СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятий по географии с использованием дистанционных технологий

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятий по географии с использованием дистанционных технологий»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЙ ПО ГЕОГРАФИИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ






Выполнила: Косилова О.В










Курск 2023

Аннотация


Данная разработка представляет собой ряд индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих продолжать образовательный процесс в дистанционной форме. Предложенная работа может быть полезна для учителей общеобразовательных учреждений при проведении в формате дистанционного обучения уроков географии и биологии.

В разработке обоснованы цели и задачи, актуальность работы и представлены ИОМы уроков.

В процессе работы ученики продолжают обучение, находясь дома, таким образом осуществляется непрерывность образования. Ученики имеют неограниченное количество обращений к материалам, просмотрам видео, доступ к электронным ресурсам, проверке правильности выполнения заданий.

Введение


В течение последних 30 лет использование современных технических средств принимает глобальные масштабы, становясь явлением образовательной и информационной культуры, которое изменило подход к образованию во многих странах мира. В нашей стране только в последнее десятилетие информационные образовательные технологии получили интенсивное развитие, прочно завоевывая свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Дистанционное обучение - одно из самых свободных и простых методов обучения.

Цель данной работы – наглядный пример применения возможностей дистанционного обучения при отсутствии других способов.

Для решения данной цели ставились следующие задачи:

- познакомить учащихся с интернет-ресурсами

- способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельного выполнения заданий

- способствовать развитию навыков обработки информации

- воспитать творческую активность при выполнении заданий

- воспитать положительный интерес к изучению дополнительного материала.

Работа с учащимися проходит в дистанционной форме с использованием мессенджеров, электронной почты для отправления нового материала, видеоуроков, домашнего задания и получения ответа. Используются онлайн платформы для общения, видеоконференций, обсуждения возникающих затруднений у учащихся.




















Основная часть. Раздел 1


Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, при этом используются технологии online и offline.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

  • электронная почта (с помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учеником: рассылка учебных заданий и материала, вопросы преподавателя и к преподавателю, отслеживание истории переписки);

  • телеконференции (они позволяют: организовать общую дискуссию среди учеников на учебные темы; проводить под управлением преподавателя, который формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих на конференцию сообщений; просматривать поступившие сообщения; присылать свои собственные письма (сообщения), принимая, таким образом, участие в дискуссии).


В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Новые технологии, среды и методы позволяют ученику выбрать свой индивидуальный образовательный маршрут и расписание занятий, позволяют работать в своем темпе, выполняя те задания, которые он выбрал сам. Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.


Раздел 2



Индивидуальный образовательный маршрут с использованием дистанционных технологий по географии, 6 класс

Учитель:

Учащийся


Тема для изучения

Задание для выполнения

(БАЗА)

Образовательные ресурсы

(портал, учебник и т.п.)

Дата (сроки) сдачи письмен-ных заданий


Население Земли. Человек и природа. Самостоятель-ная работа

Ответить письменно на вопросы:

1.Что из себя представляет цепь питания? Запишите всех участников цепи последовательно (в строчку).

2.Перечислите виды природных комплексов. В виде схемы изобразите один из них


1.https://interneturok.ru/lesson/geografy/6-klass/chelovechestvo-na-zemle/prirodnye-kompleksy


2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7179/main/251919/

(использовать активные закладки наверху – «Начнем урок», «Основная часть» и кнопки справа - 1,2,3,4 для переключения полей с информацией)


3. Читать параграфы № 33,34 учебника.



Оценивание выполнения задания

Объем, что указан в таблице (выше) – это БАЗА (соответствует оценке «3»).

Чтобы получить «4», выполняется обязательный объем БАЗА + СТАНДАРТ (приложение)

Чтобы получить «5», выполняется обязательный объем БАЗА + СТАНДАРТ + СУПЕР


Таким образом

БАЗА – оценка «3»

СТАНДАРТ – оценка «4»

СУПЕР – оценка «5»







Приложение

Задания части А (СТАНДАРТ)


  1. Найти соответствие:

Монголоидная раса

Европеоидная раса

Негроидная раса

А. Светлая кожа, светлые глаза, узкий нос

Б. Узкий разрез глаз, выступающие скулы

В. Желтоватый цвет кожи, прямые черные волосы

Г. Широкий нос, толстые губы

Д Темная кожа, темные глаза, жесткие курчавые волосы

  1. Интеллект или качества личности зависят от:

А. Расы

Б. Национальности

В. Условий жизни

Г. Воспитания, образования

Д. Состояния здоровья

  1. Создатель учения о биосфере:

А. Ч. Дарвин

Б. В. Вернадский

В. Н. Вавилов

  1. В какой строчке названы только крупнейшие страны мира по численности

А. Индия, Франция, Аргентина

Б. Боливия, Китай, Япония

В. Китай, Индия, США

  1. Основные типы населенных пунктов:

А. городские поселения, деревни

Б. деревни, села, хутора

В. Городские поселения, сельские

  1. Природные явления, происходящие в атмосфере:

А. Землетрясения, наводнения, смерчи

Б. Смерчи, ураганы

В. Наводнения, цунами

  1. Наводнения это:

- затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке или море

- сильнейшие атмосферные вихри

- разрушения зданий, возникновение пожаров в результате затопления




  1. Пользуясь картой, назовите основные территории проживания людей, относящихся к европеоидной, монголоидной, негроидной расам.

  2. Приведите примеры негативного влияния человека на природу.


Задания части Б (СУПЕР)

Что такое заповедники? Для чего они организуются?

Приведите примеры 5 заповедников Ленинградской области, указав их обитателей (растения и животные).

Образец выполнения задания:

Заказник «Лисинский». Площадь заказника – 28 260 га. Водятся глухари и тетерева, медведи, куницы и лисицы. Растут редкие виды растений, произрастают хвойные леса с богатым смешанным подлеском.













Проверочная работа по разделу «Атмосфера»

География, 6 класс


 1. Линии, соединяющие точки с одинаковой средней температурой воздуха называются:

А) изобары

Б) изотермы

В) изогипсы


2. Закончите предложения:

А) Сила, с которой воздух давит на земную поверхность – это …

Б) Вся вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из атмосферы, называется…

В) Разница между самыми высокими и самыми низкими температурами называется…

Г) Количество водяного пара в граммах, находящееся в 1 м3 воздуха называют …

Д) Ветры, возникающие на берегах морей и крупных озер и меняющие свое направление на противоположное 2 раза в сутки называются…


 3. В каком направлении дует летний муссон?

А) с моря на сушу

Б) зимой – с суши на море, летом – с моря на сушу

В) с суши на море

Г) летом - с суши на море, зимой - с моря на сушу


4. Сила ветра измеряется в...

А) миллиметрах

Б) процентах

В) баллах

Г) метрах


5. Установите соответствие между прибором и его назначением:

А) барометр 1. прибор, для измерения скорости ветра

Б) анемометр 2. прибор, для измерения атмосферного давления

В) осадкомер 3. прибор, для измерения кол-ва осадков


6. Выберите вариант, при котором под воздействием солнечных лучей поверхность земли нагреется сильнее?


7. Какой тип облаков находится ниже всех?

А) Кучевые     В) Перистые

Б) Слоистые     Г) Перламутровые


8. Какой океан не оказывает влияние на климат России?


9. Какой месяц в Южном полушарии самый холодный?

А) Январь       В) Декабрь

Б) Июль           Г) Март 


 10. Проанализируйте климатограмму и определите:


А) мах (максимальные) и min (минимальные )температуры воздуха (сколько градусов и в каком месяце)

Б) мах и min кол-во осадков (сколько мм и в каком месяце)

В) ГКО (годовое кол-во осадков)


11. Для чего служит этот прибор?










Индивидуальный образовательный маршрут с использованием дистанционных технологий по географии, 7 класс

Учитель:

Учащийся


Тема для изучения

Задание для выполнения

(БАЗА)

Образовательные ресурсы (портал, учебник и т.п.)

Дата (сроки) сдачи письмен-ных заданий

.

Евразия. Географическое положение, природа материка.

Народы и страны Европы.



