Хор мальчиков является сложным организмом как с физиологической так и с психологической стороны. Создание такого коллектива требует от руководителя немалых сил, хорошей методической базы и необходимых личных качеств. Исторически, хор мальчиков появился в европейских капеллах. При певческих школах в храмах на воспитание принимались мальчики, чтобы с ранних лет обучаться церковному исполнительству. Примерами таких школ могут служить многие европейские образовательные учреждения, из стен которых выходили именитые музыканты.
Хоровая студия мальчиков в каждом городе является решением проблемы по подготовке абитуриентов творческих учебных заведений, мужчин-вокалистов и обеспечение ими творческих коллективов (музыкальных театров и хоровых коллективов) города.
Основными задачами студии являются:
− совершенствование базы начального музыкального образования за счет обобщения методик хорового пения и инновационных технологий преподавания иных специальных профильных дисциплин, дисциплин общеэстетической направленности, повышение на этой основе качества подготовки абитуриентов;
− хоровое воспитание детей;
− выявление и развитие музыкальных и творческих способностей школьников;
− сохранение русских хоровых традиций ;
− воспитание активных слушателей и исполнителей, обладающих широкими теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками;
− формирование профессиональной направленности учащихся студии;
Образовательная программа в хоровой студии включает в себя следующие дисциплины, позволяющие получить полноценное начальное музыкальное образование:
-Хоровой класс (специальность);
-постановка голоса;
-сольфеджио;
-музыкальная литература;
-слушание музыки;
-инструмент (по выбору);
-вокальный ансамбль.
Хоровой класс является основополагающей дисциплиной. Во время занятия в хоровом классе проходит основная работа над воспитанием профессиональных и личных качеств юных музыкантов. Если к профессиональным качествам мы относим музыкальность, вокально-хоровые навыки, умение петь сольно и в ансамбле, то к личным качествам можно отнести чувство ответственности (знание своей партии, знание партий других голосов для того, чтобы каждый хорист мог заменить певца из другой партии). В процессе исполнения музыки воспитывается любовь к родной культуре через классическую и русскую духовную музыку. В связи с тем, что капелла мальчиков нацелена на обучение только мальчиков и юношей, занятия проходят в соответствующих психологических условиях: строгая дисциплина, воспитание чувства патриотизма, воспитание волевых качеств. Регулярная индивидуальная работа на уроке постановки голоса обеспечивает коллектив качеством звучания каждого певца в отдельности, и, соответственно, звучания в общем.
Практически каждый воспитанник может исполнить сольную партию в том или ином произведении, и желание певцов быть солистами всегда должно поддерживаться руководителем: на репетициях каждый может попробовать себя в этой роли.
В связи со спецификой студии работа на всех дисциплинах так или иначе направлена на хоровой класс. Так, на уроках сольфеджио большое внимание уделяется чтению с листа хоровых партитур, пение многоголосных упражнений. Все это развивает ладово-гармонический слух, что очень важно для пения в профессиональном хоре.
Пение в вокальных группах воспитывает у учащихся чувство ансамбля (ритмического, тембрового, звуковысотного и т.д)в малых составах (дуэтах, трио, квартетах и т.д), где каждый ученик отвечает за свою партию и за общее звучание ансамбля.
Существуют некоторые особенности выбора репертуара в хорах мальчиков:
Следует тщательно выбирать тематику произведений, нацеливая молодое поколение на то, что они станут опорой в семье, стране и обществе: это должна быть и патриотическая тематика, песни об истории и Родине, не отметая при этом и лирическую сторону воспитания (песни о дружбе, любви)
Произведения должны быть разными по стилям и жанрам. Не стоит увлекаться только лишь куплетно-песенной формой, как это было принято долгое время.
Так же стоит учитывать физиологические данные поющих: выбирать произведения в соответствии с возрастом, диапазоном голоса, с техническими возможностями коллектива.
В разных возрастных группах на репетициях хора ставятся и выполняются определенные задачи. Для младших классов ставятся следующие задачи:
- формирование певческой установки;
-точное интонирование;
-укрепление опоры звука и певческого дыхания;
-закрепление высокой певческой позиции, легкости и звонкости голоса;
-овладение основными исполнительскими штрихами, типами звуковедения;
-укрепление ровного звучания голоса на всем диапазоне;
-выработка отклика на дирижерский жест (внимание, начало пения, окончание пения, дыхание, смена штрихов, динамика).
Примером упражнений может служить упражнение из сборника «Упражнения и вокализы» (составитель Л.С.Бочкарева):
Данное упражнение способствует улучшению навыков пения legato, выработке длинного дыхания. Оно исполняется в умеренном или быстром темпах. Задачей ставится умение вести фразу к последнему звуку в любом темпе и динамике.
Старшим хором усовершенствуются те же задачи, которые ставятся младшим группам хора, и добавляются новые:
- умение пользоваться регистрами голоса;
-умение петь в ансамбле (ритмическом, звуковысотном, тембровом) с другими участниками хора;
-усвоение более сложной программы (в техническом и эмоциональном плане).
Наиболее наглядные упражнения для выполнения поставленных задач можно выделить следующие, из сборника М.Глинки «Упражнения и вокализы»
Данное упражнение способствует формированию навыков пения Legato , опоры звука. Благодаря большому диапазону оно способствует сглаживанию регистровых переходов. Главной задачей в этом упражнении ставится проведение длинной фразы из коротких мотивов, не останавливая движения в паузу. Может исполняться на любую гласную или слог.
Следующее упражнение, из того же сборника, требует связного пропевания интервалов (интервал может быть любым):
Трудность данного упражнения - в точном интонировании интервалов.
Упражнение для ровности звучания голоса на всем диапазоне [там же]:
В связи со спецификой коллектива у руководителя возникает необходимость специальной работы в период мутации у юношей.
По продолжительности мутацию можно разделить на четыре периода:
1) предмутационный, или период латентной мутации;
2) период острой мутации;
3) период стабилизации юношеского голоса;
4) период постепенного перехода юношеского голоса во взрослый.
В период острой мутации юноши временно освобождаются от пения. Таким ребятам в этот период следует усиленно заниматься инструментом и теоретическими дисциплинами, чтобы не потерять музыкальных навыков и интерес к обучению. В предмутационный период и период стабилизации ребята могут петь в основном составе хора, но по продолжительности и нагрузке занятия с такими детьми укорачиваются во времени. В этот период за ними должен вестись особый контроль, чтобы не допускать форсировки звука и неправильного развития голоса. Ведется работа над выравниванием голоса: пение должно осуществляться в удобной тесситуре и диапазоне, сначала в пределах кварты-квинты, затем постепенно расширяя до октавы, и так далее. В последний период мутации определяется тип голоса юноши, и осуществляется переход из хора мальчиков в мужской ансамбль, если таковой имеется.
Таким образом, работа с коллективом мальчиков имеет свои особенности и трудности, одолев которые руководитель может создать уникальное звучание, свойственное только чистым и звонким мальчишеским голосам.