2. | Цель: сформировать представления о виде прикладного творчества «узелковая кукла»; познакомить с видами тканей и ниток, технологией изготовления традиционной народной куклы из ткани; знакомство со знаковыми отечественными именами, событиями и датами; Задачи: обогащать словарный запас детей через христианские понятия и термины; развивать умения и навыки работы с тканью, мелкую моторику рук, сенсомоторные и коммуникативные качества, образное мышление и фантазию; обучить приемам скручивания, завязывания, обмотки нитками «от себя»; «крест-на-крест»; завязывание ниточных узелков на пальцах; способствовать формированию национальных ценностей через изучение православной культуры, отечественной истории и сохранении народных традиций. |
| Художественно-педагогическая деятельность педагога | Художественно-эстетическая деятельность обучающихся | Бутафорская кинематографичес кая хлопушка для записи тем, названий, понятий Демонстрация фоторяда кукол в технике «Традиционная узелковая кукла». Лоскуты, нитки, шнурки, платочки |
1 этап. Мотивация к деятельности. Педагог приветствует детей, проверяет готовность, организует внимание, создает психологический настрой на урок. Дорогие анимашки! В нашей студии , созданные вами анимационные герои, с большим нетерпением ждут своих зрителей! А старые декорации и новые персонажи притаились, в ожидании новых сюжетов. Наши новые герои необычные... Они выполнены в интересной технике, с которой мы ещё не работали. Определить технику и материалы для творчества, вам поможет загадка. Вопросы: -Вам нравится такая куколка? -Чем она отличается от современных игрушечных пластмассовых кукол? -Что означает слово «оберег»? Почему куколка без прорисованного лица? 2 этап. Актуализация. Погружение в тему. «Оберег» – в дохристианские, языческие времена, древние славяне верили в силу вещей и были суеверными. Они поклонялись силам природы и истуканам, которых создавали сами. Именно с тех времен осталось понятие «Оберег», т.е. «отвращающий беду». Кукла-оберег несла в себе частичку души своей хозяйки и помогала защищать дом. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что они охраняют их от болезней, "дурного глаза" и напастей. С появлением христианства, страшные истуканы канули в лета, но куколка оберег жива и до наших дней. В чем же загадка этой куколки? 3 этап. Индукция. Для изготовления куклы нам не нужно дорогостоящих материалов для творчества. Её можно изготовить из подручных материалов. Возможно, в ваших карманах найдется доступный материал. Давайте в этом убедимся. 4 этап. Практическая работа. Взаимодействие педагога и обучающихся Демонстрация этапов изготовления зайчика, куколки-девочки, куколки-мальчика. 5 этап. Актуализация. Термин «Узелковая кукла». Мы уже знакомы с различными техниками изготовления героев для анимации. Как можно назвать технику, с которой мы создавали своих куколок? 6 этап. Рефлексия. Имя для куклы. А какое имя вы можете дать своей куколке? Возможно - ли сделать анимацию с вашими куколками? Давайте назовем нашу будущую анимацию. 7 этап. Мотивация на деятельность. У нас готовы персонажи и название мультфильма. Наши новые герои будут вас ждать на следующем занятии, чтобы вы смогли их оживить, т.е анимировать. | Готовность к активной учебно-познавательной деятельности. Отгадывают загадку «Колокольчиком звенит – вести добрые сулит». Ответ: оберег, куколка добрых вестей. Демонстрация куколки. Рассматривают детали и материалы куколкы-колокольчика. Описывают, анализируют, сравнивают высказывают свое отношение к кукле. Размышляют о значении слова «Оберег». Варианты ответов: она красивая, её приятно держать в руках, это замечательный подарок, её интересно изготовить и т.д. Дети достают носовые платочки, салфетки, шарфики, резиночки для волос. Игра «Притаившийся сюрприз». Под сиденьем стула и под рабочей клеёнкой прикреплены и спрятаны материалы. Завязывание зайчика из носового платка. Формирование бусины-шарика из синтепона. Изготовление куколки - девочки. Варианты ответов. Предлагается термин «Узелковая кукла». Загадки о куколках. Белый день сменяет ночка. Народится сын иль дочка. И в кроватку для порядку Малышу кладут… (Кувадку) Соберешься в дальний путь, Эту куклу не забудь! Она в пути помощница – Кукла… (Подорожница) Будет мир да лад в семье, Хлеб да каша на столе. Эта кукла всем на диво Гречкой и пшеном набита. (Крупеничка) др. Придумывают имя для своей куклы. Называют имена. Варианты названий анимации. Выбранное название записываем на бутафорской кинематографической хлопушке. Запись термина на бутафорской хлопушке. |
| 2 этап. Самоконструкция. Ваши первые узелковые куклы скоро оживут в ваших мультфильмах. Но прежде вспомним сказки, рассказы или фильмы, в которых встречались персонажи изготовленные вами. В перечисленных историях есть свой сюжет. Для нашей анимации нужен сюжет? 3этап. Межпредметные связи. Ролевая игра. Ребята, к нам спешит важный герой, который хочет сняться в вашем мультипликационном фильме! Я уже слышу его приближение… Из другой комнаты «приходит» кукла-монах. Подумайте, где встречались все эти персонажи? 4.этап. Индукция. Побуждение к деятельности. Какого персонажа, которого вы запомнили в фильме у нас ещё нет? Определение сцен для съемки анимации. 5 этап. Практическая работа. Фотосъемка сцен мультфильма. | Перечисляют: народные сказки, рассказы мультфильмы. Определяют вид задуманной анимации. Сюжетная или бессюжетная анимации. Ответ: анимационный фильм о Сергие Радонежском. Рассуждают о духовном подвиге Сергия Радонежского, главные и запомнившиеся моменты фильма, определяют вид анимации (рисованная анимация). Подсказка (он большой, голодный, мохнатый, живет в лесу) – медведь. Конкурс на лучшее изготовление медведя Наиболее удачная работа определяется наиболее громкими аплодисментами. Победитель отдает куклу - медведя для съемки. | Изображение иконы святого Сергия Радонежского ткань коричневого или серого цвета, нитки Штатив, фотоаппараты, модели тряпичных кукол, декорация из папье-маше, природного материала, текстильных фонов. |