ГБПОУ «Мелитопольский многопрофильный колледж»
Методическая тема
«Интерактивные методы в преподавании правовых дисциплин как инструмент совершенствования общих компетенций обучающихся при реализации федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями работодателей»
Выполнила:
Юрко Лаура Михайловна,
преподаватель обществознания, права
ГБПОУ «Мелитопольский
многопрофильный колледж»
г. Мелитополь - 2024
Содержание
Введение. I. Принципы и специфика преподавания правовых дисциплин. II. Интерактивные методы обучения права как инструмент совершенствования общих компетенций обучающихся 2.1 Суть, задачи и принципы интерактивного обучения. 2.2 Интерактивная палитра на современных уроках обществознания и права. 2.3 Из личного опыта применения интерактивных методов и приемов. Заключение. Список использованных источников и литературы. Приложение. | 2 3 5 5 6 9 13 14 15 |
Введение
Современное образование в России с 1 сентября 2022г перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь.
Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, теперь важно не само знание как таковое, а умение применить его на практике в дальнейшей учебной деятельности или в жизни.
Актуальностью данной работы является то, что важным условием приобретения правовых знаний, развития социальных умений и навыков является внедрение новых методик, обеспечивающих активное участие учащихся в образовательном процессе.
Целью данной работы является изучение методов и приемов интерактивного обучения на уроках обществознания и права как инструмента совершенствования общих компетенций обучающихся при реализации федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями работодателей
Задача: Исследовать влияние методов и приемов интерактивного обучения на качество правового образования обучающихся. На примере методической разработки урока по праву показать применение интерактивных методов и приемов.
I. Принципы и специфика преподавания правовых дисциплин
Преподавание правовых знании в современной школе и в других учебных заведениях основывается на совокупности целого ряда принципов; единство правового обучения и воспитания, научность, доступность, связь с жизнью, личным опытом учащихся, обеспечение межпредметных связей, принцип юридической точности и определенности правовых знаний.
Принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии, с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Воспитательная роль права проявляется в том, что закон помимо государственного принуждения опирается и на убеждение. Право призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, гуманности.
Правовое регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Действующий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отношений - гражданских, административных, трудовых, семейных и так далее. Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию сложного многомерного представления о себе, отношения к себе и сообществу людей, усвоение общепринятых и выработку личных ценностных ориентации, правил и норм поведения, способов действия в обществе.
Принцип научности правового образования предполагает соответствие учебного материала новейшим достижениям юридической науки; требует ознакомления учащихся с различными точками зрения на изучаемые правовые проблемы.
Принцип доступности заключается в переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление учеников от ошибочных правовых представлений, стереотипов и установок. Для его реализации важно опираться на жизненные факты, близкие обучающимся,
Принцип юридической точности правовых знаний. Особенность преподавания обществознания и права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление ещё недостаточно развито. Тем, не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими рассуждениями и приблизительными трактовками правовых положений. Таково требование принципа юридической точности и определенности правовых знаний. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Недопустимо непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы.
Принцип обеспечения межпредметных связей состоит в выявлении взаимосвязей между компонентами учебного процесса, выделяемыми по предметному признаку. Согласование учебных предметов, как правило, обусловлено их содержанием. В процессе реализации межпредметных связей обеспечивается последовательность в формировании научных взглядов, мировоззрения учащихся, понимания закономерностей развития.
Реализуя межпредметные связи, может применить задания интегративного характера, например, написание реферата по одной из следующих тем:
Вопросы права и законности в баснях И. А. Крылова.
Вопросы государства и права в произведениях А. С. Пушкина.
Вопросы права в Библии.
Правовые ситуации в лирике Э.Асадова
Преступления и наказания в русских народных сказках
Гражданско-правовые отношения в мультфильмах
Вопросы права и законности в народном фольклоре.
Химия в криминалистике.
Биология на службе следствия.
Использование достижений физики в раскрытии преступлений.
