СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая статья "Воспитание культуры мировоззренческого самоопределения детей через создание системы работы пресс-центра младшего, среднего и старшего звена"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая статья "Воспитание мировоззренческого самоопределения детей через создание системы работы пресс-центра младшего, среднего и старшего звнеа".

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья "Воспитание культуры мировоззренческого самоопределения детей через создание системы работы пресс-центра младшего, среднего и старшего звена"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»


Воспитание культуры мировоззренческого самоопределения детей через создание системы работы пресс-центра младшего, среднего и старшего звена

Учитель русского языка и литературы

Маньковская Елена Георгиевна




Сегодня в информационном обществе всё большее значение приобретает степень информационной и нравственной компетентности учащихся. В числе важнейших компетенций можно назвать такие, как умение работать с информацией различных видов, использование действенных методов поиска этой информации. Не менее важно для человека способность к саморазвитию и самореализации, наличие собственного мнения и убеждений, способность утверждать и отстаивать их; а также способность критически воспринимать антигуманистические тенденции современной культуры.

Самая оптимальная форма работы в этом направлении - это создание школьного пресс-центра, где учащиеся изучают средства массовой коммуникации и учатся приёмам социального взаимодействия.

Именно здесь формируется авторская позиция ученика и проверяется её соответствие общепринятой культурной норме.

Деятельность школьного пресс-центра можно назвать традиционной, и схема работы старшеклассников разработана хорошо. Но в работе нашего школьного пресс- центра наметилась проблема: ребята среднего и старшего звена (чаще всего это 8-9-10 классы), начиная свою юнкоровскую деятельность, оказываются не готовыми к ней, они не обладают необходимым запасом умений, сталкиваются с трудностями, касающимися особенностей школьно-журналистской деятельности. Так возникла идея создать систему непрерывного журналистского образования школьников в рамках внеклассной работы, которая охватила бы ребят, начиная с первого класса – и заканчивая старшеклассниками. Таким образом, авторы данной статьи поставили перед собой цель: создание условий для непрерывного формирования информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и становления личностной зрелости подростка. Для достижения цели мы поставили следующие задачи: расширение информационного диапазона всех субъектов образовательного процесса; создание трёхступенчатой системы пресс-центра; обучение детей умению выражать свои мысли, оказывать воздействие на окружение, ответственно и критически анализировать содержание сообщений; развитие и стимуляция активности учащихся, их творческих способностей. Можно сказать, что сегодня трёхступенчатая система в нашей школе работает, и работает достаточно результативно.

В начальной школе успешно разработана программа «Служу Отечеству пером». Цель этой программы - формировать у детей  систему нравственных ценностей и развивать творческое мышление через изучение основ детской журналистики. Ребята знакомятся с основами журналистского мастерства, учатся написанию текстов разных жанров, отрабатывают умения переводить устную речь в письменную, обучаются восприятию красоты окружающего мира через слово и образ. Такая деятельность, в свою очередь, воспитывает красоту внутреннего мира ребенка через творчество, прививает уважение и любовь к красоте русской речи, патриотизм. Занимаясь в этом кружке, ребята стремятся к дальнейшему самосовершенствованию через собственное литературное творчество; развивают свою речь, наблюдательность внимание, воображение, коммуникативные компетенции. Программа направлена на создание условий для саморазвития младших школьников, формирования у них целостного взгляда на мир, развитие литературных и творческих способностей детей, свободного овладения словом, языком, речью. Данная программа даёт возможность младшему школьнику войти в современный мир, способствует его ознакомлению с различными сферами искусства: музыкой, словом, изобразительным искусством, природой, трудом, поскольку именно эта профессия имеет широкий образовательный спектр для развития любознательности, познавательных способностей и интересов ребенка. Занятия журналистикой дают возможность ребенку познакомиться со многими видами культурной деятельности людей, учат общению и дружелюбию.

С 2008 года учитель начальных классов Евгения Анатольевна Ташлыкова занимается с ребятами по этой программе. Евгения Анатольевна подчёркивает, что новизна данной программы состоит в том, что младшие школьники привлечены к работе в детских периодических изданиях. Также программа позволяет развивать межпредметные связи в образовательном процессе, соединяя в единое работу со словом, изобразительную деятельность, трудовое обучение, музыку. Девизом работы ребят стали слова: « Журналист - должен уметь вовремя знать, что сказать и вовремя помолчать». Практическим выходом реализации программы является издание школьных газет, сотрудничество с российской газетой «Добрята» и местной газетой «Катит». (Приложение 1)

В ходе занятий кружка ребята учатся эмпатии к окружающему миру, занятия проходят интересно, ярко. Примером могут служить такие занятия, как «Красота радости и красота любви». Ребята анализируют небольшие прозаические и поэтические тексты, выявляют тему, идею текста, формируют своё отношение к предмету речи, далее ребята пробуют себя в роли корреспондентов и берут друг у друга интервью. Задание называется диалог-интервью. « Ребята, вы много добрых слов подобрали для своих мам, сделали фото - выставку, а сейчас наш корреспондент попросит вас рассказать о ваших мамах». Приведём один из ответов. Москаленко Лиза так рассказывает о своей маме: «Мою маму зовут Москаленко Елена Викторовна. Она не просто мама, она наша матушка. У неё глаза добрые, а руки золотые. Она любит смотреть за маленькими и хлопотать по хозяйству. Когда у мамы выдается свободная минутка (а это бывает не всегда), она обязательно берет в руки книгу и читает нам вслух. Она самая любимая не только потому, что она настоящая хозяйка и следит за порядком и чистотой в доме, но и потому что она очень любит нас – своих детей. Нас у неё шестеро, и мы стараемся её не огорчать. Никто и не представить себе, какая она трудолюбивая и заботливая мама!»

Но не только небольшие интервью и рассказы осваивают ребята. Они впервые пробуют себя в литературном творчестве и создают сказки, сочиняют стихи. Творческая работа на ту же тему: Чипизубова Даша в итоге занятия «Моя мама» сочинила сказку: «Жила-была Снежинка. Жила она с мамой и папой в большом и красивом доме. У них была дружная семья. Они всегда весело проводили время друг с другом. Однажды они , как всегда, играли в снежки во дворе дома. Был тёплый, ясный зимний день. Вдруг небо потемнело, набежали тучи. Стало очень холодно. Прилетела злая Пурга. Она подхватила родителей Снежинки, закрутила их. Подняла высоко-высоко в небо и унесла в неизвестном направлении. Снежинка осталась одна-одинешенька. Она кричала и звала маму, но никто не отзывался. И тогда Снежинка отправилась на поиски мамы и папы.

Шла она, шла и повстречала маленького Пингвинчика. Он тоже стоял и звал маму. Злая Пурга разлучила его с ней. Снежинка и Пингвинчик подружились и вместе пошли на поиски своих мам. Шли они долго, и на пути им повстречался Воробушек. Пурга унесла с собой и его маму. Дальше друзья пошли уже втроем. Путь их лежал через широкие моря и высокие горы, три дня и три ночи они искали логово злой Пурги. Наконец они добрались до её замка. Снежинка, Пингвинчик и Воробушек стали звать своих мам. Пурга услышала их и отправила к ним Метелицу. Метелица прилетела и начала петь им песню, чтобы усыпить. Друзья стали засыпать, а Метелица укрыла их своим снежным одеялом. Но Снежинка вдруг проснулась и разбудила Пингвинчика и Воробушка. Они стали ещё громче кричать и звать маму. Мамы услышали своих деток, вырвались из плена злой Пурги и прибежали на зов Снежинки, Пингвинчика и Воробушка. Это была самая радостная встреча. Все были счастливы! Они все дружно вернулись к себе домой. А злая Пурга осталась одна. Дружба побеждает всегда!»

Также ребята пробуют себя и в небольших театральных действах, например, мини-спектакль «Путешествие знаков препинания» и другое. Систематически проводятся мастер-классы в библиотеке, например, «Слово и дело – вместе». Данная программа построена так, чтобы обучающиеся, имея небольшой запас знаний, сразу же, на первых этапах обучения, включались в журналистское творчество и печатались в детских периодических изданиях. Это постоянный синтез всех творческих способностей ребенка. Свое творчество ребята проявляют не только в стенах школы, на занятиях, но и за ее стенами. Они сотрудничают с библиотеками города и нашей школы. Ведется сотрудничество с городскими типографиями. На протяжении этих лет выпущены две книжки, где размещено творчество ребят в прозе, поэзии и изобразительного искусства.

С учетом возрастных, психологических, физиологических способностей детей одним основополагающим принципом программы является «игра в журналистов». Игра в журналиста полезна тем, что дает возможность познакомиться со многими деятельностями, научиться общению с людьми, почувствовать свою полезность.

В процессе игры и в общении младших школьников развивается сотрудничество, формируются представления о таких понятиях, как «справедливость», «равенство», «лидерство», «преданность», «сострадание», « отзывчивость», « милосердие», «доброта», которые постоянно приобретают личностный смысл. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствуют личностному развитию. Игра – это один из методов работы на занятиях.

На занятиях использую формы работы: групповые, работа в парах, коллективные, экскурсии. Используются шоу-технологии (КВН, публичные конкурсы, соревнования), групповая проблемная работа (диспуты, дискуссии, обсуждения ситуаций).

От выбора форм, методов и приемов и использования технологий зависит проведение занятий. Содержание материала занятий должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Данной программой предусмотрено предпрофильная направленность. У детей закладываются навыки социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

В настоящее время много работ опубликовано в российской газете «Добрята» и местной «Катит». Во всех конкурсах участвовали и участвуем. Много ребят получило грамот с призовыми местами, сертификатов участников и благодарственных писем. В апреле 2012 года выпущен сборник детских работ. Напечатан в типографии « Слава труду». В феврале 2012года с первоклассниками участвовали во Всероссийском конкурсе, проект е «Дети для детей», и в одной из номинаций заняли первое место. В 2013 году были опубликованы работы детей в книжке «Бездомные животные». В 2014 году ребята были приглашены на праздник «5 лет газете «Катит», проявили свое творчество в городском конкурсе « Мой дворик», «Мурзилке – 90», « Этот день Победы»; приняли участие в международном конкурсе «Заповедная Даурия без границ».

Современный национальный воспитательный идеал- это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее своей страны, несущий в жизни светлое добро. В настоящее время это очень важно. Воспитания этого идеала продолжается не только в среднем и старшем звене школы, но и по всей жизни.

Окончив начальную школу, ребёнок имеет уже необходимый запас самых первых знаний о журналистике, имеет небольшой творческий опыт и, конечно же, огромное желание продолжать данную деятельность. Чтобы предоставить возможность ребятам среднего звена (5-7 классов) свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению, в школе работает кружок по интересам «Юные журналисты», который ведёт учитель русского языка и литературы Ирина Александровна Багреева. Программа создана, чтобы помочь юному человеку в осознании себя свободной личностью, полноправным членом общества, участником социального творчества, предоставить возможность ребенку свободно выражать свое мнение, помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов. Ребята продолжают осваивать газетные жанры, начинают выполнять поручения пресс-центра «Звонок» по освещению событий школьной жизни. Этому способствуют такие занятия кружка, как «Турнир смекалистых», «Конкурс на лучший рисунок и фотографию», « Конкурс стихов», творческое задание «Ветеран живет рядом», «Орден в твоем доме», дискуссия «Для чего живут люди?», «Хочу» и «надо», «Расскажем сами о себе», «Юнкоровский рейд», « Поговорим, поспорим» и другие. Кружок «Юные журналисты» выпускает небольшую стенную газету «Вестник».


Один из методов работы кружка «Юные журналисты» - «встречи с интересными людьми», к которым, конечно же, необходимо заранее готовиться, например, изучить биографию человека или круг вопросов, в которых гость компетентен. Ведущим необходимо заранее продумать вопросы и, конечно же, разбираться в обсуждаемой теме. Это побуждает учащихся к саморазвитию и самообразованию.

В среднем звене ребята уже могут выступать как активные преобразователь окружающей их среды. Еще одним из аспектов работы кружка является изучение общественного мнения учеников и учителей. Эта работа позволяет выявить проблему и грамотно сформулировать вопросы, а главное, выявить глубинные причины. Иногда за обычной на первый взгляд неорганизованностью и безалаберностью учащихся кроются куда более серьезные жизненные проблемы, о которых педагоги и не догадываются, а сами дети просто не могут о них рассказать.

Кружок «Юные журналисты» является переходным этапом. Пройдя его, школьники 8-9 (далее, 10-11 классов) начинают работу в школьном пресс-центре «Звонок», который опирается на работу литературной пресс-студии старшеклассников «Развивайте дар слова».

Во все времена литературное творчество представляло собой неустранимую составля­ющую жизни человеческого общества.

Столь же незаменимо литературное творчество для развития каж­дого ребенка как цельного и творческого человека. Роль литературы проявляется в личностно-ценностном, твор­ческом и прикладном планах.

