Методическая разработка воспитательного мероприятия «заклички весны»

Категория: Музыка

Цель мероприятия: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к культурным традициям своего народа.

Задачи:

– расширение представлений студентов о старинных традициях русского народа, о народном календаре, в частности о весеннем цикле праздников, приобщение к старинным календарным традициям;

– обогащение художественно-эстетического тезауруса обучающихся произведениями музыкального фольклора Курской области;

– воспитание обучающихся в контексте фольклорной традиции отечественной культуры, пробуждение интереса русским народным обрядам и обычаям;

– воспитание чувства коллективизма, причастности к общему делу;

– развитие художественно-эстетического вкуса и ценностных ориентаций студентов, умений исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях;

– активизация художественной фантазии и воображения, развитие творческих способностей обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка воспитательного мероприятия «заклички весны»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ЗАКЛИЧКИ ВЕСНЫ»


Участники: студенты факультета искусств, проводит студенческая группа 11Б.

Тема: «Заклички». Выбор темы обусловлен значимостью этнокультурной проблематики в современном образовании и событиями народного календаря, совпадающими со сроками проведения недели фольклора.

Цель мероприятия: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к культурным традициям своего народа.

Задачи:

– расширение представлений студентов о старинных традициях русского народа, о народном календаре, в частности о весеннем цикле праздников, приобщение к старинным календарным традициям;

– обогащение художественно-эстетического тезауруса обучающихся произведениями музыкального фольклора Курской области;

– воспитание обучающихся в контексте фольклорной традиции отечественной культуры, пробуждение интереса русским народным обрядам и обычаям;

– воспитание чувства коллективизма, причастности к общему делу;

– развитие художественно-эстетического вкуса и ценностных ориентаций студентов, умений исполнять народные песни в свойственной им манере, участие в обрядовых действиях;

– активизация художественной фантазии и воображения, развитие творческих способностей обучающихся.

Форма: фольклорный праздник.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Музыкальный ряд:

Песни для исполнения: «Веснянка», «Ой, кулики-жаворонушки». «А мы просо сеяли» (песни весеннего цикла),

Карагоды: «Ды по городу», «Как у наших у ворот».

Изобразительный ряд:

Фотографии с весенним пейзажем.

Литературный ряд

Сказка «Как Весна Зиму поборола»; загадки, заклички, считалки.

Видео:

Фольклорный ансамбль «Левада» (Курский колледж культуры) с программой «Весну пора звать» на конкурсе «Дёжкин карагод»2010год.

(https://youtu.be/InooGEOr3Wc)

Оборудование

Свистульки и колокольчики. Элементы народного костюма: шали, веночки, картузы.

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«ВЕСНЯНКА»


Ход праздника

Звучит русская народная мелодия.

Ведущий 1: Собирайся-ка, народ, у высоких ворот!

Посмотрите, все ль на месте?

Все ль собрались отдыхать?

Хорошо! Тогда, наверно,

Можно праздник начинать!

Что за праздник мы встречаем?

Отгадайте-ка, друзья.

Ведущий загадывает детям загадку.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

Ответ: Весной.

Ведущий 2: Правильно! Вот и праздник наш о весне называется «Веснянка».

Зима в России бывает долгой, холодной и снежной. Надоедает она и людям, и птицам, и животным. Все с нетерпением ждут Весну-красну. И вот, наконец, она пришла!

В старину люди верили, что весна потому наступает, что ее издалека на своих крыльях приносят птицы.


Ведущий 3: Весну на Руси зазывали красивыми словами, закликали закличками. А не позвать ли нам Весну-весняночку, чтоб теплей да веселей было?

встают в полукруг.

Ведущий 1 берет глиняную птичку-свистульку и свистит, затем берет в руки птичку и начинает закликать весну, поднимая вверх птичку:

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Ведущий 2: Ребята! А теперь вы попробуйте позвать весну-красну. Возьмите своих птичек, и мы с вами будем закликать весну.

Участники праздника: берут в руки своих птичек и, держа их в руках, поочередно рассказывают заклички:

  1. Жив-живоронок

По полю летает,

Зернышки сбирает,

Весну закликает!

  1. Уж ты пташечка, ты залетная!

Ты слетай за сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Возьми зиму, отомкни лето!

  1. Жаворонушки, жавороночки!

Прилетите к нам!

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки, ноги нам отморозила!

  1. Чувиль-виль-виль! Жавороночки,

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаном копне,

На овсяном снопе.

Надоела нам зима,

Покличем Весну-красну!

  1. Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять злаков.

- Кулик, кулик, замыкай зиму,

Отпирай весну, теплое лето!

  1. Ах, жавороночки, мои деточки,

Прилетите к нам! Принесите вы нам

Весну теплую!

Унесите от нас зиму холодную.

Нам зима надоела,

Весь хлеб поела!

  1. Жаворонушки, перепелушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам!

Участники праздника поднимают вверх своих птичек и вместе с ведущим поют закличку «Кулик»:

Кулик-самород полетел в огород,

Сел на палку, согнал галку,

Галка плачет, кулик скачет.

Кулик, кулик неси ключик.

Отворяй весну, замыкай зиму.

Все вместе:

Ой, весна моя, ты весняночка!

Из-за темных лесов, из-за синих морей

Приходи! Солнцем, светом озари!

Звучит русская народная музыка, входит Весна. Обходя всех детей, она вовлекает их в хоровод, останавливается и встает в центр круга. Поёт закличку «Галочка-ключница»

Весна: А вы-то знаете хороводы?