Преподавание права отличается от преподавания других учебных дисциплин спецификой учебного материала, поэтому в преподавании права отдается предпочтение нестандартным типам уроков, таким как уроки-суды, игры (деловые и ролевые), драматизации, диспуты, дебаты, уроки-конференции, обсуждение видео- и печатных материалов, а также и многим другим видам уроков, направленным на пробуждение интереса учащихся к изучению права. Можно обобщить и выделить несколько основных типов уроков, актуальных в преподавании права:
II. Интерактивные методы обучения права как инструмент совершенствования общих компетенций обучающихся
2.1 Суть, задачи и принципы интерактивного обучения
Термин «интерактивность» означает взаимодействие субъекта или участника деятельности, как с предметами, так и с другими людьми. Интерактивное обучение предполагает совместную деятельность учащихся, где они взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. В результате такой организации учебного процесса обучающиеся перестают быть объектом фронтальной работы педагога, а становятся деятельными участниками процесса познания. При этом и преподаватель занимает место полноправного участника познавательного процесса, он не только организовывает деятельность обучающихся, но и сам участвует в ней. Такая формула позволяет сделать связь студентов с педагогом более крепкой, чем при традиционном обучении. Таким образом, каждый (и учащийся, и преподаватель) вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Как следствие, за счет лучшего усвоения и понимания преподаваемого материала, у обучающихся повышается мотивация к получению новых знаний и умений
Итак, интерактивные технологии обучения - это организация учебного процесса, особенностью которой является способность человека работать в сотрудничестве, коллективно разрешать проблемные ситуации, совместно обсуждать возникшие вопросы, но в то же время интерпретировать ситуацию по-своему и конструировать собственные действия
Использования интерактивных методов в системе обучения решает следующие задачи в активизации познавательной деятельности учащихся:
1) повышение мотивации к изучаемому предмету права;
2) более эффективное усвоение учебного материала;
3) осуществление взаимодействия между студентами; развитие умения работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению;
4) формирование мнения и отношения;
5) формирование жизненных и профессиональных навыков;
6) выход на уровень осознанной компетентности студента.
В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации.
2.2 Интерактивная палитра на современных уроках права.
Интерактивные методы могут применяться как на практических занятиях, так и на теоретических занятиях по предмету. Например, активизировать деятельность и внимательность обучающихся на учебном занятии могут лекции с запланированными ошибками или мини-лекция, которая поможет студентам составить общую картину об изучаемом материале, прежде чем им будет преподнесен и освоен основной материал.
Также в качестве интерактивного метода обучения на лекционном занятии может быть использована проблемная лекция, в ходе которой преподаватель дает проблемные ситуации, которые студенты анализируют и пробуют составить ответ либо истинный, либо максимально приближенный к нему, и преподаватель направляет обучающихся к правильному ответу посредством консультирования и ответа на вопросы обучающихся. Таким образом, у них формируются новые знания по преподаваемой дисциплине и конкретной теме.
Метод мозгового штурма уместен и на лекциях и на семинарских занятиях. Когда перед обучающимися стоит задача по поиску путей решения серьезных, усложненных задач, ответ на которые можно найти только командными усилиями. Обучающиеся разделяются на несколько групп или если группа студентов небольшая, то весь коллектив думает над решением заданной задачи или проблемной ситуации и по очереди высказывают свои идеи, после чего обсуждают их и составляют один единый солидарный ответ на заданный вопрос.
Метод кейсов предполагает использование в ходе практического занятия кейсов - не специально составленных преподавателем задач, а реальных случаев из реальной жизни. Обучающиеся анализируют и решают предложенные первые задания при помощи педагога, но с каждым заданием педагог все меньше участвует в обсуждениях студентов, и они самостоятельно осуществляют поиск ответа. Преимущество реальных ситуаций перед вымышленными состоит главным образом в накоплении опыта студентами. Ведь решая реальные задачи и проблемные ситуации, они отрабатывают реальные алгоритмы по их разрешению и в реальной жизни. Использование данного метода в обучении позволяет сократить разрыв между теорией и практикой, развивать познавательную, интеллектуальную активность студентов, аналитические способности, а также формировать умения - оценить ситуацию, выбрать ключевую информацию, правильно формулировать запросы, прогнозировать пути развития ситуации, принимать решения в условиях неопределенности, критиковать, конструктивно реагировать на критику, задавать вопросы.
