Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коробчеевская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Городской округ Коломна Московской области»
140490, Московская обл., Коломенский р-он, факс, тел.: 8 (496) – 61 7 – 63 – 03
с. Коробчеево, ул. Школьная, д. 1«Б», e-mail:Korobcheevomsk@mail.ru
Методическая тема воспитателя
«Игра как средство социализации и коммуникации детей с ОВЗ»
Воспитатель:
Стрельникова Н.Н.
С.Коробчеево, сентябрь 2023г..
Методическая тема воспитателя
«Игра как средство социализации и коммуникации детей с ОВЗ»
Цель профессионального самообразования:
Овладение новыми педагогическими технологиями способствующими повышению качества профессиональной деятельности, повышению личностного роста воспитанников.
Задачи профессионального самообразования:
Повышать свой профессионально - методический уровень.
Развивать познавательную и личностную активность у учащихся, воспитанников.
Обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Принципы профессионального самообразования:
непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер.
Формы самообразования: индивидуальная и групповая.
Изучение научно- методической и учебной литературы;
прохождение КПК;
участие в работе ШМО, педагогических советах школы;
посещение семинаров, конференций, уроков и мероприятий коллег;
интернет ресурсы, участие в форуме сетевого сообщества.
Ожидаемый результат самообразования:
Повышение уровня профессиональной компетенции, повышение качества
профессиональной деятельности. Постоянное действие персонального
сайта, формирование портфолио.
воспитанников.
Тема самообразования:
«Игра как средство социализации и коммуникации детей с ОВЗ»
Работа начата: 01.09.2023 г.
Предполагается закончить: 30.05.2024 г.
Цель: создание условий для формирования позитивных межличностных отношений и социально значимых личностных качеств детей с ОВЗ посредством игры.
Задачи:
Изучить основные нормативно правовые документы (содержание ФГОС НОО, содержание основных современных технологий и методик).
Изучить материалы по данной тематике, представленные в научно – педагогической литературе и наработанные материалы других педагогов, представленные в рамках распространения собственного опыта.
деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Разработать методический комплекс (планы, мероприятия, памятки,
средства наглядности).
Актуальность темы
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие нарушения в развитии. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Снижен уровень общей социализации.
Вместе с тем, исследования ученых подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.
Актуальным встает вопрос о поиске и использовании активных форм, методов и приёмов обучения и воспитания, необходимых для проведения коррекционно - развивающей работы в данном направлении.
Известные психологи А. Н Грабов, Г. Я. Трошин высоко ценили в деле воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - игру. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. Игра помогает ребенку освоить социальный опыт, развить творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность. Именно игра формирует личность ребенка.
Известно, что игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника и младшего школьника. Игра формирует у ребенка и навыки социального поведения.
Учить, играя, — оспаривать эту заповедь не станет никто.
Как играть? Какие игры будут способствовать успешной социализации детей и их личностному развитию? На эти непростые вопросы предстоит ответить в ходе своей дальнейшей деятельности.
Форма отчета по проделанной работе:
Выступление на заседании ШМО.
Презентация картотеки игр на своем мини сайте: nsportal.ru valentina-nikolaevna-batygina. Социальная сеть работников образования.
Публикация итогов работы по теме.
План работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки | Ожидаемый результат |
Диагностический | Анализ профессиональных затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4. Расширить знания путем изучения имеющегося опыта по теме, используя ИКТ и методическую литературу. Изучить основные нормативно правовые документы и методические рекомендации по ФГОС НОО. Изучить современные требования к проведению внеурочной деятельности. Работа с интернет ресурсами. | Сентябрь | Изучена нормативно правовая база, требования ФГОС НОО. Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Прогнозирование результатов. | Сентябрь | Формулировка цели и задач работы над темой. |
Практический | Сформировать методический комплекс: Картотека развивающих игр; Дидактические пособия; Диагностические методики. Определить и организовать предметно - развивающую среду в соответствии с ФГОС НОО (время, место, условия, требования для занятий). Внедрить методический комплекс в режим жизни деятельности детей проживающих в условиях школы – интерната. Отслеживание процесса текущих и промежуточных результатов личностного развития детей. Корректировка работы. | Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Октябрь Декабрь Май В течение года | Наличие методической копилки по теме. Определена комфортная среда для занятий. Составлен план проведения развивающих игр, время, место проведения игр. Созданы условия для личностного развития воспитанников. Воспитанники включены в активную игровую деятельность. Ведение мониторинга деятельности. По необходимости. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | . Декабрь Май Январь | Наличие результатов работы по теме самообразования. Повышение профессионального уровня. Достижение воспитанниками определенного уровня результатов. (см. приложение). |
Внедренческий | Распространение опыта среди педагогов: Презентация картотеки игр на своем мини сайте: nsportal.ru valentina-nikolaevna-batygina. Социальная сеть работников образования. | | Ведение персонального сайта nsportal.ru valentina-nikolaevna-batygina |
| Сроки | Форма работы | |
| Сентябрь Октябрь Ноябрь 2023г.. | Консультация с руководителем методического совета по теме самообразовании Изучение литературы по теме Планирование работы по теме самообразования. Оформление картотеки пальчиковых игр и гимнастик, потешек для работы с детьми. Применять в режимных моментах Учить детей одевать и раздевать кукол. Подборка игр и дидактических пособий. Пополнение предметно-развивающей среды группы. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). Изготовление пальчиковых кукол Работа с родителями: Консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» | |
| Декабрь 2023г. Январь Февраль 2024г. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6.Игра «Я катаю мой орех». 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Работа с родителями: - Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики». | |
| Март Апрель Май 2024г. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокл 3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). 6. Фотовыставка для родителей: «Наши волшебные пальчики». Работа с родителями: - Буклет «Пальчиковые игры для детей». | |
| Ноябрь Декабрь 2023г. Январь 2024г.г | 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2. Игра «Шаловливый котенок» сматывание ниток в клубок . 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками). Работа с родителями: Консультация для родителей "Играем в пальчиковые игры» | |
| Февраль Март 2024г. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 4. Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок». | |
| Апрель Май 2024г. | 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы». 5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,«Кровать», «Телевизор» и т.д. Работа с родителями: - Создание театра для игры русских народных сказок. Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей» | |
Список использованной литературы:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
5