СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности. Тема «Социальная инженерия: почему люди сами отдают мошенникам деньги»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит технологичекую карту занятия по финансовой грамотности для обучающихся 8-9 классов. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по финансовой грамотности. Тема «Социальная инженерия: почему люди сами отдают мошенникам деньги»»

Комитет образования и науки Курской области

Областное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Курский институт развития образования»









ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ

Методическая разработка занятия

по теме

«Социальная инженерия: почему люди сами отдают мошенникам деньги»





Разработчик: слушатель ДПП ПК

«Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся»






Шустикова А.В., учитель истории и обществознания











Курск

2021

Введение

Актуальность темы проекта

Среди всех видов мошенничеств финансовое мошенничество занимает особое место. Какие только хитрости не используют охотники за чужими деньгами, чтобы обогатиться. С активным развитием новых технологий финансовое мошенничество тоже не стоит на месте, адаптируется к современным условиям. В наши дни мошенничество приобрело интеллектуальный характер. Мошенники применяют не только новые технологии, но и самые современные психологические методики.

Жертва мошенничества часто добровольно передает злоумышленнику свои деньги и другое имущество, искреннее заблуждаясь, кому и для чего он это делает.

В мае 2021 года на официальном сайте Центрального Банка был опубликован «Обзор операций, совершённых без согласия клиентов финансовых организаций за 2020 г.» Согласно данным, представленным в документе, объем всех операций, совершенных без согласия клиента с  использованием электронных средств платежей в 2020 году составил 977,3 млн рублей. А количество таких операций – 773 тыс. единиц.

Операции, совершенные без согласия клиента с использованием электронных средств платежей, можно разделить на три типа:

• операции через банкоматы, терминалы и импринтеры;

• оплата товаров и услуг в Интернете (CNP-транзакции - транзакция типа «Card Not Present»  – операция, осуществленная в сети Интернет с использованием реквизитов платежной карты (без предъявления ее материального носителя);

• операции в системе дистанционного банковского обслуживания.

Необходимо отметить, что большая часть операций без согласия клиента совершается в результате использования злоумышленниками методов социальной инженерии (введение в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием) для получения несанкционированного прямого доступа к электронным средствам платежа владельцев средств либо побуждения их самостоятельно совершить перевод в пользу мошенников.

О чём это говорит? О низком уровне финансовой грамотности, касающейся финансовых рисков.

Этот вывод подтверждается и результатами исследования уровня финграмотности, проводимых Национальным агентством финансовых исследований в 2018 – 2020 гг. Во время исследования были выявлены основные проблемы, связанные с недостаточным уровнем финансовой грамотности россиян, касающиеся финансовых рисков:

  • 34% не  понимают связь между доходностью и риском (рискуют стать жертвой финансовых пирамид)

  • 31% владельцев карт сталкивался с попытками мошенничества, 4% понесли финансовые потери

  • 60%  не заботятся о своих персональных данных. 

Специфика финансового мошенничества состоит в той области отношений, в которой совершается обман — это сфера обращения различных платежных карт и других средств платежа, получение и выдача кредитов, привлечение инвестиций и иные финансовые (денежные) отношения.

Поэтому необходимо особое внимание уделять проблеме повышения уровня финансовой грамотности молодёжи, касающейся финансовых рисков и финансового мошенничества.

Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на внеурочных занятиях по финансовой грамотности, на классных часах. В результате у обучающихся формируются умения:

- распознавать риски возникновения финансовых мошенничеств при совершении операций;

- выбирать модель поведения при возникновении угрозы финансового мошенничества;

-моделировать риски возникновения новых неизвестных финансовых мошенничеств.


