СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия для школьников, приуроченного 80-летию прихода первого конвоя «Дервиш» в порт города

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия для школьников, приуроченного 80-летию прихода первого конвоя «Дервиш» в порт города»











Методическая разработка занятия для школьников, приуроченного 80-летию прихода первого конвоя «Дервиш» в порт города.





























Разработчик:

Тетерина Светлана Алексеевна,

учитель музыки







Архангельск, 2022



Тема «Взгляд из прошлого в настоящее»

Класс: 5

Форма: виртуальное путешествие

Цели и задачи:

Формирование представлений о вкладе стран-участниц антигитлеровской коалиции, на севере страны в общее дело победы во Второй мировой войне через организацию поставок по ленд-лизу.

Систематизация знаний учащихся об участии конвоев во Второй мировой войне в районе Заполярья;

Раскрытие понятий «ленд-лиз», «конвой»;

Повторение марок советской военной техники: самолетов и судов;

Воспитание уважения к прошлому и настоящему своей страны, региона, города;

Воспитание чувства патриотизма, гордости за подвиги моряков архангельского Северного флота и союзников;

Воспитание уважительного отношения к членам команды, выстраивание межличностных отношений в малой группе;

Развитие навыков овладения новым материалом, умений вести диалог - расспрос, монологических и игровых умений;

Развитие познавательного интереса, внимания, памяти.

План:

I.Организационная часть (5 минут);

II. Повторение и сообщение новых знаний (27 минут).

Практическая работа (10 минут).

III. Заключительная часть. Итоги. Рефлексия (3 минуты).

Вопросы и задания:

- Прочтение отрывка из песни.

-О каких событиях рассказывает автор в песне?

- Какие два государства были основными в противоборстве?

- Предлагается определить тему.

- Какие марки советских самолетов военного периода вы помните?

- Назовите страны, которые вошли в антигитлеровскую коалицию.

- Что представлял собой конвой?

- Назовите количество маршрутов доставки грузов.

- Почему первоочередным был выбран северный путь?

- Скажите, в какие северные города приходили конвои, где они и разгружались?

- Что означают эти два индекса?

- Какое кодовое слово он получил?

- Выбрать советские военные суда.

- Расскажите о четырех конвоях.

- Сколько лет прошло с прихода первого конвоя?

- Как сохраняется память о северных конвоях?

- Кто является автором памятника северным конвоям?

- Назвать место захоронения британских летчиков. Указать связь с Северными конвоями?

- Сложить объект и назвать его.

- Что вы нового узнали?

- Что почувствовали в процессе нашего путешествия?

- Какими мыслями о тех событиях хотели поделиться со своими близкими и друзьями?

- Прикрепить карточки в стихии мира и войны.


Технические средства:

компьютер, мультимедийный аппарат, экран.

Дидактические материалы:

карточки с изображением содержания грузов (на каждого), 6 пакетов информационных материалов (один на стол), 6 разрезных фото, 6 указателей.

Методическая литература:

Презентация «Взгляд из прошлого в настоящее».

Интернет-ресурсы:

29.ru›text/world/2020/05/25/69267898/

ru.wikipedia.org›

goarctic.ru›Работать›…-konvoi-velikoy-voyny

north-convoys.com›istoriya-severnyh-konvoev/…

mil.ru›winner_may/allied_troops/more.htm…

https://rosuchebnik.ru/material/sovetskie-samolety-velikoj-otechestvennoj-vojny/

Предварительная работа:

обучающиеся перед рассаживанием вынимают карточки с изображением содержания грузов (виды техники, одежда и обувь, продукты питания), которые отправлялись во время Второй мировой войны в СССР (Приложение 1). Все распределяются по шести группам. На столах стоят соответствующие указатели.





Ход:

  1. Организационная часть.

Слайд 1: Добрый день. Нашу встречу хотелось бы начать с прочтения отрывка из песни (звучит фоном минусовка песни «О той весне»), которая написана в самом начале ХХI века.

