Методическая система Истоковедения
1. Особенности организации групповой работы на уроке Истоков. Методика проведения ресурсного круга. Методические пособия. Особенности оценивания и организации контроля
Примеры активных форм занятий, используемых на уроках «Истоки» во 2 или 5 классах школы.
Урок «Истоки» это урок общения, урок – диалог учителя и детей, детей и детей. На уроке важна доверительная, комфортная для общения обстановка. Особенностью урока является обязательное проведение активной формы обучения, причем именно той, которую предлагает методическая разработка. В этих системных разработках по активным формам заложен результат развития личности ребенка и группы, и идти к нему нужно постепенно не пропуская шаги возрастания. Активная форма занимает на уроке 15 -20 минут. Все остальное время – это поле творчества учителя.
В 5 классе применяется система тренингов, позволяющих в активной форме освоить социокультурные категории и ценности, заложенные в программе по предмету "Истоки". Тренинги развивают саморегуляцию поведения, основные характеристики познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, речь), помогают детям управлять чувствами.
В целом, активные формы обучения воспитывают целеустремлённость, ответственность, контактность, покладистость, исполнительность, доброту.
Структура тренинга:
Подготовительный этап (присоединение к заданию).
Индивидуальный этап.
Учитель объясняет задание, предлагает самостоятельно найти ответ. Не обращаясь за советом к соседу, чтобы оценить свои знания. Определяется время на обдумывание вопроса (3-5минут). По завершении времени индивидуального этапа учитель просит всех одновременно закончить работу и внимательно послушать следующее задание.
Работа в паре.
Учащимся предлагается сообщить друг другу своё решение и прийти к единому мнению.
Возможна схема общения:
- первый учащийся сообщает партнёру свой выбор,
- второй внимательно слушает и выражает своё согласие или несогласие, знакомит со своим решением.
Далее учащиеся пытаются прийти к единому решению. Если необходимо – объясняют свой выбор.
Время на принятие общего решения - 5минут.
За минуту до окончания данного времени, необходимо предупредить учащихся о своевременном завершении диалога.
Учитель просит учащихся одновременно завершить работу в паре и приступить к обсуждению принятых решений.
Данный этап может быть структурирован на микроэтапы, которые учащиеся проходят под руководством учителя.
Обсуждение вопроса в классе. Экспертная оценка учителя.
Возможен следующий вариант обсуждения:
Заслушивают мнение любой пары и выявляют тех, кто согласен с данным решением. Необходимо обратить внимание учащихся на начальную фразу выступления: «Мы решили…», так как это общее решение.
Заслушав объяснения учащихся, имеющих иной выбор.
Оценивается результат совместной работы в паре.
Рефлексия.
Необходимо выяснить мнение учащихся о том, что понравилось в работе, легко ли было прийти к единому решению.
Учитель подводит итоги работы, отмечает учащихся, которые внимательно слушали, тактично доказывали свою точку зрения, вовремя справились с заданием, просит поблагодарить друг друга за общение. Основными видами тренингов в пятом классе являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.
В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится надолго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.
1.2. На каких этапах урока они используются.
На любом этапе. В зависимости от того, как построен урок, и какие цели преследуются на занятии.
1.3. Особенности развивающих и оценивающих активных занятий.
Социокультурные тренинги по предмету «Истоки» подразделяются на развивающие и оценивающие. Развивающие тренинги преследуют цели и задачи по определённой теме и осваивают навык общения в паре, тройке, четвёрке, группе.
Оценивающие тренинги определяют уровень усвоения содержания учебного материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками. Оценивающих тренингов за год восемь. Мы оцениваем динамику развития каждого ученика (по итогам индивидуального этапа) и группы (в паре, тройке, четвёрке). Оценивание результатов осуществляется по 7-бальной шкале. После оценивающего тренинга следует положительно оценить действия каждого ученика, подчеркнуть его личный вклад в общий результат, огласить достоинства ребёнка.
Оценочная деятельность осуществляется через систему вознаграждения.
Способы вознаграждения:
1.Одобрение и аргументированная похвала.
2.Вознаграждение действием. Все являются активными участниками.
3.Предоставление самостоятельности (особенно на индивидуальном этапе).
4.Делегирование полномочий (исполнение роли лидера).
5.Благодарность.
2. Развитие стержневой основы Истоковедения. Программа «Воспитание на социокультурном опыте» и работа с родителями по программе «Социокультурные истоки»
2.1. Как присоединить родителей к программе «Социокультурные истоки» и совместному проведению занятий.
