СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая система учителя географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая система учителя географии»

Методическая система учителя географии

МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области

Даминевой Альфии Фатыховны

«Повышение качества преподавания географии на основе комплексного использования современных образовательных и ИКТ - технологий и ресурсов,

а также через реализацию краеведческого подхода».

Время диктует своё, в том числе и требования к проведению качественного урока- современного в свете требований ФГОС второго поколения. После прохождения курсов по ФГОС и изучения многих источников стало понятно, что работать надо по-новому.

В своей методической работе я развиваю тему «Повышение качества преподавания географии на основе комплексного использования современных образовательных и ИКТ - технологий и ресурсов».

Она реализуется через использование современных образовательных технологий: развития КРИТИЧЕСКОГО мышления, логических ОПОРНЫХ конспектов, МОДУЛЬНОГО обучения, ПРОЕКТНОЙ деятельности, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ технологии, СРЕДСТВ ИКТ.

На уровне целостной системы применяю технологию модульного обучения. Она предполагает построения урока по блок – модулям, в которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Учитель - координатор процесса, а обучающиеся – самостоятельные исследователи последовательных проблем, решение которых приводит к определенной системе знаний, умений, навыков. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем, который и является основополагающим понятием данной технологии.

Модуль - это функциональный целевой узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Задачи ученика при работе с модулем:

Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

  • Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ.

  • Задания для выполнения разного уровня сложности.

  • Материалы для работы (ссылки на источники, приложения).

  • Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.)

  • Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т.д.).

Задачи учителя:

  • Разработка инструкций модулей.

  • Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока,

  • Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

  • Уточнение модулей при практической работе с ними.

  • Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.

Модульные блок – схемы разработаны мною по различным темам и апробированы, успешно использую их на уроках по темам: «Атмосфера», «Климат», «Природное районирование», «Население». Например, при изучении темы «Климат и климатические ресурсы» учащиеся на основе наблюдений по картам атласа, анализа и сравнения климатограмм, работы с текстом учебника и ресурсов Интернета выявляют климатические закономерности, проводят оценку климатических условий для жизни и деятельности населения. Данная технология модифицирована мною на основе материалов журнала «География в школе» и пособия П.И. Третьякова «Технология модульного обучения» и адаптирована к индивидуальным особенностям обучаемого. Единственная проблема – подготовка модулей для каждого ученика на каждый урок – процесс трудоемкий и требует больших временных затрат. Её я решила с помощью использования возможностей компьютерных технологий. С методическими разработками данных уроков можно ознакомиться на сайте http://nsportal.ru/

Проектная деятельность позволяет адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ученика к его особенностям, даёт простор учителю по-своему выстраивать процесс обучения. Проектная деятельность возникает в начале изучения географии в форме индивидуальных (или групповых) самостоятельных творческих заданий и в соответствии возрастным особенностям учащихся усложняется.

География имеет большие возможности для вовлечения школьников в проектную деятельность путём постановки проблемных задач. Я использую различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: игровое проектирование, исследовательская задача, моделирование ситуаций, дискуссия.

Особо живо реагируют школьники, когда учитель связывает новое содержание с их житейским опытом, показывает практическое значение знаний и умений в их повседневной жизни. Местом для проведения практической работы: «Глазомерная съемка местности» (6 класс) был выбран школьный двор, разделённый на участки по количеству ученических групп. Учащиеся должны были не только сделать план участка, применяя топографические измерения, условные знаки, но и предложить свои варианты использования данной территории. Ребята охотно занимаются проектированием, если видят перспективы этой работы; возможность реализовать свои планы.

Проектная деятельность возникает в начале изучения географии в форме индивидуальных (или групповых) самостоятельных творческих заданий. Так, например, в 6 классе после изучения раздела: “Геосферы Земли” учащиеся пишут географическое сочинение “Путешествие капельки” в форме сказки, стихотворения, иллюстрируют процесс в рисунке или схеме. Работа проводится не при изучении темы: “Круговорот воды в природе” 5 класс, а когда ученики узнают, как происходит испарение воды, виды облаков, типы ветров (бриз, муссон), название рек, формы рельефа, свойства горных пород и умение пользоваться географической картой. Цель работы – показать взаимосвязь и взаимодействие оболочек Земли, что приводит ребят к пониманию причинно-следственных связей. У них складывается более целостная картина круговорота воды в природе.

Ученики готовят и успешно защищают оригинальные проекты «Природные зоны России», «Традиции народов мира» и др. Обучающимися 7 класса реализован проект «Жилища народов мира», групповые проекты “Будущее Антарктиды”. Ребята проектируют самодельные макеты жилищ и будущих городов из картона, пластилина, глины, соломы, которые затем используются как наглядные пособия на уроках географии, что, несомненно, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. В курсе «Краеведение Оренбургской области» ребята продолжили эту работу и успешно реализовали проект «Жилища моего села».

Проектная деятельность создаёт условия для развития у детей способности:

  • выделять собственную цель,

  • соотносить поставленную цель и условия её достижения,

  • строить программу действий в соответствии с собственными возможностями.

Работа над проектом даёт возможность ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность. Завершенность проекта формирует у ребёнка способность видеть собственные действия со стороны.

Вопросы исследования, нацеливают учащихся на повторение, актуализацию опорных знаний и умений, необходимых для усвоения нового содержания. Они требуют воспроизведения представлений из жизненного опыта, знаний по другим учебным предметам, привлечения краеведческих материалов, а также полученных из периодической печати, литературы, радио- и телепередач. Работа над проектом позволяет создать в сознании учащихся противоречие между известным (что я знаю) и новым (что предстоит узнать). Такое разграничение является главным условием для того, чтобы сформулировать познавательную задачу, создать проблемную ситуацию в начале изучения нового материала.

Например, перед изучением темы «Роль географической науки в организации рационального использования и преобразования природы» ученикам 7 класса был задан проблемный вопрос: «Почему именно географической науке принадлежит ведущая роль в организации рационального использования природных ресурсов?». Для выхода из проблемной ситуации было решено провести предварительное исследование. Подготовительный этап включал сбор инициативной группы, обсуждение содержания урока, деление класса на группы: историки, экономисты, медики, географы, биологи, постановки задач и пути их решения. Обсуждение результатов исследования проходило в форме дискуссии.

