СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия с детьми средней группы по теме: «Путешествие в сказку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия с детьми средней группы по теме: «Путешествие в сказку». Представленный конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Путешествие в сказку» разработан на основе образовательной программы «Тропинки» под редакцией В.Т. Кудрявцева и технологии продуктивного чтения-слушания.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия с детьми средней группы по теме: «Путешествие в сказку»»

Тема занятия: «Путешествие в сказку».

Возрастная группа: средняя.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста навыка восприятия литературного текста посредством технологии продуктивного чтения – слушания.

Задачи:

Образовательная:

- Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка».

- Развивать умение предполагать, прогнозировать содержание текста.
- Учить детей внимательно вслушиваться в текст, понимать смысл сказки.

- Учить украшать силуэт ложки готовыми формами.

Развивающая:
- Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.

- Активизировать словарь детей (Жихарка, удаленький, ложка точёная, ручка золочёная, домовничал, подпечье, заслонка).
- Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова и образные выражения).

- Тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательная.
- Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.


Материалы и оборудование: декорации русской избы, стол, скамеечки, стульчики, мешочек, деревянные ложки, книжные иллюстрации, звукозапись народных песен, цветной картон (ложки), подносы с элементами украшений, клей, кисточки, подставки, клеенки, тряпочки.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия

Организационная часть

Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть, какие мы красивые, внимательные, дружные.

«Здравствуйте!» – мы скажем им.
Рады мы гостям своим!

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: Вы любите сказки?

Дети: Да

Воспитатель: А хотите отправиться в сказку?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда все дружно говорим волшебные слова:

Раз, два, повернись.
В русской сказке очутись!

Дети говорят слова, поворачиваются вокруг себя и оказываются в русской избе. Звучит народная музыка (игра на деревянных ложках)

Воспитатель: Что это за звук?

Дети: Ложки играют.

Воспитатель: Откуда этот мешок появился?

Воспитатель достаёт красивый мешочек с ложкой.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в нём.

Дети обследуют мешок, находят ложку.

Воспитатель: Из какой сказки эта ложка?

Дети: Три медведя, Маша и медведь, Жихарка…

Воспитатель: Кто её потерял?

Дети: Медведь, Машенька, мальчик.

Воспитатель: Может, здесь найдём подсказку.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Жихарка».

Дети рассматривают иллюстрацию и выдвигают свои предположения.

Воспитатель: Кто здесь изображён?

Дети: Мальчик.

Воспитатель: Он большой или маленький?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто ложку потерял, мы узнаем, когда сказку прочитаем.

Воспитатель: Мы сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Жихарка».

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Внимательно послушаем сказку, найдём ответы на вопросы, поиграем на ложках и сделаем подарки.

Воспитатель читает детям сказку с использованием технологии продуктивного чтения – слушания.

Воспитатель: Русская народная сказка «Жихарка»

Текст

Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек Жихарка.

Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал.

Воспитатель: Что делал Жихарка?

Дети: прибирал, обед варил,….

Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:

- Это простая ложка - Котова, это простая ложка - Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая,- это Жихаркина. (Расписная ложка!). Никому её не отдам.

Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.

Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке, двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл.

Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать да и говорит:

- Это простая ложка - Котова, это простая ложка - Петина, а эта не простая, точёная, ручка золочёная,-это Жихаркина. Никому её не отдам.

Только хотел её на стол положить, а по лестнице - топ-топ-топ.

Воспитатель: Кто идет?

Дети: Лиса идет!

Лиса идет!

Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил – и поднимать некогда - да под печку и залез (А где сидит Жихарка?). А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда - нет Жихарки.

«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь».

Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:

- Это простая ложка - Петина, это простая ложка – Котова, а эта ложка не простая, точеная, ручка золоченая,- эту я себе возьму.

А Жихарка - то под печкой во весь голос:

- Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!

- Вот ты где, Жихарка!

Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье (место для дров) запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в лес.

Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.

- Садись,- говорит, - Жихарка.

А  Жихарка  маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки - ножки растопырил - в печку-то и нейдет (Какой находчивый!)

- Не так сидишь,- говорит лиса.

Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки- ножки растопырил - в печку-то и нейдет.

- Да не так, - лиса говорит.

- А ты мне, тётенька, покажи я ведь не умею.

- Экой ты недогадливый!

Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку, да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой. А дома-то кот да петух плачут, рыдают:

- Вот ложка простая –Котова, это ложка простая - Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!

Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает. Вдруг по лестнице – тук-тук-тук.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Жихарка.

 Жихарка бежит, громким голосом кричит:

- А вот и я! А лиса в печке сжарилась!

Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.

Воспитатель: Интересная сказка?

Дети. Да

Воспитатель: А ложка может быть музыкальным инструментом. Приглашаю вас поиграть.

Физкультминутка. Танец с ложками

Дети под музыку выполняют движения, играют на ложках.

Беседа по содержанию сказки сопровождается показом иллюстраций.

Воспитатель: Давайте вспомним, как называется сказка, которую мы прочитали?

Дети: «Жихарка»

Воспитатель: Кто жил в избушке?

Дети: кот, петух, Жихарка

Воспитатель: А кто из них ходил на охоту?

Дети: кот, петух.

Воспитатель: А что делал мальчик? (иллюстрация)

Дети: домовничал (хозяйничал, обед варил, ложки раскладывал)

Воспитатель: Расскажите, каким вы представляете себе Жихарку. Он был маленький, как… (педагог побуждает детей к сравнению)

Дети: как дети, как куколка….

Воспитатель: А как Жихарка перехитрил лису?

Дети.

Воспитатель: На лопату сел, ручки - ножки растопырил - в печку-то и нейдет. Покажите, как он это сделал.

Воспитатель: А как лиса села на лопату? Покажите.

Дети показывают движения.

Воспитатель: Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась.

Воспитатель: Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке.

Дети: Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает

(дети имитируют движения героев)

Воспитатель: Как сказать по - другому про их настроение? (иллюстрация)

Дети: грустное, печальное, …

Воспитатель: Как вы думаете, Жихарка - веселый человечек?

Дети: Да.

Воспитатель: Можно ли о нем сказать, что он удалец? Почему? Какими еще словами можно сказать о Жихарке?

Дети: хитрый, сообразительный, находчивый…

Воспитатель: Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка.

(педагог предлагает одному ребенку разложить ложки)

Дети: Вот ложка простая - Котова, это ложка простая – Петина…

Воспитатель: А где ложка точеная, ручка золочёная?

Дети: Да вот она, в мешке!

Воспитатель: Вот и нашла ложка свою сказку. А называется она….

Дети: Жихарка.

Аппликация «Ложка точеная, ручка золоченая».

Воспитатель: Ребята, какая удивительная сказка! Мы и погоревать успели и доброму концу порадоваться! А Жихарка то каков: маленький да удаленький!

Воспитатель: А вы заметили, что только у Жихарки расписная ложка, а у его друзей простые. А вы хотите, чтобы у вас были красивые ложки?

Дети: Да.

Воспитатель: Предлагаю вам украсить свои ложки, проходите к столам.

Обратите внимание на образец - ложка украшена ягодами рябины, которые собраны в красивую гроздь, посмотрите, они все одного размера, как сёстры близнецы! Посмотрите, как это делаю я (показ воспитателем). Переходим в сказочную мастерскую.

Приступайте! Детям предлагаются элементы украшения ложки (на выбор). Самостоятельная работа детей.

Возвращаемся в избу.

Воспитатель: Какие красивые ложки получились! У всех ложки готовы?

Воспитатель: Вам понравилось помогать Жихарке? Кому было интересно и весело, поднимите руки? (Дети поднимают руки).

Воспитатель: А Жихарка приготовил нам угощение.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем дружно:

Раз, два, повернись.
В своем детском саду очутись!

Дети проговаривают слова, поворачиваются вокруг себя.

Заключительная часть

Воспитатель: Вы мне очень понравились: внимательно слушали, отвечали на вопросы, проявили смекалку, творчество.

Воспитатель: Надеюсь, что сказка «Жихарка» запомнится вам надолго. А ложки помогут вам рассказать друзьям про маленького да удаленького мальчика.

До свидания, ребята.