Управление культуры МОГО Сыктывкар
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» п.г.т. Седкыркещ
Методическая рекомендация
Проблема дистанционного обучение
в ДМШ и ДШИ на уроках
хоровое и сольное пение
г. Сыктывкар, 2020 год
Оглавление
1. Введение 4
2. Дистанционное обучение: минусы и плюсы. 5
3. Методы и приемы дистанционного обучения по «Хору» и «Вокалу». 8
4. Заключение 14
5. Используемые источники 15
Введение
В связи с пандемией COVID-19 в России, в марте 2020 года, все российские школы перешли на дистанционное обучение. Для многих педагогов и учеников эта ситуация стала новой, обременительной и неожиданной. Педагоги привыкли к «живому» общению с учениками, а ученики с педагогами. Возникла масса вопросов «Как обучать детей дистанционно?», «Как объяснить новую тему урока?», «Как проследить выполненное задание?», «Как создать условия для успешного выполнения задания?», «Как проводить урок, чтобы было интересно и ребята не утратили мотивацию к учебе?», «Как учиться?», и т.д.
На каждый вопрос есть ответ! Изучая статьи и сайты многих преподавателей, выбирая для себя удобный и правильный вариант работы, я наткнулась на массу интересного. Наши российские педагоги, находясь в условиях «поиска» решения проблемы, «поделились» своими разработками и идеями. Я решила не оставаться в стороне и рассказать, как можно дистанционно учить детей вокалу и хору и при этом не отставать от программы, сдать в срок экзамены и зачеты и не ухудшить успеваемость или просто продолжить обучение «без потерь».
Дистанционное обучение: минусы и плюсы.
Дистанционное обучение – процесс взаимодействия ученика и учителя на расстоянии с сохранением всех присущих обучению компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм, средств обучения) и с применением специфических технических средств (интернет-технологий или других интерактивных сред). [1]
Если немного упростить, то дистанционное обучение является самостоятельной формой обучения с использованием информационных технологий как основного средства обучения.
До начала карантина дистанционное обучение в нашей стране уже существовало. В основном такое обучение проходит в ВУЗах, где студенты имеют возможность получать профессию, не выезжая из своего города. Но, речь идет о студентах, которым от 15-ти лет и выше. Большинство из них имеют высокий уровень самодисциплины и самоконтроля. Не все учащиеся школ могут самостоятельно контролировать процесс обучения. Поэтому здесь большую роль играют родители.
Минусы:
Многие родители, несмотря на самоизоляцию, вынуждены работать. Кто-то работает дистанционно, кто-то продолжает ходить на работу. Дети остаются дома одни без контроля. Либо ребенок просто игнорирует выполнение школьных уроков, либо просто не может сориентироваться и найти нужное задание.
Если средние образовательные школы – это первостепенно для родителей и детей, то дополнительное образование остается в стороне. Из-за большой нагрузки в общеобразовательной школе дети устают, а родители не хотят перегружать ребенка.
У большинства семей попросту нет доступа в интернет. У кого-то один планшет, ноутбук, компьютер, а детей больше двух.
От скучных урочных презентаций, обилия теории у детей пропадает интерес к учебе. Информация не усваивается.
Отсутствие коммуникабельности. Весть процесс обучения происходит при минимальном общении с другими участниками учебного процесса.
Недостаточно практических знаний.
Сейчас век технологий. Наши современные дети имеют сенсорные телефоны, умеют пользоваться различными гаджетами, компьютерами, играют в компьютерные игры, общаются в чатах, записывают видео. Значит им интересно! Почему бы не привлечь их интерес к учебе в игровой форме с помощью сети Интернет?
Плюсы:
Огромное количество Интернет-платформ, где можно собрать большую группу детей онлайн в ЛЮБОЕ удобное время
На время карантина открыты онлайн музеи, библиотеки, галереи, театры, что позволит детям расширить свои знания и кругозор.
В последующем, когда закончится карантин, опыт работы дистанционно поможет учителям и детям заниматься удаленно (в случае отсутствия педагога или ученика по болезни) и не прерывать учебный процесс.
Учитывая то, что современные школьники в большинстве своем активно пользуются социальными сетями, учителя вполне могут использовать для проведения дистанционных уроков, например, сеть «ВКонтакте».
Экономия времени, само организованность и быстрая обратная связь
Непрерывное образование.
Сокращение времени обучения.
Возможность планировать свой график и нагрузку.
Привлечение интереса детей к учебе за счет современных интерактивных технологий.
Спокойная и комфортная обстановка для детей. Ребенок может испытывать меньше стресса и волнений, сдавая экзамены, зачеты, тесты, проверочные работы.
Индивидуальный подход. Здесь как в работе с репетитором: современные системы дистанционного обучения позволяют получить ответ на любой возникающий у ученика вопрос. В традиционной учебе такое редко встречается, ведь преподаватель не может уделить время каждому. [2]
Как видите, по моему мнению, плюсов почти в два раза больше, чем минусов. Поэтому, свой вывод может сделать каждый.
Методы и приемы дистанционного обучения по «Хору» и «Вокалу».
Мой педагогический стаж преподавания этих дисциплин 11 лет. Для меня, как и для многих других преподавателей дополнительного образования, по началу, дистанционное обучение стало огромной проблемой. В любом предмете есть свои сложности, но все же. Приведу пример дистанционного урока: на литературном чтении дети читают, анализируют, делают выводы. Математика – ученики решают примеры, задачи, учат теоремы. География – педагог покажет на карте страну, расскажет о недрах и т.д. А как учить детей петь хором? Как работать над динамикой, фразировкой, звукоизвлечением? Как вместе с ребенком разбирать ноты?
В первую очередь я обдумывала, искала, на какой платформе лучше заниматься. Первоначально я обратилась к интернет-платформам. А их масса: «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Moodle», «Я класс», «Skipe», и т.д. В связи с ситуацией в стране многие из них открыли свой доступ без ограничений – совершенно бесплатно. Подробно изучая каждую из них, я решила остановиться на «Skipe», наивно полагая, что «здесь» я смогу общаться с учеником, слышать его, давать рекомендации и советы. Не тут то было. Во время урока видео зависало, когда пыталась остановить ученика на «проблемном» месте, он меня просто не слышал, либо слышал с запозданием. Подыгрывая на фортепиано, ребенок мог петь в своем темпе (по той же причине – зависание). Мы пытались переходить на вайбер, ватсапп – все бесполезно! Ситуация только ухудшалась: то свистящий гул, то слишком резкий звук. И тогда я наткнулась на идею – сделать презентацию урока. Раньше такие презентации мы делали в Microsoft Power Point, теперь же работа «закипела» в Google Презентации.
Google Презентации – это онлайн-приложение, в котором можно создавать и редактировать презентации, а также работать одновременно с другими пользователями. Здесь можно выставить необходимое видео с ю-туб или собственное, можно что-то комментировать, писать домашнее задание, добавлять аудиофайлы. В общем, все то, что было мне необходимо.
Расскажу немного подробнее, как с ним работать. Ведь есть педагоги, для которых очень сложно работать с подобными программами.
Шаг 1. Создайте презентацию.
Вот как это сделать:
Откройте страницу slides.google.com.
Нажмите на значок «Добавить» под заголовком "Создать презентацию" в левом верхнем углу экрана. Откроется новая презентация.
Вы также можете создать презентацию, перейдя по ссылке slides.google.com/create.
Шаг 2. Внесите необходимые изменения.
Вы можете добавлять в презентации текст, изображения и видеозаписи, а также редактировать и форматировать эти данные.
Как добавлять и упорядочивать текст, фигуры и линии:
Откройте файл в Google Презентациях на компьютере.
Перейдите на нужный слайд.
В верхней части экрана нажмите Вставка.
Выберите нужный пункт: Текстовое поле, Изображение, Фигура или Линия.
Объект появится на слайде. Вы сможете изменить или переместить его.
Примечание. Чтобы отредактировать презентацию на устройстве с сенсорным экраном, например на Pixelbook, дважды нажмите на текстовое поле.
Как добавить, удалить и разместить в нужном порядке слайды:
Откройте файл в Google Презентациях на компьютере.
Выберите объект или текстовое поле.
В верхней части экрана нажмите Правка.
Нажмите Удалить.
Более подробно можно ознакомиться здесь: https://support.google.com/docs
Шаг 3. Пригласите соавторов.
Откройте доступ к файлам и папкам и разрешите другим пользователям просматривать, редактировать или комментировать их. Эта кнопка находится в правом верхнем углу «Настройки доступа».
Я использую «Доступ по ссылке». Так можно отправлять ссылку нужному адресату, и он сможет пользоваться вашей презентацией в любое удобное время.
Вот теперь можно творить! Я обратилась к концертмейстерам. Они записали мне «минусы» произведений, которые мы разучивали по программе до карантина. Если не было такой возможности, я играла сама. Здесь первая проблема, с которой я столкнулась – это выставление видео. Записывая видео на телефон – его необходимо выгружать на ю-туб. Это очень долгий трудоемкий процесс и очень неудобный. Здесь я познакомилась еще с интересным приложением «Ю-туб трансляцией». Стоит только нажать на кнопку «Начать трансляцию», ввести данные о трансляции, открыть доступ (можно так-же по ссылке) и записывать нужное видео. После чего отключить трансляцию, копировать ссылку видео и вставлять в презентацию. Это очень удобно. Теперь не надо часами выгружать и ждать нужный файл!
На видео я сама подробно, досконально разбираю нотный материал, пою, хлопаю ритм, прорабатываю сложные вокальные места, показываю артикуляционную гимнастику, проговариваю скороговорки, играю один голос, другой пою. Я разговариваю с ребятами, как будто на уроке. Одна разница, что дети получают материал в другое время. Так же в презентации я скидываю ссылки на ноты (если ребята потеряли свои), делаю скрины вокальной строчки и выставляю на необходимый слайд. Есть еще один плюс. В интернете можно найти много полезного и нужного. Например, произведение, которое разучивается, уже кем-то исполнялось. Это может быть качественное пение хора, ансамбля, или солиста. Неважно. Главное, ребенок слышит пение других детей, может сравнивать, делать выводы. Главное, чтобы пели хорошо!
Обратная связь.
Дети и родители видят ссылки уроков на официальном сайте нашей школы http://www.sedmuzshkola.ru/page/121, проходят нужный урок, записывают видео под заранее приготовленный «минус» произведения» и присылают видео мне. Таким образом, я могу контролировать учебный процесс и понимать, над чем работать дальше «на уроке».
Вот одно из присланных мне работ: вокальный ансамбль «Солнышки» https://www.youtube.com/watch?v=3eOsBkfCXmI&feature=youtu.be
Такой формат работы детям интересен. Это необычно и ново. Можно «разукрасить» презентацию разными картинками и смайлами, чтобы детям было радостно заниматься.
Заключение
Каждый раз, когда педагог сталкивается с очередной проблемой, он начинает находить все больше и лучше способов ее решения. Такое, своего рода, вынужденное самообразование. Для меня, как для педагога, проблема самоизоляции сыграла только положительную роль. Я люблю свою работу и хочу видеть результат – как развиваются мои ученики, могут записывать свое вполне концертное выступление, находясь при этом дома, то, что они продолжают петь!
Из вышесказанного следует, что дистанционное обучение – это не проблема, а способ усовершенствовать образовательный процесс, сделать его ярче и интереснее. Главное, подобрать нужный и удобный формат дистанционного преподавания, чтобы наши дети могли не прерывать учебный процесс, а развиваться дольше.
Используемые источники
АО ИД «Комсомольская правда» [Электронный ресурс], - URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/distantsionnoe-obuchenie-v-shkole/ (дата обращения 15.05.2020)
[Электронный ресурс], - URL: http://www.sano.ru/articles/distanczionnaya-forma-obucheniya-chto-eto-takoe.html (дата обращения 17.05.2020)
Гугл-презентации [Электронный ресурс], - URL: https://support.google.com/docs/answer/2763168?co=GENIE.Platform%3DDesktop&hl=ru (дата обращения 25.05.2020)
http://www.sedmuzshkola.ru