Работа с родителями является самой сложной в педагогической деятельности. Родители должны быть вовлечены в образовательный процесс, чтобы они были заинтересованы в духовно-нравственном воспитании своих детей. Традиционно на Руси в семье ребенок осваивал систему социокультурных и духовно-нравственных ценностей, которая заложена в курсе «Истоки». К сожалению, в последние десятилетия эта традиция стала претерпевать изменения: родители чаще стали забывать о своей роли в воспитании детей, ссылаясь на загруженность, занятость. Наша задача — вернуть их к истокам семейного воспитания, к традиционному образу матери, отца, помочь родителям найти верные ориентиры в воспитании детей. Конечно, одними убеждениями этого сделать невозможно. Только в процессе живого общения, основанного на доверии, можно достичь положительного результата. Систематичность проведения занятий с детьми и родителями, совместная работа по книгам для развития взрослых и детей позволяют получить значимые результаты в работе: создание единого контекста духовно-нравственного воспитания детей в семье и школе. Такое образование, воспитание детей является большим плюсом для ребенка, его духовного мира и развития нравственных качеств, поведения, отношения к семье, обществу. Занятия благотворно влияют на каждого ребенка на настоящем этапе развития и на его дальнейшее восприятие мира.
2.2. Книги для развития — новый вид образовательного инструментария для детей и их родителей по программе «Социокультурные истоки». Как их можно использовать по данной программе.
Книги для развития содержат много текстового и иллюстративного материала и служат реализации программы:
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе единой цели, социокультурных ценностей и технологий эффективного обучения;
- устранить разрыв между занятиями в школе и домашним воспитанием в процессе чтения и анализа материала к занятию;
- выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных и управленческих умений, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта;
- в плане личностного развития – воспитание чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, Малой Родине, семье.
2.3. Проектирование активного занятия, составление плана занятия и страницы «Моя первая Книга» для 2 класса начальной школы или страницы книги «Любовь к Отечеству» для 5 класса по программе «Воспитание на социокультурном опыте».
Тема: Покров Пресвятой Богородицы.
Цель: учащиеся на уроке должны усвоить идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей, особую значимость заступничества для России, значение этого праздника для русского народа.
Задачи:
- развивать целостное восприятие образа храма, его назначения.
- раскрыть образ Покрова и его значение на Руси.
Социокультурный ряд: Покров Божией Матери.
Оборудование урока:
Аппаратура для презентации «Покров Пресвятой Богородицы»
-Золотая книга русской культуры.
- Запись колокольного звона.
ХОД УРОКА:
I.Присоединение к аудитории.
II.Присоединение к теме.
(Показ презентации с фотографиями «Храма Покрова на Нерли»
- Ребята, какой храм здесь изображен?
А какие храмы есть в нашем городе? Когда они построены?
- Сегодня на уроке мы узнаем историю возникновения храма Покрова на Нерли, познакомимся со смысловым значением слова «Покров». Вспомните, благодаря какому князю появился этот храм, почему получил такое название?
(ответы детей, основанные на знаниях, полученных на предыдущих уроках)
III. Тренинг №20 «Когда я бываю в храме» (развивающий)
Этапы работы:
1) Подготовительный этап.
Присоединение к теме. Учитель произносит слова, настраивающие учащихся на работу в ресурсном круге.
2) Основной этап.
Учитель: «Представьте, что вы находитесь в храме. Что вы там видите, слышите и чувствуете?» (Желательно, чтобы все учащиеся смогли назвать визуально, аудиально и кинестетически воспринимаемые образы).
3) Рефлексия.
- Возникло ли ощущение присутствия в храме?
- Как это получилось?
- Какую фразу было продолжить сложнее?
- К сожалению, не каждый человек знает, как надо вести себя в храме. Игумен Виссарион написал стихотворение о том, какие правила поведения мы должны соблюдать, посещая храм. Послушайте и скажите, какие правила вам уже знакомы, а о каких вы слышите впервые?
IV. Работа с учебником.
- А сейчас вы самостоятельно прочитаете об истории появления храма и о Владимирской иконе Божией Матери.
(чтение по вариантам, обсуждение)
V.Работа над основным понятием.
- Как вы понимаете значение слова «Покров»?
Покровительство, защита, заступничество, ходатайство Пресвятой Богородицы за людей перед Богом.
- На Руси уже несколько веков отмечается праздник Покров Пресвятой Богородицы.
В тропаре праздника Покрова верующие, обращаясь к Богородице, просят: «…Умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла». В этих словах выражена надежда православных христиан на то покровительство роду человеческому, которое оказывает Приятилище сирых и странных Предстательнице – Пресвятая Богородица».
О таком заступничестве за людей перед Богом свидетельствует чудо, произошедшее во Влахернском храме Константинополя в Х столетии. Константинополь в это время был осажден войсками сарацинов. Жители, собравшись в храме, где с пятого века находилась величайшая святыня – мафорий (головной плат) Божией Матери, совершали Всенощное Бдение и молили Господа о спасении от врага. Святой Андрей, Христа ради юродивый (память 15 октября по новому стилю), славянин по происхождению, увидел, как Сама Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов, ангелов и святых вошла в храм по воздуху, стала перед престолом и, склонив колени, долгое время пребывала в молитве. Затем она обернулась к народу, сняла Свой мафорий и распростерла его над молящимися. Блаженный Андрей обратился к своему ученику Епифанию и спросил, видит ли тот это чудесное явление. «Вижу, Отче, и ужасаюсь».
