Методическая система учителя начальных классов МБОУ Хмелит- ской СОШ Вяземского района Смоленской области Смирновой Е.П.
«Развитие способности к самореализации учащихся в учебной и внеурочной деятельности через использование современных образовательных технологий»
«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность».
Бернард Шоу
Важнейшей задачей современной школы является формирование творческой личности ученика, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности.
В основе моей методической системы лежат личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Цель системы: создание благоприятных условий для самореализации учащихся в учебной и внеурочной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
развитие познавательного интереса;
формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности;
воспитание активной жизненной позиции каждого ученика;
формирование навыков общей культуры, эрудиции, Система основана на следующих принципах:
принцип деятельностного подхода, в котором обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе активной деятельности;
принцип минимакса, т. е. предлагать ученику возможность освоения содержания об- разования на максимальном для него уровне и обеспечивать при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний;
принцип комфортности – создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
принцип системности (от урока к уроку, от класса к классу, от простого к сложному, от частного к общему);
принцип учета возрастных особенностей;
принцип ориентации на “зону успеха каждого ученика”.
Я стараюсь активизировать творческий потенциал учащихся с помощью ком- плексного использования инновационных технологий обучения: информационно- коммуникационных, проектно-исследовательских и технологии проблемного обуче- ния, технология развития кризисного мышления.
Методическая система рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста. В этот период у детей есть потребность в исследовании окружающего мира.
Поэтому, начиная с первого класса, происходит активное включение учащихся
в проектную деятельность. Для исследовательской деятельности детям предлагаются темы, которые им более близки и значимы: «Моя семья», «Развитие растения из семе- ни», “Как распускаются листья весной”. В 1-2 классах дети пользуются дополнитель- ной литературой, предложенной учителем. В 3–4 классах расширяется диапазон источ- ников информации: справочники, энциклопедии, детские журналы, экскурсии, музеи, а также Интернет-источники. Большую часть работы дети выполняют самостоятельно, учитель выступает в роли консультанта и наставника. В процессе работы над проекта- ми происходят перемены в позиции учащихся от пассивной к активной.. Через иссле- довательскую деятельность формируются все виды универсальных учебных действий.
Метод групповой работы использую с первого класса, приучая детей к сотруд- ничеству. Работая в парах или группах, общаясь с соседом, ученик имеет возможность научить кого-то тому, что знает сам. Процесс обучения становится более успешным.
Дети, работая группами, объясняют решение примеров, составляют задачи, ищут наи- более рациональный способ решения, разгадывают кроссворды, составляют план про- изведения.
Для решения коммуникативных и познавательных задач используются
информационно-коммуникационные технологии. Начиная со второго класса, ученики готовят сообщения на различные темы, например: «Природные зоны», «Тайна имени» и др. Чтобы проиллюстрировать свое выступление и привлечь внимание одноклассни- ков, ученики с помощью учителя готовят презентации. Во внеурочной деятельности мои ученики выполняют творческие работы с помощью ИКТ: первоклассники готовят поздравительные открытки в программах Tux Paint или Paint, со старшими ребятами мы делали слайд-фильмы, презентации к проектам:
-Города России;
-Числа вокруг нас;
-Путешествие по странам;
-Богатства, отданные людям;
-Похвальное слово знакам препинания;
-Международная Красная книга и др.
Технология развития критического мышления дает мощное развитие даже тем, кому кажется, что он уже много знает и многое умеет. Она заставляет думать, думать и думать, сравнивать, синтезировать, принимать решения, но при этом не единолично, а, как бы это было нелегко, коллективно. Учит не просто наполнять ячейки памяти ин- формацией, а жить с этими знаниями в социуме.
Не буду останавливаться на преимуществах этого метода или на его теоретиче- ских основах. Расскажу лишь о том, как я применяю этот метод. Технология «критиче- ское мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Прием “По- метки на полях” является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понима- ние прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познако- мить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их ка- рандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать сле- дует отдельные абзацы или предложения в тексте:
« ! » – знакомая информация,
« + » – новая информация,
« – » – думал иначе,
« ? » – непонятно.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активно- го и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслежи- вать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной ин- формации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать не- понятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую инфор- мацию с имеющимися представлениями. Этот метод применяю при изучении нового материала и при работе с учебником.
Технология проблемного обучения. Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, необходимые современному человеку в эпоху НТР, как продуктив- ность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, ин- туиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту. Используя этот метод, формируются эти способности через использование специальных дидак- тических средств, ставя учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные зада- чи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения про-
блем. И в сумме появляются главные признаки, которые лежат в основе моделирова- ния уроков в режиме технологии проблемного обучения:
создание проблемных ситуаций;
обучение учащихся в процессе решения проблем;
сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.
Формирование активной жизненной позиции ученика происходит и во внеуроч- ной деятельности, где ребенок вовлекается в разнообразную и содержательную дея- тельность. Ученики посещают различные кружки по предметам, участвуют в творче-
ских конкурсах, как на школьном, так и на районном уровне: конкурсы поделок «Вальс снежинок», «Зеркало природы», конкурс поделок из природного материала «Краски осени». Готовят инсценировки, участвуют в литературно-музыкальных композициях, в литературных викторинах, конкурсах чтецов. В рамках предметных недель, которые
ежегодно проводятся в школе, дети принимали участие в конкурсе «Лучшая кормуш- ка», в викторине про птиц. Также ежегодно участвуем в школьных мероприятиях и праздниках, таких, как «Новый год», «Посвящение в первоклассники», «Осенние поси- делки» и др.
Разнообразие форм и методов организации учебной и воспитательной рабо-
ты позволяет каждому ученику выбрать дело, которое отвечает его интересам и рас- крыть свой потенциал.
В культурно-образовательном воспитании детей большую роль играет наше се- ло, которое является культурным памятником и предоставляет большие возможности для расширения кругозора и развития познавательного интереса учащихся. Ежегодно мы посещаем музей-усадьбу А.С. Грибоедова, музей П.С. Нахимова, участвуем в ме- роприятиях, проводимых работниками музея.
Разработанная методическая система позволяет каждому ученику проявлять
свои творческие способности, активно участвовать в жизни класса и школы, выбирая себе дело по интересам.
Результатом деятельности данной методической системы являются:
Высокая активность и заинтересованность к процессу обучения;
Уровень обученности школьников характеризуется постоянной 100% успевае- мостью и высоким качеством знаний;
Способность самостоятельно добывать знания и использовать их в практиче- ской деятельности.
Возрастает уровень творческой активности обучающихся, умение взаимодейст- вовать в коллективе;
Увеличивается количество обучающихся, занимающихся проектной деятельно- стью.
Методическая система представлялась школьном педсовете, родителям на классных родительских собраниях.