Метод дискуссии, заключающийся в том, что обучающиеся называют по очереди свои мысли и утверждения, и в ходе непродолжительных обсуждений приходят к общепризнанному верному выводу, является одним из основных и применяемых методов в интерактивном обучении на занятиях по правовым дисциплинам. В рамках данного метода у обучающихся развиваются активно коммуникативно-социальные навыки, повышается мотивация в поиске и генерировании правильного ответа.
Имитацию профессиональной деятельности позволяют создать деловые игры. Деловая игра - это, как правило, групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Данный прием имеет большое значение при подготовке будущих специалистов. Так как с его помощью, примеряя на себя определенные роли, студенты имеют возможность прочувствовать осваиваемую профессию, приобрести первоначальный опыт и профессиональные навыки. Также это помогает усвоить и закрепить те знания, что были получены ими на лекционных занятиях, путем применения их на практике и моделированием определенной осваиваемой трудовой деятельности. В деловой игре наряду с профессиональными знаниями приобретаются навыки взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться
Ролевые игры, также успешно применяемые на уроках обществознания и права, представляют собой создание и имитацию каких-либо жизненных ситуаций и явлений. В результате данного метода ученики накапливают полезный социальный опыт и формируют различные личностные качества.
Метод моделирования профессиональных производственных ситуаций и процессов на занятиях по правовым дисциплинам заключается в имитировании реальных юридических аспектов и правовых ситуаций, происходящих при выполнении трудовых обязанностей. Таким образом, могут моделироваться и создаваться практически любые профессиональные процессы, требующие особого внимания среди будущих специалистов. В рамках данного метода обучающиеся учатся справляться с различными трудностями и проблемными правовыми ситуациями, на себе ощущают весь процесс профессиональной деятельности и получают необходимые умения и навыки
Тренинг как метод, направленный на формирования социально-психологических качеств и разностороннего личностного развития обучающихся, подразумевает под собой использование комплекса социально-коммуникативных игр и различных психологических упражнений. Благодаря методу тренингов обучающиеся учатся взаимодействовать с обществом, развивать коммуникативные и социальные навыки, преодолевать различные барьеры, формировать важные личностные качества и необходимые профессиональные компетенции.
Метод проектов позволяет обучающимся овладеть важным набором компетенций, учит добиваться поставленных целей, действовать по плану, накопить нужный опыт в процессе работы над проектом. Проект состоит из множества мелких задач и одной четкой цели, которую можно достичь, только выполняя определенный порядок действий. Он обладает многозадачностью, так как в процессе его реализации потребуется решить графические, поисковые, научно-исследовательские и многие другие задачи.
Работа с видеоконтентом. Просмотр и обсуждение фильма дает возможность: обсудить проблемную ситуацию и правовые понятия, научиться интерпретации, познакомиться с разными типами поведения, отработать поведенческие навыки.
Кроме вышеназванных, популярными интерактивными методами обучения правовым дисциплинам на сегодняшний день являются: творческие задания, сократические диалоги, проведение круглых столов, научных миниконференций, пресс-конференций; брифингов, интервью; интерактивная экскурсия; фокус-группы.
Для эффективности интерактивных технологий педагогу важно соблюдать правила ее применения.
Правило 1. В работу должны быть вовлечены почти все, в той или иной мере, участники урока.
Правило 2. Позаботиться о психологическом настрое участников. Обучающиеся должны быть психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы.
Правило 3. Участников не должно быть много (не более 30!). Их количество и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Важно, чтобы каждый был услышан и каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.
Правило 5. Для обучающихся должен быть создан физический комфорт. Поэтому столы лучше поставить «елочкой», чтобы каждый имел возможность видеть ведущего и общаться в своей группе.
Правило 6. Полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважения и достоинства. Также соблюдать регламент выступления и относиться внимательно к вопросам процедуры.
Правило 7. Необходимо отнестись со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на принципе добровольности. Затем воспользоваться принципом случайного выбора.
2.3 Из личного опыта применения интерактивных технологий
Самый дорогой товар в мире - это интеллектуальный потенциал мыслящих и образованных людей. Помню об этом, формулируя цель своей работы: не вложить в головы студентам готовые знания, а научить мыслить! Поэтому в учебной деятельности применяю комплекс учебных технологий: развития критического мышления, проблемное обучение, игровые приемы и, конечно же, элементы информационно-коммуникативной технологии. Сегодня без нее никак!.