  • «Историки», проанализировав таблицу « Общество и природа», снабдили её фактами. Показали связь между развитием цивилизации и мероприятиями охраны природы. Доказали актуальность направлений географии на современном этапе развития общества.

  • «Экономисты» попытались оправдать рост городов, развитие промышленности. Представили таблицу « Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия людей на природу», в которой определены компоненты природы, испытывающие воздействия, негативные последствия и пути по их устранению.

  • «Медики» привели примеры болезней, связанных с неблагоприятными условиями природной среды.

  • « Биологи» напомнили о «братьях наших меньших», как на них влияет развитие общества. Рассказ выступающих содержал обзор « Красной книги», примеры заповедников.

  • «Географы» подвели итог дискуссии. Они рассказали о том, как ведётся контроль за состоянием природной среды. Представили схему видов прогнозов и объяснили её на конкретных примерах.

Анализируя ответы учащихся можно сделать вывод, что содержание урока они усвоили, поставленные задачи решены. Опыт показывает, что ученика после интересного урока с удовольствием выполняют домашнее задание: «Составить правила природоохранного поведения».

Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности, как логическое содержание учебного предмета. Проект возникает, когда есть предмет исследования. Так, при изучении темы: “Географическое положение России” в 8 классе, ребята работают над проектом: “Имена на карте России”. Исследование состоит из двух этапов: изучение карты (нахождения географических объектов, носящих имена людей) и сбор информации (работа с энциклопедиями, справочниками, дополнительной литературой). Полученные данные ученики систематизируют в таблицу, состоящую из граф: дата, фамилия, исследование. Анализируя данные таблицы, можно выявить периодичность, очерёдность открытий. Поисковое направление в обучении позволяет выйти за рамки учебника, расширяет кругозор, способствует осмыслению полученных знаний. Школьники лучше узнают историю освоения территории нашей страны.

Изучение геологического летоисчисления Земли в 8 классе вызывает у учащихся затруднение. Для понимания сущности изменений некоторых географических объектов и явлений во времени, продолжительности процессов большую роль играют временные представления. Многим детям свойственно конкретно-образное и формально-логическое мышление. Для развития мышления целесообразно использовать моделирование ситуации «Путешествие в геологическую эру». Ученик виртуально переносится в эпоху, в которой хотел бы побывать. И описывает её не со стороны, а как бы изнутри, пытаясь рассказать о своих ощущениях.

План изучения эры: Эра, период, продолжительность

Общий облик Земли (преобладающие цвет)

Рельеф, горные породы

Атмосфера и климат

Флора и фауна

Условия для человека

Выводы

Пункты плана можно изменять, переставлять. Форма изложения материала производная: географическое сочинение, эссе, рассказ, научный отчёт, журналистское расследование, рисунки. Выполнение задания требует от школьников самостоятельности на уровне поисковой деятельности, трансформации усвоенных знаний и приёмов учебной работы к новым учебным ситуациям.

Введение в учебный процесс проектной деятельности позволяет уйти от однообразия и монотонности обучения, создаёт условия для смены видов деятельности. Появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно – психологического подхода, чтобы применять на практике. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. ТРКМ (ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ) представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях (словесность, история, обществознание, правовое образование, иностранный язык, география, экология, мировая художественная культура, начальные классы и другие). Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных и воспитательных задач

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — один из графических приёмов ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия



  • Кластер

Правила составления кластеров:

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").

4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данной темы.

  • Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.


  • Верны ли утверждения ( +- да, - нет)

1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП

3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост положительный.

  • Прием «Концептуальная таблица».

Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

Москва

Линии сравнения

Санкт-Петербург


1.В какой части страны расположен город?



2.Выход к морю



3.Транспортное положение



4.Положение на реке



5.Планировка города

А) Определите тип планировки (радиально-кольцевая, дуговая, прямоугольная, линейная)

Б) явный центр города

В) год основания

Г) достопримечательности



  • Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» - это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?







  • Прием «Фишбоун»

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова, фразы, отражающие суть факты.



Пример: Данный прием использовала на уроках географии по следующим темам: «Машиностроительный комплекс. Состав, значение, проблемы развития», «Цветная металлургия России», «Поволжье. Хозяйство. Экологические проблемы», «Байкал – жемчужина Сибири».


  • Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях.

  • Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

  • Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», то есть вероятность, что вопросы будут необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.

  • «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

? тонкие

? толстые

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...


  • Синквейн - пятистишье - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.

1. Существительное; тема, главная мысль
2. Прилагательные; два; качества этого слова
3. Глаголы; три; действия этого слова
4. Суждение из четырёх слов по первому слову, мысль
5. Существительное; синоним первому слову, вывод, заключение

Россия

Большая, красивая

Цветёт, живёт, дружит

Россия – наша любимая страна

Родина


С позиции учителя ТРКМ:

  1. "Я обнаруживаю скрытые таланты в своих учениках, они открывают для себя новые знания, и между ними устанавливаются отношения, основанные на взаимоуважении и доверии"

  2. "Учитель поддерживает, но не навязывает, помогает, но не ущемляет, поощряет к исследованию, но не исследует проблему вместо них" .

  3. "…учитель, который ценит критическое мышление, мало говорит, а труд его заключается в том, чтобы слушать, наблюдать и направлять учащихся".


Главное правило – это использовать не более двух приемов на одной стадии и подводить итог каждому приему, использованному в уроке. Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной. Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников. Для эффективной реализации целей урока следует тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия).

Использование на уроках технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) ЛОК (логических опорных конспектов) помогает при изучении стран, их географического и экономического положения. Мною и учениками разработаны опорные конспекты по темам: «Географическое положение Африки», «Бразилия», «Аргентина», «Перу». При самостоятельном составлении ЛОК учащиеся учатся выделять главное и основное, приучаются отыскивать и устанавливать логические связи. При изучении новой темы практикуется проецирование ЛОК на интерактивной доске, при озвучивании опорных сигналов (рекомендуется 5 раз) учащиеся записывают в тетради или учитель раздает их каждому. Это облегчает подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал дома. При выявлении уровня усвоения теоретического материала я использую самоконтроль, взаимоконтроль, а также запись ответа ученика на диктофон с последующим прослушиванием и оцениванием, что очень экономит время на уроке. С примерами данных типов уроков можно познакомиться на сайте www.teacherjournal.ru (Учительский журнал on-line)

 Подготовку урока географии с использованием информационных технологий можно разделить на три этапа:

1.     Выбор цели урока и педагогической технологии (или ключевых элементов технологии) ее реализующей.

