Методическая разработка занятия на развитие интеллектуального лидерства
Составила Козлова Ирина Александровна
МБОУ «СОШ №43 им. Г.К. Жукова» города Курска
Лидерами не рождаются – лидерами становятся
З А Н Я Т И Е
Тема: «Кто такой лидер?»
Цель занятия: способствовать социализации личности, сформировать лидерские качества.
Задачи:
формирование и развитие лидерских качеств;
самопознание и развитие мотивации к самосовершенствованию;
развитие творческих и интеллектуальных способностей;
развитие уверенности в себе;
формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя;
получение опыта лидерства, руководства;
развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе; обучение совместной деятельности;
развитие инициативы;
снижение уровня конфликтности.
Занятие составлено с учетом особенностей подросткового возраста и включают множество психологических игр и упражнений.
Схема:
вводная часть (упражнения на знакомство, на создание положительной мотивации, положительного эмоционального климата в коллективе);
основная часть (упражнения, направленные на формирование и развитие лидерских качеств, развитие творческих и интеллектуальных способностей, обучение совместной деятельности);
заключительная часть (упражнения, связанные с подведением итогов, анализом того, что происходит с командой по ходу занятия).
Игровая модель ведения занятия позволяет сделать процесс обучения и развития увлекательным, интересным, помогает преодолевать различного рода препятствия, возникающие в процессе занятия.
Ресурсный материал к занятию
Вопросы для обсуждения:
– Как человек в реальной жизни проявляет свои лидерские качества?
– Как лидер и команда понимают друг друга без слов?
– Важна ли слаженность при организации группы лидером?
Ребята знакомятся с основными типами лидера, пробуют работать в определенной роли, содержание которой они не знают и должны угадать ее по отношению окружающих людей к себе (эмоциональный лидер, лидер-организатор, антилидер, генератор идей, разрушитель, созидатель и т. д.)
Ход занятия
Вводная часть
(Несколько групп по 5-6 человек)
Упражнение на знакомство «Домино интересов»:
Первый игрок произвольно называет два дела, которые он любит делать больше всего, разводя в стороны сначала правую, а затем левую руки (играть в компьютерные игры - петь)
Второй игрок берется за ту руку, которая является его любимым делом (петь)тоже и называет одно дело, которое он любит делать (заниматься спортом)
Третий игрок берется за руку первого или второго игрока, в зависимости от того, какое дело ему больше нравится (заниматься спортом) и тоже называет свое любимое дело (кататься на роликах) и. т. д.
Хорошо, если бы круг замкнулся.
игра на создание положительной мотивации «Комплимент»:
У каждого в руках мячик. Его бросают тому, для кого припасены комплименты, например, о внешности, характере, делах и т.д.
Можно до бесконечности разнообразить палитру лестных замечаний. Только важно быть искренними! Лживые похвалы по типу «За что же, не боясь греха. Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку!» только расстроят контакты.
Основная часть
упражнение направленные на формирование и развитие лидерских качеств «Кто такой лидер?»:
Используя методику «мозгового штурма», ответить на вопрос: «Кто такой лидер?». Обсудить представленные определения и вывести своё (групповое). Один член представляет это определение. Придумывание названия команды.
Лидер – член группы, который обладает наибольшим влиянием на других.
Лидер – член группы, за которым все остальные признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы.
Лидер – член группы, который выдвигается в результате взаимодействия её членов или организует их вокруг себя.
Лидер – член группы, который обладает необходимыми организаторскими способностями, занимает центральное положение в группе.
Лидер – человек, имеющий творческий подход к делу, неординарный взгляд на стандартные вещи.
упражнение «Лидер команды – кто он?»:
Продолжить фразу.
Лидер – полномочный представитель отряда, выбранный в результате…
Лидер – человек, идущий рядом со всеми и…
Лидер – инициатор отрядных дел, способный…
упражнение «Лидер - антилидер»:
Просмотр отрывков из фильма «Тимур и его команда» или сценки из произведения А. Гайдара «Тимур и его команда»
Цель этапа: показать разницу между лидером и антилидером.