Слайд 2, 3: Автор стихов и музыки - Елена Плотникова. Год создания –2009. Эта песня - словно взгляд из настоящего глазами современных детей - на героическое прошлое их прадедов, их нелёгкий путь. Дети знают о тех событиях из фильмов, книг, из рассказов родственников. Почти у каждого в семье есть кто-то, кто не вернулся в родные края. Много и тех, кто пришел в свой дом с Победой.

Предлагаю помочь мне в прочтении. (Учащиеся с места читают).

Кино идет –
Воюет взвод.
Далёкий год
На плёнке старой.
Нелёгкий путь –
Ещё чуть-чуть
И догорят
Войны пожары.

Счастливый май!..
Любимый край,
Своих солдат
Встречай скорее!
От ран, обид
Земля дрожит.
Теплом души
Её согреем!

И всё о той весне
Увидел я во сне.
Пришёл рассвет
И миру улыбнулся, –
Что вьюга отмела,
Что верба расцвела
И прадед мой с войны
домой вернулся!..

Скажите, пожалуйста, о каких событиях рассказывает автор в песне?

Слайд 4: Для нашей страны это была Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В мире – Вторая мировая, самая кровавая и жестокая война, в которой участвовали 62 государства из 73 существовавших на тот период, на 3 континентах и 4 океанах.

Какие два государства были основными в противоборстве? (СССР и гитлеровская Германия). Предлагаю вам определить тему нашего разговора. Посмотрите на карточки, которые вы выбрали, и послушайте определение. Какие слова зашифрованы в определении?

Слайд 5: Определение: специальные формирования судов с грузами и кораблей охранения, создававшиеся в годы Второй мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно.

Правильно, мы будем разговаривать о северных (союзных) конвоях 1941‑1945 годов.

II. Повторение и сообщение новых знаний. Нам предстоит совершить виртуальное путешествие по теме: «Взгляд из прошлого в настоящее». Определите, пожалуйста, на чем мы с вами будем передвигаться? Подсказка: самые быстрые крылатые машины. (На советских самолетах времен Великой Отечественной войны).

Слайд 6: Какие марки самолетов этого периода вы помните? (Учащиеся перечисляют).

Обращаю ваше внимание, что на столе лежит пакет с дополнительной информацией, которой вы можете воспользоваться во время ответов (Приложение 2). Итак, каждый сел в свой выбранный самолет, мысленно взлетаем.

Слайд 7: Вначале Великой Отечественной войны две страны приняли решение об оказании помощи Советскому Союзу. Назовите страны, которые вошли в антигитлеровскую коалицию (Великобритания и США).

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль 22 июня 1941 года в своем радиовещании подчеркнул: «… опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам. Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». 26 июня в Москву прибыли британские военные и экономические миссии для переговоров».

Закон о ленд-лизе (полное название – «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Это государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье. Франклин Рузвельт писал: «…если у соседа горит его садовый участок и у него нет пожарного шланга, надо этот шланг предложить соседу незамедлительно, иначе пожар перекинется и на ваш дом». Помощь была не безвозмездной.
1 октября в Москве был подписан Первый (Московский) Протокол о снабжении Советского Союза (всего таких будет подписано четыре до конца войны).

Слайд 8: Скажите, что представлял собой конвой?

Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 единиц) и трех видов охранения из боевых кораблей:

  • ближнего или непосредственного, состоящего из нескольких эсминцев,

корветов и тральщиков;

  • мобильной группы, состоящей из 2-4 крейсеров, задачей которой было

отражение атак надводных кораблей противника;

  • дальнего, состоявшего из одного линейного корабля, 2 ‑ 3 крейсеров и 3 ‑ 5

эсминцев; его задачей являлось отражение атак тяжёлых кораблей противника.

Караваны комплектовались двух видов – медленные и быстрые, в зависимости от скорости входивших в них судов. Переходы совершались за 10‑14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.