Участники праздника: Знаем!

Весна: Тогда положите своих птичек и вставайте в карагод.

(Звучит Курская песня)

Весна: Вот молодцы какие! А теперь, ребята, давайте вместе играть, солнышко ясное в гости к нам звать.

Весна проводит игры

Игра Селезень

Выбираются водящие: парень (за кругом) и девушка (в кругу) остальные водят хоровод и поют песню:

«Селезень утку гоняет,

Млодой серу загоняет.

Пойдём утица домой,

Пойдём серая домой.

У тя семеро детей,

Восьмой селезень,

Девятая утка,

Шутка Машутка,

Селезень Васютка,

Кочет Ивашка,

Курица, барашка.

Селезень утку гоняет,

Ммолодой серу загоняет».

Как только заканчивается песня водящие хоровода поднимают руки (воротца) и впускают селезня к утке. Селезень ловит утушку и целует её (ура-ура- ураза, целоваться три раза).

Игра А я на бочке сижу

Два круга: внутри большого хоровода (который образуют девушки) сидят парни и играют в «ладушки». Все поют:

«А я на бочке сижу,

А слёзы катятся,

А денег нету ни гроша,

А кушать хочется.

Я сижу-сижу горюю,

У ракитого куста,

Если кто меня полюбит,

Тот и выберет меня».

Когда заканчивается песня, девушки выбирают себе понравившегося парня, целуют и меняются с ним местами. Если кого-то не поцеловали, он должен встать и спеть: «И никто меня не любит и никто не поцелует!»

Как из-под горы (Роза или мак)

Два водящих (решают кто из них Роза, а кто Мак) образуют ворота взявшись за руки, остальные держась за руки проходят через ворота и поют:

«Как из-под горы всё бегут ручьи. Ручьи – Вы куда, закрывай ворота». На последнее слова «воротца» опускают руки и ловят попавшегося в них человека. Задают вопрос: Кого выбираешь Розу ил Мак? Человек делает выбор и становится за спину водящего. В конце игры образуется две команды, и тянут канат.

Ведущий 1:

Красное солнце наше,

Нет тебя в мире краше!

Даруй нам света, теплое лето.

Красное солнышко наше,

Нет тебя в мире краше!

Ведущий 2: Молодцы! А теперь я предлагаю вам посмотреть видео сообщение, где мы подробно познакомимся с веснянками Курского края.

Ведущий 3: Хочу я вам еще загадки загадать. Любите отгадывать загадки? Тогда слушайте.

Загадки:

Синенька шубенка покрыла весь мир. ( Небо)

Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям усмехается. (Небо и солнце)

Бежать, бежать — не добежать, лететь, лететь — не долететь. (Горизонт)

Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце и месяц)

Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Облако)

Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Рассыпался горох на семьдесят семь дорог, никто его не подберет. (Град)

Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

Зимой в поле лежал, а весной в реку побежал. (Снег)

Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода — весь мост размела. (Мороз, весна)

Весна: Вот спасибо! Потешили вы меня, порадовали. А чем еще удивить сможете?

Ведущий 1: Мы расскажем для всех гостей Русскую народную сказку "Как Весна Зиму поборола"

Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придёт, когда талица ударится и с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.

Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт Солнце:

Солнышко, Солнышко,

Красное вёдрышко,

Выгляни из-за горы,

Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?

Солнце говорит:

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит — летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь была — Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:

— Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт — там и заслон сметёт, другим махнёт — и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.

Ведущий 2: Пословица толкует: «Февраль воду подпустит, март подберет. Март зиму ломает, новому сезону дорожку торит».

Месяц – зимобор открывает теплое время года, начинается подготовка к горячим полевым работам, прибавляются хлопоты в хозяйстве по прокорму скота и починке инвентаря.

Обратимся к народному численнику

6 марта - Тимофей-весновей,

12 марта - Прокоп перезимний дорогу рушит,

13 марта о - Ва­силий-капельник - с крыш каплет.

14 марта - Евдокия - плющиха. Вокруг этого дня бытовало много примет и присло­вий: «Пришли Евдокея - мужику затеи: соху точить, бо­рону чинить», «Авдотья - весновка весну сряжает», «Евдокия - замочи подол, под порогом мокро», «Евдокия красна, и весна красна», «С Евдокии - плющихи первые оттепели».

Авдотьин день слыл летоуказателем: «Какова Евдокея, таково и лето», «На Евдокею погоже - все лето пригоже», «Отколе ветер с Евдокеи, оттуда и во все лето», «Смотри лето по Евдокеи: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер - к мокрому лету, а мороз и северный ветер - к лету холодному».

За Евдокией следовал Федот: «На Федота занос - долго травы не будет». А через день – Герасим – грачевник. «Грач на горе - весна на дворе».

18 марта - Конон-огородник. Искусники гряд пере­бивают парниковый грунт, меняют гнилые парубни, замачивают семена для высева.

22 марта - Сороки - день равен ночи. На Сороки молодёжь водила хороводы, распевала «сбор­ные» песни. Их назначение - приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на Масленицу, и теперь хо­роводные игры способствуют и веселью и встречам.



Весна: Молодцы! Спасибо вам! Весну вы славили?

Участники праздника: Славили!

Ведущий: В игры играли?

Участники праздника: Играли!

Весна:

А сейчас в самый час всем на удивленье

Заварить душистый чай, да отведать угощенье.

Я напекла для вас птичек – жаворонков, напекла с наилучшими пожеланиями тепла, радости, добра вам и вашим родным. Угощайтесь на здоровье!


Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас