СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая цепочка "Совместно изучаю-проверяю" по теме "Суффиксы -ова\-ева, -ива\-ыва (КСО)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена методическая цепочка "Совместно изучаю-проверяю" по теме "Суффиксы -ива\-ыва, -ова\-ева (КСО)

Просмотр содержимого документа
«Методическая цепочка "Совместно изучаю-проверяю" по теме "Суффиксы -ова\-ева, -ива\-ыва (КСО)»

Методическая цепочка «Совместно изучаю – проверяю»


Уяснение (восприятие, осмысление, фиксация) с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемое во внешней речи

I. Совместное изучение

ВПП

Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва

№ темы по табло учета

№ задания

Правило.


Инструкция, как надо действовать в паре.


  1. Внимательно прочитайте текст по частям,

  2. К каждой части задайте вопросы на понимание.


Суффиксы глаголов. Правописание ОВА ЕВА ЫВА ИВА ВА. 

1 часть.

-ОВА-, -ЕВА- 
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ова-, -ева- (заведовать - заведую, исповедовать - исповедую) 

  • Назовите местоимения 1 лица.

  • На какие вопросы отвечает глаголы настоящего и будущего времени?

  • На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

Запиши в своей тетради часть схемы к данному фрагменту правила.

2 часть.

-ЫВА-, -ИВА- 
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ыва-, -ива- (откладывать - откладываю, рассматривать - рассматриваю) 

  • Запиши в своей тетради следующую часть правила в общую схему.

3 часть.
-ВА-  
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть, -вАю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса. Суффикс –ва всегда ударный. (заливать - залить, преодолевать, преодолеваю - преодолеть)
4 часть.

  • Запиши в опорную схему правило с написанием суффикса –ва.
    Искл. Застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю


  1. Расскажите правило друг другу, опираясь на записи в тетради. Поясните правило на примерах.


  1. Приведите свои примеры на данное правило, проговаривая поочерёдно друг другу.


 









Алгоритм правописания суффиксов

-ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)

погор..вать, доклад..вать



  1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед.ч.

Я что делаю Я что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

- ую, -юю -ываю, -иваю



-ова-, -ева- -ыва-, -ива-





Отработка с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемая во внешней речи

II. Отработка

Работа в паре

Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 1.


Инструкция, как надо действовать в паре.

  1. Первый ученик выполняет своё задание в тетради и комментирует второму. Второй внимательно слушает.

  2. Второй ученик выполняет своё задание в тетради и комментирует первому. Первый внимательно слушает.


Задание.


И спользуя опорную схему и алгоритм правописания суффиксов глаголов –ова, -ева, -ыва, -ива, -ва, определите их написание, поочерёдно записывая в своей тетради и проговаривая вслух своему напарнику.

Образец записи в тетради: я командую – командовать.


1 ученик

2 ученик

Танцевать

Горевать

Бинтовать

Пробовать

Заканчивать

Замораживать

Разбрасывать

Откладывать

Ночевать

Воевать

Советовать

Завидовать

Выкрикивать

Распиливать

Отгадывать

Рассказывать



Алгоритм правописания суффиксов

-ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)



погор..вать, доклад..вать



  1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед.ч.

Я что делаю Я что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

- ую, -юю -ываю, -иваю



-ова-, -ева- -ыва-, -ива-





Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи другому

III. Отработка

Работа в паре

Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 2.


Инструкция, как надо действовать в паре.

1.Первый ученик выполняет задания №1, второй ученик задания № 2.

2. Каждый ученик выполняет задания, комментируя их напарнику без опоры на схему и алгоритм.


Задание.


Определите правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ыва, -ива, -ва, поочерёдно проговаривая вслух своему напарнику действия без опоры на схему и алгоритм. Укажите в скобках глагол в форме 1 лица настоящего или будущего времени.


  1. Я рано начала помогать моему отцу в его научных работах и уже не раз коч…вала (…………………….) с ним из города в город.(Беляев А.)

  2. В два прыжка я выскочил из трубы, Никола послед…вал (…………………) за мной. (Беляев А.)

  3. Мальчишки набрас…вались (………………………) на грибы и быстро разбирали их по кузовкам. (Мусатов А.)

  4. Синее утро уже просач…валось (…………………………) в щели. (Крапивин В.)




Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи себе

IV. Отработка

Работаю один

Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 3.

Задание.


1. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА». Записывая в тетрадь, проговаривайте правило написания вслух самому себе.

Перед косогором лежала большая поляна. Воздух над ней быстро нагревался, поднимался вверх. И тогда косогор окутывала дрожащая таинственная дымка, отчего синеватая хвоя сосен казалась воедино слитой с голубой далью горизонта, а их янтарные стволы начинали как бы светиться. (Беляев А.)

Над головами разведчиков скрещивались и рвали темную ткань неба пунктиры трассирующих пуль. Ни на минуту не угасали трепетные зарницы. В наступившей темноте немцы вели себя беспокойней. (Алексеев М.)

Было сыро и неприятно. Чёрный лес подступил вплотную, грозно. Стужа от земли заставляла ёжиться и вздрагивать. Словно мокрая простыня, плотно обволокла тишина. Одинокая лучистая зеленая звёздочка робко и грустно подмигнула с высоты. (Горбачёв Н.)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю). Записывая в тетрадь, проговаривайте правило написания вслух самому себе.

Сергей спустился в башню. После темноты ночи в танке было светло и уютно. Тут подсвечивали шкалы и индикаторы приборов, согревало тепло двигателя. Сергей неожиданно почувствовал усталость. Сказывались еженощные выезды на танкодром. (Беляев А.)

Хорошо было сестре Гельке. От нее никто не ждал, что она вырастет и станет героем. И геометрия с алгеброй не портили ей кровь шесть раз в неделю. Она жила, как сыр в масле каталась. Мужских качеств мама в ней не воспитывала, волю закалять не требовала. (Акунин Б.)

Наставник мой громко похрапывал у костра, сыпавшего искры в темную вышину. Освещённые отблеском света, над нами колыхались в дыму еловые ветви. Множество раз ночевал я потом в лесу, но этот первый ночлег оставил чудесное, неизгладимое впечатление. (Соколов-Микитов И.)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


Отработка без опоры, осуществляемая во внутренней речи

Умственные действия без опоры на речь

V-VI. Отработка

Работаю один

Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва

№ темы по табло учета

№ задания

Карточка 4.

Задание1.

От данных существительных образуйте глаголы с изученными суффиксами, обозначьте орфограмму.

Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…стие












Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать, расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать, высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать, склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,проветр..вать, дн..вать и ноч..вать.








Тема

Способ освоения

Примерное время (мин)

Материальный результат первичного освоения

Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва

ВПП


Опорная схема, алгоритм

Работа в паре с опорой



записи в тетради

….

Работа в паре без опоры


Записи в тетради

  1. О


Один вслух


Записи в тетради


Один


Записи в тетради