Комитет образования и науки Волгоградской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 1»
Методические материалы для самостоятельной работы студентов
По учебной дисциплине «Информатика»
по профессии: 13.01.10. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Волжский 2016г.
Рассмотрено и утверждено Методической комиссией технических профессий Протокол№ от «___»__________2016г. Председатель________________Кем Н.И. Авторы-составители: Мирошкина Н.В.- мастер производственного обучения | Составлено в соответствии с ФГОС СПО по профессии: 13.01.10. «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». |
Пояснительная записка
Учебная дисциплина является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям). Данные методические рекомендации предназначены для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по указанным темам в соответствии с рабочей программой.
Цель разработанных заданий:
закрепление полученных теоретических знаний студентов;
развитие познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование умений структурировать материал;
формирование умений составлять рефераты и презентации, используя литературу и интернет - ресурсы;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию;
овладение знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю специальности;
формирование умения использовать ИКТ в профессиональной деятельности, умения ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Для выполнения предложенных заданий требуется как применение знаний, полученных в ходе аудиторных занятий и навыков и умений, освоенных при выполнении лабораторных и практических работ, так и умение работать с дополнительной литературой и интернет - ресурсами. К каждой работе даются краткие рекомендации по ее выполнению и приводится список литературы.
Причём преподаватель может осуществлять выбор из предложенных заданий к каждой теме в зависимости от целей и задач для конкретной целевой аудитории: уровня подготовленности учебной группы, индивидуальных интересов и познавательных потребностей студентов, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия в письменной, устной форме или в виде зачета, а также на консультативных занятиях.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
уровень усвоения студентами учебного материала;
умение студентов использовать полученные знания при самостоятельном выполнении поставленных задач;
оформление материала в соответствии с требованиями стандартов;
- умение осуществлять взаимосвязь между различными учебными дисциплинами и правильно этим пользоваться.
Виды внеаудиторной самостоятельной paботы: |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
Составление глоссария по теме «Компьютерные сети» | 2 |
Выполнение сравнительного анализа: антивирусных программ специализированных программ компьютерных сетей способов подключения к сети Интернет различных поисковых систем сети Интернет профессионально ориентированных информационных систем | 14 |
Выполнение практического задания: создание визитки, буклета в текстовом процессоре создание прайс-листа создание бюллетеня, объявления в издательской системе | 12 • |
Подбор материала для: создания презентации создания веб - узла | 10 |
Анализ и структурирование материала по темам: «Программное обеспечение и его виды» «Виды, примеры информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности» | 6 |
Информационный проект по темам | 10 |
Содержание самостоятельной работы студентов
№ п\п | Наименование раздела, темы | Кол-во | Виды заданий для СРС | Планируемый результат | Блок контроля |
Раздел 1. Информационные и телекоммуникационные технологии |
1 | Информационные и телекоммуникационные технологии | | Анализ и структурирование материала по теме «Виды, примеры информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности»: Пользуясь интернет - источниками, литературой и лекцией, подберите материал об информационных и телекоммуникационных технологиях, применяемых в электромонтажных работах. Рассмотрите функциональные группы информационных систем и выберите одну из них. Примеры функциональных групп: Дайте краткое описание выбранной группы (с примерами). Рекомендуемая литература: Гришин, В. Н., Панфилова, Е. Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. - Издательство: ФОРУМ, 2013.-416 с. Федотова, Е. JI. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие. . - Издательство: ФОРУМ, 2012. - 363 с. Интернет-ресурсы: http://www.twirpx.com/file/339236/ http://www.twirpx.com/file/627861/ http://www.twirpx.com/file/1767924/ | Приобретение навыков систематизации сведений. Студент должен уметь работать с информацией, подбирать нужный материал. Студент должен знать состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационны х технологий в профессиональной деятельности. | Задание проверяется в ходе занятия и опроса по дисциплине. |
Раздел 2. Программное обеспечение компьютера |
2 | Программное обеспечение и его виды | | Анализ и структурирование материала по теме «Программное обеспечение и его виды» Пользуясь интернет - источниками, литературой и лекцией, подберите материал о программном обеспечении компьютера и его видах. Рассмотрите несколько классификаций программного обеспечения и выберите одну из них. Постройте структурно - логическую схему видов программного обеспечения выбранной классификации. К каждому виду приведите пример конкретной программы. Интернет-ресурсы: http://studopedia.net https://ru.wikipedia.org | Студент должен уметь работать с информацией, подбирать нужный материал. Студент должен знать прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. | Защита проекта на занятии и практических работах. |
