СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты использования современных образовательных технологий на уроках обж

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

стандартов (ФГОС) нового поколения, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.

Межпредметные связи играют важную роль в формировании знаний и умений обучающихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ.

Сегодня недостаточно вооружить ученика необходимыми знаниями, и даже недостаточно выявить у него интерес к тому или иному предмету, нужно воспитывать личность, способную смело вливаться в современное общество.

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты использования современных образовательных технологий на уроках обж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ОБЖ


Педагогические условия использования современных образовательных технологий на уроках ОБЖ

В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания.

Межпредметные связи играют важную роль в формировании знаний и умений обучающихся при изучении многих учебных предметов, в том числе и ОБЖ.

Сегодня недостаточно вооружить ученика необходимыми знаниями, и даже недостаточно выявить у него интерес к тому или иному предмету, нужно воспитывать личность, способную смело вливаться в современное общество.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» способен выполнить задание, которое не выполнял до этого ни один предмет, а именно: достичь фрагментарного базового знания через объединение биологии, физики, химии, истории, географии, и других дисциплин в один  важный блок, объясняющий ученику, зачем ему нужны приобретенные  знания и как их применять.

В настоящее время, необходимы поиски наиболее результативных путей улучшения качества преподавания в школе всех общеобразовательных предметов, в том числе и ОБЖ. Обучение ОБЖ должно соответствовать требованиям времени: способствовать приобретению знаний   и практических умений,  формировать сознательное и ответственное отношение к личной и общественной безопасности, сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях.

В ряду главных факторов, способствующих повышению уровня преподавания ОБЖ, особо важная роль принадлежит использованию межпредметных связей, которые повышают практическую и научно-теоретическую подготовку обучающихся.

Межпредметные связи  рассматриваются как дидактический принцип обучения. Они позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приёмов учебной деятельности. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

В учебном процессе можно выделить три вида межпредметных связей, интегрирующих ОБЖ с другими предметами:

1. Предшествующие, когда учитель при изучении новой темы, использует уже полученные ранее знания учеников. Так, например, при изучении в 7 классе темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» ученики опираются на знания о вулканах, их  размещении на Земле, полученные на уроках географии.

2. Сопутствующие, когда определенная тема изучается одновременно на уроках ОБЖ и по другим дисциплинам. Но такие межпредметные связи встречаются  редко.

3. Перспективные, когда изучение темы по основам безопасности жизнедеятельности опережает ее рассмотрение на уроках по другим дисциплинам. Так, например, в 8 классе обучающиеся знакомятся с аварийно–химическими опасными и радиоактивными веществами, о большинстве из которых на уроках химии им только предстоит узнать [36].

Все разделы ОБЖ  взаимосвязаны не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами школьного курса. Эти связи не только служат обогащению, углублению,  и систематизации знаний, но и оказывают активное влияние на  активацию его познавательной деятельности, развития интереса к предмету.

В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий педагогов и учеников в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности.

Применяется межпредметная интеграция, например, на следующих уроках:

1.Урок ОБЖ  и обществознания по теме «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России».

2. Урок ОБЖ и географии по темам «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия».

3. Урок ОБЖ, биологии и физической культуры по теме «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни».

4. Урок ОБЖ и истории по теме «Дни воинской славы России»  и др. [Приложение 1].

Примером реализации межпредметных связей во внеурочной деятельности служат проекты по ОБЖ, создаваемые детьми. Так, например, руководителями исследовательской работы обучающихся 10 класса «Неизвестное об известном» о влиянии табакокурения на здоровье подростка, были учителя ОБЖ, биологии и химии.

Межпредметные связи успешно реализуются с обучающимися 5 класса, посещающими кружок «Юные инспектора движения». Участники кружка проявляет свои способности в написании статей и подборе информации для газеты «В гостях у Светофорчика».

 Чтобы  умело  использовать  межпредметные  связи  в  учебном  процессе, учитель ОБЖ должен ознакомиться с соответствующими разделами программ  других учебных предметов и опираться на них при изложении определенных тем по ОБЖ. Посещать некоторые уроки учителей по темам, близким  к соответствующим темам ОБЖ. Поддерживать связь с учителями и договариваться  с ними об углублении и расширении знаний и навыков по ОБЖ на соответствующих уроках по общеобразовательным предметам.   

