Притча «Лошадь на дороге».
Однажды, к семье фермеров, во двор забрела чужая лошадь. На ней не было ни клейма, ни других примет, по которым можно было узнать, кто её хозяин. И никто не знал, чья она. Все же фермер решил попробовать вернуть лошадь хозяину.
Он сел на лошадь, выехал на дорогу и стал просто смотреть, куда она пойдет. Время от времени лошадь сходила с дороги или останавливалась, пощипать травку на ближайшем поле. Тогда фермер мягко возвращал её на дорогу.
В конце концов, лошадь привела его во двор к соседям, жившим в нескольких километрах от семьи фермера. Здесь она остановилась. Из дома вышел сосед, узнал свою лошадь, поблагодарил фермера за то, что тот вернул её, и спросил: «А как ты узнал, что это наша лошадь? Фермер ответил: «Я не знал, где она живет, но она сама это знала. Мне нужно было просто не позволять ей сходить с дороги».
Мораль: прежде, чем начать беспокоиться о том, как достичь пункта назначения, убедитесь, что знаете, где он находится.
Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необходимо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни.
Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем, особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса
- принципы
- условия развития
- причины недееспособности ОСУ
Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости. Эти подразделения носят названия секции (министерства, центры, сектора, службы), но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:
Пресс – центр – собираются создатели газет
Досуговый центр (Культурный) – организаторы мероприятий
Центр физ. подготовки – физорги
Бытовой центр – ответственные за уборку
И т.д.
Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий, выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дел.
- разработка положения об ОСУ, совете старшеклассников.
Необходимо разработать программу обучения, с четко прописанным тематическим планом. Причем, для каждой службы (сектора, центра) свой план. Обязательные блоки:
Формирование и развитие лидерского потенциала (кто такой лидер, роли лидера, качества и др.)
Нормативные документы
Этапы развития детского коллектива («Песчаная россыпь»,«Мягкая глина»,«Мерцающий маяк»,«Алый парус»,«Пылающий факел»).
Основы организаторской работы
Методика подготовки и проведения массовых дел
Методика КТД (этапы)
Методика организации трудовых дел
И др.
Каждая служба занимается отдельно. Формы работы должны быть активные:
Упражнение, которое позволит вам определить активистов и лидеров в классе. ПРО-активность – единица измерения лидерства, вам необходимо прописать 20 условий, обстоятельств, которые сделают вашу жизнь счастливей. Из них нужно выбрать:
Количество +- определяет ПРО – активность
0 – 5 низкий уровень
6 – 11 уровень большинства
12 - 20 высокий