Конспект познавательного занятия на тему
«Здоровье и выбор профессии».
Цель: Способствовать формированию у учащихся знаний о влиянии здоровья на выбор будущей профессии.
Задачи:
Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии. Формировать привычку вести здоровый образ жизни.
Познакомить с новыми понятиями.
Способствовать развитию памяти.
Перечислить воспитанникам причины, по которым иногда нельзя выбрать ту или иную профессию.
Оборудование: плакат – заготовка с деревом; надписи: личная гигиена, режим дня, правильное питание, движение (занятие физической культурой), отказ от вредных привычек, доброжелательность, хорошее настроение;
задания на карточках, зеленые листочки.
Ход занятия.
В. Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
Продолжаем наши занятия по теме профориентации, знакомством с миром профессий.
Сейчас я предлагаю вам небольшую разминку.
Сейчас будет названа буква и ваша задача - показать, что вы знаете много профессий, начинающихся с этой буквы. (По кругу), П, М, В, О, А
Вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Самая зеленая профессия,
Самая детская профессия,
Самая смешная профессия,
Самая денежная профессия,
Самая серьёзная профессия.
Сообщение темы занятия.
Тема сегодняшнего занятия «Здоровье и выбор профессии».
Воспитатель:
-Английский писатель Джон Рёскин писал:
«Для того, чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей обязательно должен сопутствовать успех».
- Обратите внимание на выражение «работа должна быть по силам, она не должна быть изнуряющей».
- Сегодня на занятии мы постараемся ответить на вопросы :
- Нужно ли учитывать состояние здоровья при выборе профессии?
- И что надо делать, чтоб укрепить своё здоровье и выбрать профессию, которую хочешь.
В. - Человеческий организм представляет собой сложную систему. Правильная нормальная деятельность определяется понятием «здоровье».
- Давайте вспомним, что такое «здоровье» по определениям ВОЗ.
Здоровье - это состояние полного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Плакат с деревом.
– Сегодня это дерево будет нашим здоровьем.
А что станет основой нашего здоровья?
Что составляет основу здоровья? Какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье…
Дети отвечают, педагог комментирует.
В – клеит с детьми на плакат в район корней основы здоровья (заготовленные надписи).
Личная гигиена - мероприятия обеспечивающие сохранение здоровья.
Режим дня – распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня.
Правильное питание - вкусная и здоровая пища
Отказ от вредных привычек.
Чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта (доброжелательность, хорошее настроение).
Движение (занятия физической культурой)– зарядка по утрам, больше ходить пешком, игра в подвижные игры, не пропускать без причины уроки физкультуры, кататься на коньках и лыжах. Ведь все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.
II –Понятия здоровье и движение неразделимы. Занятия спортом, физические упражнения. Правильное питание и соблюдение режима дня должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить свое здоровье, полноценную и радостную жизнь. И важно формировать у себя здоровые привычки ещё в школьном возрасте, они помогут стать на работе хорошим специалистом.
Задание: выбрать и подчеркнуть черты характера, привычки, которые необходимо иметь для данной профессии.
Повар – соблюдает правила гигиены, не ухаживает за ногтями, крепкий,
неряшливый, любит долго спать.
Парикмахер – крепкие ноги, ловкие пальцы рук, соблюдает правила личной гигиены, непереносимость холода, устойчивое хорошее настроение, хорошее зрение (глазомер)
Официант – при любых обстоятельствах оставаться вежливым и тактичным, хорошая координация движений, грызет ногти, быстрый и ловкий, физически вынослив, опрятный и подтянутый.
Горничная - опрятная, аккуратная, чистоплотная, любит взять чужое, брезгливая, ловкая.
Мастер отделочник – не переносит холод, хороший глазомер, соблюдает правила личной гигиены, спокойно переносит резкие запахи, сильные руки
Каменщик – крепкий, стойкий к простудным заболеваниям, способен выполнять однообразную работу, хороший глазомер, боится высоты, сильный.
Цветовод – без аллергии, любит гулять на свежем воздухе, удушение от цветов, нравится работать с землей, выращивать разные сорта цветов.
Швея - хороший глазомер, усидчивость, ловкость пальцев рук, терпение, умение доводить дело до конца, очень подвижный
Слесарь – выносливый, сильные руки, соблюдает правила личной гигиены, хороший глазомер, закаленный
Медсестра – аккуратная, грубоватая, не выносит вид крови, заботливая, готова оказать помощь, всегда чистый халат.
Водитель – не соблюдает правила движения, ответственный, часто опаздывает, уважает пешеходов, внимателен к пассажирам.
