Муниципальное образовательное учреждение
«Ям-Тесовская средняя общеобразовательная школа»
Личный вклад в повышения качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий
Методическая тема учителя
МОУ «Ям-Тесовская СОШ»
Шершневой Надежды Васильевны
«Организация и проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) делается акцент на необходимости «активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач», а также обязательное «овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических)», у детей должно быть сформировано позитивное отношение к устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Иными словами, в задачи начального общего образования входит не только развитие правильности речи обучающихся, но и формирование у них осознанного отношения к собственной речи, оптимизация способности регулирования своих речевых действий, осмысление затруднений, связанных с применением тех или иных языковых единиц и разрешение данных трудностей. Решение приведенных задач невыполнимо без опоры на словари, представляющие собой «средство кодификации литературного языка и включающие в себя информацию о литературных нормах».
Таким образом, актуальность выбранной мной методической темы позволяет говорить о том, что проблема организации словарной работы на уроках чтения и русского языка в начальной школе является практически значимой и важной.
Цель моей работы: выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями
Задачи:
- изучить методическую литературу по теме;
- проводить словарную работу на каждом уроке;
- включать работу со словарными словами на различных этапах урока;
- выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;
- обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами.
Предполагаемый результат:
- разработка системы словарной работы на уроках в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО;
- формирование у ученика положительного отношения к учёбе, понимание необходимости учения, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- обогащению словарного запаса учащихся начальной школы
- участие в педсоветах, в работе школьного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете.
Система работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | Сентябрь-ноябрь 2021– 2022 уч.г. | -
Курсы повышения квалификации учителей по теме. -
Изучение ФГОС начального общего образования и «Примерной основная образовательная программы МОУ «Ям-Тесовская СОШ». -
Диагностика актуального уровня состояния словарной работы на уроках русского языка -
Выступление на педагогическом совете по окончании 1 триместра 2020-2021 года (ноябрь 2021) |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | декабрь-март 2021– 2022 уч.г. | Разработка комплекса заданий по теме «Работа со словарными словами как средство формирования УУД в начальных классах» Изучение теоретического материала по теме «СИСТЕМА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ в рамках ФГОС НОО» |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2022-2023 г.г. | Выступления на заседаниях ШМО «Работа со словарными словами как средство формирования УУД в начальных классах» (из опыта работы). Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в олимпиадах, конкурсах. Выставка творческих работ учащихся. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2022-2023 г.г. | Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Консультативная помощь учителям и учащимся. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов работы. |
Перечень методических разработок по данной теме:
-
Диагностика актуального уровня состояния словарной работы на уроках русского языка в 3 классе.
Директор Михайлова Н.А.