Познание начинается с удивления. В моем арсенале есть несколько приемов, которые позволяют дать удачный старт этому процессу.
Этимологический прием. Применяю его почти на каждом уроке. Перед тем, как вывести определенное понятие, предлагаю разобраться в происхождении самого слова. Например, докопаться до происхождения слов «тоталитаризм», «абсолютизм», «государство», «политика», «бипатрид», «унитарный», «конституция», «культура» достаточно легко и без обращения к специальным источникам. Такие маленькие открытия позволяют студентам почувствовать себя настоящими исследователями и дают положительный заряд для работы над формированием самого правового или исторического понятия. Уже через два-три занятия студенты сами становятся инициаторами таких «этимологических разборок».
Э
вристическая беседа - это основной метод построения всех наших лекций, которые проходят как беседа, где я наводящими вопросами подталкиваю студента к собственному открытию. Например, посредством эвристической беседы, используя ключевой вопрос: "Чем государство отличается от всех других общностей людей?", мы формулируем основные признаки государства, и уже на их основе выводим понятия
Проблемные вопросы и ситуации. Их цель - вызвать интерес студентов к теме. Предлагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос; задачи с избыточными, противоречивыми данными. Проблемные вопросы, поставленные на стадии вызова, по сути, формулируют цель урока: что нужно знать, чтобы не оплошать при заключении разного рода сделок? Как не стать жертвой мошенников?
Проблемные вопросы по правам человека (смертная казнь, легализация однополых браков и эвтаназии, правовые аспекты клонирования человека, суррогатное материнство и т.п.) являются отличным материалом для диспутов и дискуссий. Иногда проблемные вопросы возникают стихийно. При наличии времени обязательно берем их к рассмотрению. Или предлагаю эссе по проблеме как домашнее задание.
Почти на каждом занятии использую приём «Верные и неверные утверждения». В одном их двух вариантов:
1) предлагаю несколько утверждений по новой, не изученной теме. Студенты выбирают правильные утверждения, полагаясь на интуицию и опыт. На стадии рефлексии возвращаемся к нашим начальным предположениям, сравниваем догадки с реальностью.
2) в качестве экспресс-контроля. Для проверки усвоенных знаний и быстрого оценивания предлагаю 20 утверждений по изученной теме. Из них 10 правильных, 10 – неправильных. Первый вариант выбирает правильные утверждения и записывает их номера, второй – неправильные. Проверка студентами друг друга и комментарии занимают 5-6 минут. Преимущество такого вида контроля в том, что за считанные минуты можно оценить работу каждого.
М
етод мини-кейсов. Суть его в том, что студенты должны проанализировать реальные правовые ситуации (кейсы), предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Удобнее реализовывать данный прием в мини-группах или в парах. Объединение студентов в мини-группы целесообразно практически для всех интерактивных методов, изначально предполагающих взаимодействие ребят друг с другом.
Очень органично в канву любого урока вплетаются ассоциативные приемы. Составлением ассоциативного куста или первичного кластера довольно часто начинаем изучение новой темы. Ассоциативный рисунок чаще использую на стадии рефлексии.
С
оставление синквейна или небольщого стихотворения. Волшебный прием! С первого занятия студенты с удовольствием выполняют такое творческое задание, правда, сначала не понимая, зачем они это делают. Осознание приходит позже, при проверке знаний. Прочитанное забывается быстро, а вот собственный выстраданный творческий продукт запоминается надолго! Поэтому впоследствии студенты обращаются к такому приему уже по собственной инициативе. И довольно часто на стадии рефлексии мы проводим конкурс синквейнов. Это очень быстро, творчески и весело.
Прием "СМС-ка". Идея такого приема родилась спонтанно из извечной проблемы «не расстанусь с мобилкой ни на минуту». Я не могу лишить студента любимой игрушки, но могу использовать эту привязанность и в его и в своих интересах! Например, предлагаю студенту СМС-кой «помочь одногруппнику, сдающему экзамен». То есть составить очень короткую шпаргалку по вопросу, который не может вспомнить товарищ. По-моему, отличный способ развить умение кратко и логично излагать свои мысли.