2.     Отбор и систематизация необходимой информации.

3.     Подготовка и проведение урока.

На первом этапе необходимо определиться с целью, которая должна быть достигнута на уроке. Под цель выбирается педагогическая технология.

К географической информации можно отнести: фотографии, документальные и научно-популярные фильмы, компьютерные анимации географических процессов и природных явлений, интерактивные тренажеры, географические карты. Можно выделить три основных источника получения указанной информации. Во-первых, это мультимедиа энциклопедии, созданные профессионалами с целью преподавания предмета «география» в школе. Это интерактивные карты издательства «Дрофа», серия образовательных энциклопедий Кирилла и Мефодия, серия 1С «Образовательная коллекция. География», серия Школа «Просвещение». Во-вторых, это доступ в сеть «Интернет», в которой существует большое количество специализированных географических сайтов, на которых можно найти фотографии природных явлений и объектов, фотографии объектов созданных человеком, географические фильмы. В меньшей степени здесь распространены интерактивные тренажеры и анимации. В-третьих, собственные разработки и материалы, накопленные в повседневной профессиональной жизни.

Прейдем к подготовке и проведению урока. Сначала остановимся на проведении урока. При наличии четкого сценария урока, подготовленной презентации, подобранном фильме, выбранного раздела с мультимедиа энциклопедии, проведение урока как правило не вызывает затруднений.

Гораздо сложнее обстоят дела с подготовкой урока. Чтобы разобраться с этим вопросом сформулируем, что представляет собой идеальный урок географии с использованием информационных технологий.

1.     Это урок, в котором словесный (текстовый ряд) дополняется красочными иллюстрациями, отрывками из фильмов, запоминающейся анимацией, собственной презентацией.

2.     Это урок, на котором учащиеся могут закрепить представленный материал при помощи выполнения интерактивных тренажеров, либо путем создания собственной презентации из представленного набора иллюстраций.

3.     Это урок, на котором возможно проверить усвоение материала учащимися при помощи электронных тестов или тренажеров с автоматическим сбором результатов тестирования.

Я выделяю 5 типов уроков с использованием информационных технологий.

1. Использование ИКТ ограничивается демонстрацией фильма, анимации, или слайд-шоу. Разбор теоретического материала, его закрепление и контроль осуществляется без использования ИКТ.

2. Урок, построенный на использовании интерактивных карт. Такие карты позволяют одновременно оперировать несколькими потоками информации, отображаемых на различных слоях карты. В течение урока с помощью такой карты осуществляется представление нового географического материала и его анализ. Закрепление и контроль происходит также на интерактивной карте, причем учащиеся работают непосредственно с картой, и получают навыки работы с электронными картами.

В последнее время в сети Интернет появляется множество интерактивных карт отображающих различные события, происходящие в мире в режиме реального времени. По мере возможности я стараюсь демонстрировать их на уроках. Пример интерактивной карты «Зависимость природы материков от географического положения»

 3. Урок, построенный на использовании мультимедиа энциклопедий. Я использую три серии энциклопедий: Уроки географии Кирилла и Мефодия с 6 по 10 класс, 1С «Образовательная коллекция» с 6 по 10 класс, Школа «Просвещение» 10 класс. Все три энциклопедии построены по принципу «Представление материала – Закрепление материала – Проверка знаний». Работа осуществляется в интерактивном режиме с участием, как учителя, так и ученика. Здесь предоставляется возможность интерактивного сбора информации по контролю знаний учеников в течение года!

 4. Урок, построенный на использовании собственной презентации. Мною разработаны сценарии уроков с использованием компьютера и презентации к ним для всех классов. Несколько из них получили высокую оценку на районных, областных фестивалях медиауроков и конкурсе «Лучший урок с применением ИКТ».

5. Обобщающий урок по теме с представлением учащимися творческой индивидуальной или групповой работы в виде электронной презентации и ее защита перед классом.

 Я использую ИКТ на своих уроках ежедневно. За свою практику применения ИКТ на уроках географии я выработала собственную систему и сделала для себя следующий вывод: Использование ИКТ на уроках географии необходимо, поскольку это повышает интерес и мотивацию учащихся к предмету, особенно в случае их непосредственного участия.

 Вместе с тем существует несколько проблем. Сделать хороший интерактивный тренажер, красивую и понятную анимацию, хороший тест с использованием вопросов заданных не только при помощи текста, но и отрывков карт или схем для учителя географии не обладающего специальными знаниями затруднительно. Причем это не зависит от используемого программного обеспечения, либо открытости или закрытости операционной среды. Это должны делать профессионалы. У учителя как не специалиста в области информационных технологий практически нет времени и возможности заниматься таким творчеством. Ведь для подготовки одного КАЧЕСТВЕННОГО урока необходимо затратить массу своего свободного от работы времени. Практика показывает, что на подготовку хорошего урока уходит минимум две недели, занимаясь при этом каждый день. Соответственно в течение учебного года, возможно, подготовить очень ограниченное число уроков. В результате я сделала еще один очень важный вывод: Эффективнее при каждодневном использовании ИКТ в преподавании географии применять готовые мультимедиа материалы, и вспомогательные материалы разработанные профессионалами в области ИТ. Задача учителя в этом случае состоит в составлении сценария урока. Уже эта задача при достаточном опыте решается в течение нескольких часов.

Мой подход к использованию ИКТ на уроках географии и в целом в образовании заключается в следующем: учитель должен ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИКТ при обучении, а не ломать голову, как сделать так чтобы что-то заработало. Для этого учитель должен иметь быстрый и свободный доступ ко всем составляющим ИКТ. Необходима возможность манипулирования наборами различных видов иллюстраций в соответствии с планом урока разработанным учителем (например «Уроки Кирилла и Мефодия» и другие лишены этой возможности).

