СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по обществознанию (включая экономику и право) Тема урока: «Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  занятия

по обществознанию

(включая экономику и право)

Тема урока: «Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по обществознанию (включая экономику и право) Тема урока: «Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП»»



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Бутурлиновский медицинский техникум»











Методическая разработка занятия

по обществознанию

(включая экономику и право)

Тема урока: «Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП»






Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»





Подготовила:

преподаватель истории

и обществознания

Попова Н.В.






Бутурлиновка, 2018г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний, учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов, учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений. 

Урок этого типа позволяет одновременно достичь нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.

Данный урок проводится на первом курсе в рамках изучения предмета Обществознания.














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Задачи:

·  Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.

·  Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.

·  Воспитательные: осуществлять правовое воспитание обучающихся; формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: комбинированный урок с ТСО.

Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).

В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит, понятие ВВП.




План урока: слайд №2 (приложение)

1).Что такое бюджет

2).Бюджет государства и его особенности. Как преодолеть дефицит госбюджета?

3) Виды бюджета.

















Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП).


  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами продолжим разговор о роли государства в экономике, но прежде, давайте вспомним материал прошлого урока.

  1. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания

Какие сферы общества существуют? Мы с вами изучаем экономическую сферу.

  1. В каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику?

  2. Что такое налогообложение? Каким образом с этим явлением сталкивается ваша семья?


Замечательно справились с вопросами. Но для вас есть еще одно задание. Слушайте внимательно, если я вдруг буду допускать ошибки – вы их себе помечайте, а мы потом разберем, итак:

Основная роль государства в экономике заключается в поддержании стабильного экономического роста страны. Поэтому государство должно пресекать любые виды предпринимательской деятельности, во избежание обогащения частных лиц за счет страны. (сохранение рыночной экономики)

Однако предприниматели платят большие налоги в государственную казну. Следовательно, в целях экономии государству необходимо подумать о другой, более значительной части населения: пенсионерах, учителях, врачах, служащих, студентах, детях, безработных. Содержать школы, дороги, медицинские учреждения, полицию государству очень накладно, поэтому оно должно передать эти предприятия в ведение частного бизнеса. (станет недоступным широким слоям населения)

И совсем невыгодная часть расходов – защита окружающей среды. Ежегодно огромные суммы денег тратятся на вывоз мусора, очистку водоемов и т.д. А доходов от улучшения здоровья населения в казну не поступает. Эту статью расходов государство должно вычеркнуть из планирования бюджета на все будущие года.

Есть ли в тексте ошибки? Если да, то обоснуйте ответ.

III. Работа по теме.

Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.

– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?

Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.

– Как вы считаете, что такое бюджет?

Слайд №3 (приложение).

IV. Работа с термином.

Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти.

Слайд № 4 (приложение).

Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.

Идеальный бюджет – запланированные расходы = запланированным доходам.

Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.

Государственный бюджет - это финансовый план расходов и доходов за определенный период времени (за год).

Итак, нужно запомнить, что государственный бюджет

1) имеет юридическую силу;

2)утверждается парламентом;

3)правительство организует его исполнение.

Что мы отнесем к статьям доходов и расходов государства? ( доходы – налоги, таможенные пошлины, доходы от продажи государственного имущества, займы; расходы - содержание органов государственного управления, финансирование социальных программ, оплата труда работников бюджетной сферы, вооруженные силы, выплаты по займам)

Таким образом, формируется бюджетная система РФ. В бюджетную систему РФ входят бюджеты следующих уровней;

  1. Федеральный бюджет

  2. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты)

  3. Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Слово учителя:

Существует 3 типа бюджета:

  1. Сбалансированный – когда расходы равны доходам.

  2. Профицит бюджета – превышение суммы доходов над суммой расходов.

  3. Дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов.

Чтобы покрыть дефицит, государство или сокращает расходы, или берет деньги в долг у иностранных кредиторов, внешний долг, у своего населения, внутренний долг. Одним из источников одалживания является выпуск облигаций – ценных бумаг, гарантирующих возврат долга и выплату определенной суммы денег владельцу облигации.

Рассмотрим схему:


Слайд № 6 (приложение).

Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.

Обратимся к понятию доход.

Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2009 году».

– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

– Приведите примеры неналоговых доходов?

– Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.

Слайд № 7 (приложение).

Обратимся к понятию расход.

– На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?

Слайд № 8приложение).

Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицита или профицита бюджета.

Слайд № 9 (приложение).

Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.

Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).

– Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств?

Слайд № 10 (приложение).

Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.

– Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить?

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.

· сокращение бюджетных расходов,

· изыскание дополнительных источников доходов,

· выпуск денег,

· одалживание денег.

– Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Сокращение бюджетных расходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр.

– Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?

Изыскание дополнительных источников доходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.

– Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?

Выпуск денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия.

– Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?

Одалживание денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг.

– У кого же государство может взять деньги в долг?

Государство может, одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций.

– Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством?

Рассмотрев различные способы преодоления дефицита бюджета, определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Обратите внимание на предложенную диаграмму. Какой вывод можно сделать?

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

·  федеральный бюджет;

·   бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

·   бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.

Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.

Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.

Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты – учет по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.

Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности – открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.

Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.

Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.

Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).

После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.

В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ.

V. Давайте подведем итоги:

·  Что такое государственный бюджет?

·   Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?

·  Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?

VI. Рефлексия.

·                     Что нового вы узнали?

·                     Что больше всего запомнилось?

·                     Где вы можете применить знания данной темы?

Выставление оценок и подведение итогов.

Домашнее задание:  §9, вопросы. (слайд №11приложение)