Межпредметные  связи  являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в  образовательном процессе  и в жизни общества. Межпредметная интеграция – это не только объединение определенной информации из разных дисциплин, это объединение разных дисциплин при изучении определенной темы или целого раздела в одно целое. С точки зрения специалистов интеграция способствует укреплению межпредметных связей, снижению перегрузок обучающихся. Современное образование требует использования нетрадиционных методов  обучения, в том числе интегрированных уроков по разным дисциплинам. При проведении интегрированного урока ученики отлично усваивают конечные цели при изучении определенной темы или раздела, намного быстрее включаются в познавательный процесс. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.   Интегрированные уроки по основам безопасности жизнедеятельности нужно проводить  периодически, чтобы обучающиеся заметили связь между предметами и поняли, что знания в одном предмете облегчают понимание процессов, изучаемых в других дисциплинах.

В интегрированном  уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие расширению, углублению,  уточнению материала ведущей дисциплины. Прежде чем решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета, с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Интеграция является средством формирования познавательной компетенции обучающихся. Хочется сказать, что задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе – реальная потребность времени, необходима всем тем, кто заинтересован  в формировании всесторонне развитой личности.

 Компьютерные  технологии обучения

Внедрение информационных технологий в практику общеобразовательной школы, определяется необходимостью систематизации способов обучения, расширением способа передачи знаний, организации форм взаимодействия учителя и ученика.

Цель технологий – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

Ученик, имея под рукой широкий спектр информации (Интернет, образовательные диски), может интегрировать ее, получать в полном объеме. Учитель получает те же преимущества, что и ученик, и даже больше, ведь в его распоряжении есть мультимедийный проектор, интерактивная доска, которые облегчают процесс передачи знаний учащимся [33].

ИКТ применяемые на уроках ОБЖ, позволяют увеличить заинтересованность и стремление к получению знаний, развивать способности к исследовательской и творческой деятельности.  Обучающиеся, освоившие современные компьютерные технологии, учатся самостоятельно искать, извлекать и анализировать  необходимую  информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Информационные технологи можно применять на различных ступенях  проводимого  урока.

Например,  проверка выполнения домашнего задания.

При проверке, можно определить процент усвоенного материала обучающимися.  Для этого можно применять:

мультимедиа технологии:

·  Презентация  или презентация – тест, с указанием  критериев оценивания ответов;

  презентация с анимацией – с указанием заданий и вариантов ответа;

·  презентация с гиперссылками – с указанием заданий и вариантов ответа, с помощью гиперссылки происходит переход на слайд с информацией о правильности ответа.

Различный раздаточный материал:

·  тесты и карточки;

·  кроссворды и самостоятельные работы;

·  контрольные работы.

Объясняя новый материал, наглядное изображение на экране помогает детям лучше усвоить новую информацию.

Для этого этапа необходимо использовать следующие мультимедиа технологии:

·  слайд-шоу – показ иллюстраций с малым количеством текста и с наложением музыки;

·  демонстрация слайдов, содержащих тесты, иллюстрации,  видеоролики  для объяснения нового материала;

·  фрагменты фильмов. Например, изучая тему “Безопасное движение” – демонстрируется фрагмента фильма “Осторожно, дорога!”;

·  презентация в виде модели – благодаря  анимации можно создать модель какого-либо процесса или явления.

·  коллаж – созданный на основе   фотографий и видео  с использованием  различных эффектов.

В конце урока необходимо проводить закрепление материала с демонстрацией наглядных пособий, для лучшего запоминания.

Учащиеся с большим интересом используют ИКТ для выполнения различных проектов. Например, они изготавливают визитки, открытки к различным праздникам.

К показателям реальных результатов решения  задач относят: умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательных навыков учащихся, развитие творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему:

Примером служит создание проекта-презентации по теме «Безопасность в быту» [Приложение 2].

Таким образом, творческий подход позволяет учителю максимально эффективно применять в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Применение на уроках ИКТ повышает учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс основ безопасности жизнедеятельности  воспитывает культуру безопасного поведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.

Благодаря ИКТ  достигаются  цели образования,  формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать информацию,  сопоставлять ее, открывать что-то новое, делать выбор и принимать правильные  решения.

