СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Всероссийский Гагаринский урок "Космос - это мы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка может быть полезна при подготовке Всероссийского Гагаринского урока "Космос - это мы"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Всероссийский Гагаринский урок "Космос - это мы"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ И АВИАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ГАГАРИНСКИЙ УРОК «КОСМОС – ЭТО МЫ»

(12 апреля)

День космонавтики – праздник, отмечаемый в России 12 апреля, установленный в ознаменование первого полёта человека в космос.

С 2016 года Гагаринский урок «Космос – это мы» включен Министерством образования и науки Российской Федерации в Календарь образовательных событий и рекомендован к проведению в общеобразовательных организациях. 

Основными целями мероприятий, посвященных освоению космоса, являются профориентация школьников к продолжению образования по естественно-научному и инженерному профилям;

изменение отношения к своей планете,

экологическое воспитание подрастающего поколения;

воспитание патриотизма, уважения к достижениям нашей Родины.

Загадочный космос притягивал внимание людей на протяжении многих столетий. Астрономы – профессиональные учѐные и многочисленные любители – изучали тайны Вселенной, вели систематические наблюдения за многочисленными небесными телами и совершали открытия. Качественные шаги в изучении Вселенной были сделаны в XX веке. В 1957 году в СССР осуществлѐн успешный запуск первого искусственного спутника Земли «Спутник-1». В 1961 году на космическом корабле «Восток 1» состоялся первый полѐт человека в космос – Ю.А. Гагарин стал первым космонавтом Земли.

В Российской Федерации День космонавтики отмечается в соответствии со статьѐй 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России».

В рамках празднования Дня космонавтики рекомендуется проведение всероссийского урока, посвященного изучению истории освоения космоса, знакомству с достижениями советской, российской и мировой космонавтики, знакомству с практическими достижениями космонавтики как современной науки, еѐ научным и прикладным значением.

Цели всероссийского Гагаринского урока «Космос – это мы»: воспитание патриотизма, чувства гордости за нашу страну на  примере изучения подвигов лѐтчиков-космонавтов, героев – исследователей космоса, проложивших человечеству дорогу в космос;

формирование у учащихся осознания значимости изучения космоса и развития космонавтики как современной отрасли науки и техники;

формирование у учащихся познавательного интереса к профессиям, связанным с космонавтикой, к истории космических достижений, к развитию современной космонавтики;

формирование у учащихся познавательного интереса к вопросам освоения космоса, космическим полѐтам;

воспитание качеств высоконравственной личности, ориентированной на здоровый образ жизни, на укрепление физического, психического, социального здоровья;

воспитание уверенности и убеждѐнности в необходимости дальнейшего исследования космоса;

воспитание бережного отношения к природе.

День космонавтики – один из знаменательных праздников, ежегодно отмечаемых в нашей стране и в мире.

Список наиболее памятных событий и дат, связанных с освоением космоса, отражающий величайшие достижения нашей Родины.

04.10.1957 – в СССР осуществлен успешный запуск первого искусственного спутника Земли «Спутник-1». День запуска искусственного спутника принято считать началом космической эры.

03.11.1957 – первое живое существо на орбите Земли (Лайка на корабле «Спутник-2»).

14.09.1959 – автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-2» впервые достигла поверхности Луны.

07.10.1959 – первая фотография обратной стороны Луны (АМС «Луна-3»). 19.08.1960 – первые живые существа – собаки Белка и Стрелка, – совершившие суточный орбитальный полѐт и благополучно вернувшиеся обратно.

12.02.1961 – первый космический аппарат «Венера-1» отправлен к Венере (первый в истории человечества аппарат, предназначенный для исследования других планет).

12.04.1961 – первый полет человека в космос (Юрий Алексеевич ГАГАРИН). Первый полѐт вокруг Земли продолжался 108 минут (1 час 48 минут). Старт космического корабля «Восток-1» состоялся с космодрома Тюра-Там на территории Казахстана (космодром Байконур еще предстояло построить).

