СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия "Профессии горнодобывающей промышленности" к программе "Школа юного горняка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие к профориентационной программе "Школа юного горняка"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Профессии горнодобывающей промышленности" к программе "Школа юного горняка"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества














Методическая разработка занятия

«Профессии горнодобывающей промышленности»»

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа юного горняка»










Автор:

Гавриленко Елена Владимировна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦДТ














Междуреченск, 2019

Оглавление

Введение ………………………….....3

1. Цель и задачи занятия………………………………………………………….5

2. Материалы и оборудование……………………………………………………5

3. Ход занятия……………………………………………………………………...6

Заключение …………………………...10

Литература …………………………...11

Приложение №1 …………………………..12

Приложение № 2…………………………………………………………………...14









Введение

В настоящее время в современном мире идёт переход к новым социально-экономическим отношениям, который привел к трансформации значимости человека в социуме, задав новые требования к нему, как к профессионалу.

На первый план выходят такие личные качества профессионала как предприимчивость, интеллектуальность, общественная активность, социально-профессиональная мобильность. В современных условиях одной из задач профессионального самоопределения является умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор. Выбор профессии стал серьезной жизненной проблемой для большинства обучающихся общеобразовательных учреждений.

Именно поэтому нужно познакомить старшеклассников, будущих выпускников с различными профессиями и прежде всего с теми, которые актуальны в родном крае и городе. Отсюда и возникла необходимость данной методической разработки, подготовленной в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного горняка» для учащихся 13-15 лет, входящей в городской проект «Профессиональное будущее».

Методическая разработка занятия направлена на знакомство учащихся со свойствами и видами угля, с расположением угольных предприятий Кемеровской области – Кузбасса, условиями труда горняков и необходимыми личными качествами работников угольной промышленности.

Она позволяет учащимся соотнести свои возможности и потребности с требованиями, которые предъявляются к профессиям в горнодобывающей промышленности, более детально познакомиться со спецификой трудовой профессиональной деятельности в этой сфере, что может помочь в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Таким образом, методическая рекомендация «Чёрное золото» позволяет учащимся по программе «Школа юного горняка» получить больше полезных и конкретных знаний о горнодобывающей промышленности, способствующие осознанному выбору профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.























Цель занятия: знакомство учащихся со спецификой и условиями труда работников угольной промышленности

Задачи:

обучающие:

  • расширять знания учащихся о мире профессий в горнодобывающей промышленности, познакомив их с видами деятельности горняков, требованиями, предъявляемым к работникам;

  • дать представление о профпригодности и собственных способностях;

  • формировать мотивацию учащихся к осознанному социальному и профессиональному самоопределению;

воспитательные:

  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам, понимание значения труда в жизни человека;

  • формировать позитивный образ современного молодого человека-профессионала;

развивающие:

  • развивать интеллектуально-познавательную сферу (мышление, внимание, память и воображение);

  • подготовить к осознанному выбору профиля обучения в школе и в перспективе – будущей профессии.

Материалы и оборудование: кусочки каменного угля, перчатки, лупа, ёмкости с водой, палочки, классная доска или флипчарт, бумага, ножницы, карандаши, ручки, клей-карандаш, изображение карты Кемеровской области, раздаточный материал.






Ход занятия:

    1. Организационным момент.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на занятии «Школы юного горняка», посвящённом знакомству со спецификой и условиями труда работников угольной промышленности. Сегодня вы также узнаете о том, какие свойства и виды угля существуют и какие предприятия занимаются добычей угля в Кемеровской области и где они расположены.

2. Основной этап:

  1. - Давайте, определим, что же такое уголь? Какой уголь расположен в нашей местности и как называется его месторождение? (педагог проводит опрос учащихся).

- Правильно, уголь – это полезное ископаемое. А теперь выберите из нескольких вариантов тот вид угля, который добывают в нашем городе:

Бурый уголь

Каменный уголь

Антрацит

- Правильно, в нашей области добывают в основном каменный уголь и самый лучший его вид с большой теплопроводной способностью – антрацит.