Применяя компьютерные технологии,  решаются задачи повышения качества процесса обучения и усвоения материала, формирования информационной культуры. У обучающихся закладываются основы эстетики за счет использования компьютерной графики, мультимедийных технологий. Формируется методическая копилка презентаций по различным разделам курса ОБЖ, разработок уроков для интерактивной доски, которые активно использую на уроках.

В результате достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов, создается возможность привлечения научной и культурной информации из различных источников, ведется рабочая и отчетная документация в электронном виде, в том числе на сайте школы. Информационные технологии вносят в образовательный процесс элементы новизны, наглядности, что повышает интерес учащихся к приобретению знаний, облегчает учителю подготовку к учебно-воспитательному процессу.

 Игровые технологии на уроках ОБЖ

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Игра относится к   самому доступному  и эффективному методу обучения ребенка, связанного с фантазией, творчеством и инициативой.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его интересам и потребностям.

Игры на уроках основ безопасности жизнедеятельности  имеют свои особенности. Для подростков  характерны широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям [3].

На уроках ОБЖ, игровые технологии  дают возможность повысить у обучающихся интерес  к учебным занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, помогают ребятам научиться в процессе игры  принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала учащихся и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению учебного  материала.

Игра – самый доступный для детей вид деятельности. В игре ярко проявляются особенности воображения и мышления ребенка, его активность, эмоциональность, потребность в общении.

Увлекательная игра повышает умственную активность обучающихся, и они во время игры могут решать более трудные задачи. Но это совсем не значит, что уроки должны проходить только в форме игры. Игровая деятельность – это лишь один из методов, и она дает  результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением [31].

Когда дети играют, они применяют свои знания на практике. Игра – это  деятельность, в которой обучающиеся активно общаются. Перед ними стоит общая цель, общие переживания. Переживая во время игры, в сознании детей остается глубокий след способствующий  формированию благородных стремлений и добрых чувств [27].

Игра  занимает важное место в системе нравственного, трудового, физического, и эстетического воспитания. Ученикам необходима активная деятельность, которая повышает их жизненный тонус, удовлетворяющая их интересы.

Занимаясь игровой деятельностью обучающиеся учатся самостоятельно решать различные игровые задачи, искать и находить верный способ решения, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.

К  уроку с использованием игровой деятельности необходимо очень тщательно готовиться. Основательно продумать содержание урока, его задачи.  Учебный материал должен быть эмоционально насыщен, хорошо запоминался. На уроке следует рассматривать конкретные образы и ситуации. При проведении уроков с использованием игровых технологий ставятся следующие задачи:

Образовательные:

1.  Хорошее усвоение  учебного материала.

2.  Расширение кругозора детей.

Развивающие:

1. Развитие  творческого мышления.

2. Применение умений и навыков.

Воспитательные:

1. Воспитание нравственных взглядов и убеждений.

2. Воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Готовя  урок по основам безопасности жизнедеятельности  с применением игровых технологий,   учителю следует определить:

- метод решения  задачи;

- организацию работы обучающихся при решении задачи;

- оценку работы обучающихся.

При разработке игр учитель должен определить форму организационной деятельности учеников на уроке основ безопасности жизнедеятельности. Самой распространенной формой организации  учебно-познавательной деятельности учеников  с игровой деятельностью, в результате которой происходит овладение  знаниями,  является групповая работа.  Групповая форма организации относится к личностно-ориентированным технологиям обучения, целью которых является творческое развитие учеников с учетом их индивидуальных возможностей.  Обучающиеся, вместе учатся  получать необходимые знания, творчески развиваться,  приходить друг другу на помощь.

Раскрывая понятие игры как метода обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра – это лучшее средство воспитания познавательных интересов обучающихся.

2) игра – тренирует память,  вырабатывает речевые  навыки;

3)игра – развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра – прием преодоления пассивности обучающихся;

5) в группе каждый ребенок отвечает за всю команду, каждый заинтересован в лучшем результате, каждый стремится быстрее и успешнее справиться с заданием. Поэтому, соревнование один из эффективных способов повышения работоспособности всех учеников.

При разработке урока основ безопасности жизнедеятельности с игровой формой используется множество различных вариантов, но обязательно нужно соблюдать следующие моменты:

1) игра должна соответствовать учебно-воспитательным целям урока;

2) быть доступной для обучающихся;                                   

3) умеренно использоваться  на уроках.