Целевая аудитория проекта: обучающиеся, в возрасте 14 – 15 лет.









































Технологическая карта

Тема занятия

«Социальная инженерия»: почему люди сами отдают мошенникам деньги»

Название предмета

Финансовая грамотность (внеурочная деятельность)

Целевая аудитория

8-9 классы

Тип занятия

комбинированный

Цель занятия

Сформировать у воспитанников представление о финансовом мошенничестве, методах «социальной инженерии», рассмотреть возможные варианты предупреждения финансовых махинаций

Задачи

- рассмотреть виды финансового мошенничества с использованием банковских карт, мобильных телефонов и интернета;

- выявить основные методы и приёмы финансовых мошенников «социальных инженеров»;

- выявить «слабые» стороны потерпевших от финансовых мошенников;

- выявить «зоны риска» встречи с финансовыми мошенниками;

- сформулировать рекомендации «Как не попасть на удочку финансовых мошенников?»

Планируемые результаты

Личностные:

- осознание ответственности за настоящее и будущее собственного финансового благополучия, благополучия своей семьи; умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования.

Предметные результаты:

- владение основными понятиями темы: финансовое мошенничество, «социальная инженерия»;

- владение основными принципами принятия финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности;

- осознание наличия финансовых мошенничеств в современном обществе;

- понимание различных схем проведения финансовых мошенничеств;

- приобретение навыков защиты от финансового мошенничества.

Метапредметные:

- регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач, формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа, навыков самоанализа.

- познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы на примере материалов данного занятия, формирование и развитие навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией.

- коммуникативные: осуществление деловой коммуникации, координировать и выполнять работу в условиях реального взаимодействия.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая

Методы и технологии


Методы: проблемный метод, проектирования, дискуссия.

Технология критического мышления с элементами игры

Необходимое оборудование

демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями-ситуациями для практической работы, карточки заданий для игры «Грабли», раздаточный материал (памятки).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

Организационный

Приветствует учеников. Эмоциональный настрой.

Рассказывает, в какой форме
будет проходить занятие.


Приветствуют учителя.

2

Определение темы занятия

Предлагает посмотреть фрагмент из фильма «Двенадцать стульев»

https://www.youtube.com/watch?v=P8t2dbJ7YXY

(продолжительность фрагмента 6 мин: с 36 мин. 9 сек. по 42 мин. 10 сек.)

Организует беседу:

- Какие чувства вызывает поведение персонажей?
- Что произошло в данном отрывке?

- Какова была цель Остапа Бендера?

- Добился ли он своей цели?

- Какие методы и приёмы использовал Остап Бендер для достижения своей цели?

- Затронули ли эти действия
других героев и как именно?
- Согласны ли вы с тем, как поступил Остап Бендер?

- Как вы можете назвать его действия?

Учитель предлагает определить, как данный фрагмент связан с темой урока.

Учитель выслушивает ответы.

Великий комбинатор Остап Бендер чтил уголовный кодекс. Банальному грабежу он предпочитал психологические уловки, чтобы жертвы его обаяния добровольно отдавали ключи от квартир, где деньги лежат. Позже для таких махинаций придумали специальное название — социальная инженерия.

Смотрят видео.

Участвуют в беседе.

Высказывают своё мнение, как данный фрагмент связан с темой урока.

Формулируют тему занятия.


Планируемые результаты: умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, осуществление деловой коммуникации.

3

Формулировка проблемы, целей и задач урока

По статистике в большинстве случаев люди теряют свои сбережения не потому, что их счета взламывают хакеры. Владельцы банковских карт чаще всего сами сообщают мошенникам их полные реквизиты, включая номер, срок действия, трехзначный CVV/CVC-код, а также пароли и коды из СМС, которые банки присылают для подтверждения операций, не заботятся о своих персональных данных

Операции, совершенные без согласия клиента с использованием электронных средств платежей, можно разделить на три типа:

• операции через банкоматы, терминалы;

• оплата товаров и услуг в Интернете (CNP-транзакции - Транзакция типа «Card Not Present»  – операция, осуществленная в сети Интернет с использованием реквизитов платежной карты (без предъявления ее материального носителя);

• операции в системе дистанционного банковского обслуживания.

Учитель предлагает проанализировать диаграммы: «Динамика количества и объёма операций без согласия клиента с использованием электронных средств платежа», «Причины совершения операций без согласия клиентов», «Распределение возвращения (возмещения) денежных средств» (приложение 1)

Вопрос: Какие выводы мы можем сделать на основе статистических данных Центрального Банка?