  Я использую ИКТ на своих уроках ежедневно. За свою практику применения ИКТ на уроках географии я выработала собственную систему и сделала для себя следующий вывод: использование ИКТ на уроках географии необходимо, поскольку это повышает интерес и мотивацию учащихся к предмету, особенно в случае их непосредственного участия.

Активно применяю информационные технологии для обеспечения познавательного досуга и участия учащихся в различных Интернет-конкурсах. С некоторыми результатами которых можно ознакомиться на сайтах http://orenclub.info/cmspage/109/n-a, http://telluris.lt/index.php?action=results и http://www.mirzn.com/


Использование краеведческого материала на уроках географии

как эффективный способ познания родного края.

«На земле нет края лучше того,
где ты родился и вырос.»

(Габит Мусрепов)

Начальный курс физической географии целиком строится на краеведческой основе. Он содержит много общих географических понятий: горизонт и его стороны, план и географическая карта, форма земной поверхности, погода и климат, которые необходимо усвоить для подготовки к изучению страноведческих курсов в старших классах. Формирование понятий происходит легче, если учащиеся обладают представлениями, полученными из знакомой действительности родного края. Лучшему усвоению учебного материала способствуют уроки в природе.

Особое место занимает изучение плана и карты. Карта как источник географических знаний, ее понимание школьниками строится целиком на практических занятиях на местности и упражнениях с планами и картами своего края (ближайших окрестностей школы, села, района).

На уроках, проводимых на природе, учащиеся учатся ориентироваться на местности, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки реального окружения. Работая с планом своей местности, видят живые, очень знакомые ориентиры. На первых уроках организовываю ежедневные наблюдения учащихся за погодой. Понятие о климате и климатообразующих факторах формируется на основе знаний о погоде своей местности и ее сезонных изменений, получаемых в результате систематических наблюдений. Это позволяет делать на уроках выводы об основных характерных чертах климата края. Сравнивая его с климатом других стран, можно вызвать более правильные представления у учащихся о разных типах климата.

В сентябре провожу экскурсию на природу для наблюдения за формами поверхности и водами своей местности. Это комплексная экскурсия. На ней учащиеся знакомятся с поверхностью ближайших окрестностей школы и с имеющимися в нашей местности прудами и источниками. Обращаю внимание на уникальность местного рельефа, смену повышенных и низких мест. Рассказываю о холмистом рельефе нашей местности, объясняю процессы его образования и развития его отдельных форм, показываю породы, слагающие рельеф. Знакомясь с водами своей местности, учащиеся на экскурсии усваивают процессы происхождения подземных и поверхностных вод, связь их с рельефом.

Так прочнее усваиваются основные понятия о водах суши. Раздел «Гидросфера» начинаем с вопросов о водах нашей местности.

В 7-8 классе также имеются возможности для сбора и использования конкретного краеведческого материала, но носят они ограниченный характер. Работа направлена на усовершенствование и развитие умений учащихся по чтению планов местности, по работе с картами разных масштабов и содержания, по составлению на основе их комплексных описаний природы различных территорий.

Продолжаем вместе с учащимися наблюдения за погодой. Провожу экскурсию, на которой изучаем взаимодействие природных компонентов и подвожу учащихся в выводам о природных различиях и к понятию о зональности. Изучая географическое положение материков и определяя координаты их точек, можно установить, какие места расположены на одинаковой широте и долготе с нашей местностью и чем отличается географическое положение изученной территории от родного края. Продолжается работа по охране природы.

В 9-10 классе продолжаем экскурсионное изучение родного края. Изучаем природно-территориальные комплексы, знакомимся с хозяйственной деятельностью населения. Большая часть краеведческого материала собирается при изучении местного производства.

Практические работы по экономико-географическому анализу и расчетам выполняем на местном статистическом и производственном материале. Учащиеся учатся обрабатывать статистические данные, графически оформлять их, работать с экономической картой и др. Сбор материала и изучение местного производства происходит при прохождении производственной практики, на экскурсиях, посредством индивидуальных и групповых заданий, встреч и бесед с руководством предприятий, членами коллективов, путем получения данных в плановых отделах предприятий, в библиотеках. Очень много дает учащимся практика, связанная с сельскохозяйственными работами. Участвуя в этих работах, они знакомятся с местным сельским хозяйством и его отраслями, техникой, учатся определять выгодность различных отраслей хозяйства с учетом затрат труда и средств на производство продукции и т.д. В курсе экономической географии зарубежных стран раскрываются связи края с другими государствами. В географических темах ставятся вопросы охраны и благоустройства окружающей среды.

Школьникам всех возрастов присуще желание путешествовать. В такой склонности детей (как и взрослых) к путешествию заключены огромные возможности педагогического воздействия. Ученики наблюдают и исследуют не только достопримечательности своей местности, но и совершают поездки в другие города, где получают широчайшую информацию по разным областям экономики и культуры, расширяют свой кругозор. Овладевают исследовательскими учениями и навыками. Этот вид деятельности имеет большое значение в формировании патриотических черт личности учащихся и развитии положительных эмоций и чувств.

Практические работы на местности как один из эффективных методов географического исследования.

В настоящее время все больше школ и педагогов начинают заниматься со школьниками исследовательской деятельностью. В практику нашей школы давно вошло проведение полевых практикумов. Данная работа приобщает учащихся к поисковой научно-исследовательской работе, основанной на краеведении. Геологические исследования способствуют углублению полученных знаний на уроках. В полевых условиях развиваются жизненные и производственные навыки, расширяется кругозор, создаются условия для укрепления физического и морального здоровья детей.

Основополагающими методами при проведении практических работ на местности являются такие методы географических исследований, как сравнительно-описательный, экспедиционный и картографический. Основными задачами, которые решаются при организации полевых работ являются: закрепление теоретических знаний, полученных в классе, выработка навыков наблюдения за географическими явлениями и процессами, развитие географического мышления, умение выявлять и анализировать взаимосвязи между отдельными компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека. Во время таких практических занятий учащиеся не только овладевают методикой полевых исследований, но и непосредственно соприкасаются с объектом исследования и самой природой, что позволяет лучше понять и усвоить материал. Практические работы на местности – один из базисных компонентов в накоплении географических представлений для региональной географии, способствующий расширению краеведческих знаний.

