СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические и психологические особенности работы с хором мальчиков

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке описаны структура и особенности работы с хором мальчиков. В ней содержатся рекомендации для руководителей хоровых коллективов.

Просмотр содержимого документа
«Методические и психологические особенности работы с хором мальчиков»

Хор мальчиков является сложным организмом как с физиологической так и с психологической стороны. Создание такого коллектива требует от руководителя немалых сил, хорошей методической базы и необходимых личных качеств. Исторически, хор мальчиков появился в европейских капеллах. При певческих школах в храмах на воспитание принимались мальчики, чтобы с ранних лет обучаться церковному исполнительству. Примерами таких школ могут служить многие европейские образовательные учреждения, из стен которых выходили именитые музыканты.

Хоровая студия мальчиков в каждом городе является решением проблемы по подготовке абитуриентов творческих учебных заведений, мужчин-вокалистов и обеспечение ими творческих коллективов (музыкальных театров и хоровых коллективов) города.

Основными задачами студии являются:

− совершенствование базы начального музыкального образования за счет обобщения методик хорового пения и инновационных технологий преподавания иных специальных профильных дисциплин, дисциплин общеэстетической направленности, повышение на этой основе качества подготовки абитуриентов;

 − хоровое воспитание детей;

− выявление и развитие музыкальных и творческих способностей школьников;

 − сохранение русских хоровых традиций ;

 − воспитание активных слушателей и исполнителей, обладающих широкими теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками;

− формирование профессиональной направленности учащихся студии;

Образовательная программа   в хоровой студии включает в себя следующие дисциплины, позволяющие получить полноценное начальное музыкальное образование:

-Хоровой класс (специальность);

-постановка голоса;

-сольфеджио;

-музыкальная литература;

-слушание музыки;

-инструмент (по выбору);

-вокальный ансамбль.

Хоровой класс является основополагающей дисциплиной. Во время занятия в хоровом классе проходит основная работа над воспитанием профессиональных и личных качеств юных музыкантов. Если к профессиональным качествам мы относим музыкальность, вокально-хоровые навыки, умение петь сольно и в ансамбле, то к личным качествам можно отнести чувство ответственности (знание своей партии, знание партий других голосов для того, чтобы каждый хорист мог заменить певца из другой партии). В процессе исполнения музыки воспитывается любовь к родной культуре через классическую и русскую духовную музыку. В связи с тем, что капелла мальчиков нацелена на обучение только мальчиков и юношей, занятия проходят в соответствующих психологических условиях: строгая дисциплина, воспитание чувства патриотизма, воспитание волевых качеств. Регулярная индивидуальная работа на уроке постановки голоса обеспечивает коллектив качеством звучания каждого певца в отдельности, и, соответственно, звучания в общем.

Практически каждый воспитанник может исполнить сольную партию в том или ином произведении, и желание певцов быть солистами всегда должно поддерживаться руководителем: на репетициях каждый может попробовать себя в этой роли.

В связи со спецификой студии работа на всех дисциплинах так или иначе направлена на хоровой класс. Так, на уроках сольфеджио большое внимание уделяется чтению с листа хоровых партитур, пение многоголосных упражнений. Все это развивает ладово-гармонический слух, что очень важно для пения в профессиональном хоре.

Пение в вокальных группах воспитывает у учащихся чувство ансамбля (ритмического, тембрового, звуковысотного и т.д)в малых составах (дуэтах, трио, квартетах и т.д), где каждый ученик отвечает за свою партию и за общее звучание ансамбля.

Существуют некоторые особенности выбора репертуара в хорах мальчиков:

  • Следует тщательно выбирать тематику произведений, нацеливая молодое поколение на то, что они станут опорой в семье, стране и обществе: это должна быть и патриотическая тематика, песни об истории и Родине, не отметая при этом и лирическую сторону воспитания (песни о дружбе, любви)

  • Произведения должны быть разными по стилям и жанрам. Не стоит увлекаться только лишь куплетно-песенной формой, как это было принято долгое время.

  • Так же стоит учитывать физиологические данные поющих: выбирать произведения в соответствии с возрастом, диапазоном голоса, с техническими возможностями коллектива.

 В разных возрастных группах  на репетициях хора ставятся и выполняются определенные задачи.  Для младших классов ставятся следующие задачи:

- формирование певческой установки;

-точное интонирование;

-укрепление опоры звука и певческого дыхания;

-закрепление высокой певческой позиции, легкости и звонкости голоса;

-овладение основными исполнительскими штрихами,  типами звуковедения;

-укрепление  ровного звучания голоса на всем диапазоне;

-выработка отклика на дирижерский жест (внимание, начало пения, окончание пения, дыхание, смена штрихов, динамика).

Примером упражнений может служить упражнение из сборника «Упражнения и вокализы» (составитель Л.С.Бочкарева):



Данное упражнение способствует улучшению навыков пения legato, выработке длинного дыхания. Оно исполняется в умеренном или быстром темпах. Задачей ставится умение вести фразу к последнему звуку в любом темпе и динамике.



Старшим хором усовершенствуются те же задачи, которые ставятся младшим группам хора, и добавляются новые:

  • - умение пользоваться регистрами голоса;

  • -умение петь в ансамбле (ритмическом, звуковысотном, тембровом) с другими участниками хора;

  • -усвоение более сложной программы (в техническом и эмоциональном плане).

Наиболее наглядные упражнения для выполнения поставленных задач можно выделить следующие, из сборника М.Глинки «Упражнения и вокализы»

Данное упражнение способствует формированию навыков пения Legato , опоры звука. Благодаря большому диапазону оно способствует сглаживанию регистровых переходов. Главной задачей в этом упражнении ставится проведение длинной фразы из коротких мотивов, не останавливая движения в паузу. Может исполняться на любую гласную или слог.



Следующее упражнение, из того же сборника, требует связного пропевания интервалов (интервал может быть любым):

Трудность данного упражнения - в точном интонировании интервалов.



Упражнение для ровности звучания голоса на всем диапазоне [там же]:

 

В связи со спецификой коллектива у руководителя возникает необходимость специальной работы в период мутации у юношей. 

По продолжительности  мутацию можно разделить на четыре периода:

1) предмутационный, или период латентной мутации;

2) период острой мутации;

3) период стабилизации юношеского голоса;

4) период постепенного перехода юношеского голоса во взрослый.

В период острой мутации юноши временно освобождаются от пения.  Таким ребятам в этот период следует усиленно заниматься инструментом и теоретическими дисциплинами, чтобы не потерять музыкальных навыков и интерес к обучению. В предмутационный  период и период стабилизации ребята могут петь в основном составе хора, но по продолжительности и нагрузке занятия с такими детьми укорачиваются во времени.  В этот период за ними должен вестись особый контроль, чтобы не допускать форсировки звука и неправильного  развития голоса. Ведется работа над выравниванием голоса: пение должно осуществляться в удобной тесситуре  и диапазоне, сначала в пределах кварты-квинты, затем постепенно расширяя до октавы, и так далее.  В последний период мутации определяется тип голоса юноши, и осуществляется переход из хора мальчиков в мужской ансамбль, если таковой имеется.

Таким образом, работа с коллективом мальчиков имеет свои особенности и трудности, одолев которые руководитель может создать уникальное звучание, свойственное только чистым и звонким мальчишеским голосам.