Предлагает сформулировать проблему, цели и задачи занятия.

Анализируют диаграммы, делают выводы:

- Объем всех операций, совершенных без согласия клиента с  использованием ЭСП (Электронных средств платежа), в 2020 г. увеличился по сравнению с 2019 годом и составил 9777,2 млн рублей. Количество таких операций  тоже увеличился до 773 тыс. единиц.

- Основная причина совершения операций без согласия клиента – методы социальной инженерии.

- Наиболее часто денежные средства вернуть не удалось.

Формулируют проблему: Почему люди сами отдают мошенникам деньги?

Цель и задачи:

- узнать, что такое «социальная инженерия»

- какие методы и приёмы используют социальные инженеры

- рассмотреть виды финансового мошенничества с использованием банковских карт, мобильных телефонов и интернета;

- сформулировать способы грамотного поведения для их предотвращения.

Определяют значимость данной темы для себя.


Планируемые результаты: умение ставить цели и определять задачи деятельности, формирование и развитие навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией.


4

Изучение базовых понятий

Предлагает изучить теоретический материал «Основные приемы социальной инженерии»: социальная инженерия, фишинг, претекстинг, плечевой серфинг, «Кви про кво» - «услуга за услугу»; кардинг.

Задание: определить, на каких чувствах играют «социальные инженеры»?

Изучают теоретический материал.

Определяют, на каких человеческих чувствах играют мошенники.


Планируемые результаты: научаться оперировать новыми понятиями, понимание различных схем проведения финансовых мошенничеств.

5

Решение жизненных ситуаций и практических задач (фронтально)


Предлагает посмотреть короткометражный художественный фильм «Сообщите ваш пароль» (https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/1011/#106)

Организует беседу:

- Какую информацию, размещенную на банковской карте или связанную с ней, нельзя никому сообщать?

- Какую информацию, размещенную на банковской карте или связанную с ней, может запрашивать сотрудник банка?

- Какие вы знаете «ловушки», способствующие получению мошенниками конфиденциальной информации у держателя карты?

- Как действовать в ситуации, если у вас пытаются получить сведения о вашей карте по телефону?

Смотрят фильм.

Участвуют в беседе.

Формулируют правила поведения при мошеннических действиях.

Планируемые результаты: понимает, какие приемы могут применять мошенники, чтобы завладеть информацией о банковской карте, какие действия может совершать настоящий сотрудник банка, а какие мошенник, научится безопасно пользоваться банковской картой и распознавать действия мошенников.







Решение жизненных ситуаций и практических задач (групповая работа)

Работа в группах.

Знание о наиболее распространенных способах мошенничества с помощью мобильного телефона и Интернета поможет легче их
распознать, а значит — защититься.

Учитель раздаёт кейсы для групп: схемы мошенничества с помощью
мобильного телефона и Интернета. (приложение 2)

Ставит учебную задачу. Предлагает группам изучить представленные кейсы и сформулировать правила поведения в данной ситуации.

Выполняют учебную задачу.

Работают в группах.

Распределяют роли, анализируют признаки

мошенничества, вырабатывают алгоритм

действий (правила

правильного поведения)


Планируемые результаты:

понимание различных схем проведения финансовых мошенников, приобретение навыков защиты от финансового мошенничества, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач.


6

Представление итогов работ групп

Организует беседу по итогам работы с кейсами.

Предлагает сформулировать рекомендации «Как не попасть на удочку финансовых мошенников?»



Представляют результаты своей деятельности: алгоритм действий (правила правильного поведения)

7

Применение знаний


Игра «Не наступи на грабли». Можно онлайн на сайте «Финкультура.Инфо» в разделе «Грабли»(https://www.fincult.info/rake/) или можно провести эту игру офлайн, распечатав вопросы с вариантами ответов и деньги.

Учитель объясняет правила игры:

В вашем кошельке 500 р. (другая сумма)

Цель: сохранить их или приумножить.