Данный вид работы мои ученики очень любят. Во-первых, потому, что ни один другой метод не предоставляет им столько самостоятельности, во-вторых, здесь никак не обойтись без творческой деятельности (а какой ребенок не любит творить?), да еще и можно все потрогать руками, прикоснуться к реке, оврагу, лесу.

Полевые практические работы провожу в каждом классе: «Ориентирование на местности», «Измерение высоты Солнца над горизонтом», «Ориентирование по Солнцу», «Характер водоемов своей местности», «Описание почв своей местности», «Растительный мир родного края», «Геоморфологические исследования оврага», «Работа с метеоприборами. Микроклиматические наблюдения», и т.д.

Большим подспорьем в организации практических работ на местности стало получение в рамках приоритетного национального проекта «Образование» таких учебно-наглядных пособий, как коллекции горных пород, мерного комплекта, компасов. Неоспорима роль в проведении метеорологических исследований полученной электронной метеостанции, подключаемой к компьютеру, в которую входят все необходимые для проведения метеорологических наблюдений электронные приборы. Данные пособия сделали ориентирование на местности и наблюдения за погодой еще более увлекательным процессом.

Приложение 2

Конспект практической работы на местности

«Геоморфологические исследования оврага» (8 класс)

Задания:

  1. Дайте оценку физику-географических условий района исследования:

  1. Географическое положение.

  2. Геологическое строение

  3. Рельеф

  4. Почвы

  5. Климат

  6. Растительный и животны мир.

  1. Исследуйте форму рельефа, выполнив необходимые морфометрические измерения и детальное изучение.

  2. Сделайте геоморфологическую карту иссмледуемой формы рельефа.

  3. Сделайте вывод об экологической ситуации в районе исследования.

Пояснения к заданиям.

  1. План проведения исследования оврага:

    1. Обойти вокруг оврага.

    2. Измерить длину оврага.

    3. Оценить его ширину и длину в точках наблюдения (количество точек наблюдения зависит от длины оврага.

    4. Ознакомиться с характером растительности по склонам и днищу оврага.

    5. По необходимости овраг разбить на отдельные участки (верхний, средний, нижний) для изучения.

  1. План детального изучения формы рельефа (на примере оврага):

    1. Сделать глазомерную съемку местности вдоль бровки оврага.

    2. Определить тип оврага (склонный, верховой, вторичный, донный).

Донные овраги – овраги, расположенные в днищах балок.

Склонные овраги – овраги, расположенные на берегах реки.

    1. Определить, действующий это овраг или нет; выводы обоснуйте.

Действующий овраг характеризуется активной эрозийной деятельностью: крутыми незадернованными склонами, наличием водостока. Действующий овраг является водосборником.

    1. Определить плотность оврага на исследуемом участке по формуле:

h = N / F , где h – количество оврагов, приходящееся на единицу площади,

N – общее количество оврагов,

F –площадь участка.

    1. Снять морфометрические параметры оврага:

- ширина днища ( рис. 22)

- глубина оврага (рис. 23)

- крутизна склонов (рис. 24)

2.6. Построить геоморфологический профиль оврага (рис.25).

На профиле отметить экспозицию склона, вещественный состав, экзогенные зоны.

2.7. Определитьь форму профилей оврага (ложбина, лощина, корытообразная, трапецевидная, V-образная, сложная).

2.8. Определить форму склонов (прямые, выпуклые, вогнутые, ступенчатые, бугристые; с выемками, с воронками, с промоинами, с оползнями и т.д. )

2.9 Описать днище оврага.

2.10. Составить геоморфологическую карту оврага (рис.26).




Рис. 26. Геоморфологическая карта оврага Свинтицкого

Рис. 25. Геоморфологический профиль оврага по линии А-Б

  • Использование информационно-коммуникативных технологий при изучении географии родного края

Всем известно, что процесс информатизации направлен на повышение качества общего образования. Как скоро эта цель будет достигнута, сегодня говорить еще рано. Но одно с уверенностью можно сказать, что внедрение ИКТ позволит ликвидировать границу между сельским и городским учеником, между учителем городской и периферийной школы.

Для нашей сельской школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способностью актуализировать полученную  с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы  сельского учителя разных стратегий обучения школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Уроки с использованием ИКТ стали для нас, сельских учителей и сельских школьников, стали привычны не так давно.  Но, не смотря на это, нами накоплен достаточный опыт в данном направлении.

В школе есть свободный выход в Интернет, компьютерный класс, поэтому большое  внимание   уделяю применению информационно-коммуникационных технологий как на уроках, так и во внеурочное время.. Компьютерные технологии позволяют создать деятельностный подход при изучении учебного материала, значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать учащимся аккуратные, четкие образцы оформления заданий, повысить уровень наглядности в ходе обучения, внести элементы занимательности.

Демонстрация материалов

В настоящее время имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения географии, которые содержат помимо гипертекста высококачественную графику, слайды, видеоролики и звуковое сопровождение. Такие средства принято  называть  учебными электронными  мультимедиа-изданиями.

Наш кабинет географии снабжен следующими электронными продуктами:

   Электронные учебники:

  1. Петрова Н.Н. Начальный курс географии. 6 класс.

  2. Душина И.В., Пятунин В.Б, Летягин А.А. География  материков и океанов. 7 класс

  3. Дронов В.П., Савельева Л.Е., Пятунин Б.В., Таможня Е.А. «География России. Природа и население». 8 класс.

  4. Дронов В.П., Пятунин В.Б., Таможня Е.А., Роготень Н.Н. «География России. Хозяйство и регионы» 9 класс

  5. Максаковский В.В., Пятунин Б.В., Таможня Е.А., Роготень Н.Н. «Экономическая и социальная география мира» 10 класс

Электронные энциклопедии

  1. Страны мира. Географический справочник.

  2. Интерактивный географический атлас.

На теоретическом этапе урока изучение нового материала сопровождаю показом схем, слайдов, географических объектов, карт, снимков, графиков,  диаграмм из электронных учебников, что позволяет направить внимание учащихся на  самые важные  моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал,  более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.