06.08.1961 – первые сутки на орбите и сон человека в космосе (Герман Степанович ТИТОВ на КК «Восток-2»). Космонавт Герман Титов впервые проводил киносъемку поверхности Земли. Полѐт Германа Титова длился 25 часов и 18 минут. Космический корабль «Восток-2» совершил 17 витков вокруг Земли. 26 марта 1962 года, в годовщину первого полѐта человека в космос, именно лѐтчик-космонавт Герман Титов обратился в ЦК КПСС с конкретным предложением об установлении праздника «День космонавтики».

16.06.1963 – первый полет женщины в космос (Валентина Владимировна ТЕРЕШКОВА). В этом году исполняется 55 лет со дня этого памятного события.

12.10.1964 – первый групповой полет человека в космос на многоместном корабле «Восход-1».

18.03.1965 – первый выход человека в космическое пространство (Алексей Архипович ЛЕОНОВ).

03.02.1966 – первая «мягкая посадка» на Луну (АМС Луна-9).

01.03.1966 – перелѐт космического аппарата с Земли на другую планету (посадка АМС «Венера-2» на поверхность Венеры).

03.04.1966 – станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны.

30.10.1967 – первая автоматическая стыковка двух космических аппаратов.

16.01.1969 – первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей (корабли «Союз-4» и «Союз-5»).

11.10.1969 – первый совместный полѐт трех кораблей «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8».

01.06.1970 – первые две недели (а точнее 17,8 суток) в космосе на космическом корабле «Союз-9». Рекорд продолжительности автономного полѐта без стыковки с орбитальной станцией.

24.09.1970 – впервые автоматической станцией доставлен лунный грунт на Землю.

27.11.1971 – станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса.

22.10.1975 – первое фото твердой поверхности Венеры.

09.04.1980 – 11.10.1980 – первые полгода (185 суток) в космосе (ПОПОВ Леонид Иванович, РЮМИН Валерий Викторович).

15.11.1988 – первый полностью автоматический полет возвращаемого космического корабля «Буран». Юбилейное событие, в этом году исполняется 30 лет со дня этого выдающегося достижения отечественной космонавтики.

20.02.1986 – 23.03.2001 – полѐт советско-российской пилотируемой научно-исследовательской орбитальной станции «Мир».

20.11.1998 – выведен на орбиту первый элемент международной космической станции (МКС) – функционально-грузовой блок «Заря». Юбилейное событие, в этом году исполняется 20 лет со дня начала создания МКС.

Тема:

«История первого космического полѐта. Ю.А. Гагарин – космонавт № 1

Цель урока:

Научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории. Рассказать о памятной дате и предназначении праздника.

Задачи урока
- способствовать формированию потребности и стремления к знаниям;

- развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба;

- воспитывать чувство гражданского патриотизма.







Ход урока

Урок начинается со звучания песни А. Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был?». 

Учитель обращается к учащимся с вопросами о том, знакома ли им эта песня, кому она посвящена.

Ответ учащихся – Гагарину.

У. - Почему именно ему?

Возможные ответы учащихся: Первый человек, покоривший космос; 12 апреля - день космонавтики …

Правильно. 12 апреля день космонавтики и авиации. Это особенный триумфальный праздник. Недаром его отмечает весь мир!

12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический полет с человеком на борту корабля. К этому дню готовились очень-очень долго! Долго выбирали летчика-космонавта!

Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страницы большого журнала, на которых мы увидим, каким был Юрий Алексеевич, как воспитывался характер будущего космонавта и постараемся для себя определить свод правил, выполнение которых позволит успешно воспитывать свой характер. 

Идеальный герой нашего времени, он стал символом бесстрашного подвига и неиссякаемой молодости, символом человечества, олицетворением его лучшей части.

Почему именно он полетел? Потому что именно весь ход событий нашей жизни готовил его к этому подвигу. Тяжелое детство, стремление учиться и не просто учиться, а хорошо учиться, помочь своим родителям – вот цели, к которым поначалу стремился Юрий.

