенность трудом.
Педагогам предлагается ответить на вопрос: «Что мешает Вам получить удовлетворение от профессиональной деятельности?». Перечисляемые барьеры записываются на доске, при этом педагог-психолог предлагает анализировать, к каким факторам относится та или иная причина неудовлетворения – к организационным или индивидуальным. Далее обращается внимание участников, что по результатам исследований, ведущая роль в возникновении и развитии выгорания принадлежит именно личностным факторам, которые представляют собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека.
Индивидуальные факторы: возраст, пол (женщины), уровень образования, семейное положение (не состоящие в браке), стаж работы, выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, невротизм (тревожность), коммуникабельность.
Организационные факторы: условия работы, рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность рабочего дня, содержание труда, самостоятельность в своей работе, обратная связь.
Вывод: мы ищем причины нашей неудовлетворенности от работы во внешних обстоятельствах, не задумываемся о собственной роли в профессиональном выгорании.
Беседа «О методике правополушарного рисования»
Методика правополушарного рисования, разработанная американским преподавателем рисования Б. Эдвардс и основанная на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри, помогает разбудить художника в душе любого ребенка и взрослого, возродить уверенность в своих возможностях и окунуться в мир красок.
Это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка.
Целью упражнений правополушарного рисования является не просто обучение навыкам рисования. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Огромным плюсом от занятий правополушарным рисованием является возможность отвлечь учителей от проблем и стресса.. Занятия творчеством - процесс очень увлекательный и может вызывать мотивацию в любом возрасте.
Самое главное в правополушарном рисовании – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного творчества. Техника правополушарного рисования включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд, кажутся очень необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать логику. В правополушарном рисовании используется множество разных, странных приемов, работает то правая, то левая рука, прописываются буквы в зеркальном отображении и много чего, что кажется на первый взгляд полной ерундой, но, тем не менее, все это позволяет раскрыть детям мир волшебного полета фантазии.
Учителя находятся за столами на своих местах.
Ведущий: Сегодня я хочу пригласить вас на виртуальную экскурсию по картинной галерее. Перед тем, как мы туда отправимся, я очень хочу узнать с каким настроением вы сегодня пришли на занятие. На ваших столах есть разноцветные краски. Вы каждый выберите, пожалуйста, такой цвет, который похож на ваше сегодняшнее настроение. Наберите этот цвет на ватную палочку и окрасьте им воду в своем маленьком стаканчике.
Учителя выполняют. Музыкальное сопровождение: «Lovely из сериала «Наследие» Billie Eilish, Khalid».
Ведущий: Перед вами лист бумаги, закрепленный малярным скотчем к основе.
Во время рисования можно и даже нужно выходить за края. Возьмите один лист. Расположите лист горизонтально.
Берем самую большую кисть.
Нам потребуется белый цвет.
Сначала слегка смачиваем водой кисть, быстро закрашиваем весь наш лист белой краской большими горизонтальными мазками - слева направо и справа налево.
После того как вы промыли кисть промокните ее салфеткой.
Теперь набираем на кисть краску и ставим большие кляксы – в самом верху листа, вы можете выбрать любой цвет…
Одним цветом, затем другим, третьим. Здесь нужно делать это быстро и не задумываясь, пусть рука сама выбирает цвета, именно рука, а не голова. Совсем не обязательно делать именно такой как у меня. Выбирайте цвета только по своему настроению и не задумывайтесь, сочетаются ли они между собой, и что в итоге получится, это не важно.
И еще несколько мазков, не обязательно заполнять все пространство.
Как видите, ничего сложного.
А теперь начинаем волшебство: берем на кисточку белый цвет и начинаем вести ее поверх наших пятнышек.
Так мы смело, быстро и с удовольствием закрашиваем всю поверхность листа, смешиваем, наблюдая, как из наших трех-четырех цветов получаются сотни оттенков.
Важно делать это быстро. Не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа, для этого у нас листы закреплены на большем листе бумаги, по которой мы можем спокойно рисовать дальше, несмотря на то, что лист закончился.