В каждой задаче есть «цена вопроса». При неправильном ответе она списывается, при верном — прибавляется. При нулевом балансе игра заканчивается. Удачи!

Принимают правила игры. Играют.


Понимают насколько хорошо усвоили материал занятия.

8

Рефлексия

Предлагает ответить на
вопросы:
- Достигли ли мы цели занятия?
- Какие выводы в сделали для себя?

- Ребята, оцените ваши
действия на уроке.
- Интересно вам сегодня было
или нет?

Аферисты постоянно придумывают новые схемы обмана. Единственный способ избежать денежных потерь при встрече с мошенниками — критически воспринимать любые предложения, перепроверять информацию и никогда не торопиться при принятии финансовых решений.

Отвечают на вопросы,
анализируют результаты.


















Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

  1. Ребий Е.Ю. Финансы для взрослой жизни. Сборник методических материалов для сотрудников детских домов и домов-интернатов, по повышению финансовой грамотности воспитанников и детей, оставшихся без попечения родителей/Ю.Е. Ребий.- Ставрополь. ИП Педашенко.- 2017

  2. Финансовое мошенничество. Как себя защитить. Сборник демонстрационных материалов для проведения занятий по финансовой грамотности в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создан при поддержке Банка России и Министерства просвещения РФ. – Москва, 2019 г.

  3. Финансовое мошенничество. Как себя защитить. Сборник методических материалов для проведения занятий по финансовой грамотности в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создан при поддержке Банка России и Министерства просвещения РФ. – Москва, 2019 г.

  4. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников организаций (учреждений) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Абросимова. — М.: НОЧУ ДПО УЦ «Сетевая Академия», 2020.

  5. Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. А. Абросимова. — М.: НОЧУ ДПО УЦ «Сетевая Академия», 2020.

  6. Обзор операций, совершённых без согласия клиентов финансовых организаций за 2020 г. (сайт Центрального Банка России: https://cbr.ru/ )

  7. Ежедневная деловая газета РБК (РосБизнесКонсалтинг): https://www.rbc.ru/finances/28/09/2017/59ca447b9a79474aa6f65673

  8. Сайт НАФИ: https://nafi.ru/about/

  9. Хужожественный короткометражный фильм «Сообщите ваш пароль»: https://edu.pacc.ru/kinopacc/articles/1011/#106

  10. Сайт Финкульт.Инфо: https://www.fincult.info/

  11. Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: https://fmc.hse.ru/













Словарь основных терминов


Кардинг - мошенничество с платежными картами, (от англ. carding) — вид мошенничества, при котором производится операция с использованием платежной карты или её реквизитов.

«Кви про кво» - «услуга за услугу» - Эта техника атаки предполагает общение по электронной почте или телефону. Мошенник представляется сотрудником, например, техподдержки, и предлагает жертве помочь ему устранить определенные неполадки в онлайн-системе или на рабочем месте. Жертва, выполняя его указания, лично передает ему средства доступа к важной информации.

Плечевой серфинг - включает в себя наблюдение личной информации жертвы через её плечо. Этот тип атаки распространён в общественных местах, таких как кафе, торговые центры, аэропорты, вокзалы, а также в общественном транспорте.

Претекстинг - атака, в которой злоумышленник представляется другим человеком и по заранее подготовленному сценарию узнает конфиденциальную информацию. Часто социальные инженеры представляют сотрудниками банков, кредитных сервисов, техподдержки или других служб, которым человек по умолчанию доверяет. Для большей достоверности они сообщают потенциальной жертве какую-либо информацию о ней: имя, номер банковского счета, реальную проблему, с которой она обращалась в эту службу ранее.

Социальная инженерия — совокупность приёмов, методов и технологий создания такого пространства, условий и обстоятельств, которые максимально эффективно приводят к конкретному необходимому результату ". Социальная инженерия — в контексте информационной безопасности — психологическое манипулирование людьми с целью совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации. Следует отличать от понятия социальной инженерии в социальных науках — которое не касается разглашения конфиденциальной информации. 