Конвои формировались на базе Лох‑Шу (Шотландия) и заливе Хваль‑фьорд (Исландия).

Слайд 9: Назовите количество маршрутов доставки грузов.

Военная помощь союзников поступала к нам по трём маршрутам:

  • Тихоокеанский. Морские поставки шли через порты Дальнего Востока: Владивосток, Находка и по Транссибирской магистрали. Воздушная трасса от Аляски через Сибирь.

  • Южный. Караваны техники шли через Персидский залив, порт Басры и далее – по Трансиранской магистрали.

  • Северный. Путь через Великобританию и Исландию на Русский Север. Этот

маршрут поставок располагался вблизи линии фронта; сложные погодные и ледовые условия Норвежского, Баренцева и Белого морей; постоянное дежурство в арктических водах подводных лодок «Крейгсмарине».

Почему первоочередным был выбран северный путь? (Он был самым коротким, но самым опасным. У. Черчилль охарактеризовал его фразой: «Это самое ужасное путешествие в мире». Конвои на север России двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно-морскими и военно-воздушными базами. Удобное расположение и потенциал трех северных городов.

Слайд: Скажите, в какие северные города приходили конвои, где они и разгружались? (Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск). Почему были выбраны эти города? (Незамерзающий порт Мурманска; ремонтная база и опытная ледокольная служба в Архангельске и Молотовске; прямое железнодорожное сообщение с центральными регионами СССР).

Давайте совершим посадку.

Слайд 10: Что означают эти два индекса?

До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) ‑ инициалами офицера связи Питера Квилина, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать литерами JW и обратно RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51‑го.

Исключением стал самый первый конвой. Какое кодовое слово он получил? ("Дервиш", иногда называют PQ 0).

С 1942 г. более 50% торговых судов в конвоях были американскими. Что вы можете рассказать о первом конвое? (Первый союзный конвой "Дервиш" отправился из Исландии 21 августа 1941 года (6 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика), прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г., доставив 10 тонн каучука для военной промышленности, 16 истребителей «Харрикейн» вместе с летным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты). На Северной Двине эти суда встали на рейд и на каждой мачте у них было по небольшому аэростату, который оберегал от воздушных налетов. Первый конвой дал надежду на Победу, которую наши ветераны завоевали через 4 года.

В 1941 г. Германия, рассчитывая на "молниеносную войну" против СССР, не придавала серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимала активных боевых действий против них. В первые полгода Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года свыше 40% поставок в СССР из-за рубежа шло именно через северные порты.

Слайд 12: Предлагаю продолжить наше путешествие. Сейчас мы отправимся по водным военным просторам. Какие военные корабли Вы знаете? (Ответы учащихся). Выбирайте суда. Отправляемся.

В начале 1942 года немецкое командование осознало весь масштаб северных конвоев союзников. По приказу Гитлера на север была переброшена мощная группировка военных кораблей во главе с самым большим немецким линкором "Тирпицем". На море активировались действия фашистских подводных лодок.

Стоит отметить четыре конвоя. Что вы можете о них рассказать?

Слайд 13-17: 30 мая 1942 года уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.

В июле 1942 года конвой PQ -17 состоял из 34 – 37 транспортных судов и 21 корабля охранения. Гитлер отдал приказ о проведении операции “Ход конем”, целью которой было уничтожение транспортов конвоя PQ -17. Вследствие плохой организации охранения потоплено 23 судна из 34. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из 36 транспортов конвоя РQ -17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, погибли 23. На потопленных судах погибло 153 человека.

Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.

Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером «Шарнхорст», который в ночном бою был потоплен британским линкором «Дюк оф Йорк» и кораблями эскорта.

Советское командование увеличило количество авиации Северного флота, которая вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по базам, аэродромам и силам флота противника в море. Советские подводные лодки развертывались у вражеских баз и на вероятных путях перехода немецких крупных надводных кораблей.

