Методические аспекты создания информационно- образовательной среды для школьного (ученического) самоуправления
1БаламирзоеваЭ.Р., 2Кахриманова З.А.
1МБОУ СОШ № 48 г.Махачкала, 2МКОУ «Юхаристальская СОШ» МО С.Стальский район
В статье обоснована актуальность разработки информационно-образовательной среды для развития школьного (ученического) самоуправления, приведена табличная модель ИОС, ориентированная на преодоление негативных последствий внедрения ученического самоуправления, указаны результаты апробации.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, школьное самоуправление, средства ИКТ для ученического самоуправления
Одним из направлений модернизации системы образования является демократизация и повышение открытости управления образовательной организацией через развитие различных форм государственно-общественного управления, среди которых важное место занимает ученическое самоуправление.
В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12 декабря 2013 года большое внимание уделяется вопросам повышения гражданской активности педагогов и учащихся, созданию общественных советов, развитию местного самоуправления [2]. Подчеркивается, что роль школ заключается не только в обучении, но и в формировании мировоззрения учащихся, развитии их личности.
Приоритетом государственной молодежной политики Российской Федерации является направленность на формирование ответственного отношения учащихся школ и вузов к государству и обществу [1]. Реализация данного направления тесно связана с организацией процессов социализации молодежи в современном обществе, которая предполагает не столько усвоение и слепое следование нормам, а, наоборот, активное участие в формировании норм, правил, стратегий поведения, которые помогут решать насущные проблемы российского общества в целом, и молодых граждан РФ, - в частности. Такой подход к социализации и воспитанию учащихся может быть реализован только при наличии гибкой и адаптивной системы управления в образовательных организациях, неотъемлемой частью которой становится ученическое самоуправление.
Необходимо также учитывать, что Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования также направлены на демократизацию школьного образования, приоритетное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, гражданская идентичность. При этом оптимальными условиями для формирования данных качеств является функционирование полноценной системы ученического самоуправления как специфической формы организации деятельности ученического сообщества, направленной на развитие самостоятельности в принятии и реализации решений, способствующих достижению целей сообщества.
Методологические подходы к организации системы школьного самоуправления определены в работах В.И. Бочкарева, В.М. Коротова, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, Н.И. Приходько, А.С. Прутченкова, М.И. Рожкова и других. В исследованиях указанных авторов подчеркивается, что создание ученических советов в образовательных организациях предоставляет возможности для существенного изменения системы управления российской школы за счет повышения ее открытости, направленности на разумный учет интересов школьников за счет привлечения делегатов от ученического сообщества к решению задач развития школы. Однако, в их работах не учитывается, что для полноценного развития ученического самоуправления, необходим оперативный обмен информацией, что могут обеспечить только средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование средств ИКТ в образовании рассматривается в работах Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, С.В. Зенкиной, А.А. Кузнецова, В.М. Монахова, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, А.Л. Семенова, А.Н. Тихонова, М.С. Цветковой и других, но они не направлены на создание информационно-образовательной среды (ИОС), ориентированной именно на школьное самоуправление. Вопросы использования сервисов сети интернет для поддержки самоуправления в школе на примере сетевых сообществ рассмотрены в диссертациях С.З. Алборовой, С.Е. Ковровой, Р.И. Круподерова, М.М. Ниматулаева, А.В. Шелухиной, М.В.Федосеевой, Е.В. Чернобай и др. Однако, данные исследования акцентируются на каком-то одном преобладающем средстве ИКТ и не рассматривают комплексное использование различных средств ИКТ для обеспечения ИОС.
Необходимо отметить, что в процессе принятия управленческого решения (как неотъемлемой функции ученического самоуправления) важно построить взаимодействие, организовать оперативный обмен информацией, стимулировать мыслительную деятельность, поэтому использование только лишь сетевых сообществ в усовершенствовании деятельности органов школьного самоуправления, является недостаточным и необходимо использовать дополнительные сетевые информационные ресурсы.
Таким образом, основываясь на анализе исследований, отражающих степень изученности проблемы, что существует проблема, которая определяется противоречием между необходимостью развивать такой важный компонент общественного управления школой, как школьное (ученическое) самоуправление в условиях информационного общества, и, с другой стороны, - недостаточной разработанностью методических аспектов создания и использования ИКТ-насыщенной ИОС для полноценной реализации функций органов школьного самоуправления.
Целью исследования, выполненного в рамках написания магистерской диссертации являлось разработка методических аспектов использования средств ИКТ для создания ИОС для реализации целей школьного ученического самоуправления при минимизации накопленных негативных последствий внедрения системы ученического самоуправления.
При рассмотрении системы школьного ученического самоуправления в МКОУ «Юхаристальская СОШ» муниципального образования С.Стальский район, следует отметить, что к настоящему времени (система внедряется с 2010 г.) накопился ряд отрицательных аспектов, которые актуализируют вопрос о создании ИОС, функционирование которой приведет к ликвидации выявленных проблем:
проблемы изоляции органов ученического самоуправления от других субъектов самоуправления (педагогического и родительского сообществ) и формализация процесса внедрения ученического самоуправления: в некоторых классах (7 из 15) до начала эксперимента по внедрению ИОС, присутствовала определенная изолированность органов ученического самоуправления - органы власти класса «жили сами по себе», а ученики только наблюдали за происходящим, не имея возможности и желания вмешиваться в происходящее;
проблема чрезмерного увлечения масштабностью ученического самоуправления - орган самоуправления класса воспринимался как неприкосновенное государство со своим укладом;
проблема отсутствия постоянно выделенного помещения и времени для работы органов ученического самоуправления, связанная с тем, что здание школы достаточно старое и, когда оно строилось, то не рассчитывалось на такое количество учащихся. Следовательно, необходим частичный перенос места встречи в виртуальную среду;
проблема искажения восприятия целей ученического самоуправления - смещение акцента только на досуговую деятельность: многие школьники не понимали многогранности управленческой деятельности, поэтому воспринимали ее только как возможность организации мероприятий различного уровня;
5) проблема замкнутости, «зацикленности» только на своей школе, (наблюдалась в пяти классах из 15).
