СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические аспекты создания информационно- образовательной среды для школьного (ученического) самоуправления

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обоснована актуальность разработки информацион­но-образовательной среды для развития школьного (ученического) самоуправления, приведена табличная модель ИОС, ориентирован­ная на преодоление негативных последствий внедрения ученичес­кого самоуправления, указаны результаты апробации.

Просмотр содержимого документа
«Методические аспекты создания информационно- образовательной среды для школьного (ученического) самоуправления»

Методические аспекты создания информационно- образовательной среды для школьного (ученического) самоуправления

1БаламирзоеваЭ.Р., 2Кахриманова З.А.

1МБОУ СОШ № 48 г.Махачкала, 2МКОУ «Юхаристальская СОШ» МО С.Стальский район

В статье обоснована актуальность разработки информацион­но-образовательной среды для развития школьного (ученического) самоуправления, приведена табличная модель ИОС, ориентирован­ная на преодоление негативных последствий внедрения ученичес­кого самоуправления, указаны результаты апробации.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, школьное самоуправление, средства ИКТ для ученического самоуп­равления


Одним из направлений модернизации системы образования является демократизация и повышение открытости управления об­разовательной организацией через развитие различных форм госу­дарственно-общественного управления, среди которых важное мес­то занимает ученическое самоуправление.

В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12 декабря 2013 года большое внимание уделяется вопросам повыше­ния гражданской активности педагогов и учащихся, созданию обще­ственных советов, развитию местного самоуправления [2]. Подчер­кивается, что роль школ заключается не только в обучении, но и в формировании мировоззрения учащихся, развитии их личности.

Приоритетом государственной молодежной политики Рос­сийской Федерации является направленность на формирование ответственного отношения учащихся школ и вузов к государству и обществу [1]. Реализация данного направления тесно связана с ор­ганизацией процессов социализации молодежи в современном об­ществе, которая предполагает не столько усвоение и слепое следова­ние нормам, а, наоборот, активное участие в формировании норм, правил, стратегий поведения, которые помогут решать насущные проблемы российского общества в целом, и молодых граждан РФ, - в частности. Такой подход к социализации и воспитанию учащихся может быть реализован только при наличии гибкой и адаптивной системы управления в образовательных организациях, неотъемле­мой частью которой становится ученическое самоуправление.

Необходимо также учитывать, что Федеральные государствен­ные образовательные стандарты основного общего и среднего обще­го образования также направлены на демократизацию школьного образования, приоритетное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, гражданская идентичность. При этом оптимальными условиями для формирования данных качеств является функционирование полноценной системы учени­ческого самоуправления как специфической формы организации деятельности ученического сообщества, направленной на развитие самостоятельности в принятии и реализации решений, способству­ющих достижению целей сообщества.

Методологические подходы к организации системы школьного самоуправления определены в работах В.И. Бочкарева, В.М. Коротова, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, Н.И. Приходько, А.С. Прутченкова, М.И. Рожкова и других. В исследованиях указанных авторов подчеркивается, что создание ученических советов в образователь­ных организациях предоставляет возможности для существенного изменения системы управления российской школы за счет повы­шения ее открытости, направленности на разумный учет интересов школьников за счет привлечения делегатов от ученического сооб­щества к решению задач развития школы. Однако, в их работах не учитывается, что для полноценного развития ученического самоуп­равления, необходим оперативный обмен информацией, что могут обеспечить только средства информационных и коммуникацион­ных технологий (ИКТ).

Использование средств ИКТ в образовании рассматривается в работах Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, С.В. Зенкиной, А.А. Кузнецова, В.М. Монахова, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, А.Л. Семенова, А.Н. Тихонова, М.С. Цветковой и других, но они не направлены на создание информационно-образовательной среды (ИОС), ориентированной именно на школьное самоуправление. Вопросы использования сервисов сети интернет для поддержки са­моуправления в школе на примере сетевых сообществ рассмотрены в диссертациях С.З. Алборовой, С.Е. Ковровой, Р.И. Круподерова, М.М. Ниматулаева, А.В. Шелухиной, М.В.Федосеевой, Е.В. Чернобай и др. Однако, данные исследования акцентируются на каком-то одном преобладающем средстве ИКТ и не рассматривают комплекс­ное использование различных средств ИКТ для обеспечения ИОС.

Необходимо отметить, что в процессе принятия управленческо­го решения (как неотъемлемой функции ученического самоуправле­ния) важно построить взаимодействие, организовать оперативный обмен информацией, стимулировать мыслительную деятельность, поэтому использование только лишь сетевых сообществ в усовер­шенствовании деятельности органов школьного самоуправления, является недостаточным и необходимо использовать дополнитель­ные сетевые информационные ресурсы.

Таким образом, основываясь на анализе исследований, отра­жающих степень изученности проблемы, что существует пробле­ма, которая определяется противоречием между необходимостью развивать такой важный компонент общественного управления школой, как школьное (ученическое) самоуправление в условиях информационного общества, и, с другой стороны, - недостаточной разработанностью методических аспектов создания и использова­ния ИКТ-насыщенной ИОС для полноценной реализации функций органов школьного самоуправления.

Целью исследования, выполненного в рамках написания ма­гистерской диссертации являлось разработка методических аспек­тов использования средств ИКТ для создания ИОС для реализации целей школьного ученического самоуправления при минимизации накопленных негативных последствий внедрения системы учени­ческого самоуправления.

При рассмотрении системы школьного ученического самоуп­равления в МКОУ «Юхаристальская СОШ» муниципального образования С.Стальский район, следует отметить, что к настоящему времени (сис­тема внедряется с 2010 г.) накопился ряд отрицательных аспектов, которые актуализируют вопрос о создании ИОС, функционирова­ние которой приведет к ликвидации выявленных проблем:

  1. проблемы изоляции органов ученического самоуправле­ния от других субъектов самоуправления (педагогического и ро­дительского сообществ) и формализация процесса внедрения уче­нического самоуправления: в некоторых классах (7 из 15) до начала эксперимента по внедрению ИОС, присутствовала определенная изолированность органов ученического самоуправления - органы власти класса «жили сами по себе», а ученики только наблюдали за происходящим, не имея возможности и желания вмешиваться в происходящее;

  2. проблема чрезмерного увлечения масштабностью ученичес­кого самоуправления - орган самоуправления класса воспринимал­ся как неприкосновенное государство со своим укладом;

  3. проблема отсутствия постоянно выделенного помещения и времени для работы органов ученического самоуправления, связан­ная с тем, что здание школы достаточно старое и, когда оно строилось, то не рассчитывалось на такое количество учащихся. Следовательно, необходим частичный перенос места встречи в виртуальную среду;

  4. проблема искажения восприятия целей ученического само­управления - смещение акцента только на досуговую деятельность: многие школьники не понимали многогранности управленческой деятельности, поэтому воспринимали ее только как возможность организации мероприятий различного уровня;

5) проблема замкнутости, «зацикленности» только на своей школе, (наблюдалась в пяти классах из 15).

Для преодоления указанных трудностей, которые были диа­гностированы путем наблюдения за работой системы школьного ученического самоуправления в МКОУ «Юхаристальская СОШ» , была разработана модель ИОС (табл. 1.) , определены средства ИКТ для ее реализа­ции, составлены методические рекомендации для учащихся по их использованию.


Таблица1

Модель ИОС для школьного ученического самоуправления

в МКОУ «Юхаристальская СОШ»

Направление работы

Функция

Компонент ИОС

1

2

3

Представитель­ское направле­ние

Участие в обсуж­дении школьных проблем

Для синхронных интеракций - про­граммы для видеоконференций (ooVoo, Skype), программы комму­никаторы (WhatsApp, Viber и др.) Для асинхронных интеракций - классическая электронная поч­та, форумы в сетевых сообществах («стены»), видео-сервисы (YouTube)

Выдвижение ва­риантов решения, их анализ

Сервис виртуальных досок Padlet Сервис classtools.net: схема «Рыбий скелет» и диаграмма Венна для ана­лиза решения

