МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ХАБАРОВСКА
«ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА ТАЛАНТОВ»
Методическая разработка занятия по страноведению
на тему «Новый год в разных странах мира»

Автор:
Шишкина Марина Анатольевна,
Педагог ДО первой квалификационной категории
МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов»
Г. Хабаровск, 2019
Пояснительная записка
Возраст: 9-10 лет.
Основная цель занятия: формирование представления о традициях празднования Нового года в разных странах мира.
Задачи урока:
Образовательные: - развитие языковой, коммуникативной компетенции обучающихся;
- обогащение знаний о странах и их традициях;
- проверка и закрепление знаний лексики по темам «Зима», «Новый год».
Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, уважения, дружеское отношение друг к другу;
- развивать толерантность и уважение к традициям других народов.
Развивающие: - развивать умение работать в команде;
- развивать мировоззренческую сферу личности ребенка, чувства гражданской, этнической, культурной идентичности.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный (рассказ), наглядный, практический, коммуникативный, методы стимулирования учебной деятельности (создание ситуации успеха), метод контроля.
Технологии: технология объяснительно-иллюстративного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие, игровые технологии, кейс-технологии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.
Содержание занятия
Ход занятия:
1. Организационный момент.
а) Приветствие.
Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Скажите, пожалуйста, а какой праздник приближается? (Ответы детей) Правильно, совсем скоро мы будем встречать новый 2017 год. Вы любите это праздник? Хотите, узнать, как отмечают новый год ваши сверстники в других странах?
б) Сообщение темы и цели урока.
Здорово! Тогда сегодня мы отправимся с вами в виртуальное путешествие по разным странам и узнаем, как отмечают его дети на всей планете. Путешествовать мы будем двумя экипажами. Поэтому нам нужно разделиться.
II. Этап актуализации знаний. Фонетическая разминка.
А чтобы сделать это весело и интересно, а также размять язычки, нам пригодится одна простая английская считалочка:
«A B C D E F G –
come on out and play with me»
А теперь, когда экипажи сформированы, придумайте им название. Давайте назовем их празднично. Придумали? (Ответы детей) Отлично! Дружно отправляемся в путь! А путь наш будет не простой, а, как в сказке, с испытаниями. Чтобы дойти до конца и везде побывать, вы должны будете выполнять задания. Готовы?
III. Получение новых знаний. Аудирование, говорение.
Первая страна, в которую мы с вами прибыли – очень близкая нам страна - Япония. Как же здесь встречают Новый год? Кто-нибудь знает?
В Японии в полночь не часы бьют, а колокол делает 108 ударов. Японский новый год называется о-сёгацу, а японского деда Мороза зовут сёгацу-сан. Давайте повторим эти названия, чтобы запомнить. В Японии сохранились очень интересные древние традиции празднования нового года. Например, В новогоднюю ночь они отправляются в горы или к морю, где с первыми лучами солнца на рассвете хлопают в ладоши, провожая старый и встречая Новый год.
Вместо елки у них кадомацу, которая состоит из бамбука, сливы и сосны. Еще в новогоднюю ночь они прячут под подушку картинку с изображением парусника, на котором плывут семь сказочных волшебников - семь покровителей счастья.
Следующее задание – загадки.
1. Кто это, угадай-ка:
Седая хозяйка
Тряхнет перинки
Над миром пушинки?(зима/winter)
2.Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.(лед/ice)
3.Он все время занят делом.
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег/snow)
4.Кто-то к нам спешит сюда -
Вот такая борода.
А подарков целый воз,
догадались? (дед мороз/Father Frost)
5.Мы квартиру уберем
И её мы в гости ждем!
Не одна она придет-
Вместе с нею Новый год! (елка/Christmas tree)
6.Под Новый год
Вошел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем
Терял он вес
И наконец совсем исчез. (календарь/calendar)
7.Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи.
А зовут их -…..(лыжи/skiing)
8. Нарядили ёлку в парке,
Всех детишек ждут подарки,
Дед Мороз придёт вот-вот,
Это праздник …
(Новый год/New Yaer).
9.Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик/snowman)
10. Корабли и паровозы,
Куколки и марки.
Ждут ребят под ёлочкой
В Новый год … (подарки/presents).
Здорово! Какие вы молодцы! Благодаря тому, что вы правильно выполнили задание, мы перенеслись в следующую страну - Англию. Кто-нибудь знает, чем отличается новый год в Англии от нашего?
В Англии с давних пор принято обмениваться к новому году поздравительными открытками. Первая открытка была напечатана в Лондоне в 1843 году.
Задание - «Пожелания на Новый 2017 год». (Построение предложений с пожеланиями друзьям, близким. Употребление выражения I wish you …).