Всего в 1941-1945 гг. в советские порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море. Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в советские порты, противник потопил на переходе 61; 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы. В обратном направлении вышло 713 транспортов, из них погибло 30 и возвратилось в порты отправления 8. Предлагаю снова вернуться в наш порт.

Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море, на других театрах боевых действий. Ближе к концу войны военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями, стало скорее всего символическим, но по настоянию Сталина они продолжались в течение длительного времени после того, как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР.

Слайд 18: Скажите, сколько лет прошло с прихода первого конвоя? (80 лет будет 31 августа).

Как сохраняется память о северных конвоях?

В Мурманске, С-Петербурге, США, Архангельске установлены памятники участникам Северных конвоев. В Архангельске:

Слайд 19:

  • памятник «Тем, кого не вернуло море» (набережная Георгия Седова,

Соломбальский территориальный округ, авторы – группа ленинградских скульпторов);

Слайд 20:

  • памятник Северным конвоям 1941-1945 г. (2015 г.).

Кто является автором? (Автором памятника является известный архангельский скульптор, заслуженный художник России Сергей Сюхин. По словам Сюхина, на создание памятника ушло полгода. Памятник высотой более двух метров выполнен из бронзы на гранитном постаменте. Замысел памятника объединяет два символа. Сама стена — это символ морской блокады, через которую преодолевая огромные трудности под бомбежками и атаками подводных лодок, ценой жизней тысяч моряков прорывались Северные конвои. Второй символ — это корабль, который не только прорывает эту стену — блокаду, но как-бы уходит в другое измерение. Это символизирует то, что души всех погибших моряков уходят в мир иной, на небо, а их подвиг навсегда остается в нашей памяти», — сказал Сергей Сюхин). Назовите место установления памятника (площадь Мира).

Слайд 21:

  • памятная лоска на здании САФУ. В честь какого события установлена доска?

(5 лет назад. 75 лет прибытия первого конвоя в Архангельск. Автор – Сергей Сюхин).

Слайд 22: В городах, связанных с северными конвоями, проводятся торжественные мероприятия с приглашением представителей иностранных государств. Всего 775 транспортных судов — более 2 млн. тонн стратегических грузов (оружие, боеприпасы, техника, продовольствие), отправленных на фронт. 126 союзных кораблей погибло в Арктике, тысячи моряков не вернулись домой. Для всех них без различия национальностей последним пристанищем стало море. Их оплакивали семьи в Ливерпуле и Портленде, в Галифаксе и Архангельске, в рыбачьих поселках Шотландии и поморских сёлах.

Слайд 23: В Британии существует традиция — хоронить воинов на той земле, где они погибли. Скажите, что это за место? Как оно связано с Северными конвоями?

Британский мемориал, где похоронены граждане Великобритании, находятся могилы четырех английских летчиков, погибших в небе Архангельска, охранявших караваны. Джон Смит из Гастингса был штурманом торпедоносца, который прикрывал конвои с грузом, которые шли в СССР. В те годы совсем еще молодой штурман. Он погиб в сложной воздушной операции.

В 1991 году в 14 километрах от Алакуртти поисковики нашли обломки бомбардировщика типа «Хэмпден», предположительно АТ-138, вместе с человеческими останками. В конце августа 1992 года сотрудникам военно-воздушного атташе посольства Великобритании разрешили осмотреть обломки, но они не смогли точно идентифицировать самолет. Но у одного из погибших, Лесли Гарри Мэллинсона, было золотое кольцо с инициалами, по фото которого его узнала сестра, проживающая в Австралии.

25 августа 1993 года четырех английских пилотов с воинскими почестями похоронили на Британском воинском мемориале в Архангельске.

В настоящее время в Архангельской области проживают 17 ветеранов северных конвоев. В нашем городе хорошо известен Юрий Александрович Будиев. Участник Северных конвоев, кавалер ордена Отечественной войны 2 степени, медали Ушакова, медали «За оборону Советского Заполярья» и множества других наград, выпускник Школы юнг Северного морского пароходства. Юрий Будиев вспоминает о тех событиях: «Мне было тогда 13 лет. И я на рейдовом катере обслуживал эти суда. Хорошо помню всех моряков, участников караванов. После школы юнг я плавал на судах сопровождения арктических рейсов, как тогда говорили про конвои».

