МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Горловский автотранспортный техникум»
Государственного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Донецкий национальный технический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_____________________Е.М. Стрельченко
«____» ________________2014 года
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого воспитательного мероприятия на тему: «Соблюдая ПДД не окажешься в беде»
по специальности 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики
(на автомобильном транспорте)
Горловка, 2022
Методическая разработка открытого воспитательного мероприятия на тему: «Соблюдая ПДД не окажешься в беде»
Подготовил Буряченко И.В., преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения «Горловский автотранспортный техникум» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет», специалист первой категории
Методическая разработка содержит материалы для проведения воспитательного мероприятия на тему «Соблюдая ПДД не окажешься в беде» с использованием традиционных форм и методов обучения в сочетании с применением информационно-коммуникационных технологий.
Для преподавателей специальности: 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (на автомобильном транспорте) профессиональных образовательных учреждений Донецкой Народной Республики.
Рецензенты:
Коваленко П.А., преподаватель, специалист высшей категории
Быков В.В. декан дорожно-транспортного факультета Автомобильно-дорожного института ГОУ ВПО «Дон НТУ», кандидат технических наук, доцент.
Рассмотрено и одобрено на заседании
цикловой комиссии «Устройство, ремонт и техническая
эксплуатация транспортных средств»
№ __ от «___» _________ 2022
Председатель цикловой комиссии ________________ И. Буряченко
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПРЕДИСЛОВИЕ | 4 |
1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ | 6 |
2. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ | 8 |
3. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Презентация воспитательного мероприятия на тему «Соблюдая ПДД не окажешься в беде» | |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Методическая разработка информирует обучающихся о безопасности дорожного движения с использованием компьютерных технологий, демонстрации слайдов, учебного фильма. В методической разработке применяется дискуссия, как один из активных методов обучения. Методическая разработка по проведению тематического классного часа «Соблюдая ПДД не окажешься в беде» - важнейшее направление воспитания молодежи в области правил дорожного движения представлена в рамках воспитательной работы классного руководителя. Современные требования к профессиональному образованию предполагают активизацию гражданской позиции обучающихся с использованием конкретных примеров, анализа современной дорожной обстановки в стране. Данная методическая разработка предназначена для использования во время подготовки и проведения открытого воспитательного мероприятия на тему «Соблюдая ПДД не окажешься в беде». В мероприятии принимают участие студенты 4 курса очной формы обучения специальностей 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики и (на автомобильном транспорте).
Методическая разработка предназначена для проведения классного часа на тему: «Соблюдая ПДД не окажешься в беде» с применением технологий.
Технологии:
-проблемная: воспитание поведения людей на улицах;
-частично-поисковая: анализ современного поведения молодежи на дорогах.
-здоровьесберегающая: поведение в общественных местах, на дорогах действия граждан.
Обоснование темы:
Название мероприятия затрагивает основные темы: «Правила дорожного движения», «Здоровый образ жизни», «Современное поведение молодежи», помогающие обучающимся разобраться в информации и повлиять на идеологию молодежи. Благодаря подготовленной информации, представленной в презентации, фильме, выступление обучающихся, освещаются исторические данные по данной теме. На слайдах представлена история правил дорожного движения, а фильм представляет необходимость знаний правил дорожного движения и последствия от их невыполнения.
Подготовительный этап:
Данное мероприятие готовится преподавателями и студентами.
Цель:
1. Углублять знания обучающихся о правилах дорожного движения.
2. Формировать представления о безопасности дорожного движения при
передвижении по улицам и дорогам.
3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения обучающихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного
травматизма. Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на
дорогах.
4. Развивать творческие способности обучающихся студентов.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения дорожных правил;
- углублять знания обучающихся о правилах дорожного движения;
- повторить правила уличного движения для пешеходов;
- развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в
повседневной жизни.
Методическая разработка может быть использована преподавателями, классными руководителями (кураторами) учебных групп во время подготовки к классным часам и воспитательным мероприятиям.
1. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Название воспитательного мероприятия | Соблюдая ПДД не окажешься в беде |
Учебные группы | 4ТЭМ |
Специальность | 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (на автомобильном транспорте) |
Преподаватели | Буряченко И. В. |
Дата | 31.03.2022 г. |
Вид мероприятия | воспитательное |
Продолжительность | 45 минут |
Организационные формы работы | фронтальная |
Методы работы | демонстрационная беседа, методы иллюстрации (мультимедийная презентация) |
Цели мероприятия: | |
Методическая цель | показать методику проведения воспитательного часа |
Воспитательная цель | 1. Углублять знания обучающихся о правилах дорожного движения. 2. Формировать представления о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам. 3. Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения обучающихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Воспитывать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах. 4. Развивать творческие способности обучающихся студентов. |
Развивающая цель | - развитие у студентов чувства профессионального соответствия. |
Задачи мероприятия | - познакомить с историей возникновения дорожных правил; - углублять знания обучающихся о правилах дорожного движения; - повторить правила уличного движения для пешеходов; - развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. |
Методическое обеспечение: | |
- дидактический материал | мультимедийная презентация (слайды, видеоролики) |
- технические средства | аудиовизуальный комплекс |
2. СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Этапы мероприятия | Содержание | Время (минуты) |
I | Организационная часть | 1 |
II | Сообщение целей и задач | 3 |
III | Основная часть | 40 |
IV | Подведение итогов мероприятия | 1 |
3. ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и
дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем.
Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка наших пешеходов - детей, которых сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения,
безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Представленные самим себе дети, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют управлять своим поведением. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста.
Безопасность движения обеспечивается тогда, когда все – и водители, и пешеходы, и пассажиры соблюдают правила. Несчастья на улицах и дорогах происходят не только по вине водителей. Анализ дорожных происшествий за последние годы убедительно показывают, что около половины из них возникают по вине пешеходов и пассажиров из-за незнания правил дорожного движения или пренебрежения к ним.
История российских ПДД началась при Иване III (XV век), который утвердил
общие правила пользования почтовыми трактами с перекладными лошадьми,
позволяющие быстро преодолевать большие расстояния. Император Петр I (годы правления - 1682-1725) издал в 1683 году указ, запрещающий быструю езду по Москве, езду без возниц и на невзнузданных лошадях, а
также запрещающий кучерам бить прохожих хлыстами, ввел правила разъезда с правой стороны. В 1718 году в Санкт-Петербурге Петр Великий учредил генералполицмейстерское управление (полицию), на которую была возложена ответственность за безопасность дорожного движения.
В 1730 году императрица Анна Иоановна ввела наказание за несоблюдение скоростного режима — любителей быстрой езды полагалось штрафовать, сечь розгами и ссылать на каторгу.
В то же время в крупных городах появилось большое количество частных извозчиков. Для того, чтобы регулировать их деятельность и следить за качеством обслуживания пассажиров, государственные органы стали выдавать лицензии. Для получения «номера» извозчики должны были опрятно выглядеть, следить за внешним видом лошадей и соблюдать правила — управлять конным транспортом только в трезвом виде и не останавливать повозки посреди улиц. С возникновением «конки» появилось новое правило проезда перекрестков — преимущество тяжелых «вагонов» перед другими транспортными средствами.
Появление первых автомобилей в XIX веке значительно увеличило необходимость в качественной организации дорожного движения. Уже в 1896 году в России был принят документ, регулирующий движение «самодвижущихся экипажей», а в 1900 году в Санкт Петербурге утвердили порядок движения пассажирских и грузовых автомобилей по городу. Уже тогда были определены многие правила, действующие и сейчас.
Автомобиль должен был быть зарегистрирован, оснащен номерными знаками спереди и сзади и исправен, что подтверждалось ежегодным обязательным осмотром специальной комиссией. Интересно, что выдавались номерные знаки, имеющие разные размеры в разных городах и называемые «жестянками», в то время на один год, подтверждая оплату водителем ежегодного транспортного налога. Старые номера можно было оставить себе, и многие украшали ими помещения. Запрещалось ездить с открытым глушителем или без такового. За неисправность выхлопной системы полагался штраф.
Управлять автомобилем мог гражданин старше 21 года, знающий грамоту и русский язык, соответствующий требованиям по состоянию здоровья, сдавший
специальный экзамен по вождению и имеющий разрешение на управление. Здесь можно обратить внимание на то, что уже с 1900-х годов существовали специальные учебные заведения, где велась подготовка будущих водителей. Передача прав третьим лицам, не имеющим специальной подготовки, и оставление автомобиля на улице без присмотра были запрещены.
Нарушителей правил наказывали в зависимости от степени вины и повторности
нарушения - штрафом до 100 рублей или арестом на две недели. За агрессивную езду, нахождение за рулем в пьяном виде и перегораживание дорог можно было лишиться прав на управление автомобилем.
Известно, что уже тогда существовали платные дороги — на шоссе, где располагались заставы, экипажи должны были оплатить специальные сборы.