Задание: прочитать, что лишнее.
Итак, хорошие здоровые привычки это составная часть нашего здоровья.
В.- Каждому человеку дано здоровье, у всех оно разное. И тем более, что в скоро и перед вами встанет большая задача: Кем быть?
- А при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья.
- Казалось бы, что может быть общего между здоровьем и выбором профессии? (опрос)
Но эти два понятия тесно связаны между собой.
- Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых производственных факторов.
В. - Какие вы знаете отрицательные производственные факторы?
- Температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, запыленность, воздействие токсических веществ.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека.
По своему влиянию на организм человека все профессии можно поделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности (повар, продавец овощного магазина).
Третья группа включает в себя такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов: профессии печатника (запыленность воздуха, постоянный шум), ткачихи (шум, повышенная температура воздуха). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органа слуха.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда (например, шахтер, водолаз, аппаратчик химического производства, металлург). К работе допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста.
Пятая группа – это профессии, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях, но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т.п., к контакту с ними не допускаются люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это относится к таким профессиям, как воспитатель детского сада, повар, кондитер, врач.
Шестая группа – специальности, требующие повышенного напряжения определенных органов человека. Если эти органы недостаточно выносливы и здоровы, то такая производственная деятельность противопоказана. Например, при нарушении органа зрения противопоказано работать чертежником, сборщиком часов, вышивальщицей, сборщиком микросхем; органа слуха – стенографисткой, автослесарем; органов обоняния – поваром.
Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся хронических заболеваний или возникновение новых?
Физминутка.
Поведение человека может быть направлено или на саморазрушение, или на самосохранение. Многие ученые отмечали связь между здоровьем человека и его эмоциями и характером. Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Остатки здоровья отнимают вредные привычки: алкоголизм, курение, лень и обжорство, свойственные людям слабым и безвольным. Привычки формируются в детстве, поэтому в старшем возрасте нужны значительные усилия, чтобы избавится от тех, которые будут мешать всю жизнь, и сформировать те, которые помогут сохранить здоровье и достичь успеха. Оценить состояние своего здоровья вам поможет следующая методика.
Задание «Мое здоровье».
Прочитайте утверждения и подумайте, насколько они похожи на ваши собственные ощущения.
1. Утром мне трудно вставать вовремя, я не чувствую себя бодрым.
2. Мне трудно сосредоточиться, когда я принимаюсь за домашние задания.
3. Когда меня что-то расстроило, или когда я чего-то боюсь, то в животе возникает неприятное чувство.
4. Утром я ограничиваюсь лишь чашкой чая и бутербродом.
5. Я часто мерзну.
6. При резком наклоне у меня кружится голова или темнеет в глазах.
7. У меня часто бывают головные боли.
8. Когда мне надо сосредоточиться, то я могу покачивать ногой, грызть ногти, что-то рисовать и т. п.
9. Обычно я пользуюсь лифтом, потому что не люблю подниматься по лестнице.
10. При выступлении на сцене или в зале, у меня учащается сердцебиение, перехватывает горло, потеют руки.
11. При неподвижном сидении на одном месте меня одолевает сон.
12. Медлительные люди меня раздражают.
13. Я считаю, что человек должен делать только то, что ему нравится.
Обработка и интерпретация результатов
Чем больше «нет», тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал неблагополучия. Обратите внимание на свой образ жизни, режим труда и отдыха.
Напишите на листике привычку, которая способствует сохранению вашего здоровья.
1) которая выработана; 2) над которой надо работать.
Листочки приклеиваем к дереву.
Релаксация: Мы с вами неплохо поработали. Пообщались.
Итог.
Ответили мы на вопросы, которые ставили в начале занятия?
- Нужно ли учитывать состояние здоровья при выборе профессии?
- И что надо делать, чтоб укрепить своё здоровье и выбрать профессию, которую хочешь.
Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм — больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье — этот один из факторов успешной профессиональной деятельности.
Мы сегодня разобрали серьезный вопрос, о том ,как здоровье влияет на выбор профессии. Чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый образ жизни: заниматься спортом, ходить босиком, обливаться холодной водой, забыть о своих вредных привычках, сочетать работу и отдых, отдых на свежем воздухе, любить людей, не нервничать по пустякам, к жизни относиться спокойнее. Тогда вы будете здоровы, и выбор профессии будет зависеть исключительно от ваших интересов, склонностей и способностей. Вы никогда не должны забывать слова философа Сократа, что "Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто"
Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества».