СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая заработка обряда

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О вековом культе воды свидетельствует и армянская языческа богиня Нар, до сих пор почитаемая в деревнях. армянский народ сохранил сотни обрядов,связанных с поколением богине воды -Нар. Очень интересный обряд, называемый "Куцкура" - предвестник дождя.

Просмотр содержимого документа
«Методическая заработка обряда»

Армянский народный обряд «КУЦКУРА»

(пер.: «Предвестник дождя»)

Декорация обряда:

В глубине сцены, в середине, установлен макет старинного каменного забора. По правую сторону от забора стоит макет армянского национального дома, обвитого виноградной лозой. Между забором и домом, в глубине двора, установлен стол, усыпанный национальными яствами.

Впереди дома, на видном месте, находится веник, а перед забором с левой стороны установлена бочка для воды. Слева сцены находится копна соломы (кукурузы). На авансцене находится макет горной реки, а с правой стороны установлены микрофоны для ведущих.

Пролог (читает ведущий):

Вода – это начало всех начал!

Вода – это хлеб, это сочные грозди винограда.

Вода – это жизнь!

Это живительная влага, которая дает жизнь всему живому на земле. Дорога была вода в Армении и издревле освещена народом. Не случайно вода испокон веков была предметом поклонения!

О вековом культе воды свидетельствует и армянская языческая богиня Нар, до сих пор почитаемая в деревнях. Армянский народ сохранил сотни обрядов, связанных с поклонением богине воды – Нар. Очень интересный обряд, называемый «Куцкура» - предвестник дождя.

Летом, когда от зноя и жары, все живое замирает, когда вся природа просит дождя, а его нет, люди просят богиню Нар послать на землю куцкуру – предвестника дождя. Но для этого нужно умилостивить богиню: собираются дети, воруют у кого-то из жителей метелку и из нее делают чучело – куцкуру. Разукрасив куцкуру они носят ее по дворам и поют песни, в которых жалуются, что пшеница пропадает, кукуруза не растет, виноград не искрится.

Горе людям, если богиня Нар не поможет и не пошлет куцкуру – вестника дождя. А хозяйки оделяют детей сладостями, хлебом, сыром и обливают их водой. Обойдя всех жителей деревни, дети дружно собираются на лужайке у реки. Чучело выбрасывают в реку, кушают, восхваляя богиню Нар, которая пошлет им благодатный дождь.

Очень часто обряды заканчивались дождем.


На фоне чтения начинает звучать мелодия песни «Чурем дзахум»


Сколько радости, сколько зажигательных танцев и песен звучат в деревнях. Ведь вода – это хлеб, - это виноград! А будет хлеб и вино – значит, будет и жизнь. Да освятится имя богини Нар, которая посылает Куцкуру в жаркое лето!


Далее выходят два солиста, и звучит песня.

Песня:

I куплет, исполняет один

Аравотиц, ирикун,

Чурем дзахум, сари чур (2 раза)

Вместе

Чурем кнецек, сари чур

Им кулаин айс буджур (2 раза)

(проигрыш)

И куплет, исполнитель один

Майрс танер мез менак

Инк спасер ачк чур (2 раза)

Вместе

Чурем кнецек, сари чур

Им кулаин айс буджур (2 раза)


На фоне появляются девушка и парень. Девушка с кувшином на плече носит воду с родника и выливает ее в бочку. Затем они вместе с парнем продают ее жителям деревни. (за столом, украшенным яствами находятся муж и жена). По окончании сцены, все ее участники удаляются, кроме мужа и жены.


На фоне этого действия звучит зажигательная танцевальная мелодия.


Жена, придя домой, начинает поливать растения. Затем между мужем и женой разыгрывается ссора. Жена ругает мужа за то, что он сам не хочет приносить воду из родника домой.

В это время озорной деревенский мальчишка, подслушав ссору, собирает всех своих друзей, и они решают подшутить над хозяевами: мальчик ворует веник и приносит его друзьям, где они делают из него чучело – Куцкуру. Затем все дети с криками и танцами дружно идут к дому, где был украден веник.

Хозяйка узнает про пропажу, но делать нечего.

Далее начинает звучать обрядовая песня «Куцкура», исполнители дети

Куца, куца, куц – курица

Мер куклиг чур кузе.

Анцрев, анцрев дур сари.

Бусцур цорен у чари

Бусцур цорен кананч ход.


Хозяйка начинает обливать детей водой, одаривать подарками, раздавать сладости.

Дети, обрадованные своему удачному походу, идут на речку, чтобы там восхвалить богиню Нар и принести ей в жертву чучело – Куцкуру.


Звучит песня:

Ампи дагиц, чуре галис,

Доша далис пырпырум

(2 раза)

Эн ум ярис, ныстац лалис

Гончум, Гончум эн сарум

(2 раза)


Продолжает звучать мелодия песня, а на ее фоне ведущий читает стих:

С высоких гор, угрюмых гор

Вода сбегает на простор,

Вот юноша пришел к воде,

Помылся юноша в воде,

Лицо и руки мыл в воде,

Так юноша сказал воде:

С какой горы ты, ключ бежишь,

Мой сладкий ключ, студеный ключ?

Я с той горы струюсь, бегу,

Где новый снег, где старый снег.

В какую ж реку ты бежишь

Мой сладкий ключ, студеный ключ?

Я в ту реку струюсь, бегу,

Куда приходит яр твоя,

Там воду пьет она, а я

Пока она твердит «люблю»

Ее уста волной ловлю.


Далее дети образуют танцевальный круг и начинают танцы. Вначале исполняется круговой танец «Сари гыз» (один круг»).

Затем этот танец плавно переходит в другой «Кез мен дыл» (танец со стаканами). Исполняют два мальчика-солиста.

Далее идет плавный переход к «Шалахо». Исполняют две пары. Затем в этот танец выходят все.

Вдруг неожиданно грянул гром. Начинается проливной дождь. Дети плескаются под струями дождя.

Этой сценой заканчивается обряд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!