Сценка Тимур и Квакин
Легко помахивая сорванной веткой, Тимур шел Квакину наперерез. Заметив
это, Квакин остановился. Плоское лицо его не показывало ни удивления, ни
испуга.
-- Здорово, комиссар! -- склонив голову набок, негромко сказал он. --
Куда так торопишься?
-- Здорово, атаман! -- в тон ему ответил Тимур. -- К тебе навстречу.
-- Рад гостю, да угощать нечем. Разве вот это? -- Он сунул руку за
пазуху и протянул Тимуру яблоко.
-- Ворованные? -- спросил Тимур, надкусывая яблоко.
-- Они самые, -- объяснил Квакин. -- Сорт "золотой налив". Да вот беда:
нет еще настоящей спелости.
-- Кислятина! -- бросая яблоко, сказал Тимур. -- Послушай: ты на заборе
дома номер тридцать четыре вот такой знак видел? -- И Тимур показал на
звезду, вышитую на своей синей безрукавке.
-- Ну, видел, -- насторожился Квакин. -- Я, брат, и днем и ночью все
вижу.
-- Так вот: если ты днем или ночью еще раз такой знак где-либо увидишь,
ты беги прочь от этого места, как будто бы тебя кипятком ошпарили.
-- Ой, комиссар! Какой ты горячий! -- растягивая слова, сказал Квакин.
-- Хватит, поговорили!
-- Ой, атаман, какой ты упрямый, -- не повышая голоса, ответил Тимур.
-- А теперь запомни сам и передай всей шайке, что этот разговор у нас с вами
последний.
Никто со стороны и не подумал бы, что это разговаривают враги, а не два
теплых друга.
Листочки с названиями дел надо распределить по группам: «Команда комиссара Тимура» и «Шайка атамана Квакина».
Надо собрать дела, которые совершались под командованием лидера и антилидера.
«Шайка атамана Квакина» | «Команда комиссара Тимура» |
Курят Выламывают доски из нового забора Грозятся излупить Тимку, который «подобрал себе компанию, и они, кажется, гнут против нас дело» Обтрясают яблони Играют в карты «на тычка,», «на щелчка», и на «оживи покойника» Позволяют себе «гнусные ругательства» Берут послов Тимура в заложники, угрожая расправой | Помогают найти козу Таскают воду старухе-молочнице складывают поленницу Заступаются за Нюрку Составляют ультиматум Квакину Играют с маленькой девочкой, у которой погиб отец Ловят банду Квакина |
Упражнение по социальному проектированию «Полезное дело»
(развитие творческих и интеллектуальных способностей, обучение совместной деятельности):
Каждая команда выбирает задание из предложенных и должна разработать социально значимый проект по схеме:
цель, задачи;
паспорт проекта:
время проведения;
место проведения;
организаторы (кадры);
категория участников;
теоретическая часть;
практическая часть;
ожидаемый результат;
Оформить весь проект на листе ватмана.
Темы выбирают самостоятельно из предложенных:
социально-правовая защита и поддержка детей и молодежи;
формирование здорового образа жизни детей и молодежи;
формирование экологической культуры детей и молодежи;
профилактика асоциальных явлений в подростково - молодежной среде;
развитие гражданственности и патриотизма детей и молодежи;
развитие волонтерского движения и социальной активности молодежи;
приобщение молодежи к культурным и нравственным ценностям, формирование основ культуры Мира;
Коллективное представление проекта.
Заключительная часть
упражнение, связанное с подведением итогов, анализом того, что происходит с командой по ходу занятия) игра «Рассказ по кругу».
Один из участников начинает рассказ о впечатлениях от занятия одной или двумя фразами, следующий игрок подхватывает его мысль. Главное, чтобы события рассказа развивались, не терялась связь между мыслями предыдущего рассказчика и фразами продолжающего игру участника. Каждый участник может сказать, что понравилось, что не понравилось на занятии. Какие качества, черты характера каждый открыл для себя с новой стороны? Где проявил себя? В чем проявились интеллектуальные лидерские качества каждого? Что волнует каждого на данном этапе жизнедеятельности?