- Так что же такое каменный уголь? Чтобы дать точное определение - выполните следующее задание: вставьте недостающие слова в понятие, выбрав из предложенных: горючее, угля, ископаемое, зелёное, антрацитом, породы, бурым.

Ка́менный у́голь — твёрдое … полезное …, промежуточная по содержанию углерода форма … между … углём и … .

(Ответ: Ка́менный у́голь — твёрдое горючее полезное ископаемое, промежуточная по содержанию углерода форма угля между бурым углём и антрацитом.)

  1. - Да, ребята наш край богат на полезные ископаемые, особенно много у нас каменного угля и наша область теперь официально называется Кемеровской областью - Кузбассом (вторая часть - по названию месторождения угля – Кузнецкого угольного бассейна).

А теперь выполните следующее задание: соберите на скорость строки из стихотворения о нашем крае (педагог даёт текст стихотворения, нарезанный на строки и буквы – учащиеся должны составить стих):

Есть край изысканный, где мы живем

В Российской нашей необъятной шири

А мы землей любимою зовем.

Зовут его жемчужиной Сибири,

(Ответ:

В Российской нашей необъятной шири

Есть край изысканный, где мы живем

Зовут его жемчужиной Сибири,

А мы землей любимою зовем.)

  1. Профессии горнодобывающей промышленности:

- Ребята, а теперь, давайте вспомним: какие горные профессии вы знаете?

Победит команда, назвавшая больше всего горных профессий. (Команды по очереди называют: машинист экскаватора, технолог, машинист тепловоза, водитель бульдозера, водитель БелАЗа, водитель погрузчика, взрывник, горный мастер, инженер, мгвм, гроз, подземный электрослесарь, технолог и т.п.)

  1. Условия труда горняков:

Задание: сопоставьте условия труда с соответствующей сферой горнодобывающей промышленности: открытые горные работы (разрезы), подземная добыча полезных ископаемых (шахты), обогащение полезных ископаемых (ЦОФ, ГОФ):

Работа проходит в тесном пространстве

Работа при особо низкой и высокой температуре воздуха

На лице постоянно одет респиратор

Работа при неблагоприятных условиях окружающей среды: ветер, дождь, снег, град

Шум работающих механизмов

Вибрация от оборудования и механизмов

Воздействие ударно-воздушной волны

Использование химических реагентов

Работа с взрывчатыми веществами

Работа в спецодежде и каске

Условия повышенной влажности

Запылённость

Периодическая запылённость

Сильная запылённость

Условия повышенной загрязнённости (мазут)

(Условия труда и соответствующая им сфера горнодобывающей промышленности выделены одним цветом, чёрным цветом – условия труда, характерные для всех видов предприятий угольной промышленности).

  1. Качества характера и требования, предъявляемые к горнякам

Задание: выберите те качества, знания и навыки, которые должны быть присущи работникам угольной промышленности, те, что не очень важны, а также укажите те, которых не должно быть совсем: сила воли и выдержка, гиперактивность, быстрая обучаемость, самоуверенность, стрессоустойчивость, ораторские способности, ответственность, любовь к животным, готовность к сверхурочной работе, творческое мышление, огромное терпение, навыки взаимодействия с клиентами, отсутствие клаустрофобии, прямолинейность, выносливость, чувство юмора, знание техники безопасности, обаяние, умение работать в команде, хорошая дикция, трудолюбие, навыки делового общения, крепкое физическое здоровье, скромность.

    1. Заключительный этап

- Ребята, вы все сегодня очень старались. Узнали много новой и важной информации. Я надеюсь, она будет вам полезна. И, возможно, сегодняшнее занятие повлияет на выбор вашей будущей профессии.

И в заключении хотелось бы сказать: «Несмотря на ваш выбор, уважайте труд горняков! Он очень тяжелый, нужный, полезный и почетный! Гордитесь профессиями своих соотечественников, своих родителей и близких! И сами выберите профессию по душе. Ведь как верно заметил Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни»!

