Тема занятия: «Путешествие в сказку».
Возрастная группа: средняя.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста навыка восприятия литературного текста посредством технологии продуктивного чтения – слушания.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить детей с русской народной сказкой «Жихарка».
- Развивать умение предполагать, прогнозировать содержание текста.
- Учить детей внимательно вслушиваться в текст, понимать смысл сказки.
- Учить украшать силуэт ложки готовыми формами.
Развивающая:
- Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки.
- Активизировать словарь детей (Жихарка, удаленький, ложка точёная, ручка золочёная, домовничал, подпечье, заслонка).
- Развивать умение замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова и образные выражения).
- Тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательная.
- Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.
Материалы и оборудование: декорации русской избы, стол, скамеечки, стульчики, мешочек, деревянные ложки, книжные иллюстрации, звукозапись народных песен, цветной картон (ложки), подносы с элементами украшений, клей, кисточки, подставки, клеенки, тряпочки.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Ход занятия
Организационная часть
Воспитатель: Дети, у нас сегодня гости. Они пришли посмотреть, какие мы красивые, внимательные, дружные.
«Здравствуйте!» – мы скажем им.
Рады мы гостям своим!
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Вы любите сказки?
Дети: Да
Воспитатель: А хотите отправиться в сказку?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда все дружно говорим волшебные слова:
Раз, два, повернись.
В русской сказке очутись!
Дети говорят слова, поворачиваются вокруг себя и оказываются в русской избе. Звучит народная музыка (игра на деревянных ложках)
Воспитатель: Что это за звук?
Дети: Ложки играют.
Воспитатель: Откуда этот мешок появился?
Воспитатель достаёт красивый мешочек с ложкой.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что в нём.
Дети обследуют мешок, находят ложку.
Воспитатель: Из какой сказки эта ложка?
Дети: Три медведя, Маша и медведь, Жихарка…
Воспитатель: Кто её потерял?
Дети: Медведь, Машенька, мальчик.
Воспитатель: Может, здесь найдём подсказку.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Жихарка».
Дети рассматривают иллюстрацию и выдвигают свои предположения.
Воспитатель: Кто здесь изображён?
Дети: Мальчик.
Воспитатель: Он большой или маленький?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто ложку потерял, мы узнаем, когда сказку прочитаем.
Воспитатель: Мы сегодня познакомимся с русской народной сказкой «Жихарка».
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Внимательно послушаем сказку, найдём ответы на вопросы, поиграем на ложках и сделаем подарки.
Воспитатель читает детям сказку с использованием технологии продуктивного чтения – слушания.
Воспитатель: Русская народная сказка «Жихарка»
Текст
Жили-были в избушке кот, петух да маленький человечек Жихарка.
Кот с петухом на охоту ходили, а Жихарка домовничал.
Воспитатель: Что делал Жихарка?
Дети: прибирал, обед варил,….
Обед варил, стол накрывал, ложки раскладывал. Раскладывает да приговаривает:
- Это простая ложка - Котова, это простая ложка - Петина, а эта не простая, точеная, ручка золоченая,- это Жихаркина. (Расписная ложка!). Никому её не отдам.
Вот прослышала лиса, что в избушке Жихарка один хозяйничает, и захотелось ей Жихаркиного мясца попробовать.
Кот да петух, как уходили на охоту, всегда велели Жихарке, двери запирать. Запирал Жихарка двери. Все запирал, а один раз и забыл.
Справил Жихарка все дела, обед сварил, стол накрыл, стал ложки раскладывать да и говорит:
- Это простая ложка - Котова, это простая ложка - Петина, а эта не простая, точёная, ручка золочёная,-это Жихаркина. Никому её не отдам.
Только хотел её на стол положить, а по лестнице - топ-топ-топ.
Воспитатель: Кто идет?
Дети: Лиса идет!
Лиса идет!
Испугался Жихарка, с лавки соскочил, ложку на пол уронил – и поднимать некогда - да под печку и залез (А где сидит Жихарка?). А лиса в избушку вошла, глядь туда, глядь сюда - нет Жихарки.
«Постой же, - думает лиса, - ты мне сам скажешь, где сидишь».
Пошла лиса к столу, стала ложки перебирать:
- Это простая ложка - Петина, это простая ложка – Котова, а эта ложка не простая, точеная, ручка золоченая,- эту я себе возьму.
А Жихарка - то под печкой во весь голос:
- Ай, ай, ай, не бери, тетенька, я не дам!
- Вот ты где, Жихарка!
Подбежала лиса к печке, лапку в подпечье (место для дров) запустила, Жихарку вытащила, на спину перекинула - да в лес.
Домой прибежала, печку жарко истопила: хочет Жихарку изжарить да съесть. Взяла лиса лопату.
- Садись,- говорит, - Жихарка.
