«МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
Выполнила:
учитель начальных классов
Ю-Плетневская СОШ филиал МАОУ Вагайская СОШ
Кузьмина Галина Александровна
с. Ю-Плетнёво,
2018 год
«Чтобы дарить ребёнку искорку света,
учителю надо впитать море света...»
Ш.А. Амонашвили
Тут вдруг слышу я приказ: Приготовить статью-рассказ, О методической системе современного учителя. Эффективен ли урок? Есть ли толк, и есть ли прок? По старинке мы живём иль с развитием идём? Начинаю свой рассказ.
Современное состояние образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В настоящее время преподаватель должен быть таким, который способен не только передать определенный уровень знаний обучаемым, но и должен обладать проектировочным и рефлективным мышлением, уметь работать с использованием современной мультимедийной техники, по которым проводятся физминутки и работа на уроках, быть режиссером обучения, воспитания и развития Разработанная методическая система позволяет каждому ученику проявлять свои творческие способности, активно участвовать в жизни класса и школы, выбирая себе дело по интересам. Результатом деятельности данной методической системы являются: ● Высокая активность и заинтересованность к процессу обучения ● Способность самостоятельно добывать знания и использовать их в практической деятельности. ● Умение взаимодействовать в коллективе.
Школа – это самая удивительная, современная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. Многое зависит от моей работы. Я искренне люблю свою работу, стремлюсь сделать её качественно, но работая сразу с двумя классами, да ещё по ФГОС очень трудно, мало времени уделяется на уроках, но стараюсь выстраивать свою методическую систему. Древняя мудрость гласит: «Учиться надо не для того, чтобы удивить других, а для того, чтобы совершенствовать себя» Ставлю перед собой цель моей работы: - формирование личности, способной самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции.
Для достижения цели мне необходимо решать следующие задачи: 1.Создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей на уроке и внеурочное время, повышая мотивацию учащихся к обучению. 2.Учить самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний. 3.Развивать творческий потенциал детей. 4. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. 5. Использовать в работе современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии. 6. Охрана и укрепление физического и психического здоровье детей.
Для реализации методической системы приведу некоторые виды деятельности, которые использую в рамках урочного и внеурочного времени: учебно- познавательную;
проектно-исследовательскую;
Учебно- познавательная деятельность.
Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является
расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
На уроках особое место я уделяю разнообразию форм организации учебной деятельности школьников, системе специальных заданий, использую различные технологии. Детям нравится составлять синквейн. На уроке русского языка Ваня может при составлении предложения написать его в стихотворной форме. На уроках использую сингапурскую технологию (ХАЙ ВАЙ) говорю слова и поднимаю ладонь, обозначает тишина, дети проговаривают и поднимают ладонь. Ребятам нравятся новые слова и эксперименты. Процесс обучения становится успешным. В своей педагогической деятельности наиболее продуктивно использую игровые ситуации. Игровая технология – самая актуальная для учителя начальных классов, так как первый год обучения первоклашек является стартовым и крайне важный для формирования универсальных учебных действий, именно в этот год происходит переход от игровой деятельности к учебной. До окончания начальной школы эта технология продолжается, например: ученику 3-4 класса надо определить род существительного кидаешь мяч и называешь слово, а он определяет род, передаёт другому. По этой технологии дети хорошо запоминают род.
Проектно – исследовательская деятельность.
Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения построения гипотез, общения).
Исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование). Учу детей мыслить логично, научно. Творчески, с учётом возрастных особенностей. Для исследовательской деятельности предлагаются темы, которые им более близки и значимы. Во 2 классе дети пользуются той литературой, которую предлагает учитель. В 3-4 классах уже расширяется информация источников: энциклопедии, Интернет-источники. Большую часть работы учащиеся выполняют самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта и наставника. Технология « Учебного портфолио» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, т.е. формированию самонаблюдения, размышления. Технология является для формирования мотивации достижения.
Портфель достижений как инструмент оценки динамики ученика. Можно оценить эффективность учебного процесса и работу учителя, эффективность системы образования в целом. Портфель достижений – это действенное средство для решения педагогических задач, позволяющее: поддерживать высокую учебную мотивацию ученика; поощрять их активность и самостоятельность. Портфолио – это накопительная система оценивания. Дети, подсчитывая свои достижения, тянутся за этим учеником, у которого больше грамот. Большое количество стало участвовать в различных конкурсах.
На уроках нужно общаться: слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уметь договариваться, уступать. Этого я добиваюсь, работая в группах, парах. Научить ребёнка планировать, выбирать различные пути решения. Для этого применяем метод проектов, создаём проблемные ситуации на уроках, используем поисковый метод. Применяем на уроках и внеурочное время средства ИКТ, чтобы идти в ногу с учащимися и немного впереди.
Родитель, учитель и дети. Всегда неразлучны на свете!
Семья так же заинтересованная сторона в судьбе ребёнка. Важно услышать родительское мнение, вовлечь их в сотрудничество со школой. Всю работу в классе планирую совместно с родителями. В наши мероприятия входят спортивные состязания с мамами и папами, тематические классные часы с приглашением родителей. Изготовление проектов учениками совместно с родителями. Проводим экскурсии, которые расширяют представления детей о своей малой родине. Экскурсии в краеведческие музеи. Все учащиеся участвуют в Уч ру, благодаря моим помощникам-родителям. Не у всех призовые места, но детки стараются.
Родители рядом. Они – как опора,
Мы радости, горести делим на всех.
Любовь и согласие, а вовсе не споры,
Рождают удачу, победу, успех!
«Уча, учись сам».
Курсы повышения квалификации, конкурсы, мастер-классы помогают мне осмыслить современные требования к педагогике. Изучая чужой опыт, всегда с удовольствием делюсь своим. Статья в журнале «Региональное образование 21 века: проблемы и перспективы» 2012 г. Методические разработки «Метод-сборник» 2013 г.,2016 г.
Меняются времена, не меняется моё кредо:
- ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и всю свою душу.
- уважение между учителем и учеником должно быть взаимным.
- «плохой» ученик не есть плохой человек.
- каждый ребёнок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь.
- учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.
Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд. А какая гордость за моих учеников, которые работают в нашей школе: Татурина Т.В., Ткачук Н.Н. и продолжаю учить их детей.
Я люблю свою профессию и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель»
Таким образом, описываемая методическая система, основывается на принципах разнообразия видов деятельности, взаимодействия ученика, родителя и учителя, учёта индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческого потенциала, использовании современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий. Также умению самостоятельно или в группе осуществлять продуктивную деятельность, направленную на поиск новых знаний.