Первым советским документом, связанным с безопасностью дорожного движения, была «Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по городу Москве и ее окрестностям», утвержденная Моссоветом 31 июля 1918 года. Следом за ней в 1920 году был опубликован подписанный В.И. Лениным Декрет «Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (правила)», установивший ограничение скорости для легковых автомобилей 25 верст в час, а для грузовых — 15 верст в час, при перемещении ночью — 10 верст в час.
До принятия в 1940 году единых для всего союза Правил Дорожного Движения
каждый регион и город разрабатывал и утверждал свои ПДД, теперь они создавались на базе общих. В 1957 году были выпущены новые типовые ПДД, из которых были исключены многие неоправданные ограничения. На основе этого документа в 1957-1959 году разрабатывались и вводились республиканские правила.
Важно отметить, что даже в годы Великой Отечественной Войны работы в направлении безопасности дорожного движения не прекращались, например в 1944 году в Москве приняли новые ПДД, повысившие требования к водителям и пешеходам, а 30 марта 1945 года появились акты, регламентирующие требования к внешнему виду автомобилей в г. Москва.
В 60-е годы проводилась работа по стандартизации для всей территории страны
бланков водительских удостоверений, технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта, принятию единых правил регистрации и учёта транспорта, проведения технических осмотров и методов учёта ДТП.
Важным шагом в мировой безопасности дорожного движения стало принятие
«Конвенции о дорожном движении» и «Протокола о дорожных знаках и сигналах» на международной конференции в Женеве в 1949 году, на основе которых все страны разрабатывают свои ПДД. В 1959 году к ним присоединился и Советский Союз, выпустив на их базе в 1961 году единые «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР», пересмотренные и переутверженные в 1965 году. В 1963 году Советом Министров РСФСР были введены номерные знаки для тракторов, самоходных шасси и тракторных прицепов, повысившее ответственность трактористов-машинистов за соблюдение правил дорожного движения и состояние техники.
В 1967 году было запрещено ездить на мотоциклах и мотороллерах без защитных шлемов.
Начиная с 1968 года в рамках борьбы за понижения количества ДТП было введено повсеместное изучение ПДД в общеобразовательных школах и профтехучилищах, с 1971 года такие занятия начали проводить в старших группах дошкольных учреждений, а в дальнейшем в рамках борьбы за БДД и снижение травматизма среди детей в повсеместную практику вошли различные слеты, совещания и семинары для юных участников дорожного движения. В это же время были созданы научно-исследовательские лаборатории проблем безопасности дорожного движения при ВНИИ МООП и МВД СССР, введена в Москве первая ЭВМ для регулирования движения одновременно на семи перекрестках.
Самым важным событием в истории ПДД стало принятие участниками конференции ООН по дорожному движению 8 ноября 1968 года в Вене «Конвенции о дорожном движении», подписанной представителями 68 стран мира, в том числе СССР.
Данный документ действует и в настоящее время, хоть и претерпел некоторые изменения и дополнения. В 1994 году Российская Федерация присоединилась к «Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов».
В переходный для страны период 90го-2000го годов работа над безопасностью дорожного движения также велась высокими темпами. Были изменены порядок регистрации транспортных средств и приема экзаменов, в том числе сдача практической части экзамена в два этапа — площадка и город, введены новые паспорта транспортных средств, свидетельства об их регистрации и номерные знаки, новые водительские удостоверения.
В 2003 году в России впервые было введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Серьезным шагом в борьбе с нарушениями ПДД стало принятие в России в 2008 году положений, позволяющих применять средства фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме, для привлечения владельцев транспортных средств к ответственности и создание центров обработки данных фото видеофиксации нарушений (ЦАФАП).
Последние десять лет работа по совершенствованию правил дорожного движения идет огромным темпами: принято более двухсот нормативных правовых актов, ужесточается наказание за нарушения ПДД, связанные с состояниями алкогольного и наркотического опьянения, совершенствуют процесс приема экзаменов на право пользования транспортом.
Викторина.
Классный руководитель (мастер ПО): Ребята, сейчас мы проведем викторину и ответите на вопросы. Прошу поднимать руку и отвечать на вопрос, кто поднимет руку быстрее, тот и отвечает. Кто ответит на большее количество вопросов, получит в конце викторины сладкий приз.
Вопросы:
1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)
2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).
3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)
4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)
5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)
6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)
7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)
8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)
9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)
10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)
11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)
12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)
13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)
14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не
разрешается).
15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).
16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).
17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).
18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).
19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).
20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).
21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).
22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или
регулировщик).
23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор, и регулировщик? (регулировщику).
24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).
25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).
26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).
27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).
28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).
29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь
становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).
30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).