3 | Системное программное обеспечение | | Информационный проект по теме «Архивирование данных» Изучите теоретический материал, используя рекомендуемую литературу или интернет - ресурсы. Подготовьте информацию по теме «Архивирование данных». Оформите материал информационного проекта в виде реферата или презентации. При создании реферата можно воспользоваться методическими рекомендациями по работе над рефератом (см. Приложение 1), при создании презентации можно воспользоваться методическими рекомендациями по составлению презентаций (см. Приложение 2). Рекомендуемая литература: Богатюк В. А. Оператор ЭВМ: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования/ В. А. Богатюк, JI. Н. Кунгурцева. - М. : ИЦ "Академия", 2013.-288с. Интернет-ресурсы: Выполнение сравнительного анализа антивирусных программ Пользуясь интернет - источниками и рекомендуемой литературой, подберите материал о двух антивирусных программах. Необходимо выбрать не менее 5 параметров. 3. Заполните колонки данными, сохраните таблицу в текстовый файл с именем "Антивирусные программы". Рекомендуемая литература: Богатюк В. А. Оператор ЭВМ: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования/ В. А. Богатюк, JT. Н. Кунгурцева. - М. : ИЦ "Академия", 2013.-288с. Интернет-ресурсы: | Студент должен уметь осуществлять поиск необходимой информации. Студент должен знать основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. Приобретение Навыков поиска необходимого материала и систематизации сведений. | Защита проекта на занятии. Задание проверяется в Ходе практических работ и тестирования по теме "Информационн ая безопасность" |
4 | Прикладное программное обеспечение | | Выполнение практического задания: создание визитки, буклета в текстовом процессоре: Пользуясь интернетом - источниками и рекомендуемой литературой изучить основные возможности текстового процессора для подготовки публикаций и подобрать необходимую информацию. Изучить макет публикации в виде визитки и буклета. Выполнить создание, сохранение, оформление, редактирование и вывод на печать публикации в виде визитки, краткого информационного сообщения в виде буклета. Задания для буклета: Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. 9 Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Рекомендуемая литература: Богатюк В. А. Оператор ЭВМ: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования/ В. А. Богатюк, JI. Н. Кунгурцева. - М. : ИЦ "Академия", 2013.-288с. Выполнение практического задания: создание прайс-листа Пользуясь интернет - источниками и рекомендуемой литературой найдите информацию об этапах создания и правилах создания прайс - листа в табличном процессоре. Создайте прайс-лист для монтажа электропроводки в квартире. Сохраните данный документ с именем "Прайс - лист". Интернет-ресурсы: Продумайте свою презентацию и подберите материал (текст, фотографии и деловую графику) для создания презентации. Создание бюллетеня, объявления в издательской системе: Пользуясь интернет - источниками и рекомендуемой литературой найдите информацию об этапах создания и правилах создания бюллетеня, объявления в издательской системе. Продумайте, какая информация будет содержаться в бюллетени и объявлении и подберите материал (текст, фотографии и деловую графику) для создания данных документов. Создайте бюллетень, объявление в издательской системе про электродвигатели, электроприборы. Сохраните данные документы. Интернет-ресурсы: https://support.office.com/ru-ru/article http://www.электродвигатели-редукторы.рф/category/otechestvennye-dvigateli/?yclid=535442200814422997 http://www.elektrikii.ru/publ/tablicy Подбор материала для создания веб - узла Вам необходимо выгодно представить электрооборудование, для того чтобы люди знали о работе оборудования более подробно. Продумайте, какая информация будет содержаться на Web-сайте об электрооборудовании и подберите материал (текст, фотографии и деловую графику) для создания Web-сайта. | Студент должен уметь осуществлять поиск необходимой информации. Студент должен знать прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы. | Задание сдается в бумажном или электронном виде преподавателю. Использование подготовленного материала на лабораторных работах. |
5 | Специализированное программное обеспечение | | Выполнение сравнительного анализа специализированных программ Пользуясь интернет - источниками и литературой, подберите материал о двух специализированных программах для электриков. Составьте сравнительную таблицу выбранных программ: Необходимо выбрать не менее 5 параметров. Заполните колонки данными, сохраните таблицу в текстовый файл с именем "Специализированные программы". Рекомендуемая литература: Гришин, В. Н., Панфилова, Е. Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. - Издательство: ФОРУМ, 2013.-416 с. Федотова, Е. JI. Информационные технологии-в профессиональной деятельности: Учебное пособие. . - Издательство: ФОРУМ, 2012. - 363 с. | Студент должен уметь осуществлять поиск необходимой информации. Студент должен знать прикладное программное обеспечение. Приобретение навыков систематизации сведений. | Задание проверяется в ходе занятия и лабораторных работ. Задание сдается в электронном виде преподавателю. |
Раздел 3. Компьютерные сети |