Очень удобны заложенные в электронных учебниках видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами (например, извержение вулкана, землетрясения, цунами, и др. природные явления), которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Использование диктора тоже дает возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся. Компьютерная лекция по сравнению с традиционной имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов (информационных объектов).  Для того чтобы учащиеся лучше запоминали материал, можно продублировать основные моменты лекции средствами мультимедиа, используя в них наглядный материал. Одним из важных моментов такого урока является возможность самих учащихся определить темп работы. Видео- и фотоматериалы, введенные в урок, развивают образное мышление, формируют географические представления.

При изучении экономической географии Оренбургской области в 9 классе маленькую, но все - же роль сыграет пособие «География России. Хозяйство и регионы», в остальных учебных электронных мультимедиа-изданиях при изучении географии своего края возможно использование только словаря терминов и понятий.

Использование программы Power Point для презентаций, посвященных изучению родного края.

В продаже трудно найти электронные учебники по изучению Оренбургской области. Мы нашли выход, как внедрить в уроки изучения своей области или своей местности информационно-коммуникативные технологии. Для этого активно используем программу Power Point и созданием собственные обучающие  продукты – презентации. Презентация - увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность, она как  своеобразный план урока, отражающий его  логическую  структуру, и как  фрагмент на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: введение, изучение нового материала, тренировка и закрепление, применение знаний на практике, зачет или контроль, домашнее задание и др. Презентация дает возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: концентрация внимания, включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала, повышение интереса к изучению предмета, а также возрастание мотивации к учебе.

В ходе преподавания курса «Краеведения Оренбургской области» возникла трудность - найти электронные учебники по изучению Оренбургской области. Я нашла выход, как внедрить в уроки изучения своей области или своей местности информационно-коммуникативные технологии. Для этого активно использую программу Power Point и создаю собственные обучающие  продукты – презентации. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается: концентрация внимания, включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала, повышение интереса к изучению предмета, а также возрастание мотивации к учебе.

«Авторские презентации по теме «Изучение родного края»»

Тема урока

Название презентации

Класс

1

«Рельеф своей местности»

«Прогулка по равнине»

6

2

«Климат своей местности»

«Наши весна, лето, осень и зима»

6

5

«Внутренние воды Оренбургской области»

«Путешествие по реке Урал»

8

6

«Почвы и почвенные ресурсы Оренбургской области»

«Почвы Оренбургской области»

8

7

«Население Оренбургской области»

«Демография Переволоцкого района»

9

8

«Достопримечательности Оренбургской области»

«Природное наследие Переволоцкого района»

9

Показ процессов или явлений

Географические процессы, о которых учащиеся  должны иметь представление,  разнообразны  и многочисленны. Компьютер же дает уникальную возможность увидеть процесс своими глазами. Видеоролики, отображающие географические процессы или явления, и  анимации есть форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных. Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют  образную модель, дающую  определенное представление об оригинале. При помощи видеоролика  (звукозрительной модели)  можно выделить те стороны объекта, изучение  которых поможет  сделать вывод о его сущности. Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал  представлен ярко и увлекательно в виде  разнообразных носителей информации: иллюстраций,  видеофрагментов,  компьютерной анимации, слайдов, текстов,  сопровождаемых словами учителя или диктора, музыкой, что способствует  мотивации учебной деятельности учащихся.

Проверка знаний

Одна из наиболее важных функций мультимедиа-учебника - это контролирующая. В разделах «Тесты» и «Практика» помещены  задания для проверки  знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок. В ходе работы при  возникновении  ситуации затруднения учащийся получает  подсказку в виде разъяснения термина,  ссылки на  конкретный  учебный материал, выбор  варианта решения, набора пропущенных в шаблоне элементов. Таким образом, деятельность учащегося  корректируется и направляется в нужном направлении.

Сегодня, когда широко внедряется практика Единого Государственного Экзамена по устным предметам, современному учителю  необходимо научить детей работать с тестами. В электронных учебниках эта возможность предусмотрена. Здесь заложены тестовые работы по каждой теме, в нескольких вариантах.

К сожалению, для проверки знаний при изучении Оренбургской области, остается довольствоваться только самостоятельно созданными тестами, но мы надеемся, что вскоре мы сможем найти в продаже и электронный учебник по изучению Оренбургской области.

Использование Интернет

Образовательные ресурсы Всемирной паутины мне полезны для поиска дополнительной и обновленной  информации о своем крае в процессе подготовки к урокам; для поиска  информации учащимся в процессе подготовки различного рода  творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т.п.) в процессе подготовки исследовательских и проектных работ.

Использование Интернет увеличивает  познавательную активность  ребят, делает  учебную деятельность необычной и интересной. К тому же  дети  учатся понимать, что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный.

Подготовка и выполнение ученических исследовательских работ

Совершенно особая форма работы – организация совместной исследовательской деятельности. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, благодаря чему, в частности:

  • прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;

  • развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;

  • формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.

Исследовательская проектная деятельность с использованием ИКТ позволяет учащимся  приобрести дополнительные знания в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК.

Подготовка к олимпиадам

При подготовке к олимпиадам активно используем Интернет или тесты электронных учебников. Тесты выполняются теми учащимися, с которыми идет подготовка к олимпиадам. Тесты позволяют увидеть допущенные ошибки и исправить их при повторном выполнении.  Выдается и статистика ответов, что дает возможность выбрать наиболее успешных учащихся для выступления на олимпиадах и  позволяет достичь хороших результатов.

Элементы моей методической системы отражены в собственных методических разработках:

  • «Методическая система учителя географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области Даминевой Альфии Фатыховны»

  • Сборник тестов. История 5-11 кл. География 5-11 кл. Обществознание 6-11 кл./ Под ред. И.В. Жаборовского.- Минск: ООО «Витпостер», 2015. -554 с.

  • «Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии». Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 8 [Электронный ресурс]: сборник трудов всероссийских научно-практических конференций/Интертехинформ; под ред. Каргина А.В. – Сетевое издание. – Тула: Интертехинформ, 2015. ООО «НПЦ «ИНТЕРТЕХИНФОРМ», 2015.

  • Методические рекомендации по проведению полевых экскурсий и наблюдений. Автор составитель: Даминева А.Ф., учитель географии МБОУ «СОШ с. Чесноковка», Брянск, 2021. – 41 с.  

Считаю, что данная методическая разработка «Методические рекомендации по проведению полевых экскурсий и наблюдений» имеет наибольшую ценность.

