Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Конспект занятия по теме
«Брошка-морошка»
Педагог дополнительного образования,
Денисенко Екатерина Вадимовна
г.Салехард, 2024 г.
Тема «Брошка-морошка»
Возраст участников: 10-12 лет.
Продолжительность занятия - 1 академический час.
Цель и задачи.
Цель: знакомство с ягодой морошкой и воплощение этого образа в изделии из полимерной глины.
Задачи:
Познакомить с информацией про ягоду морошку.
Сформировать у обучающихся представление о пользе и красоте ягоды морошка.
Научить изготавливать сувенир в предложенной технике ДПИ.
Сформировать у учащихся стремление самостоятельно приобретать знания, умение наблюдать и обобщать, анализировать факты жизни, воплощать задуманное в материале.
Воспитывать любовь и уважение у обучающихся к родному краю, в котором они живут, через знакомство с особенностями местных брендов.
Формировать и развивать творческие способности учащихся через созидательную деятельность.
4. Педагогические методы.
Педагогические методы, используемые на занятии: интерактивный метод обучения, наглядный, словесный, практический, игровой, рефлексия.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, активная позиция обучающихся в транслировании своего жизненного опыта, совместное решение проблем, возникающих на занятии. Участник и педагог в этой модели являются равноправными субъектами обучения, и где происходит процесс постоянного, активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.
К наглядным методам обучения используемых на данном занятии относится просмотр изделий из полимерной глиный, фото и иллюстраций, работа по инструкционным картам (на слайдах и в бумажном виде). Также показ педагогом практических приёмов изготовления изделия, приёмов смешивания полимерной глины, оформления и крепления основы для броши.
Словесный метод является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объём информации в минимальный промежуток времени. Его основой является слово, а задача педагога – преподнести информацию обучающимся посредством слова. К словесным методам относятся рассказ-беседа про растение морошка, её использование в традиции национальной кухни, а также беседа по ходу занятия и вводные и текущие инструктажи, стихи и загадки для поддержания активности и успешности участников.
Практический метод предполагает активную практическую деятельность обучающихся в виде практических действий, целью которых является овладение определёнными навыком в совершенстве. К практическим методам относятся упражнения на освоения техники смешивания цветов,….
Метод рефлексии позволяет подвести итоги и осознать результат занятия, когда участники высказывают своё мнение и ощущения, что узнали, чему научились, что получилось и что не получилось.
Формы обучения: Работа в группах и микрогруппах.
Ход занятия
Здравствуйте, давайте поздороваемся друг с другом глазами, улыбнемся друг другу и пожелаем друг другу плодотворной и творческой работы.
Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу, над ухом пищат комары, а мы подходим к краю болота и видим разные ягоды, какие названия вы знаете?
- Черника, голубика, брусника и морошка. Да правильно мы с вами уже знакомились с некоторыми ягодами Севера.
А сейчас послушайте загадку, и вы узнаете какую сегодня мы будем лепить ягоду.
Похожа на малину,
Живу в низине,
Люблю болото!
Коль сорвать охота —
Не ленись, наклонись,
Желтой ягодкой насладись.
Подумай немножко:
Как меня зовут?
Дети: морошка
Для того чтобы узнать, что мы будем лепить на занятии, я предлагаю вам расшифровать это слово.
Каждая цифра обозначает букву алфавита.
2, 18, 16, 26, 12, 1
Ответ: брошка
Да все верно, сегодня каждый из вас будет делать свой проект брошки-морошки.
- Я предлагаю вам сегодня узнать о морошке – царской ягоде много интересного и изготовить своими руками сувенир брошку-морошку.
(Презентация рассказ про морошку).
Слайд Научное видовое название происходит от др.-греч. χαμαί («на земле») и лат. morus («шелковица»). «Морошка» является и названием растения и его плодов.
Слайд В зрелых ягодах содержатся сахара, белки, клетчатка, яблочная и лимонная кислоты; витамины С, В, РР, А; минеральные вещества: много калия, фосфор, железа, кобальт, антоцианы, дубильные и пектиновые вещества.
Слайд В древности называли «болотный янтарь», глошина, малина Арктики, северный апельсин, «очи болота», «болотный стражник», моховая смородина, арктическая малина.
Слайд Плод – сборная костянка диаметром 1,5 см, по форме напоминает плоды малины, но отличается особым запахом и вкусом. Незрелые ягоды - желто-красные, с некоторой «скрипучестью», плотные, а зрелые - оранжевого цвета, - августе.
Слайд Издавна морошку подавали самому царю, как самую полезную и ценную ягоду, на Севере ее до сих пор называют Царской ягодой. В трактирах подавали квасы и морсы из вкусной ягоды. Северяне говорят: «нет ничего слаще и ароматней, чем медовая морошка». Янтарные ягоды предпочитают, есть в свежем виде, также ее сушат и маринуют.
Слайд Хозяйки Севера варят варенья, джемы, повидло и компоты. Из сладких ягод получаются вкусные морсы и лимонады. На зиму северяне замораживают ягоду, при этом она совершенно не теряет полезных и вкусовых качеств. Из ягод готовят пироги, ватрушки. Кондитеры готовят из сочных плодов муссы, желе и прочие десерты.
Слайд Морошка отличный компонент для многих косметических средств. На ее основе делают замечательные кремы для лица и рук, восстанавливающие шампуни для ослабленных волос. При регулярном применении ягод волосы и ногти приобретают здоровый и блестящий вид.
А этот куст морошки уже побывал на выставке «Россия» в Москве.
Давайте посмотрим работы мастериц России, какие интересные есть брошки.
- Мы столько интересного узнали о морошке, а теперь переходим к практической части.
Посмотрим процесс изготовления брошки-морошки (видео).
Данный мастер-класс изготовления брошки-морошки я размещу в группе, и вы сможете, просмотреть технику лепки броши-морошки и вам задание сделать морошку самостоятельно и разместить фото в группе.
Для удобства выполнения мы разработали технологическую карту изготовления брошки-морошки, по которой просматривается вся последовательность выполнения работы.
Технологическая карта присутствует на экране, а также у вас на столах, с помощью нее мы начинаем лепить морошку.
Технологическая карта. Процесс изготовления брошки-морошки.
Рефлексия.
У нас с собой телефоны, включите режим сканирования qr-кодов, на обратной стороне вашей технологической карты имеется qr – код, я прошу вас этот код отсканировать и ответить на вопрос: «Понравился ли вам мастер- класс» 1 из 2 вариантов ответа (да или нет). На экране мы можем видеть результат нашей сегодняшней работы с вами. Мне будет приятно, если вы возьмете сделанные вами аксессуары с собой.