Игровая деятельность на уроках ОБЖ – активность воображения, создающая особенность этой формы деятельности. Развития творческих способностей детей на уроке связана с четкой, правильной постановкой задач. При разработке игр необходимо придерживаться  содержания тематического плана, учитывая  сложность освоения нового материала, а также состав обучающихся, их подготовленность.

Применять игры на уроках основ безопасности жизнедеятельности  можно  во всех классах. Правильно отобранная игр позволяет  использовать ее на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения.

Игра используется в следующих случаях:

1) Для лучшего освоения темы урока.

Например, для закрепления и обобщения полученных знаний по различным темам курса ОБЖ: урок–игра «Дорожное движение»; интеллектуальные игры «Знатоки основ безопасности жизнедеятельности», «Брейн-ринг», «КВН» и др.

2) Как элемент  обширной технологии.

При разработке проблемного урока учителям можно использовать ролевые игры, где обучающиеся получают определенные роли.

3) Как фрагмент урока.

Например, изучая тему «Здоровый образ жизни» в начале урока обучающимся предлагается вспомнить различные пословицы и поговорки о здоровье.  Широко используются дидактические игры на разных этапах урока, например, игра «Пожарная безопасность», игра «Выбери правильное действие», серия игровых технологий по правилам дорожного движения  при  повторении и закреплении. Также детям можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Пример урока-игры по ОБЖ в 6 классе:

 «Что такое опасные и чрезвычайные ситуации представлен в приложении.  [Приложение 3].

4) Как метод разработки  внеклассной работы.

Результативность применения игр на уроках основ безопасности жизнедеятельности будет зависеть от их систематического  использования,  от целенаправленности  игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.  Необходимы группы игр и упражнений, которые будут формировать умение выделять основные признаки предмета, сравнивать и составлять их. Разработка таких игровых программ – забота каждого педагога.

Процесс проведения уроков ОБЖ имеет огромное значение. Творческие способности и активность учеников выполняют важную задачу – подготовку к безопасной жизнедеятельности.

Игра выступает как модель, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на  более высокий этап.

Сегодня, игровые технологии популярны не только в  школе, но и в высших учебных заведениях. Важное свойство игры состоит в том, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях. Причем самый высокий уровень активности достигается,  всегда  без принуждения.

 Проектный метод обучения

Метод  проектов занимает особое место в системе образования, позволяя ученику приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что обучаемые сами осваивают новые понятия, и представления о различных сферах жизни делают свой выбор и проявляют инициативу.

Проект, разработанный  на уроках основ безопасности жизнедеятельности, имеет  значимую  цель, которая сформулирована в виде проблемы. Решая поставленную проблему, обучающийся определяет нужную стратегию и тактику, определяет время, привлекая необходимые информационные ресурсы. Если раньше огромную трудность представлял поиск нужной информации, то сегодня выполнять проектные работы можно в условиях обилия информации. Это  развивает необходимые навыки критически подходить к источнику информации, приучает к тщательной проверке достоверности.

Важным моментом в проектировании является подбор объектов. При этом важно отмечать такие факторы, как способности детей и учебно-материальную базу.  Надо стремиться к тому, чтобы в проектных работах содержались  знания и умения, которыми овладел ученик ранее. Необходимо рассматривать межпредметные связи и значимость проекта [10].

Проект – это совокупность «шести П»:

1. Проблема.

Вначале разработки проекта учителю необходимо показать детям значимость проекта, рассмотреть стоящие перед ними задачи, его целесообразность и применение.

2. Проектирование.

Совместно с детьми формулируются цели, которые необходимо достичь в ходе разработки проекта. Дети должны сами  предлагать собственные идеи, высказывать предположения по реализации идей проекта. Определить источники информации, способы сбора и анализ информации.

3. Поиск информации.

На этом этапе дети занимаются сбором нужной информации. Это могут быть: интервью, различные эксперименты, опросы и наблюдения. При этом учитель  не должен  вмешиваться в творческую деятельность обучающихся, показывать быстрый и правильный способ достижения заданной цели. Обучающиеся сами ставят и решают возникающие по мере выполнения проекта проблемы, применяют для решения этих проблем знания полученные ранее, учатся мыслить самостоятельно.

4. Продукт.

Оформление конечных результатов деятельности. Формулирование выводов. Руководитель проекта наблюдает за творческой деятельностью обучающихся. Дети оформляют результаты своей работы.

5. Презентация.

Защита выполненных проектов происходит в виде устного и письменного отчета, демонстрации материалов, коллективного обсуждения, экспертизы, выводов и  подведения итогов.

6. Портфолио.

Использование результатов проекта в повседневной жизни.

Проектная технология является исследовательским методом, который формирует  у обучающихся большой опыт творческой деятельности. При выполнении проекта у детей вырабатываются  интересы и потребность в творческих поисках. Они самостоятельно получают недостающие знания из различных источников, используют приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, охотно приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление [4].

При  изучении курса  ОБЖ у обучающихся формируют  умения ориентироваться в  различных опасных ситуациях, а ориентировка содержательно соотносится с проектированием, так как включает представление о самом действии, формах его выполнения и результатах.  Рассматривая проектирование как творческую деятельность, можно отметить, что, готовя себя к возникновению различных опасных ситуаций, обучающиеся разрабатывают свой, индивидуальный стиль поведения, формируя у себя особенный, присущий только им в конкретной ситуации поведенческий акт.  Разработанный проект всех предстоящих действий является результатом  деятельности каждого обучающегося.

В ходе выполнения проектной работы необходимо использовать  приемы, включаемые в учебно-воспитательный процесс по ОБЖ как в урочное, так и во внеурочное время:

·  выполнение рисунков, которые  раскрывают какую-либо  ситуацию;

·  написание рассказов или сочинений;

·  выпуск стенгазет;

·  использование проблемных ситуаций;

У школьников повышается результативность работы при связи урочных и внеурочных занятий с применением на них индивидуальной, парной и групповой форм работы, а также при создании для каждого ребенка личностно ориентированных образовательных ситуаций.

Примером творческого проекта может служить проект на тему: «Мы за здоровый образ жизни!», который выполнен при изучении темы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». [Приложение 4].

Актуальность проблемы выполненного проекта состоит в том, что здоровье молодого поколения по результатам мониторинга вызывает опасения. Поэтому, тема проекта вызвала большой интерес.

Выполнение  проекта всегда ориентировано на самостоятельную работу обучающихся  – индивидуальную или групповую, которую дети выполняют в течение определенного  времени [12].

Перед учителями стоит задача – дать возможность каждому участнику проекта ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.

 Групповые и коллективные технологии

На уроках ОБЖ широко применяются такие формы обучения как: групповая, парная, индивидуальная. При этом доминирующее значение имеет групповая работа в следующих формах: фронтальное исследование, направленное на достижение общей цели; работа в парах; работа в группах; межгрупповая работа (каждая группа имеет своё задание для исследования в общей цели). Такая работа, лучше, чем фронтальная позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся: каждый в группе может побывать в роли лидера или помощника, или оппонента.

Для работы в группах характерными признаками являются:

1.Зависимость участников друг от друга.

2. Отчетность каждого участника о проделанной работе в группе.

3.Отчетность групп.

4.Рефлексивная деятельность в группах [14].

Опираясь на  практику организации групповой работы и собственный опыт, педагогу лучше организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в команде были дети с разными учебными возможностями.

Рекомендации по созданию групп

1.   Размер группы от 2 до 7 учеников, в зависимости от целей выполнения поставленных задач.

2.   Распределение учеников по группам зависит от целей познавательной деятельности. Отмечено, что более эффективной бывает работа в постоянных группах.

3.  Выбор обучающимися лидера группы, обычно, это хорошо успевающие дети, пользующиеся авторитетом среди одноклассников.

4.  Распределение учителем заданий   для каждой группы и проведение инструктажа.

5.   Класс должен быть подготовлен к работе групп. Столы должны быть  расставлены так, чтобы обучающиеся  видели друг друга и спокойно общались. Учитель должен наблюдать за каждой группой. Работая группы не должны мешать друг другу.

Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке:

1.  Учитель распределяет обучающихся по группам.

2.   Проводит инструктаж, связанный с темой урока.

3.  Перед началом  работы, учитель проверяет, понятно ли задание каждой группе.

4.  Необходимо соблюдать график работы групп.

5.  Каждая группа должна отчитаться о проделанной работе.