Живой отклик у студентов вызывает прием "комментарий". Суть его в том, что общеизвестное литературное произведение комментируется с прав
овой точки зрения. Например, при изучении трудового законодательства инсценируем сказку "Репка" и комментируем ее в соответствии с нормами охраны труда. Гражданская лирика Эдуарда Асадова - прекрасное подспорье на уроках уголовного и семейного права. Неисчерпаемый источник для творческих заданий – сказки! Составить трудовой договор или завещание - нужная, но скучноватая задача. А вот когда договор заключают Вовка и двое из ларца; завещание - Винни-Пух, а квалифицировать нужно действия не какого-нибудь абстрактного Петрова, а, например, Серого волка или Кота в сапогах, - это уже гораздо интереснее. И очень весело, особенно, если потом разыграть в лицах.
Несколько лет в качестве итогового урока по изучению правовой дисциплины (или раздела «Право» в курсе обществознания) провожу правовую игру с условными названиями «Переключая каналы» или «Там, на неведомых дорожках», на разных этапах которой участники анализируют с правовой точки зрения те или иные ситуации в кино и мультфильмах. На данный момент создана универсальная видеотека подходящих фрагментов. Особенно богаты примерами гражданских, семейных, уголовных, трудових правоотношений мультфильмы и фильмы «Приключения Буратино», «Винни-Пух», «Старик Хоттабыч», «Незнайка на Луне», «Золушка», все мультики о Простоквашино и вся серия о богатырях.
О
пыт работы с интерактивной доской не так велик, как хотелось бы. Комплекс авторских материалов к занятиям по темам «Гражданско-правовой договор», «Преступления против собственности. Мошенничество» и «Правовые основы брака» опробован на практике. Замечу, что некоторые универсальные формы заданий (например, на соотнесение, деление, тестовые, буквомиксеры, триггеры) уместны практически на всех занятиях. Даже нерадивые студенты на этих уроках проявляют любопытство, удивляются, и как следствие - познают.
Среди приемов работы с видео, используемых автором на протяжении многих лет, к интерактивным можно отнести те методы, которые предполагают использование видео не в качестве инструмента познавательной деятельности, а в качестве объекта. Например, в качестве домашнего задания для мини-групп учащихся можно предложить наложить на видеофрагмент музыку, свой вариант голосовой озвучки, расположить сцены в заданном порядке, разбить видео на логически законченные фрагменты, вырезать фрагмент, дающий ответ на определённый вопрос. Для выполнения таких действий достаточно примитивного программного обеспечения и базовых знаний компьютера, полученных ещё в школе. Ребятам, более продвинутым в техническом и творческом плане, можно поручить снять заданные сцены, предложить свой вариант видеонарезки по тексту. Распределяя задания по работе с видео в мини-группе, легко сделать такую работу интерактивной.
И, наконец, о самых любимых приемах - игровых. Незаменимых.
игра-разминка «Воздушный шарик», как вариант «Правового волейбола». Преподаватель, передавая шарик первому студенту, предлагает дать определение того или иного понятия, первый студент, ответив на вопрос, предлагает следующий вопрос и передает шарик любому выбранному им одногруппнику. Такакя игра уместна как в начале урока (фактически заменяет фронтальный опрос), так и на стадии закрепления.
ток-шоу «Пусть говорят» как одна из форм проведения семинара.
и
митационные деловые игры (прием на работу, прекращение трудовых отношений по разным основаниям, заключение гражданско-правовых соглашений, заседание суда, процедура принятия закона в парламенте и т.д.);
«Театр в сумасшедшем доме». Предлагаю ученикам выступить от имени теоретических понятий, «оживить» их.
Самые любимые у студентов - блиц-игры, направленные на психологическую перебивку:
«Банальный вопрос - креативный ответ». Я предлагаю самый банальный вопрос, который может и не касаться темы обсуждения, и объявляю конкурс на самый неожиданный «креативный» ответ.
«Рекламная пауза». Во время занятия неожиданно объявляю «рекламную паузу». Студенты должны выступить с короткими «рекламными роликами» по теме урока
«Сейчас скажу!» Надо быстро придумать самую невероятную глупость, но обязательно – по изучаемой теме.