А Жихарка маленький, да удаленький. На лопату сел, ручки - ножки растопырил - в печку-то и нейдет (Какой находчивый!)
- Не так сидишь,- говорит лиса.
Повернулся Жихарка к печи затылком, ручки- ножки растопырил - в печку-то и нейдет.
- Да не так, - лиса говорит.
- А ты мне, тётенька, покажи я ведь не умею.
- Экой ты недогадливый!
Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась. А Жихарка её толк в печку, да заслонкой прикрыл, а сам скорей вон из избы да домой. А дома-то кот да петух плачут, рыдают:
- Вот ложка простая –Котова, это ложка простая - Петина, а нет ложки точеной, ручки золоченой, да и нет нашего Жихарки, да и нет нашего маленького!
Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает. Вдруг по лестнице – тук-тук-тук.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Жихарка.
Жихарка бежит, громким голосом кричит:
- А вот и я! А лиса в печке сжарилась!
Обрадовались кот да петух. Ну Жихарку целовать! Ну Жихарку обнимать! И сейчас кот, петух и Жихарка в этой избушке живут, нас в гости ждут.
Воспитатель: Интересная сказка?
Дети. Да
Воспитатель: А ложка может быть музыкальным инструментом. Приглашаю вас поиграть.
Физкультминутка. Танец с ложками
Дети под музыку выполняют движения, играют на ложках.
Беседа по содержанию сказки сопровождается показом иллюстраций.
Воспитатель: Давайте вспомним, как называется сказка, которую мы прочитали?
Дети: «Жихарка»
Воспитатель: Кто жил в избушке?
Дети: кот, петух, Жихарка
Воспитатель: А кто из них ходил на охоту?
Дети: кот, петух.
Воспитатель: А что делал мальчик? (иллюстрация)
Дети: домовничал (хозяйничал, обед варил, ложки раскладывал)
Воспитатель: Расскажите, каким вы представляете себе Жихарку. Он был маленький, как… (педагог побуждает детей к сравнению)
Дети: как дети, как куколка….
Воспитатель: А как Жихарка перехитрил лису?
Дети.
Воспитатель: На лопату сел, ручки - ножки растопырил - в печку-то и нейдет. Покажите, как он это сделал.
Воспитатель: А как лиса села на лопату? Покажите.
Дети показывают движения.
Воспитатель: Лиса Жихарку с лопаты сбросила, сама на лопату прыг, в кольцо свернулась, лапки спрятала, хвостом накрылась.
Воспитатель: Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали. Вспомните, как про это сказано в сказке.
Дети: Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает
(дети имитируют движения героев)
Воспитатель: Как сказать по - другому про их настроение? (иллюстрация)
Дети: грустное, печальное, …
Воспитатель: Как вы думаете, Жихарка - веселый человечек?
Дети: Да.
Воспитатель: Можно ли о нем сказать, что он удалец? Почему? Какими еще словами можно сказать о Жихарке?
Дети: хитрый, сообразительный, находчивый…
Воспитатель: Вспомните, какие ложки раскладывал Жихарка.
(педагог предлагает одному ребенку разложить ложки)
Дети: Вот ложка простая - Котова, это ложка простая – Петина…
Воспитатель: А где ложка точеная, ручка золочёная?
Дети: Да вот она, в мешке!
Воспитатель: Вот и нашла ложка свою сказку. А называется она….
Дети: Жихарка.
Аппликация «Ложка точеная, ручка золоченая».
Воспитатель: Ребята, какая удивительная сказка! Мы и погоревать успели и доброму концу порадоваться! А Жихарка то каков: маленький да удаленький!
Воспитатель: А вы заметили, что только у Жихарки расписная ложка, а у его друзей простые. А вы хотите, чтобы у вас были красивые ложки?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю вам украсить свои ложки, проходите к столам.
Обратите внимание на образец - ложка украшена ягодами рябины, которые собраны в красивую гроздь, посмотрите, они все одного размера, как сёстры близнецы! Посмотрите, как это делаю я (показ воспитателем). Переходим в сказочную мастерскую.
Приступайте! Детям предлагаются элементы украшения ложки (на выбор). Самостоятельная работа детей.
Возвращаемся в избу.
Воспитатель: Какие красивые ложки получились! У всех ложки готовы?
Воспитатель: Вам понравилось помогать Жихарке? Кому было интересно и весело, поднимите руки? (Дети поднимают руки).
Воспитатель: А Жихарка приготовил нам угощение.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем дружно:
Раз, два, повернись.
В своем детском саду очутись!
Дети проговаривают слова, поворачиваются вокруг себя.
Заключительная часть
Воспитатель: Вы мне очень понравились: внимательно слушали, отвечали на вопросы, проявили смекалку, творчество.
Воспитатель: Надеюсь, что сказка «Жихарка» запомнится вам надолго. А ложки помогут вам рассказать друзьям про маленького да удаленького мальчика.
До свидания, ребята.