Таким образом, у каждого из нас получился свой фон, который можно использовать и для других картин. Результат может быть непредсказуем!
Вообще, не обязательно рисовать в одном направлении, горизонтально или вертикально, попробуйте сделать диагональные, закручивающиеся, круговые или спиральные мазки.
Промойте кисть, промокните ее салфеткой.
Ведущий: А теперь переходим к следующему этапу работы.
Большой кистью наберите белую гуашь.
Нарисуйте большое круглое пятно ближе к центру листа.
Промойте кисть, промокните ее салфеткой
Ведущий показывает и комментирует каждый этап работы.
Ведущий: Теперь возьмите на кисть желтый цвет.
Поверх белого цвета слева по краю нанесите желтый цвет.
Промойте кисть, промокните ее салфеткой.
Ведущий : На палитре смешайте темно зеленый и черный цвет.
Посмотрите, какой глубокий и интересный цвет у нас получился.
В нижней части листа черным цветом проведите горизонтальную линию от края до края. Закрасьте меньшую отчерченную часть цветом, который получился у вас на палитре.
А теперь этим же цветом методом «тычка» рисуем несколько возвышенностей.
Листочек переворачиваем. И начинаем рисовать «сверху-вниз» на перевернутом листе бумаги.
Ведущий: На нашем листе начинают появляются первые подсказки. Что же такое интересное у нас получается? На что это похоже?
Учителя высказывают свои догадки.
Ведущий: Самые внимательные заметили, что так мы рисуем дерево.
И у каждого из вас получится свое собственное дерево.
Вроде бы мы рисуем вместе, но у каждого получается по-разному.
Набираем на большую щетинистую кисть немного этой же краски. И начинаем прорисовывать крону нашего дерева методом «тычка сухой кистью».
Кисть должна быть сухой.
Теперь снова переворачиваем наш рисунок.
Посмотрите, что у вас получилось.
Нам осталось добавить небольшие детали, чтобы наш рисунок ожил. Это могут быть, например, птицы. Можно добавить силуэт любого животного – слона, жирафа…
А может быть, вы нарисуете силуэт динозавра?
Посмотрите внимательно, каких деталей не хватает. Наберите на кисть краски, которой мы рисовали деревья и добавьте то, что вам хочется.
А теперь, отложите кисти в стороны, посмотрите на ваши замечательные работы.
4.Рефлексия.
Упражнение «Комплемент с плюсом»
Ведущий предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в круге, сказать комплимент сидящему слева (справа). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты (ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации (особенно, если в группе присутствуют девушки). Педагог задает алгоритм рефлексии:
- опишите ваше эмоциональное состояние;
-объясните причины положительного настроения;
-зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;
-подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;
- почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения?
- каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова?
5. Ритуал прощения.
Упражнение: «Аплодисменты по кругу»
Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.
-Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.
Список использованных источников
Долгова, В.И. Профессионально важные качества как основа профессиональной компетентности магистра психолого-педагогического образования: критерии, уровни и способы оценки / В.И.Долгова, В.К.Шаяхметова, Ч.А.Ибрагимов // Научно-методический электронный журнал Концепт.– 2015.– Т. 31.– С. 146-150.
Вальдес, М.О. Интуитивное рисование: развитие творческих способностей средствами артетерапии/ М.О. Вальдес; - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.-70 с.
Баронина, О.Л Психологическое здоровье современного учителя/ О.Л. Баронина// Ежегодник Российского психологического общества.-2003.-Т.1. – С.304-308.
Левченко, И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ И.Ю. Левченко. – М.: «Академия», 2001.-248с.
Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: : специальность 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика» : диссертация на соискание ученой доктора психологический наук наук / Марищук Владимир Лавреньтьевич ; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 1982г. - 330 с.
Маслоу, А. Г. Мотивация и личность 3-е издание / А. Г. Маслоу. –Спб.: Питер,2014-290 с.
Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании/ Е.А. Медведева. – М.: Юрайт,2019. – 274с.