Социальные инженеры - в широком смысле — это специалисты, которые умеют манипулировать другими. Но обычно мы слышим о тех социальных инженерах, которые с помощью психологических приемов выманивают деньги или данные для доступа к чужому счету.

Финансовое мошенничество – это совершение противоправных действий в сфере
денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.

Фишинг – это наиболее распространенный вид мошенничества на
сегодняшний день. В данном случае мошенники связываются с владельцем карты либо по телефону, либо по электронной почте от имени
банка и обманным путем узнают от него данные по его карте. Это может выглядеть следующим образом: вам звонит злоумышленник представляясь сотрудником банка, утверждает, что с вашей карты произведен несанкционированный платеж, либо ваша карта заблокирована, либо у вас образовался непогашенный долг и т. д., детали не уточняются, и вас просят сообщить конфиденциальные данные по вашей карте
(ПИН-код, CVV код и т. д.).


Приложение 1. Обзор операций, совершённых без согласия клиентов финансовых организаций за 2020 г. (сайт Центрального Банка России: https://cbr.ru/ )














Приложение 2. Практические ситуации (кейсы)

  1. «Я ввел этот номер по ошибке». Представьте ситуацию: 8 Марта, хорошее настроение, застолье, и тут раздается звонок. Вместо поздравлений (а может, и вместе с ними) в
    трубке вы слышите извинения: «Простите, только что пытался зайти в
    свой Интернет-банк (кошелек, личный кабинет сотового оператора, и
    т.д.), но ошибся, и, ввел ваш номер. Пожалуйста, можете скинуть код,
    который пришел вам в SMS-ке? Он на самом деле мой». Не ожидая
    подвоха в такой чудесный час, вы решите помочь человеку, а по факту –
    мошеннику, и отдадите ему данные от своего аккаунта. Никакой чужой
    пароль не может прийти на ваш номер телефона. Он не подойдет к другому счету. С помощью секретного кода злоумышленник может поменять настройки Интернет-банка или кошелька, украсть деньги и т.д.

  2. Если друг оказался вдруг… Вам приходит сообщение от подруги в соцсети или Skype, она просит денег в долг. Говорит, что это очень срочно и умоляет по возможности сейчас же перевести необходимую сумму на карточку или электронный кошелек. Прежде чем броситься выручать подругу из беды, стоит перепроверить информацию, так как аккаунт может быть взломан.
    Самое лучшее в такой ситуации перезвонить подруге и выяснить суть
    проблемы по телефону. Если такой возможности нет, можно задать какой-нибудь «контрольный» вопрос, ответ на который может знать только она.

  3. «Мама, у меня проблемы!» Еще один похожий и распространенный вид мошенничества опирается уже не на дружеские, а на родительские чувства. Иногда мошенники веерно рассылают сообщения на мобильные номера, пытаясь попасть
    на того, кто поверит и откликнется. И то, что SMS в этом случае приходит с неизвестного номера, только усиливает волнение получателя:
    «Мама, я попал в аварию, срочно нужны деньги, переведи их, пожалуйста, на этот номер телефона». «Папа, у меня проблемы, я в больнице,
    пишу с чужого телефона, кинь, пожалуйста, деньги на этот кошелек.
    Маме не говори». Цель понятна, выманить деньги у близких пользователя. Они сами переведут их на указанный мобильный номер, банковскую карту или электронный кошелек (в зависимости от того, какой
    способ будет указан в SMS).

  4. Звонок на миллион рублей. Известная радиостанция звонит и поздравляет с выигрышем в 1 000000 рублей? На почту пришло письмо от рекламного агентства о том, что ваш адрес стал счастливым, и теперь их клиент, мировой производитель ювелирных украшений, дарит вам кольцо с бриллиантом? Нужно только оплатить налог или доставку приза. Если вы никогда не участвовали в этих лотереях, можете быть уверены: доброе известие это фальшивка. «Налог» уйдет мошенникам, а обещанный выигрыш так и не доберется до адресата. Признаки фальшивой лотереи. Пользователь никогда не оставлял своих личных данных на ресурсе или в организации, от имени которой приходит сообщение. Сообщение составлено с орфографическими ошибками. Почтовый адрес отправителя располагается на общедоступном почтовом сервисе, например, gmail.com, yandex.ru, mail.ru.