6 | Локальные отраслевые сети | | Составление глоссария по теме «Компьютерные сети» Откройте созданный на домашнем компьютере текстовый файл "Глоссарий по информационным технологиям". Пользуясь интернет - источниками, рекомендуемой литературой и лекционным материалом, найдите информацию, объясняющую следующие термины: компьютерная сеть локальная сеть глобальная сеть сервер провайдер протокол маршрутизатор Занесите найденную информацию в свой глоссарий и сохраните её. Рекомендуемая литература: Богатюк В. А. Оператор ЭВМ: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования/ В. А. Богатюк, Л. Н. Кунгурцева. - М. : ИЦ "Академия", 2013.-288с. Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org http://net.e-publish.ru Выполнение сравнительного анализа компьютерных сетей 1. Пользуясь интернет - источниками, лекциями подберите материал о трех социальных сетях Интернет. Необходимо выбрать не менее 3 параметров. 3. Заполните колонки данными, сохраните таблицу в текстовый файл с именем "Социальные сети". Интернет-ресурсы: | Приобретение навыков систематизации знаний, составления технических словарей. Студент должен знать организацию деятельности с использованием локальных и отраслевых сетей, информационные ресурсы . Студент должен уметь пользоваться современными средствами связи и оргтехникой, осуществлять поиск необходимой информации, применять телекоммуникационные средства. | Задание проверяется преподавателем в ходе занятия, практических работ и опроса по дисциплине. Задание сдается в электронном виде преподавателю. Задание проверяется преподавателем в ходе занятия, практических работ и опроса по дисциплине. Задание сдается в электронном виде преподавателю |
7 | Глобальная Интернет | | Выполнение сравнительного анализа способов подключения к сети Интернет. Пользуясь интернет - источниками, лекциями подберите материал о трех способах подключения к сети Интернет. Необходимо выбрать не менее 5 параметров. 3. Заполните колонки данными, сохраните таблицу в текстовый файл с именем "Способы подключения". Интернет-ресурсы: http://www.intuit.ru/studies/courses/509/365/lecture/8675?page=l http://www.inetgramotnost.ru/dostup-v-internet/3-sposoba-podklyucheniya-k-internetu.html http://www.pervyiurok.ru/Info/FrontPage/Chapter2/1.htm Выполнение сравнительного анализа различных поисковых систем сети Интернет Пользуясь интернет - источниками и рекомендуемой литературой, подберите материал о трех поисковых системах сети Интернет. Составьте сравнительную таблицу выбранных систем: Необходимо выбрать не менее 3 параметров. Заполните колонки данными, сохраните таблицу в текстовый файл с именем "Поисковые системы". Интернет-ресурсы: https://yaca.yandex.ru/yca/cat/Computers/Intemet/Search Engines | Студент должен уметь пользоваться современными средствами связи и оргтехникой, осуществлять поиск необходимой информации, применять телекоммуникационны е средства. Студент должен знать организацию деятельности с использованием локальных и отраслевых сетей. Приобретение навыков систематизации сведений. | Задание сдается в электронном виде преподавателю. |
Раздел 4. Автоматизация электромонтажных работ |
8 | Профессионально ориентированные информационные системы
| | Выполнение сравнительного анализа профессионально ориентированных информационных систем Пользуясь интернет - источниками и рекомендуемой литературой подберите материал о двух профессионально - ориентированных информационных системах. Составьте сравнительную таблицу выбранных систем: Необходимо выбрать не менее 4 параметров. Заполните колонки данными, сохраните таблицу в текстовый файл с именем "Информационные системы". Рекомендуемая литература: Гришин, В. Н., Панфилова, Е. Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. - Издательство: ФОРУМ,2013.-416 с. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов /Под ред. проф. Г.А.Титоренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2003.-439 с. Интернет-ресурсы: | Студент должен уметь пользоваться современными средствами связи и оргтехникой, осуществлять поиск необходимой информации, применять телекоммуникационные средства. Студент должен знать состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационны х технологий в профессиональной деятельности. | Задание сдается в электронном виде преподавателю |
9 | Автоматизированное рабочее место | | Информационный проект по теме «Автоматизированное рабочее место» Изучите теоретический материал, используя рекомендуемую литературу или интернет - ресурсы. Подготовьте информацию по теме «Автоматизированное рабочее место». Оформите материал информационного проекта в виде реферата или презентации. При создании реферата можно воспользоваться методическими рекомендациями по работе над рефератом (см. Приложение 1), при создании презентации можно воспользоваться методическими рекомендациями по составлению презентаций (см. Приложение 2). Рекомендуемая литература: Гришин, В. Н., Панфилова, Е. Е,- Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. - Издательство: ФОРУМ, 2013.-416 с. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.А.Титоренко. - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-439 с. Федотова, Е. J1. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие. . - Издательство: ФОРУМ, 2012. - 363 с. Интенет-ресурсы: | Студент должен уметь пользоваться современными средствами связи и оргтехникой, осуществлять поиск необходимой информации, применять телекоммуникационные средства. Студент должен знать состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности, организацию деятельности с использованием автоматизированных рабочих мест (АРМ), информационные ресурсы. | Защита проекта на занятии. |
Приложение 1
Рекомендации по работе студентов над рефератом
Признаки рефератов:
реферат не копирует дословно фрагменты текста первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст;
реферат является результатом осмысления и связи идей, содержащихся в прочитанных источниках;
реферат должен иметь вид законченного целостного произведения.
