Преподаватель Юсупова-Вельгорская Лидия Александровна
Дисциплина ОП.04 Транспортная система России
Лекция №22
Раздел №2 «Оптимизация транспортно-экономических связей»
Тема №2.2 «Взаимодействие различных видов транспорта»
Тема занятия: Методы выбора вида транспорта для перевозки грузов
Презентация к занятию: https://cloud.mail.ru/public/W1VK/wRvst4fqE
Цели занятия:
- образовательная – изучение методов выбора вида транспорта для перевозки грузов;
- воспитательная – воспитание интереса к выбранной специальности, осознания ценнотси собственного труда;
- развивающая – развитие способностей к анализу, обобщению и систематизации информации.
Задачи занятия: ознакомиться с сущностью метода расчета экономического эффекта от выбранного варианта перевозок по конкретной корреспонденции и метода определения рациональных сфер использования того или иного вида транспорта (метода равновыгодных расстояний).
Мотивация: полученные знания и умения необходимы для дальнейшего изучения учебной дисциплины и найдут практическое применение при трудоустройстве по специальности, в частности при организации перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
План:
Методы выбора вида транспорта для перевозки грузов.
1.1. Метод расчета экономического эффекта от выбранного варианта перевозок по конкретной корреспонденции.
1.2. Метод определения рациональных сфер использования того или иного вида транспорта (метод равновыгодных расстояний).
Литература:
1. Амиров, М.Ш. Единая транспортная система: учебник / М.Ш. Амиров, С.М. Амиров – 2-е изд. стер. – Москва : КНОРУС, 2022. – 178 с.
2. Троицкая, Н.А., Транспортная система России: учебник / Н.А. Троицкая. – Москва : КноРус, 2022. – 206 с.
Конспект лекции:
Вопрос 1. Методы выбора вида транспорта для перевозки грузов
1.1. Метод расчета экономического эффекта от выбранного варианта перевозок по конкретной корреспонденции
Экономический эффект выбора i-го варианта перевозок грузов по сравнению с действующим определяется по формуле (1):
(1)
где Зд – плата за перевозку по действующему варианту;
Зi – плата за перевозку по выбранному варианту (учитывает расходы на выполнение погрузочно-разгрузочных операций, завоз-вывоз грузов к магистральному транспорту, начально-конечные операции, перемещение груза, дополнительные операции, связанные с сервисным обслуживанием и потерями груза);
Q – объем перевозимого груза, т.
Пример.
В действующем варианте перевозок автотранспортом транспортом затраты на перевозку составляют Зд =16000 руб, объем перевозимых грузов Q = 60 т. Определить целесообразность варианта перевозок железнодорожным при условии, что плата за перевозку составит Зi =12800 руб.
Решение
Экономический эффект выбора варианта перевозок железнодорожным транспортом по сравнению с действующим вариантом перевозок:
ΔЭі = (16000-12800)*60=192000 руб
2.2. Метод определения рациональных сфер использования того или иного вида транспорта (метод равновыгодных расстояний).
Равновыгодная дальность – расстояние, стоимость транспортировки на которое для 1-го и 2-го вида транспорта будет одинакова, определяется по формуле (2):
, (2)
где Знк1, Знк2 - удельные затраты (постоянные затраты) на начальные и конечные операции транспортного процесса, включающие затраты на погрузку и разгрузку соответственно по 1-му и 2-му виду транспорта;
Зд1, Зд2 - удельные затраты (переменные затраты) на операции при движении по 1-му и 2-му виду транспорта.
После определения Lр выполняется построение графика зависимости общих затрат ∑Зi от расстояния перевозки Li для различных видов транспорта.
Для 1-го вида транспорта:∑Зi1 = Li· Зд1+ Знк1
Для 2-го вида транспорта:∑Зi2 = Li· Зд2+ Знк2
Полученный график зависимости общих затрат от расстояния перевозки представлен на рис.1
Рис. 1 – График зависимости общих затрат от расстояния перевозки 1-м и 2-м видами транспорта
Из графика видно, что при перевозке на расстояние меньше Lр экономически более выгодным является 1-й вид транспорта, а при перевозке на расстояние больше Lр – 2-й вид транспорта.
Пример.
Сравниваемые варианты: 1) автомобильный транспорт: Знк1 – 140 руб/т; Зд1 – 0,8 руб/км; 2) железнодорожный транспорт: Знк2 – 400 руб/т, Зд2 – 0,280 руб/км.
Определить рациональную сферу применения автомобильного и железнодорожного транспорта.
Решение
Равновыгодная дальность перевозки:
Построим график зависимости общих затрат общих затрат от расстояния перевозки при использовании автомобильного транспорта:
- затраты при перевозке на расстояние L1 =200 км:
∑З1авт = L1· Зд1+ Знк1 = 200·0,8+140= 300 руб;
- затраты при перевозке на расстояние L2 =700 км:
∑З2авт = L2· Зд1+ Знк1 = 700·0,8+140= 700 руб;
Построим график зависимости общих затрат общих затрат от расстояния перевозки при использовании железнодорожного транспорта
- затраты при перевозке на расстояние L1 =200 км:
∑З1жд = L1· Зд1+ Знк1 = 200·0,280+400= 456 руб;
- затраты при перевозке на расстояние L2 =700 км:
∑З2жд = L2· Зд2+ Знк2= 700·0,280+400= 596 руб.
Рис. 2 – График зависимости общих затрат от расстояния перевозки автомобильным и железнодорожным транспортом
Таким образом, перевозки на расстояния меньше 500 км относятся к сфере экономически выгодной зоны использования автомобильного транспорта, а на большие расстояния – к сфере использования железнодорожного транспорта.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем сущность метода расчета экономического эффекта от выбранного варианта перевозок по конкретной корреспонденции?
2. В действующем варианте перевозок автотранспортом затраты на перевозку составляют Зд =24000 руб, объем перевозимых грузов Q = 100 т. Определить целесообразность варианта перевозок железнодорожным при условии, что плата за перевозку составит Зi =19000 руб.
3. Что такое равновыгодная дальность перевозки?
4. В чем отличие постоянных и переменных затрат, используемых для расчета равновыгодной дальности?
5. В чем сущность метода равновыгодных расстояний?
6. Определите равновыгодную дальность перевозок для следующих сравниваемых вариантов: 1) автомобильный транспорт: Знк1 – 200 руб/т; Зд1 – 0,9 руб/км; 2) железнодорожный транспорт: Знк2 – 460 руб/т, Зд2 – 0,5 руб/км.
7. Определите эффективные зоны использования видов транспорта по представленному графику.