Методическая разработка занятия
«Кто такие – Волонтеры?»
Цель: формирование гражданского самосознания высокомотивированных детей посредством популяризация идеи добровольчества (волонтёрства), повышение социального статуса волонтёра.
Задачи:
Обучающие: рассказать кто такие волонтёры, и чем они занимаются; кто может стать волонтёром; обучить конструктивному общению посредствам совместной значимой деятельности; овладеть основными практическими умениями в области социальных отношений; мотивировать молодых людей к участию в волонтёрской деятельности.
Развивающие: развивать нравственные качества путем пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечения их к решению социально - значимых проблем через призыв к участию в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских проектах и программах; формировать опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере; формировать позитивное мнение по отношению к людям; развивать чувства эмпатии, открытости, коммуникабельности;
Воспитательные: осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков; воспитывать доброту, чуткость, сострадание.
Образовательные технологии: методики проблемного и развивающего обучения
Форма проведения: круглый стол, коучинг (тренинг).
Оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор, презентация, листы бумаги, ручки, фломастеры.
Принципы педагогического подхода:
- партнерства, сотрудничества,
-творчества,
-прагматизма
Ожидаемые результаты:
- позитивная социализация высокомотивированных детей в области духовно – нравственного воспитания;
- повышение статуса волонтера (добровольца);
- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся;
- повышение и пропаганда нравственного самосознания обучающихся.
Ход занятия
Начало выступления с показа клипа «Социальный ролик-волонтеры».
После клипа голос за кадром:
-Старайтесь не делать людям того, чего бы Вы не хотели себе самому.
-Стремитесь жить правдиво.
-Сделай правильный выбор.
( по очереди выходят представители отряда БЭМС, выстраиваясь треугольником на сцене)
На экране показ слайдов.
Ведущий 1: Вас приветствуют представители детской школьной общественной организации «БЭМС».
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята!
Ведущий 2:Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвящённому волонтёрскому движению.
1 человек: Кто такие волонтёры спросите вы?
2 человек: Слово «волонтёр» произощло от французского volontaire, которое в свою очередь было заимствовано из латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий.
3 человек: Волонтёрство – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью построения гуманного гражданского общества.
4 человек: Волонтёр – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.
5 человек: Волонтёр – существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание.
6 человек: Волонтёры – люди, работающие в какой-либо области по своей воли и согласию, а не по принуждению. Волонтёрские движения – это свободные союзы людей, объединённые каким-либо интересом.
7 человек: Волонтёры – это группы людей, которые разносторонне развивают общество. Так как волонтёры работают напрямую с обществом, они лучше понимают и слышат их проблемы, первыми стараются их решить…
Вместе: Волонтёры – это мы! Стань нашим!
Вы хотите побольше узнать о работе волонтера?
Различают три типа волонтерства:
1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.
2. Волонтеры-помощники. Волонтеры этого вида не прикрепляются к одному человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т.д., если работают в организации; могут работать и дома, например отправлять корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить, убирать в квартире.
3. Волонтеры - прямой помощи. Они работают по принципу «клиент - волонтер», то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.
физк.минутка Жест «Дай пять!»
Я предлагаю вам сделать жест «Дай пять!»
-Повернитесь к соседу справа …жест «Дай пять!»
-Повернитесь к соседу слева …жест «Дай пять!»
- И именно таким жестом приветствуют друг друга волонтёры или символизируют об отлично проделанной работе.
Потрудились – отдохнем, здоровый образ жизни мы ведем.
Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили. Всем улыбки подарили.
Направления волонтерской деятельности
Волонтеры играют важную роль в жизни общества. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев. Так, волонтерская деятельность может проявляться в таких основных направлениях, как:
профилактика различного рода заболеваний и СПИДа;
пропаганда здорового образа жизни;
охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды;
профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью;
оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке;
благоустройство улиц, домов, зеленых участков;
помощь животным, поддержание заповедников и зоопарков;
проведение просветительских бесед с молодежью;
интернет-добровольчество, примером которой является Википедия;
помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей;
оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям; например, проведение опроса населения или поиски заблудившегося в незнакомой местности человека;
техническая поддержка.
Волонтёрский труд не оплачивается, однако организаторы работ на добровольной основе могут оплачивать волонтёрам проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и страховые взносы на ДМС, которые не облагаются налогом. Волонтёры — не только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов.
Волонтером можно стать только в 14 лет и к этому нужно себя готовить.
-Какие добрые дела мы с вами уже сейчас можем выполнять? (ответы)
-Я предлагаю вам сделать кормушки для птиц, сходить в соседнюю школу с интересным выступлением.
Рефлексия
- А теперь скажите мне, продолжив фразу:
Быть волонтёром – значит быть - ……………………….
(Учитель ставит на стол небольшой поднос с вырезанными из цветной бумаги ладошками.)
- Возьмите каждый по ладошке и приклейте к ватману, висящему на доске, если считаете, что добрые дела просто необходимы в жизни.
-Я вижу, что вы хотите принять участие в волонтёрских акциях. Я уверена, что в вас зажглась вот такая, пусть пока маленькая искорка волонтёрства.