СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия «Пишем синквейн «Мои экопривычки»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Пишем синквейн «Мои экопривычки» представляет собой пример использования синквейна как эффективного приема технологии критического мышления в практике педагога дополнительного образования при проведении занятия экологической направленности.

Материал может быть полезен учителям начальных классов, биологии для организации внеурочной деятельности, педагогам дополнительного образования для разработки и проведения занятий или мероприятий естественнонаучной направленности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия «Пишем синквейн «Мои экопривычки»»

«Пишем синквейн «Мои экопривычки»

методическая разработка


Пояснительная записка

Методическая разработка «Пишем синквейн «Мои экопривычки» представляет собой пример использования синквейна как эффективного приема технологии критического мышления в практике педагога дополнительного образования при проведении занятия экологической направленности.

Синквейн — это метод, который позволяет кратко резюмировать, подвести итоги по изученному учебному материалу (теме, разделу) в нестандартной творческой словесной форме. В ходе составления синквейна активизируется умственная деятельность школьников, расширяется лексический запас, развивается творческая фантазия.

Новизна представленной разработки заключается в отборе и систематизации актуального информационного материала, связанного с темой сохранения природы и сокращения экологического следа, экологичного образа жизни, внедрения экологических привычек в повседневную жизнь каждого человека.

Отличительные особенности разработки. Занятие является обобщающим по теме изучения размера экологического следа детей и подростков города Новокузнецка, то есть содержит региональный компонент, а также объединяет различные области знаний, такие как окружающий мир, экология, литература.

Материал может быть полезен учителям начальных классов, биологии для организации внеурочной деятельности, педагогам дополнительного образования для разработки и проведения занятий или мероприятий естественнонаучной направленности.

Разработка занятия «Пишем синквейн «Мои экопривычки»

Цель: Формирование экологической культуры учащихся через словесную творческую деятельность.

Задачи:

- актуализировать знания учащихся об экологичном образе жизни и экологических привычках человека;

- сформировать представления о синквейне как поэтическом жанре и особенностями его создания;

- создать синквейн на тему «Мои экологические привычки»;

- воспитывать осознанно ответственное поведение в окружающей среде;

- развивать у учащихся креативные способности и критическое мышление.

Оборудование: ПК, мультимедийный проигрыватель и экран; стикеры с изображением капли воды, лампочки, видов транспорта, мусорных контейнеров, продуктов питания; канцелярские принадлежности: бумага для печати, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры и т.д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветственное слово педагога, постановка цели занятия, актуализация знаний об экологическом следе человека:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас ждет необычное занятие – мы попробуем себя в роли поэтов и создадим необычное по форме поэтическое произведение в жанре синквейн, которое будет посвящено нашим экологическим привычкам.

2. Повторение изученного материала.

Фронтальный опрос:

- Вспомните и дайте определение экологического следа.

«Экологический след», – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельный человек, страна, человечество в целом.

Экологический след – мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры территории со средней биологической продуктивностью, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов.



- Какую территорию мы называем «биологически продуктивной»?

Биологически продуктивной территорией или акваторией, мы называем территорию, необходимую для производства используемых ресурсов, поглощения и переработки наших отходов. Биологически продуктивная территория/акватория – это пахотные земли, пастбища, леса и рыбопромысловые зоны, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей людей.

- Можем ли мы рассчитать свой индивидуальный экологический след?

Экологический след рассчитывается с помощью специального калькулятора, предложенного учеными-экологами. Калькулятор экологического следа – это один из наиболее простых способов узнать, как стиль жизни того или иного человека влияет на устойчивость развития земного шара. Чем больше мы тратим на потребление пищи, предметов и энергии, тем больший след мы оставляем. Мы можем вычислить размер своего экологического следа.

- На предыдущих занятиях мы высчитывали наш экологический след по специальному калькулятору – опроснику, включающему вопросы по нескольким категориям – «Питание», «Использование энергии», «Обращение с твердыми бытовыми отходами», «Транспорт» и др. К каким выводам мы пришли?

Экологический след современных подростков и молодежи превышает норму в среднем в 2-3 раза. Возможные причины превышения нормы
размера экоследа в нашем городе и регионе таковы: климатические условия (продолжительные холодные зимы), развитая промышленность в Кузбассе, в том числе тяжелая (угледобыча, металлургия); увеличение объема производства, постоянно растущий научно-технический прогресс; убыстрение ритма жизни человека; отдаление человека от природы; низкий уровень экологической культуры населения.

Можно ли сократить экослед человека и как это сделать? Единственный правильный путь к спасению Земли – изменение образа и стиля жизни современного человека на более экологичный.

Различные информационные источники предлагают множество различных способов для уменьшения своего воздействия на природу. В целом, все эти предложения можно назвать экологическими привычками, которые необходимо приобрести каждому, кому небезразлично будущее планеты Земля. Экологические привычки – те действия в повседневной жизни человека, которые способствуют снижению его воздействия на природу.

3. Изучение нового материала.

Сегодня на занятии мы попробуем сочинить необычное стихотворение в жанре синквейн о тех экологических привычках, которые необходимо формировать у каждого из нас, чтобы экологический след населения в нашем городе сократился. Мы можем оформить наши синквейны в виде ярких листовок, используя цветную бумагу, стикеры, цветные ручки, фломастеры и т.д. Эти листовки могут быть размещены в общественном транспорте или на остановочных пунктах, чтобы как можно больше людей знали, как нужно себя вести, чтобы не вредить природе.

Объяснение нового материала.

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Сегодня это способ выразить свои мысли и чувства по отношению к какой –то теме в интересной форме. Представьте, что вы седой древний восточный старец, мудрец, который передает свой ценнейший опыт будущим поколениям… Итак, как же пишется синквейн?

Правила построения синквейна

- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. (Приводятся примеры детских синквейнов).

Пример синквейна о синквейне:

Синквейн

Образный, точный

Обобщает, развивает, обучает

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»

Творчество.

Индивидуальное сочинение синквейна. Также может быть организована работа в группах по темам «Транспорт», «Питание», «Обращение с ТБО» и т.д., то есть по категориям, соответствующим категориям в «Калькуляторе экологического следа».

4. Заключительный этап. Рефлексия.

Учащиеся зачитывают свои синквейны, обсуждают в группе (классе). Может быть проведен конкурс синквейнов по номинациям: «Самый оригинальный», «Самый экологический», «Самый юмористический» и т.д.