Методическая цепочка «Совместно изучаю – проверяю»
Уяснение (восприятие, осмысление, фиксация) с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемое во внешней речи
I. Совместное изучение
ВПП | Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва | № темы по табло учета | № задания |
Правило.
Инструкция, как надо действовать в паре.
Внимательно прочитайте текст по частям,
К каждой части задайте вопросы на понимание.
Суффиксы глаголов. Правописание ОВА ЕВА ЫВА ИВА ВА.
1 часть.
-ОВА-, -ЕВА-
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ова-, -ева- (заведовать - заведую, исповедовать - исповедую)
Назовите местоимения 1 лица.
На какие вопросы отвечает глаголы настоящего и будущего времени?
На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?
Запиши в своей тетради часть схемы к данному фрагменту правила.
2 часть.
-ЫВА-, -ИВА-
Если в 1 л. ед ч. настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в начальной форме и в форме прошедшего времени пишем -ыва-, -ива- (откладывать - откладываю, рассматривать - рассматриваю)
3 часть.
-ВА-
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть, -вАю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса. Суффикс –ва всегда ударный. (заливать - залить, преодолевать, преодолеваю - преодолеть)
4 часть.
Запиши в опорную схему правило с написанием суффикса –ва.
Искл. Застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю
Расскажите правило друг другу, опираясь на записи в тетради. Поясните правило на примерах.
Приведите свои примеры на данное правило, проговаривая поочерёдно друг другу.
Алгоритм правописания суффиксов
-ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)
погор..вать, доклад..вать
Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед.ч.
Я что делаю Я что сделаю?
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-
ую, -юю -ываю, -иваю
-ова-, -ева- -ыва-, -ива-
Отработка с опорой на материальные объекты, модели, источники информации, осуществляемая во внешней речи
II. Отработка
Работа в паре | Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва | № темы по табло учета | № задания |
Карточка 1.
Инструкция, как надо действовать в паре.
Первый ученик выполняет своё задание в тетради и комментирует второму. Второй внимательно слушает.
Второй ученик выполняет своё задание в тетради и комментирует первому. Первый внимательно слушает.
Задание.
И
спользуя опорную схему и алгоритм правописания суффиксов глаголов –ова, -ева, -ыва, -ива, -ва, определите их написание, поочерёдно записывая в своей тетради и проговаривая вслух своему напарнику.
Образец записи в тетради: я командую – командовать.
1 ученик | 2 ученик |
Танцевать Горевать Бинтовать Пробовать Заканчивать Замораживать Разбрасывать Откладывать | Ночевать Воевать Советовать Завидовать Выкрикивать Распиливать Отгадывать Рассказывать |
Алгоритм правописания суффиксов
-ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)
погор..вать, доклад..вать
Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед.ч.
Я что делаю Я что сделаю?
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-
ую, -юю -ываю, -иваю
-ова-, -ева- -ыва-, -ива-
Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи другому
III. Отработка
Работа в паре | Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва | № темы по табло учета | № задания |
Карточка 2.
Инструкция, как надо действовать в паре.
1.Первый ученик выполняет задания №1, второй ученик задания № 2.
2. Каждый ученик выполняет задания, комментируя их напарнику без опоры на схему и алгоритм.
Задание.
Определите правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ыва, -ива, -ва, поочерёдно проговаривая вслух своему напарнику действия без опоры на схему и алгоритм. Укажите в скобках глагол в форме 1 лица настоящего или будущего времени.
Я рано начала помогать моему отцу в его научных работах и уже не раз коч…вала (…………………….) с ним из города в город.(Беляев А.)
В два прыжка я выскочил из трубы, Никола послед…вал (…………………) за мной. (Беляев А.)
Мальчишки набрас…вались (………………………) на грибы и быстро разбирали их по кузовкам. (Мусатов А.)
Синее утро уже просач…валось (…………………………) в щели. (Крапивин В.)
Отработка без опоры, осуществляемая во внешней речи себе
IV. Отработка
Работаю один | Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва | № темы по табло учета | № задания |
Карточка 3.
Задание.
1. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА». Записывая в тетрадь, проговаривайте правило написания вслух самому себе.
Перед косогором лежала большая поляна. Воздух над ней быстро нагревался, поднимался вверх. И тогда косогор окутывала дрожащая таинственная дымка, отчего синеватая хвоя сосен казалась воедино слитой с голубой далью горизонта, а их янтарные стволы начинали как бы светиться. (Беляев А.)
Над головами разведчиков скрещивались и рвали темную ткань неба пунктиры трассирующих пуль. Ни на минуту не угасали трепетные зарницы. В наступившей темноте немцы вели себя беспокойней. (Алексеев М.)
Было сыро и неприятно. Чёрный лес подступил вплотную, грозно. Стужа от земли заставляла ёжиться и вздрагивать. Словно мокрая простыня, плотно обволокла тишина. Одинокая лучистая зеленая звёздочка робко и грустно подмигнула с высоты. (Горбачёв Н.)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
2.Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю). Записывая в тетрадь, проговаривайте правило написания вслух самому себе.
Сергей спустился в башню. После темноты ночи в танке было светло и уютно. Тут подсвечивали шкалы и индикаторы приборов, согревало тепло двигателя. Сергей неожиданно почувствовал усталость. Сказывались еженощные выезды на танкодром. (Беляев А.)
Хорошо было сестре Гельке. От нее никто не ждал, что она вырастет и станет героем. И геометрия с алгеброй не портили ей кровь шесть раз в неделю. Она жила, как сыр в масле каталась. Мужских качеств мама в ней не воспитывала, волю закалять не требовала. (Акунин Б.)
Наставник мой громко похрапывал у костра, сыпавшего искры в темную вышину. Освещённые отблеском света, над нами колыхались в дыму еловые ветви. Множество раз ночевал я потом в лесу, но этот первый ночлег оставил чудесное, неизгладимое впечатление. (Соколов-Микитов И.)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Отработка без опоры, осуществляемая во внутренней речи
Умственные действия без опоры на речь
V-VI. Отработка
Работаю один | Тема: Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва | № темы по табло учета | № задания |
Карточка 4.
Задание1. От данных существительных образуйте глаголы с изученными суффиксами, обозначьте орфограмму. Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…стие |
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Использ..вать, жал..ваться, танц..вать, расспрш..вать, отпляс..вать, откап..вать, высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать, склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,проветр..вать, дн..вать и ноч..вать. |
№ | Тема | Способ освоения | Примерное время (мин) | Материальный результат первичного освоения |
| Правописание суффиксов глаголов –ова, -ева, -ива, -ыва | ВПП | | Опорная схема, алгоритм |
Работа в паре с опорой | | записи в тетради |
| …. | Работа в паре без опоры | | Записи в тетради |
О | | Один вслух | | Записи в тетради |
| | Один | | Записи в тетради |