«Пишем синквейн «Мои экопривычки»
методическая разработка
Пояснительная записка
Методическая разработка «Пишем синквейн «Мои экопривычки» представляет собой пример использования синквейна как эффективного приема технологии критического мышления в практике педагога дополнительного образования при проведении занятия экологической направленности.
Синквейн — это метод, который позволяет кратко резюмировать, подвести итоги по изученному учебному материалу (теме, разделу) в нестандартной творческой словесной форме. В ходе составления синквейна активизируется умственная деятельность школьников, расширяется лексический запас, развивается творческая фантазия.
Новизна представленной разработки заключается в отборе и систематизации актуального информационного материала, связанного с темой сохранения природы и сокращения экологического следа, экологичного образа жизни, внедрения экологических привычек в повседневную жизнь каждого человека.
Отличительные особенности разработки. Занятие является обобщающим по теме изучения размера экологического следа детей и подростков города Новокузнецка, то есть содержит региональный компонент, а также объединяет различные области знаний, такие как окружающий мир, экология, литература.
Материал может быть полезен учителям начальных классов, биологии для организации внеурочной деятельности, педагогам дополнительного образования для разработки и проведения занятий или мероприятий естественнонаучной направленности.
Разработка занятия «Пишем синквейн «Мои экопривычки»
Цель: Формирование экологической культуры учащихся через словесную творческую деятельность.
Задачи:
- актуализировать знания учащихся об экологичном образе жизни и экологических привычках человека;
- сформировать представления о синквейне как поэтическом жанре и особенностями его создания;
- создать синквейн на тему «Мои экологические привычки»;
- воспитывать осознанно ответственное поведение в окружающей среде;
- развивать у учащихся креативные способности и критическое мышление.
Оборудование: ПК, мультимедийный проигрыватель и экран; стикеры с изображением капли воды, лампочки, видов транспорта, мусорных контейнеров, продуктов питания; канцелярские принадлежности: бумага для печати, цветная бумага, цветные карандаши, фломастеры и т.д.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветственное слово педагога, постановка цели занятия, актуализация знаний об экологическом следе человека:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас ждет необычное занятие – мы попробуем себя в роли поэтов и создадим необычное по форме поэтическое произведение в жанре синквейн, которое будет посвящено нашим экологическим привычкам.
2. Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос:
- Вспомните и дайте определение экологического следа.
«Экологический след», – «след», который оставляет воздействие на окружающую природную среду отдельный человек, страна, человечество в целом.
Экологический след – мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры территории со средней биологической продуктивностью, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов.
- Какую территорию мы называем «биологически продуктивной»?
Биологически продуктивной территорией или акваторией, мы называем территорию, необходимую для производства используемых ресурсов, поглощения и переработки наших отходов. Биологически продуктивная территория/акватория – это пахотные земли, пастбища, леса и рыбопромысловые зоны, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей людей.
- Можем ли мы рассчитать свой индивидуальный экологический след?
Экологический след рассчитывается с помощью специального калькулятора, предложенного учеными-экологами. Калькулятор экологического следа – это один из наиболее простых способов узнать, как стиль жизни того или иного человека влияет на устойчивость развития земного шара. Чем больше мы тратим на потребление пищи, предметов и энергии, тем больший след мы оставляем. Мы можем вычислить размер своего экологического следа.
- На предыдущих занятиях мы высчитывали наш экологический след по специальному калькулятору – опроснику, включающему вопросы по нескольким категориям – «Питание», «Использование энергии», «Обращение с твердыми бытовыми отходами», «Транспорт» и др. К каким выводам мы пришли?
Экологический след современных подростков и молодежи превышает норму в среднем в 2-3 раза. Возможные причины превышения нормы
размера экоследа в нашем городе и регионе таковы: климатические условия (продолжительные холодные зимы), развитая промышленность в Кузбассе, в том числе тяжелая (угледобыча, металлургия); увеличение объема производства, постоянно растущий научно-технический прогресс; убыстрение ритма жизни человека; отдаление человека от природы; низкий уровень экологической культуры населения.
Можно ли сократить экослед человека и как это сделать? Единственный правильный путь к спасению Земли – изменение образа и стиля жизни современного человека на более экологичный.
Различные информационные источники предлагают множество различных способов для уменьшения своего воздействия на природу. В целом, все эти предложения можно назвать экологическими привычками, которые необходимо приобрести каждому, кому небезразлично будущее планеты Земля. Экологические привычки – те действия в повседневной жизни человека, которые способствуют снижению его воздействия на природу.
3. Изучение нового материала.
Сегодня на занятии мы попробуем сочинить необычное стихотворение в жанре синквейн о тех экологических привычках, которые необходимо формировать у каждого из нас, чтобы экологический след населения в нашем городе сократился. Мы можем оформить наши синквейны в виде ярких листовок, используя цветную бумагу, стикеры, цветные ручки, фломастеры и т.д. Эти листовки могут быть размещены в общественном транспорте или на остановочных пунктах, чтобы как можно больше людей знали, как нужно себя вести, чтобы не вредить природе.
Объяснение нового материала.
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Сегодня это способ выразить свои мысли и чувства по отношению к какой –то теме в интересной форме. Представьте, что вы седой древний восточный старец, мудрец, который передает свой ценнейший опыт будущим поколениям… Итак, как же пишется синквейн?
Правила построения синквейна
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. (Приводятся примеры детских синквейнов).
Пример синквейна о синквейне:
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
Индивидуальное сочинение синквейна. Также может быть организована работа в группах по темам «Транспорт», «Питание», «Обращение с ТБО» и т.д., то есть по категориям, соответствующим категориям в «Калькуляторе экологического следа».
4. Заключительный этап. Рефлексия.
Учащиеся зачитывают свои синквейны, обсуждают в группе (классе). Может быть проведен конкурс синквейнов по номинациям: «Самый оригинальный», «Самый экологический», «Самый юмористический» и т.д.