Литература, как искусство слова, может закономерно развивать чувства детей: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственную, ценностную сферы.

Приобщение к литературному твор­честву пробуждает у ребенка способность видеть и ценить красоту мира, воспитывает чувство сопричастности приро­де, истории, жизни людей, чувство личной ответствен­ности за все.

На этой основе естественным пу­тем решаются разные воспитательные задачи: воспитание толерантности;

воспитание патриотизма;

экологическое вос­питание,

ценность здорового образа жизни.

Занятия литературным творчеством дают возможность ребенку приобрести ранний опыт полноценного успешно­го творчествазарождения и осуществления соб­ственного замысла, развивают творческое воображение. Это условие психологического здоровья ребенка и залог будущей самореализации в любой сфере деятель­ности.

Занятия литературным творчеством имеют также большое приклад­ное значение. Они формируют хороший вкус и целый ряд навыков, знаний и способностей, нужных во многих областях деятельности и житейских ситуациях - культура речи, понимание ее смысловых и интонационных оттенков, способность ярко выразить мысль.

Результатом занятий литературой станет способность сознательно вести опосредованный художе­ственным текстом «диалог» с автором, создание собственных произведений в различных литературных жанрах. Основным содержанием программы литературной пресс-студии "Развивайте дар слова" является изучение и овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, касающимися публицистического и художественного стилей речи на основе их сходства.

В настоящее время чрезвычайно расширилось социальное пространство, в котором протекает жизнедеятельность подростков и сферы, влияющие на их образ мысли.



Поэтому в этом возрасте необходимо обеспечить подростков достоверной информацией для их полноценного становления и развития, создать условия для непосредственного участия ребят в средствах массовой информации. Данная программа имеет большое значение для формирования у воспитанников творческой преобразующей деятельности.

Большое внимание уделяется изучению поэзии как разновидности художественного текста.

На стыке двух стилей речи появляются такие творческие работы, как поэтический этюд на общественно-политическую тему; поэтическая миниатюра, отражающая в художественном преломлении насущные проблемы современной жизни; поэтический отклик проблемного характера, призывающий к дискуссии. Эти формы публицистичны по своей направленности и художественны по своей форме

Поощряя и развивая детскую и подростковую прессу как средство подъема интереса детей к тому, что происходит в окружающем их мире, предоставляя возможность самовыражения, детская пресса помогает ребятам вносить собственную лепту в решении многих проблем, свойственных их возрасту. Цель программы - создание условий для речевого развития учащихся на основе изучения текста с точки зрения общественной функции воздействия, самоопределения и самовыражения личности подростков через включение в различные формы журналистской деятельности. Задачи работы студии следующие: изучать литературный язык, жанры публицистического и художественного стилей речи; формировать умения излагать свои мысли емко, кратко, образно, эмоционально; развивать творческий потенциал учащихся посредством литературных опытов; развивать познавательную и социальную активность юных корреспондентов и начинающих журналистов; развивать интеллект юных корреспондентов и начинающих журналистов. предоставлять возможность подростку свободно выражать свое мнение; воспитывать нравственные качества личности, самостоятельность, трудолюбие; формировать журналистский центр, который будет представлять интересы ребят в обществе. Программа разделена на два курса:

- 1-й курс рассматривает публицистический стиль как отражение литературного языка;

- 2-й курс сопоставляет художественный стиль речи с публицистическим на основе идентичности по функции воздействия, богатству языковых средств, по схожести целей. Для выполнения поставленных задач проводятся такие занятия, как психологические игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по работе с литературными произведениями, по написанию статей, очерков и выпуску газеты. Для контроля качества образовательного процесса используется тестирование и анализ творческих работ учащихся. Занятия направлены не только на выпуск школьной газеты и популяризацию поэтических работ, но и на освоение практики построения речевых произведений различных стилей, на углубление знаний о литературном языке, языке художественной литературы; на освоение учащимися поэтических жанров. В процессе работы литературной пресс-студии появились такие работы, как поэтический этюд на общественно-политическую тему; поэтическая миниатюра, отражающая в художественном преломлении насущные проблемы современной жизни. Эти работы высоко оценены нашими журналистами и систематически побеждают в конкурсе публикаций.

Старший подростковый возраст характеризуется нравственным самоуглублением, повышенным интересом к этическим вопросам, к познанию смысла жизни и назначения человека. Выразить свою позицию, быть услышанными – эти запросы решает работа в пресс-центре. Свои чувства и мысли школьники пытаются изложить в стихотворной форме. Продолжая традиции поэтического кружка, ребята создают поэтические этюды.