Люблю играть вместе со студентами. Но это тот случай, когда у них получается лучше.
В Приложении представлена учебно-методическая карта занятия по обществознанию по теме «Право в системе социальных норм» с примерами использования интерактивных методов и приемов.
Заключение
Правовое образование предполагает развитие активного участия в решении социальных, правовых проблем и ответственности за их решение. Это обстоятельство имеет особое значение для выбора метода обучения. С этой целью используются интерактивные методы обучения, осуществляемые посредством взаимодействия учащихся в процессе обучения. В интерактивных методиках учащиеся обучают друг друга, их отличительная особенность состоит в их диалоговом характере. Подобные методики принципиально меняют схему коммуникации в учебном процессе. Учитель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта, не замыкая учебный процесс на себе.
Интерактивные методы развивают социальные и интеллектуальные навыки, вырабатывают критическое мышление, помогают овладеть юридической терминологией, приобрести и закрепить навыки работы с правовыми актами, способствуют развитию навыков анализа правовых ситуаций, дают навыки юридической квалификации фактов в соответствии с правовыми нормами. Способствует знакомству и освоению правового опыта. Интерактивные методы обучения, оптимизируя учебный процесс, повышая его качество и интегрируя правовую теорию и практику, являются незаменимым инструментом совершенствования общих компетенций обучающихся при реализации федеральных государственных образовательных стандартов, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов в соответствии с требованиями работодателей в преподавании правовых дисциплин.
Список использованных источников и литературы.
Портал федеральных образовательных стандартов. https://fgosvo.ru/?ysclid=lvm7c46yh4707177229
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/acts_list2021/mandatory_requirements_2021/fgos_spo/
Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. - М.: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.
Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные балканские исследования. 2019.
Суханова Н.Т., Балунова С.А. Мультимедиа -технологии в образовании //Мининский университет. Нижний Новгород, 2018
Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения // Балканское научное обозрение. 2019.
Коротаева, Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме Текст. / Е.В. Коротаева // Мир образования образование в мире. -2003. №4. -С. 132-143.
Т.В. Крепс Интерактивные методы обучения в практике среднего профессионального образования, 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-v-praktike-srednego-professionalnogo-obrazovaniya?ysclid=lvm75x5lai227749238
Практикум по интерактивным технологиям на уроках: учебно-методи-ческая разработка / Рабинович П.Д., Баграмян Э.Р., – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2010. – 156 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Учебно-методическая карта занятия № 52
Дисциплина | БД.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |
Специальность | 51.02.01 Народное художественное творчество 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы 53.02.03 Инструментальное исполнительство |
Тема занятия | ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
Тип занятия | Комбинированное |
Цель | Учебная: сформировать у студентов понятие права, определить его особенности среди других социальных норм; раскрыть суть понятий "закон" «законодательство»; проанализировать особенности различных форм права Развивающая: обучать умению анализировать, сравнивать, строить аналогии, обобщать систематизировать; способствовать формированию критического мышления и познавательного интереса студентов, развивать коммуникативные навыки Воспитательная: воспитывать уважение к праву, моральным, прин-ципам, законам. |
Планируемые Образовательные результаты | ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстри- ровать осознанное поведение на основе традиционных общечелове- ческих ценностей |
Базовые понятия | право, система права, нормативно-правовой акт, закон, нормативно правовой договор, правовой прецедент, правовой обычай, правоотношения, правомерная поведение, правонарушения, юридическая ответственность |
Наглядные пособия, раздаточный материал | рабочие папки "Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации " |
ТСО | ПК, проектор, мультимедийное сопровождение занятия |
Литература, информационные ресурсы | Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / [Л.Н.Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – 4-е изд. стер. - М.: Просвещение, 2022 г. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для СПО. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. |
Этап Время | Содержание, вопросы и задания, методы, приёмы |
І. Организационный момент 2 минуты | Приветствие Проверка присутствующих. Заполнение ведомости |
ІІ. Разминка 10-15 минут | Проверка домашнего задания Варианты: 1. Мини-конкурс на лучший синквейн «Государство» 2. Выполнение тестовых заданий на ИД (или на карточках) 3. Экспресс-фантазия. Продолжи фразу «В мире исчезли все государства» 4. Фронтальный опрос: 1) Назовите признаки, отличающие государство от других форм организации общества. 2) В чем отличия дуалистической и парламентской монархий? 3) Назовите функции государства. |
ІІІ. Стадия вызова (актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности). | Итак, одна из функций государства - регулирование общественных отношений. С помощью чего государство осуществляет эту функцию? С помощью определенных правил поведения общего характера, которые принято называть нормами права. Совокупность таких норм и составляет право определенного государства. Объявление темы и цели занятия |
IV. Стадия осмысления (изучения нового материала) 20-25 минут | План 1. Право в системе социальных норм. 2. Понятие и признаки права. 3. Источники права 4. Правоотношения: правомерное поведение, правонарушения 5. Юридическая ответственность Составление ассоциативного куста «Право» 1. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Рассказ преподавателя. В о избежание самоуничтожения общество испокон веков вынуждено жить по определенным правилам. Эти правила изначально появились как обычаи. Появление государства способствовало закреплению наиболее востребованных, нужных и важных правил поведения в общеобязательные нормы, обеспеченные силой государственного принуждения – нормы права. Нормы права не стали единственным регулятором общественных отношений, а лишь заняли определенное место в системе социальных норм. Какие социальные нормы известны вам? (этические, эстетические, моральные, религиозные, корпоративные, политические…) Прием «Воздушный шарик». Передаем шарик из рук в руки, называя конкретные примеры социальных норм |
| 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА Выясним, в чем сходство и различия этих норм и правовых норм. Эвристическая беседа. Рассмотрение признаков правовых и других социальных норм по следующим критериям: по происхождению, по способу выражения, отрасли и территории действия, по способам обеспечения, по степени детализации. Выведение признаков правових норм: системность (примеры!); общеобязательность; формальная определенность: правовые нормы имеют четкую формулировку и фиксируются в письменном виде; обеспеченность государственным принуждением; право выступает в качестве регулятора лишь наиболее важных общественных отношений динамичность (Динамичность при суща исключительно правовым нормам? Примеры) Самостоятельная работа в парах: используя знания о признаках права, выведите определение права. Право - система общеобязательных формально-определенных норм (правил), установленных и охраняемых государством, с целью регулирования общественных отношений. Все ли нормы поведения придуманы именно государством? К аждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Такие права называют естественными правами. Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта (например, право собственности или право быть избранным в органы власти). Это так называемое субъективное право. 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА Мини-лекция К правовым формам (источниками права) относят: Правовой обычай - формируется стихийно, на протяжении многих поколений. Государство не создает правовой обычай, а просто признает его в своих официальных документах. Первые своды судебных норм - Законы Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), законы Двенадцати таблиц (V в. до н. э.), Русская Правда (XI-XII в.) и т.д. - в основном включали в себя правовые обычаи. Современные примеры правових обычаев Нормативный договор - соглашение субъектов, в котором содержатся нормы, определяющие права и обязанности сторон. Нормативный договор обычно применяется в международном, Конституционном, трудовом, гражданском праве. Примеры; Нормативный правовой акт - официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права. законы подзаконные акты Примеры Прецедент - признание вынесенного ранее судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде. Суд в этом случае не просто применяет, но фактически создает правовые нормы. Прецедентное право распространено в Великобритании, США, Австралии … Опережающее задание. Выступления студентов с докладами о судебных прецедентах |
V. Стадия рефлексии 3 0-35 минут | Варианты: 1. Работа в парах над вопросами: 1) Приведите примеры этических или религиозных норм: а) являются также правовыми нормами; б) не являются правовыми нормами. 2) В каком значении (объективном или субъективном) слово "право" употребляется в следующих цитатах: «Тварь я дрожащая или право имею?». «Назначить Л.М.Юрко куратором группы ПС-2211» 2. Выполнение тестовых заданий для самопроверки 3. Мини-дискуссия «Преимущества и недостатки различных источников права» |
V I. Подведение итогов и результатов занятия 5 минут | Оценивание Домашнее задание: [1] §18, с.181, вопросы для самопроверки; мини-кроссворд по ключевым понятиям темы |