И первая страница нашего журнала так и называется: «Знаете, каким он парнем был?».

Рассказ о Гагарине

Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934г. в деревне Клушино, Гжатского района,   Смоленской области.

В пятом классе он вместе с ребятами организовал технический кружок, где  ребята сами сделали летающую модель самолета

Окончив школу в Гжатске, он задумался о профессии и поступил на завод,  закончил сначала ремесленное училище в Люберцах, затем Саратовский  индустриальный техникум по специальности формовщика – литейщика.  Но мечта летать не покидала его.

Одновременно с учебой окончил летные курсы при Саратовском аэроклубе и  летал на ЯК – 18. Получил направление в Оренбургское авиационное училище, окончил в 1960г. и получил  специальность военного летчика – испытателя.

В 1960г. Гагарина включили в отряд по подготовке  космонавтов.

В 1961 году 12 апреля был совершен полет в космическое пространство. После старта космический корабль «Восток» благополучно приземлился в заданном районе. Вся страна и весь мир кипел, приветствовал  небывалое достижение науки. 

Город Гжатск сейчас переименован в город Гагарин. Памятник Ю.А.Гагарину  стоит в центре города.

У - Он многому учился и многое постиг. И чем больше он учился летному делу, тем сильнее ему хотелось полететь далеко к звездам, узнать как можно больше освоить космос. Из многих претендентов быть первым выбор пал на него. Он был лучшим в учебе, во время подготовки к полету, честен и порядочен в общении с коллегами и друзьями, очень смел.

Наша вторая страница посвящена первому полету. Выходят два ученика и читают отрывок из дневника Гагарина.

1. 12 апреля 1961года…В половине шестого врач вошел в спальню и легонько потряс меня за плечо… 

- Юра, пора вставать, - услышал я.  Я моментально поднялся. Обычная физзарядка, медицинский осмотр, скафандр, специальный автобус… Мы быстро мчались по шоссе.

2. Я еще издали увидел устремленный ввысь серебряный корпус ракеты…чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч солнца горел на ее вершине… Нетерпение росло…



Сейчас мы посмотрим запись Ю.А. Гагарина о своем полете

https://www.youtube.com/watch?v=0S5ioKWQlls

За 108 минут корабль-спутник с первым в мире космонавтом облетел земной шар и благополучно вернулся на Землю. Это был мощный прорыв в освоении космоса!

А потом была торжественная встреча на Красной площади столицы нашей Родины Москва. За несколько часов Юрий Алексеевич Гагарин стал самым известным человеком в мире. Когда по радио прозвучало правительственное сообщение о великом полете, улицы всей страны заполнились толпами людей. Все хотели поприветствовать первого в мире космонавта, Сына Земли, Гражданина Вселенной!



Давайте прослушаем это важное сообщение

https://ok.ru/video/67302231422318-0

Сам Гагарин говорил, - «Для первого полета нужен человек, в характере которого переплеталось бы как можно больше положительных качеств».

- Какие достоинства, на ваш взгляд присущи таким людям?

Давайте сейчас вместе попробуем определить основные правила самовоспитания, которые помогут нам добиться успеха  немалых побед и впишем их на последнюю страничку нашего журнала.

(Примерный перечень правил, которые могут быть использованы)

1. Воспитывая себя, воспитывай и других.

2.Нельзя жить, если не знаешь, зачем живешь и чего хочешь.

3. Не уступай подлости, иначе погубишь в себе человека.

4.Трудность интересна тем, что раскроет в тебе новые качества.

5. Плох тот день, после которого не осталось задач на завтрашний.

6. Здоровое недовольство собой – высокое достоинство настоящего человека.

7. Приучи себя чаще говорить: «надо», «должен», реже - «не хочу», «не буду».

Возможно, именно эти правила дадут толчок к воспитанию всесторонне развитой личности, полноценного гражданина нашей Родины, умеющего тонко ценить и понимать духовное и культурное наследие.  