Оформление до­кументации и пресс-релизы

Облачные сетевые редакторы (Google Диск), сетевые сообщества, сайт Де­партамента молодежной политики

Пресс-конферен­ции

Виртуальный пресс-секретарь (сер­вис «ИНФЫ»)

Дебаты

Сервисы для проведения вебинаров ( Hangouts)

Разрешение кон­фликтов

Работа школьных служб примире­ния для посред­ничества в раз­решении внутри- школьных конф­ликтов

Блоги, удаленные консультации че­рез программы VoIP, сервисы для анализа точек зрения; диаграмма Венна для анализа реше­ния

Информацион­ное направле­ние

Информирова­ние школьников о школьных про­блемах и путях их решения

Сетевые сообщества, блоги, видео­порталы с записью мастер-классов

Представление пред-выборной программы, ос­вещение событий в периодической печати

Сайт Департамента молодежной по­литики,

Сервисы для проведения вебинаров Виртуальные доски для стенгазет в электронном виде - WikiWall, Padlet

Новости и отчеты по мероприятиям

группа Департамента молодежной политики в сетевом сообществе «Вконтакте», сайт школы, коммуникаторы

Шефское на­правление

Организация шефства старших над младшими

сервисы для создания комиксов для объяснения норм и правил для млад­ших школьников из детского объ­единения «Радуга» - toondoo.com

Внешние связи

Взаимодействие с внешкольными структурами, об­щение с лидера­ми

Сервис classtools.net: SMS Генератор

Организаторс­кое направление

Поддержка досу- говых, социаль­но-значимых и проектов школь­ников

веб-стена Padlet, сайт Департамента молодежной политики, группа Де­партамента молодежной политики в сетевом сообществе «Вконтакте»


Основными критериями отбора средств ИКТ для построения ИОС являлись бесплатность, постоянная доступность, кросс-платформенность.

Апробация осуществлялась путем систематического исполь­зования входящих в модель ИОС сервисов сети интернет для со­провождения деятельности органов ученического самоуправления в МКОУ «Юхаристальская СОШ» муниципального образования С.Стальский район на протяжении 2017-18 уч.г.

Перед началом апробации в школу были приглашены эксперты (психолог, представитель отдела по работе с молодежью, предста­витель Молодежного центра муниципального образования С.Стальский район), которые путем беседы с учащимися выявили исходный уровень ученического учас­тия в принимаемых решениях. Для оценки уровня использовалась Шкала Харта [3], было установлено, что самостоятельность участия в решениях находилась на второй ступени, которая характеризует­ся следующим образом: «Мнение детей выступает как декорация в общем процессе принятия решений; взрослые используют мнение детей для поддержки реализации своих целей, взрослые не считают, что идея проектов каким-то образом исходит от детей, присутству­ет психологическое давление со стороны взрослых»

После проведения апробации были достигнуты следующие ре­зультаты: возросло количество инициативных участников органов школьного самоуправления - с 22 до 67 человек; ускорились темпы принятия решений из-за внедрения дистанционных форм работы; учащиеся стали более ответственно относиться к процессу приня­тия решений и рассматривать больше вариантов решения; возросла доля ученического участия в принимаемых решениях.

После проведения апробации, повторно приглашенная экс­пертная группа определила, что доля самостоятельности учащихся соответствует 6 ступени, которая характеризуется тем, что взрос­лые инициируют и разрабатывают проект, но принимают решение относительно его реализации совместно с учащимися. Данную сту­пень характеризуют различные мероприятия по изучению мнения учащихся, а также их участия в процессе принятия решений, проис­ходит процесс изучения участия детей в деятельности.


Литература

  1. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поко­лений: Науч. монография / Под общ. ред. Вал.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 718 с.

  2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.garant.ru/hotlaw/federal/510873/#ixzz3znk4Hlvl (дата обращения: 29.09.2019 г.).

  3. Федосеева М. В. Сетевые сообщества как средство организации ученического самоуправления [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mgpu.ru/materials/43/43988.pdf (дата обращения: 20.10.2019 г.).