Методическая разработка занятия
на тему «Формы слова. Окончание»
(3 класс)
Цель: комплексная отработка полученых навыков с опорой на текст.
«…Дворец пионеров. Колонны. Скульптуры у входа. Мраморная лестница…
Там, на четвёртом этаже, в окнах видны мольберты. Громадная гипсовая голова смотрит на меня из окна…
Сколько раз я проходил мимо!
Сколько раз мне хотелось подняться! Один раз я уже вошёл в вестибюль. Стоял и смотрел на лестницу. Лестница блестела, а посередине лестницы был ковёр. Мне хотелось подняться. Туда. На четвёртый этаж. Где в окне видны мольберты. Где эта громадная гипсовая голова…
Я стоял, раскрыв рот и смотрел на лестницу.
Я не решался подняться…»
По В. В. Голявкину «Лестница»
2. Являются ли слова «лестница» и «лестницу» однокоренными? Докажите свой ответ.
3.Выбери верное утверждение:
Окончание является частью основы.
В словах «земля» и «гипсовая» одинаковые окончания.
Окончание служит для связи слов в предложении.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
4.Верно ли рассуждал ученик: «В слове ковёр, окончание нулевое, потому что корень -ковёр-»?
5.Выпиши из текста слова, с таким же окончанием, как в слове «окна»
6.В словосочетании «этаж (какой?) четвертый» измени форму слова этаж, как при этом изменится окончание зависимого слова? (Вспомни, от чего зависит правильное написание имен прилагательных.)
У ____________________________
По ___________________________
За ____________________________
Об _____________________________
7.* Окончание в слове гипсовая заменили символом Ω☼, в слове мольберт ●, в слове окном ℷ⌂, в слове колонна символом ⸙.
Расшифруйте слово: ● ☼ ⌂ ⸙ ●
8. Прочитайте отрывок рассказа Голявкина В.В. «Лестница».
Почему мальчика так привлекало здание дворца пионеров?
________________________________________________
Как ты думаешь, почему мальчик не решался подняться?
________________________________________________
Подумай, чем может закончится эта история? Обоснуй свой ответ.
________________________________________________________________________________________________
Ответы:
Выделим окончание. Выделим корень. Выделим основу. Пронаблюдаем. Да, в словах одинаковая часть – корень, в котором содержится общее лексическое значение, но у этих слов лексическое значение одинаково, осталось неизменным, это мы видим, выделив основу. В слове изменилось только окончание, значит это не однокоренные слова, а форма одного и того же слова.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Нет, чтобы выделить окончание надо изменить форму слова. Ковёр-ковра, ковру. Значит в слове боксёр нулевое окончание.
«В слове боксёр, окончание «ёр», потому что корень -бокс-»?
Голова, лестница
У этажа (какого?) четвертого
По этаже (какому?) четвертому
За этажом (каким?) четвертым
Об этаже (каком?) четвертом
7. Яма