6.  Проводится анализ работы в каждой группе:

7.  Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).

8.  Учитель оценивает деятельность всех учеников, анализирует характер взаимодействия учеников, отмечает успехи и просчеты.

Работа в группах может быть организована не только на уроке ОБЖ, это могут быть различные творческие задания, рассчитанные на длительный период выполнения.

Приемы, формы и методы групповой работы в основном используются на уроках изучения нового материала имеющего  большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

Что положительного дает групповая форма работы учащихся?

Во-первых, на таких уроках царит атмосфера соревнования,  что повышает заинтересованность обучающихся в результатах своей работы.

Во-вторых, работа в коллективе стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.

В-третьих, учитель не дает готовых истин, он организует деятельность учеников так, что они самостоятельно находят решение поставленных задач.

В-четвертых, при работе в группах используется исследовательский   метод, который развивает творческий подход детей к использованию уже приобретенным знаниям.

В-пятых,  групповую форму работы можно использовать достаточно широко: на уроках обобщения и повторения, семинарах, конференциях, диспутах при проведении  учебных игр.

В-шестых, при использовании группового метода возникает благоприятный эмоциональный фон: пропадает страх перед  неудачей, растет уверенность  в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость.

Групповую работу можно выполнять при: подготовке к уроку-путешествию, уроку-суду, уроку-обсуждению, при изучении обширной темы. Фрагмент урока-практикума в 8 классе на тему: «Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений» представлен в приложении. [Приложение 5].

Таким образом, рационально организованная групповая  деятельность обучающихся  позволяет решать различные познавательные задачи, повышает эффективность обучения ОБЖ,  помогает становлению личности ребенка, сплочению  ученического коллектива.

Обучающиеся обязательно должны участвовать в процесс анализа своих результатов, сотрудничества друг с другом, помогать и принимать помощь. Это очень важно для социализации личности и формирования гуманистического мировоззрения [25].

Групповой метод учебной деятельности предполагает включение группы обучающихся в совместное планирование уроков по ОБЖ, обсуждение, воспитание и уяснение информации, взаимный контроль. Этот метод предполагает работу обучающихся над едиными задачами. Темп работы зависит от состава группы. Каждый ученик индивидуально воспринимает информацию. Но в процессе получения знаний ему необходимо высказываться и давать обоснования своим решениям.

По сравнению с фронтальной,  групповая  форма обучения  дает больше возможностей  детям, чаще и полнее излагать свои мысли вслух. Этим процессам взаимного обучения управляет учитель, контролируя работу учебных групп, внося коррективы [1].

Можно сделать следующие выводы:

- групповые формы работы на уроках ОБЖ являются одним из средств развития мышления учеников;

- использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества:

1. Некоторые ученики стесняются задавать вопросы учителю, если они не поняли новый  материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно.

2. Обучающиеся учатся сами замечать проблемы безопасности и находить способы их решения.

3. Дети понимают, что победа группы зависит не только от запоминания данного в учебнике материала, но и от умения самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения.

4. У обучающихся формируется собственная точка зрения, они активно учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

5.Дети начинают задумываться, где и как они смогут применить полученные  знания.

6. Ученики  овладевают коммуникативными умениями.

7. Развивается чувство взаимопомощи и товарищества.

Таким образом, суммируя все вышеизложенное, следует подчеркнуть – групповая учебная деятельность – это организованная система активности взаимодействующих учащихся, направленная на целенаправленное решение поставленной учебной задачи.

Основная идея обучения в группах на уроках ОБЖ – это общность целей, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Успех усвоения учебного материала учениками всей группы зависит от вклада каждого ученика, от его индивидуальной ответственности. Любой ученик, должен совершенствовать собственные достижения, каждый учится в силу своих возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. От учебных усилий каждого ученика зависит успех всей группы.

Обучение в группах на уроке ОБЖ имеет еще и очень важный эффект социализации личности школьника, формирует его коммуникативные умения, учит вместе работать, творить, быть готовым прийти на помощь друг к другу, быть доброжелательным и заинтересованным в успехе других, а это в дальнейшей жизни становится качествами личности.

 Здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением  общего среднего образования. К нарушению здоровья обучающихся приводит ряд проблем: компьютеризация, недостаточная освещенность, перегрузка учебными занятиями и т.д. Работа преподавателя-организатора курса ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды включает на уроках ОБЖ:

1) приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психо-физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;

2) организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающихтехнологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса;

3) создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиямобучения [29].

Всем известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Здоровые дети творчески активны, работоспособны, самостоятельны, но, к сожалению, статистика говорит об обратном. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до   18 %, с нарушениями осанки до 45%.  Более 60% школьников имеют хронические заболевания. И только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми [40].

Это говорит о том, что проблему сохранения здоровья детей необходимо решать в школе.  И решить её в какой-то мере помогает использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний обучающийся приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.

Уроки  курса ОБЖ  проводятся в основном в виде  бесед, тестирования, практических, творческих работ, различных игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы. Обязательно нужно включать в содержание урока такие элементы, как:  обсуждение выполненного домашнего задания,  провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью проблемных ситуаций,  загадок, вопросов,  чтение отрывков из литературных произведений  и т.д..

Использование на уроке пословиц воспринимается детьми  как некоторое отступление от темы, что позволяет им  снять накопившееся напряжение. Например, очень часто ребятам предлагаются такие задания: составь из отдельных слогов пословицу, объясни ее смысл: «Сноровка и умение – в беде спасение», «От глупого риска до беды близко», «Век живи, век учись» и т. д..  Можно приготовить такие задания в конвертах при организации  групповой работы, вывести на экран для всего класса или предложить каждому ряду свою пословицу. В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учеников, к  тому же использование на уроке литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.

На уроках ОБЖ необходимо давать ребенку возможность высказывать своё мнение по рассматриваемому вопросу, поделиться своим, пока еще небольшим, жизненным опытом, в таких случаях необходимо поощрять любую активность. Подобные возможности направлены  на уменьшение у детей страха по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичными выступлениями, и приводит не только к  улучшению  здоровья обучающихся, но и их успеваемости.

Одним из самых важных аспектов является именно психологический комфорт детей во время уроков.  В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит  к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Следует отметить, что утомляемость учеников, внимание на разных этапах урока  зависит от разнообразия видов деятельности. Если на уроке дети только слушают объяснение учителя, изредка вступают в беседу, то польза от такого урока минимальна. Число видов учебной деятельности должно варьироваться от  4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости детей. Вместе с тем необходимо знать, что частая смена одной деятельности на другую требует от учеников дополнительных адаптационных усилий. Это  способствует росту утомляемости. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов  деятельности  7–10 минут.

Успешность  решения задачи формирования у детей культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека.

Использование на уроках ОБЖ ситуационных задач необходимо связывать со здоровьем обучающихся. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, помещенных в учебниках. При решении задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.  В этом случае образование всегда нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия различных факторов, воздействующих на организм, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих,  виды болезней, способы оздоровления, формирование здорового образа жизни.

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями  «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание»,  «безопасное поведение на дорогах».  Необходимо регулярно проводить внеклассные мероприятия посвященные здоровому образу жизни. Разработка урока по ОБЖ в 6-м классе на тему «Здоровый образ жизни и профилактика утомления» представлен в приложении [Приложение 6].

Чтобы снять нарастающее утомление на уроке учителя обязательно должны использовать  физкультминутка примерно на 2 минуты. Время, когда нужно провести физкультминутку, определяет учитель, сигналом к смене деятельности служит заметное двигательное беспокойство, нарушение внимания (где-то к середине  урока). Применяется комплекс «красивая осанка».

Психологический климат на уроке зависит напрямую от учителя, поэтому все свои проблемы необходимо оставить за порогом школы и урок начинать с улыбки. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.

Урок считается неполноценным, если на нем не использовались эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки,  афоризмы, физкульминутки и т. д.

Важно, чтобы завершение урока было спокойным: обучающиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.

Целью  работы учителя ОБЖ в русле педагогики  здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» – вот цель  работы многих учителей.  А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить усталость и перегрузки у обучающихся, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Любой выбор, любой труд, который будет способствовать укреплению здоровья детей,– это необычайно благородная и – благодарная роль. Результатом и наградой будет осознание, что ты внёс свой вклад в то, чтобы здоровье детей стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству [40].