Слайд 24: Когда мы вместе – мы непобедимы. И самое главное на земле – это мир, а он так хрупок, и мы должны вместе его сохранить.

Практическая работа (Приложение 3).

Предлагаю вам поработать в группах. Сложите объект и назовите его. Объект связан с событиями Северных конвоев.

III. Заключительная часть. Итоги. Рефлексия.

Вот и подошло наше путешествие в прошлое. Мы вернулись в настоящее. Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали? Что почувствовали в процессе нашего путешествия? Какими мыслями о тех событиях хотели поделиться со своими близкими и друзьями? (Ответы учащихся).

Перед вами два пространства: это стихия мира и стихия войны. Прикрепите ваши карточки в эти стихии. Если вы поняли, что интересной для вас была информация, работали дружно, настроение хорошее, мы думаем о мире и тех, кто отстоял и подарил этот мир. Это стихия мира.

Если вам был не очень интересен материал, работали в команде каждый по одиночке, настроение испортилось и вам все равно о прошлом и настоящем страны, о тех событиях. Это стихия войны.

Посмотрим, какие результаты получились. Все выбрали стихию мира.

Народы наших государств никогда не должны забывать ту тяжелейшую, смертельно опасную совместную работу по проводке Северных конвоев, которые день за днем приближали совместную Победу стран Антигитлеровской коалиции над нацизмом. Моряки Северного флота чтят память героев Северных конвоев и своим каждодневным трудом делают все, чтобы никто и никогда более не захотел прийти на нашу землю с мечом.

Спасибо всем за совместную работу. Молодцы!







Приложение 1

Карточки (раздаточный материал)









Приложение 2

Пакет текстов для работы

Для нашей страны это была Великая Отечественная война 1941-1945 годов. В мире – Вторая мировая, самая кровавая и жестокая война, в которой участвовали 62 государства из 73 существовавших на тот период, на 3 континентах и 4 океанах.

Основными в противоборстве были два государства: СССР и гитлеровская Германия).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Северные конвои - специальные формирования судов с грузами и кораблей охранения, создававшиеся в годы Второй мировой войны союзниками СССР по антигитлеровской коалиции для обеспечения их перехода из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно.

Марки советских самолетов времен Великой Отечественной войны (И, Ил, Ла, Як, Пе).

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Вначале Великой Отечественной войны две страны приняли решение об оказании помощи Советскому Союзу. Великобритания и США вошли в антигитлеровскую коалицию вместе СССР.

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль 22 июня 1941 года в своем радиовещании подчеркнул: «… опасность, угрожающая России, - это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам. Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем». 26 июня в Москву прибыли британские военные и экономические миссии для переговоров».

Закон о ленд-лизе (полное название – «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов» был принят Конгрессом США 11 марта 1941 года. Это государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье. Франклин Рузвельт писал: «…если у соседа горит его садовый участок и у него нет пожарного шланга, надо этот шланг предложить соседу незамедлительно, иначе пожар перекинется и на ваш дом». 1 октября в Москве был подписан Первый (Московский) Протокол о снабжении Советского Союза (всего таких будет подписано четыре до конца войны).

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 единиц) и трех видов охранения из боевых кораблей:

  • ближнего или непосредственного, состоящего из нескольких эсминцев,

корветов и тральщиков;

  • мобильной группы, состоящей из 2-4 крейсеров, задачей которой было

отражение атак надводных кораблей противника;

  • дальнего, состоявшего из одного линейного корабля, 2 ‑ 3 крейсеров и 3 ‑ 5

эсминцев; его задачей являлось отражение атак тяжёлых кораблей противника.