В настоящее время все больше школ и педагогов начинают заниматься со школьниками исследовательской деятельностью. В практику нашей школы давно вошло проведение полевых практикумов. Данная работа приобщает учащихся к поисковой научно-исследовательской работе, основанной на краеведении. Геологические исследования способствуют углублению полученных знаний на уроках. В полевых условиях развиваются жизненные и производственные навыки, расширяется кругозор, создаются условия для укрепления физического и морального здоровья детей.

Основополагающими методами при проведении практических работ на местности являются такие методы географических исследований, как сравнительно-описательный, экспедиционный и картографический. Основными задачами, которые решаются при организации полевых работ являются: закрепление теоретических знаний, полученных в классе, выработка навыков наблюдения за географическими явлениями и процессами, развитие географического мышления, умение выявлять и анализировать взаимосвязи между отдельными компонентами природы, между природой и хозяйственной деятельностью человека. Во время таких практических занятий учащиеся не только овладевают методикой полевых исследований, но и непосредственно соприкасаются с объектом исследования и самой природой, что позволяет лучше понять и усвоить материал. Практические работы на местности – один из базисных компонентов в накоплении географических представлений для региональной географии, способствующий расширению краеведческих знаний.

Данный вид работы мои ученики очень любят. Во-первых, потому, что ни один другой метод не предоставляет им столько самостоятельности, во-вторых, здесь никак не обойтись без творческой деятельности (а какой ребенок не любит творить?), да еще и можно все потрогать руками, прикоснуться к реке, оврагу, лесу.

Полевые практические работы провожу в каждом классе: «Ориентирование на местности», «Измерение высоты Солнца над горизонтом», «Ориентирование по Солнцу», «Характер водоемов своей местности», «Описание почв своей местности», «Растительный мир родного края», «Геоморфологические исследования оврага», «Работа с метеоприборами. Микроклиматические наблюдения», и т.д.

Большим подспорьем в организации практических работ на местности стало получение в рамках приоритетного национального проекта «Образование» таких учебно-наглядных пособий, как коллекции горных пород, мерного комплекта, компасов. Неоспорима роль в проведении метеорологических исследований полученной электронной метеостанции, подключаемой к компьютеру, в которую входят все необходимые для проведения метеорологических наблюдений электронные приборы. А данное пособие сделало ориентирование на местности и наблюдения за погодой еще более увлекательным и полезным процессом.

Несомненно, методическая разработка будет полезна учителям географии, биологии, природоведения, педагогам дополнительного образования, а также при проведении курса «Географическое краеведение». Она используется в осеннее - весенний период в 5- 9 классах. Также позволит учащимся получить профильное образование в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями.

Заявленная методическая разработка в представленном виде прошла апробацию на уровне школ района и получила высокую оценку среди РМО учителей географии.

В целях обмена опытом провожу открытые уроки, мастер-классы, выступаю на семинарах, заседаниях методических объединений учителей географии, педагогических чтениях. Обобщение моей педагогического опыта представлено в публикациях. Мой методический опыт  используется  моими коллегами как в  нашей Чесноковской средней школе, так и в школах района, а также коллегами из Интернет сообществ. Среди моих выпускников есть, которые окончили обучение или обучаются на географических, геолого-географических факультетах ОГПУ и ОГУ, работают в школах области. Мы поддерживаем тесные профессиональные отношения, именно в них я вижу результат и  продолжение своей педагогической деятельности.

Результат изменений. Данный опыт и разработанная мною система доказала свою эффективность и дает устойчивые положительные результаты:

  • Позитивная динамика качества обученности учащихся по классам. Успеваемость учащихся 6-10 классов по предмету бывает обычно выше среднешкольного показателя. Растут показатели качества обучения по географии за последние 3 года: 72-78 %. Успеваемость 100 %.

  • Итоги внутришкольного контроля в виде общественного смотра знаний и проверочных работ ежегодно подтверждают качество обученности по географии. Так, в результате внутришкольного контроля в 2020-2021 учебном году 37 % учащихся 6-10 классов показали отличные знания, 48 % - хорошие, и лишь 15 % - удовлетворительные.

  • Интерес учащихся к географии  значительно вырос, 60 % школьников назвали географию  в числе любимых предметов, а свою деятельность на уроках географии - «интересной и увлекательной». Повышается заинтересованность и активность учащихся на уроках, а так же качество знаний по предмету. Ежегодно мои ученики с удовольствием принимают участие в районных олимпиадах по географии и занимают призовые места. Высока результативность участия учащихся на конкурсах, смотрах, конференциях, проектах.

  • Результаты итоговой аттестации. Многие учащиеся 9-11 классов выбирают географию для итоговой аттестации, показывая хорошие результаты. С каждым годом возрастает количество обучающихся, сдающих при поступлении географию и биологию. Ежегодно выпускники успешно проходят ГИА в форме ЕГЭ и ОГЭ по данным предметам (ЕГЭ 2011г.- 64 баллов по химии, 2021 гг. – 70 баллов по биологии) и поступают на бюджетной основе (100 %). Получив современное, качественное, географическое в том числе, образование выпускники школы продолжают обучение в высших учебных заведения г. Оренбурга.

  • Такие результаты, накопленный опыт работы, обобщение его на разных уровнях, позволяют мне представлять свой опыт на разнообразных профессиональных конкурсах и занимать призовые места.    

Вношу личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий, распространяю собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

В 2022 году в рамках муниципального семинара учителей географии провела мастер – класс на тему "Методика организации проектной деятельности в курсе географии". Опыт моей работы по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии» был обобщен и представлен в рамках районного методического объединения учителей географии в 2011 году.

Для решения поставленных задач активно занимаюсь самообразованием, общаюсь с коллегами в форумах на сайте http://www.it-n.ru/, являюсь постоянным участником образовательных вебинаров по разным темам на сайте http://www.drofa.ru/for-users/teacher/seminars/, о чем свидетельствуют многочисленные сертификаты.