В 10-11 классах ведутся групповые и индивидуальные занятия по написанию сочинений-рассуждений разных жанров (рецензии, отзыва, эссе). И здесь также проводиться работа по совершенствованию литературных опытов. Ребята получают опережающее задание – написать поэтический или прозаический этюд-отклик на данный текст (изображение впечатления, раздумий, ассоциаций). Текст до этого не разбирается. Исследования текста начинаются с анализа поэтических опытов учащихся, что позволяет сделать акцент на чувствах, переживаниях, в яркой эмоциональной форме показать субъективные позиции учащихся, создать проблемную ситуацию. Такая работа является важнейшим этапом подготовки к сочинению-рассуждению (рецензии, отзыва, эссе), но не является конечным продуктом этой подготовки.

Создание поэтического произведения – работа сложная и кропотливая, требующая определенного настроя. Поэтому я указываю выпускникам на нежелательность при сдаче ЕГЭ (задания С) прибегать к поэтическим формам. Это займет много времени, да и отсутствие условий для самопогружения, самоуглубления и для последующего редактирования произведения может сыграть роковую роль.

На практике я убедилась, что именно опережающие задания, предваряющие анализ текста, являются самыми яркими, искренними и эмоционально-насыщенными. Как итог работы литературной пресс-студии был выпущен поэтический сборник «Рождение первой строки». Старшеклассники создают поэтические этюды. Вот две такие работы.

Поэтический этюд

Игра в шахматы

Салина Анастасия

В жизнь вступаю я пешкой в игре ненужных страстей, сводящих друг с другом счет. Учат так: получила удар – и не мешкай! Как половчее сыграть, ведь пришел твой черед? Вот шахматная жизнь! Пустых немало клеток, но непроста стратегия – увы! И, нанося удар, тогда ты будешь меткой, когда чужой король лишится головы. А если уж не по нутру лихие нападенья, то шашки ты бери и дуйся в поддавки, хотя и здесь проверится уменье продумать совершенные ходы. Все игры нелегки. Нелепейшая мысль - надеяться на случай, в теории сильны недаром мастера. Не можешь ты творить- читай учебник лучше, авось чужим умом наладится игра. Не сетуй на удар и на несправедливость, сама решай свою судьбу, спеши скорей в ферзи. Кто выигрыша ждет, тот выбросил стыдливость. Ну что ж, обдумай ход! Давай дерзай, дерзи!...Быть иль не быть?...Играть иль не играть?...Вступая в жизнь, самой решать!


Наш старый дом.

 

Родина – наш дом, и мы хозяева в нем.

Дом был выстроен прочен и грозен, но бурь одряхлел за века, под дождями, под снегом, морозом как-то вдруг покосились бока. Он стоит, продуваемый в щели, и не так, и не сяк, и не в лад. Опирается он на окошко, выходящее на закат. И хозяева, в окна глядя, и один, и другой не рад, потому что горит в окошке и не может сгореть закат. Перестроить бы все, и окошко повернуть в направленье ином…Но пугает пока нас немножко – вынем раму – и рухнет дом…

 

Каждый человек живет в необоримом стремлении к счастью. А в чем это счастье? В стремлении к материальным благам? В карьерном росте? В завоевании авторитета? А может быть, в жажде прекрасного?

Творческое кредо Ивана Сергеевича Тургенева «Красота разлита повсюду» учит нас видеть прекрасное в обыденном. И наши ребята, вступая в мир, «открытый настежь бешенству ветров», должны испытывать эту жажду прекрасного, должны стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, уметь оценивать по достоинству даже обычные жизненные явления, ощущать новизну удовольствия жить полно и насыщенно в каждый момент существования.

Всему этому способствует поэтическое творчество.

Наблюдая за «ростом» ребят после окончания школы, можно отметить, что далеко не все становятся журналистами. Вдовенко Анжела окончила факультет журналистики и работает в краевом издании, Безлатный Денис уехал в Москву, где занимается общественно-политической журналистикой. Но и в других вузах, обучаясь на других направлениях, ребята продолжают проявлять активную жизненную позицию, продолжают заниматься в студенческих пресс-центрах.

Таким образом, система работы по развитию словесно-творческих способностей ребёнка даёт свои результаты.