Закончились страницы нашего журнала. Тема нашего урока будет всегда стоять отдельно, как символ мужества, героизма и целеустремленности, будет всегда служить примером для подражания и стремления достичь своих целей.



Теперь ученик прочитает нам стихотворение:

Когда последний закруглен виток

Так хорошо сойти на Землю снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.



У.- Давайте немного отдохнем, т.е. устроим космический привал. А так как на привале полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы с вами не будем отклоняться от этого правила. Я вам предлагаю съесть яблоко, только оно находится в состоянии невесомости.

 (Один из участников стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к которой привязано яблоко; все остальные должны его съесть). 


А теперь мы проведем с вами «космическую» викторину

Вопросы для викторины:

1. Главный космодром, с которого стартовали первые космические корабли (Байконур). 

2. Кто сказал слова: "Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин) 

3. Наш соотечественник, основоположник теоретической космонавтики. (Циолковский). 

4. Почему в музее Звездного городка в рабочем кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина). 

5. Ф.И.О. главного конструктора первых советских космических ракет (Сергей Павлович Королев). 

6. Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты (космодром). 

7. Как одним словом можно назвать человека, которого отбирают врачи, он должен быть широко образованным, несколько лет он проходит радиотехническую подготовку, различного рода испытания и тренировки (космонавт). 

8. Второй советский спутник запустили через месяц после первого, на борту его находилась… (кто?), которая не вернулась из космоса (Лайка). 

9. Назовите летчика-космонавта, возглавлявшего советский экипаж корабля "Союз-19”, принимавшего участие в совместном полете с американским кораблем по программе "Союз-Аполлон”. Во время полета впервые он вышел из корабля и удалился от него на 5 метров (А. А. Леонов). 

10. Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же стороной (Луна). 

Сейчас мы прослушаем песню

(Звучит фонограмма песни « Я - Земля», сл.Е. Долматовского, муз. В. Мурадели)



И в заключение нашего урока посмотрим поздравление космонавта РОСКОСМОСА Олега Новицкого с Днем космонавтики с борта МКС





https://www.youtube.com/watch?v=Rhje4bLIEfg

Рекомендуемая книга для чтения ученикам начальной школы Ю.М. Нагибина «Маленькие рассказы о большой судьбе», которая объединяет рассказы о первом космонавте мира Юрии Гагарине, написанные в разное время. Книга создана на основе личных встреч автора с Ю.А. Гагариным, с родными и близкими первого космонавта, с другими покорителями космоса. Ю.М. Нагибин описывает детство и юность будущего космонавта, уделяет большое внимание становлению его личности, этапам формирования характера будущего героя космоса, но делает это тонко, без лишнего пафоса, что усиливает воспитательный потенциал книги. Всѐ это делает «Маленькие рассказы» искренними и интересными для младших школьников.

Книги о Ю. Гагарине, рекомендуемые для чтения младшим школьникам:

1. Гагарин В.А. Мой брат Юрий. М., 2009.

2. Гагарина А.Т. Слово о сыне. М., 1989.

3. Гагарина В.И. 108 минут и вся жизнь. М., 1986.

4. Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. Люб. изд. 5. Наш Гагарин / Авт-сост. Я. Голованов. М., 1979.

Список используемой литературы

1. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Волгоград: Учитель, 2005г.

2.Гагарин Ю.А. Вижу Землю: - М.: Детская литература, 1976г.

3.Гагарин Ю.А. Дорога в космос: Записки лѐтчика-космонавта СССР. М., 1978.

4.Голованов Я.К. Космонавт № 1. М., 1986.

5.Данилкин Л.А. Юрий Гагарин. ЖЗЛ. М. 2011.

6.Дубкова С.И. Волшебный мир звѐзд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. 2003

7.Каманин Н.П. Первый гражданин Вселенной. М., 1962.

8.Обухова Л.А. Любимец века. М., 1972.

9.Первушин А.И. 108 минут, изменившие мир. Как человечество впервые полетело к звѐздам. М., 2016.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!