  5. Письмо из банка. Вам приходит тревожное письмо от вашего банка или платежного сервиса. В нем информация о том, что счет заблокирован и для того, чтобы возобновить работу с ним, необходимо перейти по ссылке и ввести свои данные. Единственная цель таких писем – убедить человека
    перейти на поддельный (фишинговый) сайт и ввести там свои персональные данные, которые будут украдены, а вслед за ними и деньги со
    счета. Кроме того, фишинговый сайт может заразить ваш компьютер
    вирусом.

  6. Магазины-близнецы. Мошеннические магазины часто маскируются под известные. Их адрес в строке может отличаться от адреса настоящего магазина всего одной буквой, например, yubbka.com вместо yubka.ru. Но и в реальном Интернет-магазине может поджидать опасность – во время перехода на
    страницу оплаты товаров. В этот момент специальный вирус перекидывает пользователя на поддельную страницу.

«Николай получил электронное письмо от интернет-магазина, в котором часто делает покупки: «Подтвердите свой аккаунт, чтобы продолжать пользоваться бонусами». Николай перешел по ссылке из письма, заново ввел свои личные данные и данные банковской карты. Затем его попросили сделать «пробный платеж» на 1 рубль. В ходе оплаты надо было ввести трехзначный код с обратной стороны карты. Как только Николай ввел этот код, ему пришло сообщение от банка о списании со счета, но вовсе не 1 рубля, а 10 000 рублей. Николай решил, что получил письмо от онлайн-магазина — он увидел знакомое название и логотип в тексте письма.»

Как действуют преступники? Мошенники регистрируют адрес почты, похожий на адрес реального интернет-магазина, банка или другой легальной организации. Например, вместо настоящего адреса магазина «Супершоп» [email protected] используют [email protected]. Иногда обманщики даже не заморачиваются с похожим адресом, так как зачастую он скрыт от глаз пользователя. Просто указывают название магазина как имя отправителя — именно его и видит получатель. Подмену проверить легко, но не все обращают внимание на такие детали.

  1. Звонок из Министерства труда и социальной защиты. Вам рассказывают про пособие, которое положено выпускнику организации для детей-сирот. Чтобы перевести деньги на карту, необходимо сообщить ее данные звонящему. Ваши действия?


Ответ: Необходимо проверить информацию. Государственные организации не запрашивают по телефону реквизиты банковских карт граждан. Перезвоните в Министерство труда и социальной защиты, уточните, мог ли поступить звонок от их сотрудника.


  1. В ячейке Центрального банка лежат средства, которые вы можете
    получить. Поскольку деньги ждали, пока вы достигните совершеннолетия, набежали проценты за аренду ячейки в банке. Переведите на указанный счет небольшую сумму (10 тысяч рублей), и вы получите 215 тысяч рублей. Однако время ограничено, если не поторопитесь, то через 7 дней деньги в ячейке перейдут государству. Ваши действия?

Ответ: Если вам звонят от имени Центрального банка, позвоните на телефон горячей линии Банка России: 8-800-300-3000. Помните, что Банк России не обслуживает физических лиц!

  1. История Олега.

«Звонит незнакомый мужчина и говорит, что по ошибке прислал мне 30 000 рублей. Просит отправить их ему по номеру карты, который мол сейчас продиктует. Я так прикинул, что это развод и положил трубку. Проверяю мобильный банк, а деньги реально пришли.

Тут тот мужчина звонит еще раз и начинает орать в трубку, что я присвоил его деньги и он подаст на меня в суд, если я их не верну. Я говорю, нет, обращайся в банк, пусть там разбираются, а я тут ни при чем. На что он мне говорит: давай так — оставь себе 2000 рублей, остальное переводи мне на карту. Не знаю, что делать. Вдруг это вообще не его деньги? Откуда у него мой номер телефона? Он правда может меня засудить, если ничего не верну?

Дайте совет Олегу.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!