А для того, чтобы вам легче было определиться с профессией, я предлагаю вам список нескольких полезных ресурсов для изучения и выполнения теста по профориентации, который раздам каждому из вас. (Приложение №1).






Заключение

В настоящее время профессиональная ориентация учащихся приобретает новое качество. Она является не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.

Одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком в начале его жизненного пути – это планирование профессионального будущего. Очень многое зависит от того, насколько успешно будет решена эта задача. Ведь никто так не заинтересован в выборе профессии, как выпускник.

Поэтому данная методическая разработка очень актуальна. Она подготовлена в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного горняка», в которой систематизированы сведения о профессиях в горнодобывающей промышленности, идёт сотрудничество с Междуреченский горно-строительным техникумом (МГСТ) и включены практико-ориентированные экскурсии на предприятия горнодобывающей промышленности.

Таким образом, данное занятие способствует профессиональной ориентации, осознанию учащихся значимости правильного выбора будущей профессиональной деятельности и предоставляет учащимся возможность расширить знания о мире профессий в горнодобывающей промышленности. Информация, полученная на занятии, помогает учащимся понять, интересна ли им данная сфера деятельности и профессии, с ней связанные.

Так или иначе, в результате у учащихся формируется свой взгляд на деятельность и профессии горняков, осознание своих возможностей и желаний, способность к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектирование собственной жизни и карьеры.





Литература:

  1. «Южный Кузбасс». 25 лет. – Новосибирск: ЗМТ, 2018. – 280 с.

  2. Григорьев, Д. Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности / Д.Григорьев, П.Степанов //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - № 8. - С. 16-21.

  3. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация./Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 5-е изд. – М.: Академия, 2010. – 496с.

  4. Пряжников, Н.С. Профоринтация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения: методическое пособие/Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с. – (Серия «Профессиональная ориентация»).

  5. Пряжников, Н. Школьная профориентация: реальность и мечты. / Н.Пряжников //Школьный психолог. – 2003. - №4.

Ресурсы удаленного доступа

  1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ свободный. - Загл. с экрана.

  2. Бизнес – портал «Континент Сибирь Online» [Электронный ресурс] /Пасьянс сложился. Экономика; Ольга Гулик; «ООО Континент Сибирь. Холдинг». – Н, 2016. - Режим доступа: https://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/1967/ свободный.



Приложение №1

Полезные ссылки по профориентации:








  1. Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" г. Междуреченска (МБОУ "Центр ПМСС")

http://www.profvibor.ru/ - Электронный музей профессий

https://www.rabotka.ru/infoworker/  Справочник профессий

Бесплатные тесты на профориентацию

http://metodkabi.net.ru/  Методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов известного психолога-профконсультанта Галины Резапкиной

https://moeobrazovanie.ru/ Портал для абитуриентов

http://www.moeobrazovanie.ru/ Поиск ВУЗов и колледжей, он-лайн-тесты ЕГЭ, психологические тесты и тесты на выбор профессии для старшеклассников

  1. Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой», направленная на работу со специалистами в области профессионального самоопределения, а также на работу с учащимися:

http://www.xn--80acqkxbs.xn--p1ai/


  1. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (профориентация для любого возраста):

https://proforientator.ru/

  1. Технология выявления и развития талантов (Определяют таланты и связывают их с профессиями, способными максимально реализовать весь потенциал личности. Анализируют перспективы рынка труда и разрабатывают умные системы для выстраивания персональных траекторий развития):

https://profilum.ru/

  1. Учёба.ру — это самый большой каталог учебных заведений и программ в России и за рубежом (помогают людям выбирать образование, а учебным заведениям — находить своих студентов):

https://www.ucheba.ru/

  1. Проектория – твоя профессиональная траектория:

https://proektoria.online/

  1. Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру:

http://www.profvibor.ru/

  1. Образование зарубежом с UNIPAGE:

https://www.unipage.net/

  1. Видеоинтервью о профессиях:

https://profview.ru/

  1. Атлас профессий высшего и среднего профессионального образования (список профессий, ВУЗы России):

https://postupi.online/professii/











Приложение №2

К узнецкий угольный Бассейн