Типы рефератов:
реферат классификационного типа должен содержать деление изученного материала на группы. Его создание предполагает четкое понимание выбора признаков классификации;
реферат познавательного типа подразумевает изучение более сложного, чем в учебнике, теоретического материала, выходящего за рамки программы. В итоге должны быть собраны воедино и доступно изложены основные новые положения изученного, приведены яркие примеры, рисунки, графики и т.д., иллюстрирующие идеи и методы. Желательно отметить возможность практического применения изложенных идей;
реферат исследовательского типа требует от автора выполнения двух видов работ: теоретической, связанной с освоением теории вопроса, и практической, связанной с постановкой эксперимента.
Есть еще одна классификация рефератов. В зависимости от числа реферируемых источников выделяют такие виды: монографический, написанный на основе одного источника, и обзорный, созданный на основе нескольких исходных источников, объединенных общей темой.
Структура реферата
В реферате можно выделить три части: введение, основную часть и заключение.
Во введении обосновывают выбор темы, дают краткую характеристику источников; раскрывают цели и задачи реферата.
В основной части реферата кратко передают содержание исходных текстов. Материал излагают по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Здесь указывают пути и методы решения этих проблем, достигнутые результаты, отмечают наличие разных точек зрения на проблему и сопровождают изложенное графиками, рисунками, диаграммами и т.д. Материал раздела можно разбить на смысловые блоки (главы, параграфы). Каждый блок должен быть озаглавлен.
В заключение автор делает собственные выводы по изученной проблеме, ее актуальности, о перспективах развития исследования. Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части.
Оформление реферата
К оформлению реферата предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, плана работы (оглавления), блока главной информации и перечня использованной литературы. Рефераты могут быть написаны от руки, а также напечатаны на компьютере.
Объем реферата жестко не регламентируется, поскольку он зависит как от содержания анализируемых книг, так и от их числа. Однако он не должен быть более 20 машинописных страниц.
Язык реферата.
Основными чертами научного стиля речи являются точность словоупотребления, логичность и доказательность изложения, беспристрастность в передаче материала, а также использование принятой в физике терминологии.
При написании введения можно использовать текстовые «клише»; к примеру, при анализе литературы они выглядят так: «Книга посвящена теме (проблеме, вопросу)...», «В книге рассматривается (что?)...», «В книге говорится (о чем?)...», «В излагаемой работе дается оценка (чего?)...», «В книге представлена точка зрения (на что?)...» и т.д.
Изложение выводов в заключении реферата может начинаться одним из следующих текстовых «клише»: «Автор приходит к выводу (заключению) о том...», «Итак, если просуммировать частные выводы, то...».
Оценка реферата.
При оценке рефератов учитываются следующие отдельные компоненты и особенности
работы:
актуальность проблемы;
соответствие структуре реферата;
глубина и полнота раскрытия темы;
правильность передачи содержания первоисточников;
логичность изложения;
наличие четкого плана и примеров;
качество оформления (рисунки, графики и др.);
наличие списка литературы;
грамотность;
выражение своего мнения по проблеме.
Защита реферата.
По окончательному варианту автор готовится к защите, учитывая мнение рецензента.
В процессе защиты студент не воспроизводит полностью работу, а кратко излагает ее содержание, подробно останавливаясь на наиболее существенных моментах, акцентируя при этом внимание на какой-либо проблеме, которую ему пришлось решать самостоятельно.
Приложение 2
Методические рекомендации по составлению презентаций
1. Требования к презентации:
На первом слайде размещается:
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов |
Стиль | необходимо соблюдать единый стиль оформления; нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки) |
Фон | для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый) |
Использование цвета | на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; для фона и текста используются контрастные цвета; особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты | нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде |
Представление информации |
Содержание информации | следует использовать короткие слова и предложения; время глаголов должно быть везде одинаковым; следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Расположение информации на странице | предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. |
Шрифты | для заголовков не менее 24; для остальной информации не менее 18; шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные). |
Способы выделения информации | Следует использовать: рамки, границы, заливку разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов |
Объем информации | не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде |
Виды слайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. |