Кроме этого поддерживаю личный сайт, на который в свободном доступе выкладываю свои разработки. Результаты представления моего опыта развития методической системы по теме «Повышение качества преподавания географии на основе комплексного использования современных образовательных и ИКТ - технологий и ресурсов, а также через реализацию краеведческого подхода» на семинарах, мастер-классах, конференциях, и ее публичной презентации говорят о возможном наличии учителей использующих отдельные элементы моей системы, а также моих разработок уроков

Имею стабильные результаты и динамику достижений обучающихся за последние пять лет. При 100% успеваемости качество знаний по географии составляет:


Предмет

2019-2020 уч.год

2020-2021 уч.год

2021-2022 уч.год

качество %

качество %

качество %

География

69

71

72

Биология

68

70

71

Химия

69

70

73



Результаты сдачи экзаменов по географии и химии в форме ОГЭ

Предмет

2019-2020 уч.год

2020-2021

2021-2022

Успеваемость

%

Качество

%

Успеваемость

%

Качество

%

Успеваемость

%

Качество

%

География

100

100


100

100


100

100


Химия



100

100




Результаты ЕГЭ по географии

Учебный год

ЕГЭ по географии

Средний балл по школе

Средний балл по району

2020-2021

64 балла по химии


62,3


2020-2021


70 баллов по биологии


52,8

Результаты участия в предметных олимпиадах

Учебный год

Предмет

Класс

Уровень

Результат


2019-2020 уч.год


География

10

9

Муниципальный

Муниципальный

II место

III место


2020-2021 уч.год


География

11

10

9

Муниципальный

Муниципальный

Муниципальный

II место

III место

III место


2021-2022 уч.год


География

11

10

Муниципальный

Муниципальный

III место

II место

2020-2021 уч.год

Химия

9

Муниципальный

II место


Имею награды:

2008 год, Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации «Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации»

2009 год, Грамота министерства образования Оренбургской области и Областного центра детско – юношеского туризма и краеведения за победу в областном очно – заочном конкурсе «Традиционные народные промыслы»

2009 год, Почетная грамота РОО администрации Переволоцкого района за значительные успехи в организации и совершенствовании воспитательного процесса и результативное участие в конкурсе методических разработок, посвященных 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне.

2010 год, Грамота РОО администрации Переволоцкого района за победу в районном конкурсе методических материалов по патриотическому воспитанию учащихся «Растим патриотов»

2010 год, Почетная грамота администрации МОУ «СОШ с. Чесноковка» за высокие достигнутые результаты в итоговой аттестации выпускников 2010 года

2011 год, Почетная грамота администрации МОУ «СОШ с. Чесноковка» за высокие достигнутые результаты в итоговой аттестации выпускников 2011 года

2011 год, Благодарственное письмо РОО администрации Переволоцкого района за высокие показатели по подготовке выпускников к ЕГЭ

2011 год, Диплом II степени Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области за победу в областном слете школьных лесничеств.

2012 год, Диплом Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского областного Дворца творчества и молодежи им. В.П. Поляничко за участие в областном конкурсе материалов по патриотическому воспитанию учащихся «Нам этот мир завещано беречь»

2012 год, Благодарственное письмо администрации МО Чесноковский сельский совет за активную общественную работу.

2013 год, Благодарственное письмо организационного комитета Всероссийского конкурса «Мир знаний» за подготовку участников и организацию конкурса.

2014 год, Благодарственное письмо Правительства Оренбургской области «За плодотворную работу в сфере образования и профессиональные успехи»;

2016 год, Диплом Министерства образования Оренбургской области победителя конкурсного отбора на получение денежного поощрения лучших учителей;

2017 год, Лауреат премии главы Переволоцкого района и др.

2018 год – Благодарственное письмо ФДО за активную работу по развитию детского движения в Оренбургской области;

2019 год – Благодарность отдела образования Переволоцкого района за значительные успехи в организации учебного и воспитательного процесса, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;

2020 год - Благодарственное письмо Правительства Оренбургской области;

2020 год -Благодарность Департамента молодежной политики Оренбургской области за активное участие в областном конкурсе «Лучшие из лучших – 2020»; и др.

2020 год - Благодарственное письмо Главы МО Переволоцкий район за весомый вклад в развитие системы образования и эффективную работу.

2020 год - победитель первого регионального открытого конкурса «Доброволец Оренбуржья – 2020» в номинации «Организатор добровольчества».

2018 год – Благодарность за подготовку победителя команды добровольцев «Лучший волонтерский отряд – 2018»;

2018 год – сертификат участника Всероссийского конкурса «РДШ – территория самоуправления»

2019 год – Благодарность Департамента молодежной политики Оренбургской области за плодотворную работу и активное участие в областном конкурсе команд добровольцев «Лучшие из лучших»;

2019 год - Благодарность за подготовку победителя Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы»;

2019 год – Диплом за победу во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» в номинации «Лучшие практики»;

2019 год – Диплом за победу во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» в номинации «Добрые старты»;

2020 год - Благодарность Департамента молодежной политики Оренбургской области за активное участие в областном конкурсе «Лучшие из лучших – 2020»

2019 год. Номинация «Лучшие практики», для волонтерских отрядов, действующих более 2 лет. Стали участниками Всероссийского слета волонтеров в г.Калуга. Получили возможность разработать пакет документов на получение целевой субсидии (гранта) на дальнейшее развитие волонтерской (добровольческой) деятельности в школе. Документы прошли экспертизу, грант в сумме 300000 рублей. Создали вокально—инструментальный ансамбль в школе. https://vk.com/public159042935?w=wall-159042935_1411

2019 год. Участие во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы». Отряд стал победителем в номинации «Добрые старты», выиграли грант 300000 руб. На эти средства был восстановлен школьный музей. https://vk.com/public159042935?w=wall-159042935_432, https://vk.com/video-166837036_456239492

2021 год – Диплом за победу во Всероссийском конкурсе «Добро не уходит на каникулы» в номинации «Проекты, направленные на проведение совместных мероприятий с благотворительными фондами и некоммерческими организациями в сфере добровольчества» (160 000 руб)

В 2022 году снова стали победителями Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы!» в номинации «Проекты, направленные на развитие эффективных систем добровольчества» с проектом «Коворкинг-цент «Портал в будущее». Грант 240 000 руб. https://vk.com/public159042935?w=wall-166837036_154755

Принимала участие в программе Финального мероприятия Всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы » в 2019, 2022, 2023 г.




17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!