СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Донские казаки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: Воспитывать любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность. Задачи: Формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях. Развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас, воспитывать любовь к своему краю, уважение к другим народам.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Донские казаки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕСТКИЙ САД «УЛЫБКА» Г. ВОЛГОДОНСКА








Методическая разработка
занятия по познавательной
деятельности
для детей старшего
дошкольного возраста
Тема: «Донские казаки»











Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Григорьева Н.П.


«Донские казаки»


Цель: Воспитывать любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность.

Задачи: Формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, познакомить с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепить знания о других народностях. Развивать внимание, фантазию, память, расширять словарный запас, воспитывать любовь к своему краю, уважение к другим народам.

Наглядный дидактический материал: куклы в национальных костюмах донских казаков, диск с казачьей песней «Как донские казаки», палки-лошадки, демонстрационный материал (иллюстрации).

1. Воспитатель: «Наш общий дом – Земля!»
- Ребята, а кто мы с вами? (люди, дети, мальчики, девочки)
- А где мы живем? (на планете, В России, в городе Волгодонске, Ростовской области)

Воспитатель обращает внимание на карту, дети подходят и рассматривают.

- Посмотрите, сколько стран на карте, государств, городов, сколько людей разных национальностей в них проживает: японцы, китайцы, французы, русские и много других наций. Но все мы люди и все живем на одной планете Земля.
- А найдите свою страну на карте. (Дети находят, показывают)
- Но еще на территории России много лет существует область войска Донского, населенная донскими казаками.
- И сегодня к нам пришли гости, которые хотят рассказать вам об истории Донского казачества.

(Воспитатель под мелодию казачьей песни «Как донские казаки» вносит куклы в казачьих костюмах «Донская казачка» и «Донской казак»)

2. Знакомство с донскими казаками
Дети рассматривают кукол.
Воспитатель: Раньше, слово «Казак» означало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности.
Донское казачество впервые появляется в XVI веке. В 1552 году зафиксировано участие донских казаков в Казанском походе, после которого казаки получают от Ивана Грозного Дон в вечное пользование. Отсюда и название – донские казаки!

Посмотрите на их флаг. Три цвета означают три ветви происхождения донских казаков: синяя символизировала донских казаков, красная – русских, желтая полоса – символизировала калмыков. А указом президента Российской Федерации Д.А. Медведевым в 2010 году было официально учреждено знамя войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское».

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами разукрасим макет флага казаков (детям раздают заготовки флагов, цветные карандаши и палочки).

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывала на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете поговорки про казака и коня? (дети рассказывают пословицы)
- Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
- Казак сам голодает, а конь его сыт.
- Казак без коня – что солдат без оружия.
- Казак без коня – как соловей без песни.

Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.
- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.
Проводится игра «Всадники».

Воспитатель: - А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков (рассматривание иллюстраций).
У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.
Казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять. Женским головным убором в этот период считался колпак – тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь – высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ноги, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики – туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.

Жилище казаков называлось – Казачий курень.

Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее. Вначале он предназначался от набегов врагов.

В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походным войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.

- Назовите, какая посуда была у казаков?

- Но, как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.

Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Если он мог схватиться за луку (выступающий изгиб переднего или заднего края седла), то примечали: «Сразу видно, что он будет наездник хороший, сразу видно, что он будет настоящий солдат!».

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти, рукопашному бою с трех лет. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть.

Физкультминутка:

Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- «Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая?
- «Лучше нет родного края!»

Любимые поговорки казаков:

- Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;
- Казачья смелость порушит любую крепость;
- Терпи казак – атаманом будешь;
- Казак в беде не плачет.

Воспитатель: Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот.

- Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках. Проводились они каждый год после сбора урожая. Их приурочивали к престольному празднику иконы Донской Божьей матери (1 сентября).

Еще одна традиция донских казаков – это национальные казачьи игры – шермиции.

Шермиции – это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками.

Воспитывали в маленьких казаках и уважение к женщине. Девочек с ранних лет приучали к рукоделию.

- Любимые праздники: масленица, рождество, покров.
- Очень мелодичные песни донских казаков, веселые и задорные танцы.

3. Итог занятия

- С кем мы сегодня познакомились на нашем занятии?
- Что интересного вы узнали про Донских казаков?
- Какие казачьи пословицы вы запомнили?
- Что особенно вам понравилось из рассказа о донских казаках?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!