Караваны комплектовались двух видов – медленные и быстрые, в зависимости от скорости входивших в них судов. Переходы совершались за 10‑14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.

Конвои формировались на базе Лох‑Шу (Шотландия) и заливе Хваль‑фьорд (Исландия).

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Маршруты доставки грузов.

Военная помощь союзников поступала к нам по трём маршрутам:

  • Тихоокеанский. Морские поставки шли через порты Дальнего Востока: Владивосток, Находка и по Транссибирской магистрали. Воздушная трасса от Аляски через Сибирь.

  • Южный. Караваны техники шли через Персидский залив, порт Басры и далее – по Трансиранской магистрали.

  • Северный. Путь через Великобританию и Исландию на Русский Север. Этот

маршрут поставок располагался вблизи линии фронта; сложные погодные и ледовые условия Норвежского, Баренцева и Белого морей; постоянное дежурство в арктических водах подводных лодок «Крейгсмарине».

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Первоочередным был выбран северный путь. (Он был самым коротким, но самым опасным. У. Черчилль охарактеризовал его фразой: «Это самое ужасное путешествие в мире». Конвои на север России двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно-морскими и военно-воздушными базами. Удобное расположение и потенциал трех северных городов.

Конвои приходили в северные города: Архангельск, Молотовск (Северодвинск) и Мурманск. Незамерзающий порт Мурманска; ремонтная база и опытная ледокольная служба в Архангельске и Молотовске; прямое железнодорожное сообщение с центральными регионами СССР.

------------------------------------------------------------------------------------------------

Значение индексов.

До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) ‑ инициалами офицера связи Питера Квилина, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать литерами JW и обратно RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51‑го.

Исключением стал самый первый конвой. Кодовое слово он получил "Дервиш", иногда называют PQ 0.

С 1942 г. более 50% торговых судов в конвоях были американскими. Первый союзный конвой "Дервиш" отправился из Исландии 21 августа 1941 года (6 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика), прибыл в Архангельск 31 августа 1941 г., доставив 10 тонн каучука для военной промышленности, 16 истребителей «Харрикейн» вместе с летным составом, стрелковое оружие, продовольствие и медикаменты). На Северной Двине эти суда встали на рейд и на каждой мачте у них было по небольшому аэростату, который оберегал от воздушных налетов. Первый конвой дал надежду на Победу, которую наши ветераны завоевали через 4 года.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

В 1941 г. Германия, рассчитывая на "молниеносную войну" против СССР, не придавала серьёзного значения союзным конвоям и не предпринимала активных боевых действий против них. В первые полгода Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года свыше 40% поставок в СССР из-за рубежа шло именно через северные порты.

Военные корабли: крейсеры, эсминцы, подводная лодка, миноносец, малый охотник, сторожевой корабль.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Четыре конвоя.

30 мая 1942 года уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в СССР, что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

В июле 1942 года конвой PQ -17 состоял из 34 – 37 транспортных судов и 21 корабля охранения. Гитлер отдал приказ о проведении операции “Ход конем”, целью которой было уничтожение транспортов конвоя PQ -17. Вследствие плохой организации охранения потоплено 23 судна из 34. Было потеряно 210 самолетов, 430 танков, 3530 грузовых автомобилей, около 100 тысяч тонн стального листа, каучука и различных боеприпасов. Из 36 транспортов конвоя РQ -17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, погибли 23. На потопленных судах погибло 153 человека.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года немецкие надводные корабли, включая тяжёлые крейсера «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года конвой JW55B был атакован немецким линейным крейсером «Шарнхорст», который в ночном бою был потоплен британским линкором «Дюк оф Йорк» и кораблями эскорта.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Всего в 1941-1945 гг. в советские порты прибыл 41 конвой и ушло из них 36. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море. Из 813 транспортов, следовавших в составе конвоев в советские порты, противник потопил на переходе 61; 33 транспорта по различным причинам возвратились в свои базы. В обратном направлении вышло 713 транспортов, из них погибло 30 и возвратилось в порты отправления 8.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море, на других театрах боевых действий. Ближе к концу войны военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями, стало скорее всего символическим, но по настоянию Сталина они продолжались в течение длительного времени после того, как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Сохранение памяти о северных конвоях.