Так свидетельствует Священное Предание. Память о чуде, совершившемся 14 октября, долго сохранялась в стенах Влахернского храма, так и не став общецерковным праздником для всей Греции.
На Руси же, благодаря содействию благоверного князя Андрея Боголюбского, празднование Покрова Божией Матери получило широкое распространение. Находящийся под особым покровительством Небесной Заступницы, православный люд Святой Руси смог во всей полноте осознать и оценить истинное значение чудесного явления, бывшего в Константинополе, и с 1165г. праздник Покрова стал общерусским. Под непосредственным руководством святого князя Андрея был построен в том же году первый Покровский храм на Руси – церковь Покрова на Нерли, который известен всему миру и как выдающийся памятник древнерусского зодчества.
Иконография праздника разрабатывается именно на Руси и окончательно складывается к 13 веку. Существуют два иконографических типа изображения праздника – один принадлежит новгородской иконописной традиции, а второй – ростово-суздальской (образцы на доске).
На новгородских иконах в центре композиции внутри храма помещена Божия Матерь. Руки Богородицы воздеты в молении (в иконографии такое положение рук называется жестом адорации). Покров над ее головой держат ангелы. Над покровом - Спаситель, благословляющий всех собравшихся в храме.
В нижней части иконы изображены закрытые Царские врата. Справа от врат - Андрей, Христа ради юродивый, который указывает на чудесное явление Епифанию. Слева – святой Иоанн Предтеча и апостолы. На некоторых иконах новгородской школы изображают святителей и архангелов. Их фигуры обычно помещают слева и справа от Богородицы, над апостолами и святым Андреем.
- Во время праздника Покрова во время службы в храмах звучит особый колокольный звон, называемый покровским. Я предлагаю его послушать. Покровский звон, представленный рыбинскими звонарями, мягкий, лиричный, сопровождающий торжественное шествие крестного хода (звучит запись покровского звона)
VI.Тренинг «Покров Пресвятой Богородицы (развивающий, работа в группах)
Этапы работы:
1) Подготовительный этап.
Необходимо раскрыть смысл понятия «Покров Пресвятой Богородицы».
2) Индивидуальный этап.
Время работы 5 – 7 минут. (РТ стр.38 – 39)
3) Работа в четверке.
Время работы – 5 минут.
Руководить работой будет лидер, который должен сначала представить возможность высказаться каждому участнику группы, а затем сообщить свою точку зрения. В случае разногласий, лидер организует обсуждение и помогает группе прийти к единому решению. Лидер должен также аргументировано представлять результаты работы группы классу. Учитель называет состав четверок и имена лидеров.
4) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
5) Рефлексия.
* Что нового узнали, читая тексты?
* Какие мысли и чувства возникли?
* Помогло ли общение прийти в группе к правильному решению?
VII. Храмы нашего города Когалыма.
Ребята, о храмах в нашем городе что вы знаете? Как они называются? Давайте посмотрим на стенд и ответим на этот вопрос. ( В 1998г – Свято-Успенский при подворье Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря, в 2018г. – церковь Святой мученицы Татианы).
(рассказы детей )
VIII. Тренинг «На святом месте» (развивающий, мнемотехника).
Задание. Учащимся предлагается запомнить ряд слов, основываясь на их способности к визуальному, аудиовизуальному и кинестетическому восприятию и образной памяти (эйдетике).
Море. Корабль. Парус. Ветер. Волны. Дождь. Солнце. Небо. Река. Зелень. Крест. Храм. Путники. Свет. Радость. Благодарность. Гармония. Вечность.
Этапы работы:
1)Подготовительный этап.
Учитель предлагает учащимся запомнить ряд слов и объясняет, что для запоминания каждого слова будет давать время.
В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывает данное слово: увидеть картинку, озвучить ее, наполнить чувствами и ощущениями.
Результатом такой работы будет ряд последовательных кадров – своеобразный мультфильм, «прокрутив» который вновь, ученики смогут вспомнить все названные учителем слова.
Чем интенсивнее, во всех модальностях учащиеся смогут представить образы, связанные с данными словами, тем легче будет их в дальнейшем воспроизвести.
Для того, чтобы ничто не отвлекало внимания учеников, задание можно выполнять с закрытыми глазами.
2) Основной этап.
Учитель диктует слова с интервалом в 15 секунд. По завершении учащиеся должны записать слова в той последовательности, в которой они были продиктованы учителем.
3) Проверка результатов и экспертная оценка.
Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием.
Один из учеников, запомнивших наибольшее количество слов, читает записанные слова классу.
Дается экспертная оценка.
4) Рефлексия.
Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось.
Все желающие могут рассказать о своих впечатлениях и возникших представлениях.
IX.Рефлексия.
-Что нового узнали, выполняя задания?
- Какие мысли и чувства возникли?
X.Домашнее задание
Прочитать учебник с. 65-69, подобрать стихи о храме и подготовить их выразительное чтение.