Для преодоления указанных трудностей, которые были диагностированы путем наблюдения за работой системы школьного ученического самоуправления в МКОУ «Юхаристальская СОШ» , была разработана модель ИОС (табл. 1.) , определены средства ИКТ для ее реализации, составлены методические рекомендации для учащихся по их использованию.
Таблица1
Модель ИОС для школьного ученического самоуправления
в МКОУ «Юхаристальская СОШ»
Направление работы | Функция | Компонент ИОС |
1 | 2 | 3 |
Представительское направление | Участие в обсуждении школьных проблем | Для синхронных интеракций - программы для видеоконференций (ooVoo, Skype), программы коммуникаторы (WhatsApp, Viber и др.) Для асинхронных интеракций - классическая электронная почта, форумы в сетевых сообществах («стены»), видео-сервисы (YouTube) |
Выдвижение вариантов решения, их анализ | Сервис виртуальных досок Padlet Сервис classtools.net: схема «Рыбий скелет» и диаграмма Венна для анализа решения |
Оформление документации и пресс-релизы | Облачные сетевые редакторы (Google Диск), сетевые сообщества, сайт Департамента молодежной политики |
Пресс-конференции | Виртуальный пресс-секретарь (сервис «ИНФЫ») |
Дебаты | Сервисы для проведения вебинаров ( Hangouts) |
Разрешение конфликтов | Работа школьных служб примирения для посредничества в разрешении внутри- школьных конфликтов | Блоги, удаленные консультации через программы VoIP, сервисы для анализа точек зрения; диаграмма Венна для анализа решения |
Информационное направление | Информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения | Сетевые сообщества, блоги, видеопорталы с записью мастер-классов |
Представление пред-выборной программы, освещение событий в периодической печати | Сайт Департамента молодежной политики, Сервисы для проведения вебинаров Виртуальные доски для стенгазет в электронном виде - WikiWall, Padlet |
Новости и отчеты по мероприятиям | группа Департамента молодежной политики в сетевом сообществе «Вконтакте», сайт школы, коммуникаторы |
Шефское направление | Организация шефства старших над младшими | сервисы для создания комиксов для объяснения норм и правил для младших школьников из детского объединения «Радуга» - toondoo.com |
Внешние связи | Взаимодействие с внешкольными структурами, общение с лидерами | Сервис classtools.net: SMS Генератор |
Организаторское направление | Поддержка досу- говых, социально-значимых и проектов школьников | веб-стена Padlet, сайт Департамента молодежной политики, группа Департамента молодежной политики в сетевом сообществе «Вконтакте» |
Основными критериями отбора средств ИКТ для построения ИОС являлись бесплатность, постоянная доступность, кросс-платформенность.
Апробация осуществлялась путем систематического использования входящих в модель ИОС сервисов сети интернет для сопровождения деятельности органов ученического самоуправления в МКОУ «Юхаристальская СОШ» муниципального образования С.Стальский район на протяжении 2017-18 уч.г.
Перед началом апробации в школу были приглашены эксперты (психолог, представитель отдела по работе с молодежью, представитель Молодежного центра муниципального образования С.Стальский район), которые путем беседы с учащимися выявили исходный уровень ученического участия в принимаемых решениях. Для оценки уровня использовалась Шкала Харта [3], было установлено, что самостоятельность участия в решениях находилась на второй ступени, которая характеризуется следующим образом: «Мнение детей выступает как декорация в общем процессе принятия решений; взрослые используют мнение детей для поддержки реализации своих целей, взрослые не считают, что идея проектов каким-то образом исходит от детей, присутствует психологическое давление со стороны взрослых»
После проведения апробации были достигнуты следующие результаты: возросло количество инициативных участников органов школьного самоуправления - с 22 до 67 человек; ускорились темпы принятия решений из-за внедрения дистанционных форм работы; учащиеся стали более ответственно относиться к процессу принятия решений и рассматривать больше вариантов решения; возросла доля ученического участия в принимаемых решениях.
После проведения апробации, повторно приглашенная экспертная группа определила, что доля самостоятельности учащихся соответствует 6 ступени, которая характеризуется тем, что взрослые инициируют и разрабатывают проект, но принимают решение относительно его реализации совместно с учащимися. Данную ступень характеризуют различные мероприятия по изучению мнения учащихся, а также их участия в процессе принятия решений, происходит процесс изучения участия детей в деятельности.
Литература
Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: Науч. монография / Под общ. ред. Вал.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 718 с.
Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.garant.ru/hotlaw/federal/510873/#ixzz3znk4Hlvl (дата обращения: 29.09.2019 г.).
Федосеева М. В. Сетевые сообщества как средство организации ученического самоуправления [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.mgpu.ru/materials/43/43988.pdf (дата обращения: 20.10.2019 г.).