В Мурманске, С-Петербурге, США, Архангельске установлены памятники участникам Северных конвоев. В Архангельске:

  • памятник «Тем, кого не вернуло море» (набережная Георгия Седова,

Соломбальский территориальный округ, авторы – группа ленинградских скульпторов);

  • памятник Северным конвоям 1941-1945 г. (2015 г.).

Автором памятника является известный архангельский скульптор, заслуженный художник России Сергей Сюхин. По словам Сюхина, на создание памятника ушло полгода. Памятник высотой более двух метров выполнен из бронзы на гранитном постаменте. Замысел памятника объединяет два символа. Сама стена — это символ морской блокады, через которую преодолевая огромные трудности под бомбежками и атаками подводных лодок, ценой жизней тысяч моряков прорывались Северные конвои. Второй символ — это корабль, который не только прорывает эту стену — блокаду, но как-бы уходит в другое измерение. Это символизирует то, что души всех погибших моряков уходят в мир иной, на небо, а их подвиг навсегда остается в нашей памяти», — сказал Сергей Сюхин. Место установления памятника - площадь Мира.

  • памятная доска на здании САФУ. В честь какого события установлена доска?

(5 лет назад. 75 лет прибытия первого конвоя в Архангельск. Автор – Сергей Сюхин).

В городах, связанных с северными конвоями, проводятся торжественные мероприятия с приглашением представителей иностранных государств. Всего 775 транспортных судов — более 2 млн. тонн стратегических грузов (оружие, боеприпасы, техника, продовольствие), отправленных на фронт. 126 союзных кораблей погибло в Арктике, тысячи моряков не вернулись домой. Для всех них без различия национальностей последним пристанищем стало море. Их оплакивали семьи в Ливерпуле и Портленде, в Галифаксе и Архангельске, в рыбачьих поселках Шотландии и поморских сёлах.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

В Британии существует традиция — хоронить воинов на той земле, где они погибли. Британский мемориал, где похоронены граждане Великобритании, находятся могилы четырех английских летчиков, погибших в небе Архангельска, охранявших караваны. Джон Смит из Гастингса был штурманом торпедоносца, который прикрывал конвои с грузом, которые шли в СССР. В те годы совсем еще молодой штурман. Он погиб в сложной воздушной операции. В 1991 году в 14 километрах от Алакуртти поисковики нашли обломки бомбардировщика типа «Хэмпден», предположительно АТ-138, вместе с человеческими останками. В конце августа 1992 года сотрудникам военно-воздушного атташе посольства Великобритании разрешили осмотреть обломки, но они не смогли точно идентифицировать самолет. Но у одного из погибших, Лесли Гарри Мэллинсона, было золотое кольцо с инициалами, по фото которого его узнала сестра, проживающая в Австралии.

25 августа 1993 года четырех английских пилотов с воинскими почестями похоронили на Британском воинском мемориале в Архангельске.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

В настоящее время в Архангельской области проживают 17 ветеранов северных конвоев. В нашем городе хорошо известен Юрий Александрович Будиев. Участник Северных конвоев, кавалер ордена Отечественной войны 2 степени, медали Ушакова, медали «За оборону Советского Заполярья» и множества других наград, выпускник Школы юнг Северного морского пароходства. Юрий Будиев вспоминает о тех событиях: «Мне было тогда 13 лет. И я на рейдовом катере обслуживал эти суда. Хорошо помню всех моряков, участников караванов. После школы юнг я плавал на судах сопровождения арктических рейсов, как тогда говорили про конвои».

--------------------------------------------------------------------------------------------------



Приложение 3

Разрезные картинки (варианты)

























Приложение 4

Стихия мира и войны