Как здорово у вас получилось! Пусть все ваши желания сбудутся! Отправляемся дальше? Вот мы и в Германии. Новый год там называют Сильвестр, а ритуал обмена подарками носит имя Бешерунг. Новогодние подарки в Германии детям дарит не Санта-Клаус. Их приносит рождественский человек Вайнахтсман, который приходит в гости вместе с милой Кристкинд. Вайнахтсман одет в вывернутую шубу, подпоясан цепью, в руке розги для наказания непослушных, а также мешок с подарками. Кристкинд одета вся в белое, лицо закрыто белой вуалью, в руках – корзина с яблоками, орехами и сладостями. Хотели бы познакомиться с ними?
IV. Физкультминутка
А теперь давайте с вами вспомним знаменитую новогоднюю песню «Jingle bells» и споем ее вместе! Заодно немного отдохнем и подвигаемся. Вставайте и повторяйте движения за мной.
Ну что, поехали дальше? Крибли-крабли-бумс и мы попадаем с вами на праздник в Финляндию. Кто знает, чем она знаменита?
Финляндия – родина Санта Клауса. Здешний дед мороз носит имя Йоулупукки. Именно он признан «настоящим» Сантой. Живет он в Лапландии, далеко-далеко за полярным кругом, поэтому в новогоднюю ночь, преодолев долгую дорогу на оленях, он приходит в дома и оставляет на радость детворе большую корзину с подарками. Финны отмечают новый год с большим размахом, на улицах и в домах все светится и искрится. А еще там проводят известный на весь мир новогодний фестиваль снега и льда, в течение которого мастера ледяных скульптур ваяют настолько реалистичные фигуры, что даже сложно поверить, что это всего лишь лед. Но самое необычное – это настоящая ледяная гостиница. Даже напитки и еду в этом ледяном отеле подают в специальных ледяных фужерах и тарелках. Вам интересно было бы на это посмотреть?
А теперь давайте поиграем. За 3 минуты на листе бумаги нужно написать слова на тему: «Новый год». Какая команда больше напишет слов, та и победит!
Молодцы! Отправляемся дальше, и вот мы уже в Италии. Кто знает что-нибудь о традициях празднования Нового года в этой стране?
В Италии считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Они выбрасывают не только очень старые вещи, но и довольно новые – технику, мебель, одежду.
Новый год по-итальянски будет «Capodanno», что в переводе означает «голова года». Здешний Дед Мороз зовется Баббо Натале, он также как и Санта кладет подарки в красные носки, подвешенные к камину.
А теперь давайте проверим ваш словарный запас, как много слов вы запомнили с прошлых занятий.
Конкурс «Словарный запас» (Ребята должны составить слова на каждую букву слова holiday).
Отлично справились с заданием, ребята! В большинстве стран, с традициями которых мы сегодня познакомились Новый год отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января. Но не во всех странах мира такой порядок. Есть страны, в которых Новый год приходится на другие числа. Смотрите сами:
14 января – Новый год в Греции. Он называется День Святого Василия;
13 апреля - празднуется тайский Новый год Сонгкран;
1-го и 2-го числа месяца тишрей по еврейскому календарю (обычно в сентябре по григорианскому) Новый год отмечают в Израиле, где его называют Рош ха-Шана.
И это лишь часть стран-исключений, встречающих новый год в другое время года. При желании вы можете найти информацию о множестве других стран.
V.Заключительный этап урока. Закрепление знаний
Нам пора возвращаться на Родину, в Россию и тоже готовиться к встрече Нового года. Но для начала давайте проверим, что вы запомнили в ходе занятия. А для этого вам нужно пройти блиц-опрос, но уже не по командам, а все вместе. Готовы? Поехали!
1. В какой стране Новый год называется о-сёгацу?
2. в какой стране возникла традиция обмениваться открытками перед новым годом?
3. где новогодние подарки детям дарит не Санта-Клаус, а рождественский человек Вайнахтсман?
4. в какой стране перед новым годом принято выбрасывать старые вещи из окна?
Молодцы, ребята! Вот мы и дома. Сегодня вы узнали о традициях празднования нового года в некоторых странах, узнали, кто дарит детям подарки и что принято делать в преддверии такого праздника. А теперь представьте такую ситуацию: к вам в гости на Новый год приехал друг из-за границы. Что вы расскажете ему про российский новый год? О каких традициях вы упомянете в первую очередь? Каждой команде даю несколько минут на раздумье!
VI. Итоговый этап. Рефлексия.
Поделитесь со мной, что нового вы узнали на занятии? Вам было интересно?
У меня для вас есть специальные предсказания на Новый год. Сейчас я буду подходить к каждому из вас, и вы будите вытаскивать из сумочки по одному листочку. Пусть то, что вам попадется, обязательно сбудется!
VII. Этап информирования обучающихся.
А дома, я надеюсь, вы расскажете то, что узнали на занятии родителям и друзьям, найдете информацию о традициях празднования нового года в других странах, ведь их огромное множество и каждая необычна по-своему.