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья обучающихся как в психологическом аспекте, так и в физиологическом. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности, личный выбор обучающимися блочно-модульных систем образовательного процесса, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования, медико-психолого-педагогическое сопровождение учеников.

Заключение

Анализ изученной психолого-педагогической и методической литературы, результаты проведенного исследования убеждают в необходимости применения на уроках ОБЖ современных образовательных технологий.

Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог. Необходимо на первый план выдвинуть развивающую функцию, направленную на становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей. Переход на новые технологии обеспечивает воспитание человека, заинтересованного в самообучении, в саморазвитии. Развитие умственной о творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду, как к умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умения себя организовать, умения критически осмыслить и оценить.

Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Принципиальное отличие современного урока от традиционного состоит в том, что под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях.

Необходимо стремится к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих).

Ценным представляется предъявление учителем результатов педагогического наблюдения, анкетирования учеников и их родителей, показывающих отношение к использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе, раскрывающих оценку их влияния на результаты обучения.

Применение новых образовательных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Изменения в  Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

  Исходя из этого, нами были выявлены и апробированы  педагогические условия применения современных образовательных технологий на уроках ОБЖ:

1. Дифференцированный подход в обучении.

2. Использование межпредметных связей, которые повышают практическую и научно-теоретическую подготовку обучающихся.

3. Интенсификация процесса обучения, повышение мотивации к учебе, развитие информационной культуры учащихся.

4. Использование игровых форм занятий, которые ведут к повышению творческого потенциала учащихся и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению учебного  материала.

5. Развитие исследовательских навыков в процессе обучения.

6. Рационально организованная групповая  деятельность обучающихся  позволяет решать различные познавательные задачи, повышает эффективность обучения ОБЖ,  помогает становлению личности ребенка, сплочению  ученического коллектива.

7. Активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья детей.

Таким образом, можно сказать, что мы решили поставленные в работе задачи, но данная проблема настолько многогранна, что обладает большими резервами для дальнейшего исследования и поиска путей решения.

Список использованной литературы

1.       Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Н.П. Абаскалова. – М.: Новосибирск, 2007. – 188 с.

2.       Абрамова, С.В. Теория и методика обучения, и воспитания безопасности жизнедеятельности / С.В. Абрамова. – М.: Южно-Сахалинск, 2012.– 244 с.

3.       Бакушкина, М.В. Использование игровых технологий на урокаОБЖ // Студенческий научный форум. 2013. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/.

4.       Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии. – 2010. –№2. – С.105-153.

5.       Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Москва, 1989. – 192 с.

6.       Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская. – М.: Питер, 2014. – 624 с.

7.       Борохович, Л.Ю. Классификация педагогических технологий //Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2012. URL: http://nsportal.ru/klub-znatokov-inostrannykh-yazykov/klassifikatsiya-pedagogicheskikh-tekhnologii.

8.       Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева, А.В., Кукушкин, В.С., Сучков, Г.В. Педагогические технологии/В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336с.

9.       Варламова, А.Я., Кирилов, П.В. Педагогика / А.Я. Варламова, П.В. Кирилов. – М.: Волгоград, 2004. – 76 с.

10.  Гусева, О.И. Использование метода проектов на уроках ОБЖ// //Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2014. URL: http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2014/01/13/statya-ispolzovanie-metoda-proektov

11.  Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.

12.  Дубенский, Ю.П. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся / Ю.П. Дубенский. – М.: ОмГУ, 2005. – 59 с.

13.  Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии/ Н.И.Запру-дский. – М.: Издательство «Сэр-Вит», 2003. - 288 с.

14.  Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Первое сентября. . – 2010. –№4. – С.3. – 5

15.  Кларин, М. В. Технология обучения: идеал и реальность/М.В. Кларин. – М.: Проспект, 2008 г. – С. 180.

16.  Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

17.  Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. – М.: КАРО, 2006. – 368 с.

18.  Кравцова, Е.Е. Психологи и педагогика: краткий курс/Е.Е. Кравцова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2015. – 320 с.

19.  Крившенко, Л.П.. и др. Педагогика / Л. П. Крившенко. – М.: Проспект, 2004. – 432 с.

20.  Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы / В.Т. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991.- С.26.

21.  Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы / В.С. Кузнецов. – М.: ВАКО, 2011. –176 с.

22.  Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии / В.С. Кукушкин. - СПб., 2003. – С. 163.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!