Практическая работа № 10 «Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам

По карте приложения и тексту учебника заполнить таблицу

Европа

Азия

Языковые группы

Народы

Языковые группы

Народы

Славянская

Русские, украицы

Китайская


Романская


Тибето-бирманская


Германская


Тюркская


Кельтская


Монгольская


Греческая


Финно-угорская


Балтийская




Образец: Славянская – русские, украинцы

Записать по 2-3 примера народов

1 https://interneturok.ru/lesson/geografy/7-klass/materiki-evraziya/geograficheskoe-polozhenie-evrazii



2.

https://interneturok.ru/lesson/geografy/7-klass/materiki-evraziya/strany-evropy-tipovaya-harakteristika-stran






Оценивание выполнения задания

Объем, что указан в таблице (выше) – это БАЗА (соответствует оценке «3»).

Чтобы получить «4», выполняется обязательный объем БАЗА + СТАНДАРТ (приложение)

Чтобы получить «5», выполняется обязательный объем БАЗА + СТАНДАРТ + СУПЕР

Таким образом

БАЗА – оценка «3»

СТАНДАРТ – оценка «4»

СУПЕР – оценка «5»

Приложение 1

Задания части А (СТАНДАРТ)


1.Материк Евразия по отношению к экватору расположен:

а) только в Южном полушарии;

б) только в Северном полушарии;

в) как в Северном полушарии, так и в Южном


2.Крайняя западная точка материка находится на полуострове:

а) Малая Азия; б) Пиренейский; в) Чукотском.


3.Самый большой по площади полуостров:

а) Аравийский; б) Скандинавский; в) Индостан.


4. Самый высокий вулкан на материке Евразия:

а) Этна; б) Кракатау; в) Ключевская Сопка.


5. Самая глубокая впадина на материке Евразия:

а) Прикаспийская низменность; б) впадина Карагие; в) впадина Мертвого моря.


6. Центральную Азию исследовали ученые путешественники:

а) Семенов-Тянь-Шаньский, Пржевальский; б) Васко-да-Гама, Ливингстон ;в)Тасман, Кук.


7.Евразия с запада омывается океаном:

а) Северным Ледовитым; б) Тихим; в) Атлантическим; г) Индийским


8. Крупные озера России Ладожское и Онежское находятся на:

А. северо-востоке Б. севере Евразии В. северо-западе Г. юге Евразии


9.Какие моря омывают Евразию на север

а) Баренцево море; б) Охотское море; в) море Лаптевых; г) Аравийское море; д) Чукотское море


10. Евразия с востока омывается океаном:

а) Северным Ледовитым; б) Тихим; в) Атлантическим; г) Индийским.


Задания части Б (СУПЕР)



Задания к кроссворду по теме «Столицы стран Европы» (вопросы по горизонтали):

  1. Столица Швеции.

  2. Столица Эстонии.

  3. Столица Норвегии.

  4. Столица Финляндии.

  5. Столица Германии.

  6. Столица княжества Лихтенштейн.

  7. Столица Нидерландов.

































Заключение

У дистанционного обучения есть ряд плюсов. Экономия времени и для детей, и для взрослых, его универсальность. В любое время школьник может заниматься своим образованием самостоятельно, он не связан временными рамками, может распределять время так, как требуется для него самого. Ведь главное в современном образовании — это результат.

Обучение школьников на расстоянии позволяет не пропускать занятия по тем или иным причинам, обучение происходит в комфортной обстановке, учебные материалы доступны.

Среди недостатков – дистанционное обучение требует организованности и собранности, лишает живого общения, увеличивается времяпровождения перед компьютером. Но когда ДО – единственный способ обучения, необходимо использовать все его плюсы.
































Источники информации


  1. Библиотека видеоуроков по школьной программе https://interneturok.ru

  2. Видеоуроки в интернет – сайт для учителей – https://videouroki.net

  3. Образовательная социальная сеть – https://nsportal.ru

  4. TestEdu.ru — образовательные тесты - https://testedu.ru

  5. Природа мира – https://naturae.ru

  6. Российская электронная школа https://resh.edu.ru

  7. Сайт для учителей «Учителя.com» - https://uchitelya.com

  8. Учебно-методический кабинет – https://ped-kopilka.ru

  9. Хостинг документов ученикам и учителям – https://doc4web.ru

























Оглавление

1. Аннотация

2

2. Введение

3

3. Основная часть

4

4. Заключение

22

5. Источники информации

23

6. Оглавление

24






19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!