СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы к уроку русского языка в СПО на тему "Глагол".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Глагол. Наклонения глагола. Раздаточный материал к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку русского языка в СПО на тему "Глагол".»

ГЛАГОЛ

НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА

Различаются три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

Изъявительное наклонение обозначает действие реальное (в настоящем, прошлом или будущем). Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее простое (читаю, читал, буду читать), а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее сложное (прочитал, прочитаю).

Условное наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-то условий. Оно образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса и частицы бы (читал бы, написал бы).

Повелительное наклонение выражает волю говорящего — просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса или нулевого суффикса (пиши, читай, оставь); форма единственного числа имеет нулевое окончание, а форма множественного числа — окончание -те (бери — берите, строй — стройте, обеспечь — обеспечьте).

ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА

Категория времени выражает отношение действия глагола к моменту речи.

Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи: Отселе я вижу потоков рожденье (П.) — зрительное восприятие истоков (вижу) происходит в то самое время, когда поэт говорит об этом.

Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи: Много я часов бежал... (Л.) — форма глагола бежал выражает действие, которое производилось говорящим до того, как началась речь об этом.

Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи: Пойду теперь домой и буду питать себя надеждами (Ч.).

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам называется спряжением. В широком смысле этого термина к спряжению относится также изменение по наклонениям, по временам (в изъявительном наклонении), по родам (в единственном числе прошедшего времени и условном наклонении). По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения — первое и второе: глаголы первого спряжения имеют личные окончания -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют); глаголы второго спряжения — окончания -у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят). Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (кроме брить, зиждиться и стелить), 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и 4 глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать), остальные глаголы относятся к первому спряжению.

Имеются также разноспрягаемые глаголы, которые спрягаются частично по первому, частично по второму спряжению: бежать и хотеть. Особые формы спряжения имеют глаголы дать и есть (кушать). Категория лица указывает на говорящего (1-е лицо), собеседника говорящего (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (3-е лицо). Существуют также б е з л и ч н ы е глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без их производителя: вечереет, знобит, рассветает, смеркается.


Упражнение 1. Разберите глаголы из приведённого предложения. Я хотел бы выяснить, как делается стекло.

Глагол в тексте

Неопределённая форма

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

вид

спряжение

перех. и неперех.

возвратн. или невозвратн.

наклонение

число

время

лицо

род













Упражнение 2. Перепишите приводимый ниже текст, подчеркните в нём все глаголы, указывая после каждого значение (перех. – неперех.; возвратн. – невозвратн.) Теория – стр. 202-203 уч. Е. С. Антоновой, Т. М. Воителевой, записи в тетради.

Изредка поздней осенью выдаются такие дни — сонные, хмурые, когда теплый туман как залег с утра над рекой, так и лежит, не редея до самого вечера. Облака очень низко висят над серой водой, и потому с того берега все слышно так ясно, как в запертой комнате, — то женщины колотят вальками, стирают белье, то лениво тяпает топором бакенщик, то каркает ворона на старой раките. Перевозчик Никифор кипятит в солдатском котелке чай на костре, отворачивается от дыма. Плотник Семен сидит на лавочке около шалаша, курит, сплевывает и смотрит на реку. Лодка только что ушла на тот берег, и видно, как на ней дружно гребут две девушки. (К. Г. Паустовский)


Упражнение 3. Образуйте неопределённую форму приводимых ниже глаголов. Обратите внимание на правописание.

1. Веду, несу, расту, цвету, плету, вырасту, выведу, выскребу.

2. Прочту, сочту, сяду, кладу.

3. Увлеку, жгу, теку, могу.

4. Сею, таю, рею, вею, затею.


Упражнение 4. От приводимых ниже глаголов образуйте повелительную форму единственного и множественного числа. Отрезать, съесть, припрятать, спрятаться, взметнуть, бегать, ложиться, прочистить, назначить.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

I. К глаголам I спряжения относятся, в частности, такие глаголы с неударяемыми личными окончаниями, как реять — реют, полоть — полют, мыть — моют и др. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и в прошедшем времени, личные формы образуются от глагола стлать (I спряжение).

II. Переходные глаголы с приставкой обез- имеют в инфинитиве и прошедшем времени суффикс -и- (обессилить кого-либо), а непереходные — суффикс -е- (обессилеть самому).


Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ты внемл...шь грохоту громов, и гласу бури и валов, и крику сельских пастухов — и шлешь ответ (П.). 2. Ползут, как змеи, облака, игру бессвязную завод...т, в провалы душные заход...т (Л.). 3. Я видел, как пол...т, как, беспрестанно нагибаясь, выдергивают сорные травы (Акс.). 4. Горит алмазами пшеница, ковер душистый стел...т гречь (Фет.). 5. Смотри, как роща зелене...т, палящим солнцем облита, а в ней какою негой ве...т от каждой ветки и куста (Тютч.). 6. Готовую жатву подрежут серпами, в снопы перевяж...т, на ригу свезут, просуш...т, колот...т-колот...т цепами, на мельнице смел...т и хлеб испекут (Н.). 7. Дождичек вымоч...т, солнышко высуш...т (Гонч.). 8. Слабый ночной свет чуть се...тся сквозь темные стекла (Т.). 9. Варька кол...т лучину (Ч.). 10. Молодая зелень шепч...т, колышется (М. Г.). 11. Осень дыш...т чарой скошенных лугов (Брюс.). 12. Для геройства не сыщ...шь предела, у отваги не видно конца (Л.-К.). 13. Больно щип...т нос и щеки лунный мороз (Гладк.). 14. Мы здесь долго продерж...мся (Н. О.). 15. Ветер осенний навод...т печаль, по небу тучи осенние гон...т (Н.). 16. Сып...т, сып...т метель, как вчера, на дорогу (Сим.). 17. По-прежнему зыб...тся море (Н.-П.). 18. У опушки дремл...т кони, подпирая боком ель; снится им, что в поле стон...т безголосая метель (Исак.). 19. Равняясь, стро...тся полки (П.). 20. Будет буря. Мы поспорим, и побор...мся мы с ней (Яз.). 21. Глупых и злых ненавид...т, бедным жела...т добра, помн...т, что слыш...т и вид...т (Н.).


Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в глаголах в форме прошедшего времени.

1. За околицей громко ла...ли собаки. 2. Снег уже раста...л. 3. Провинившийся ученик искренне раска...лся. 4. Ре...ли красные знамена. 5. В лицо ве...л холодный ветерок. 6. Опасения рассе...лись, после того как врач поставил диагноз болезни. 7. Издавна народ леле...л мечту о лучшей жизни. 8. Не обессил...ли гребцы, не опустили весел. 9. Тяжелый недуг и бессонные ночи обессил...ли больного. 10. Многие деревни обезлюд...ли во время войны. 11. Фрукты зачервив...ли. 12. Бревно заплеснев...ло. 13. Пресная пища опротив...ла. 14. Ребенок капризнич...л, оттого что был болен. 15. Клоун корч...л забавные гримасы. 16. Поездка завис...ла от погоды. 17. Больной вороч...лся в своей постели.


Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в глагольных окончаниях будущего времени и повелительного наклонения.

1. Выйд...те из класса и пройдите в кабинет физики. — Когда вы выйд...те из комнаты, закройте за собой дверь. 2. Выгреб...те золу из печки. — После того как ее выгреб...- те, затопите печь. 3. Выпиш...те незнакомые слова в отдельную тетрадь. — Вы выпиш...те газету на следующий квартал? 4. Выруч...те меня, пожалуйста, и на этот раз. — Если выруч...те, буду очень признателен. 5. Вышл...те заказанные книги наложенным платежом. — Когда вышл...те, сообщите об этом. 6. Вымет...те окурки и крошки на полу. — В комнате станет чище, когда вы их вымет...те. 7. Думаю, что тему для классного сочинения вы выбер...те без затруднений. — Однако не торопитесь и выбер...те со вниманием. 8. Вытр...- те руки: они у вас влажные. — Когда вытр...те, повесьте полотенце на вешалку. 9. Умолкн...те хоть на минуту! — Пока не умолкн...те, я не буду рассказывать. 10. Быстрее наполн...- те чайник водой. — Когда наполн...те, поставьте его на плиту. 11. Привыкн...те к режиму в доме отдыха. — Когда привыкн...те, вам он даже понравится.


УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВЫ Ь В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме (мыть — мыться, беречь — беречься);

2) в окончании 2-го лица единственного числа (радуешь — радуешься);

3) в повелительном наклонении после согласных (взвесь — взвесьте);

4) в возвратной частице (суффиксе), находящейся после гласной (учись, вернитесь, скрылись).


Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы

I. 1. Чем кумушек считать труди...ся, не лучше ль на себя, кума, обороти...ся? (Кр.). 2. А Васька-кот в углу, припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, труди...ся над курчонком (Кр.). 3. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напи...ся; и надобно ж беде случи...ся, что около тех мест голодный рыскал Волк (Кр.). 4. Недаром говори...ся, что дело мастера бои...ся (Кр.). 5. Орлам случае...ся и ниже кур спуска...ся, но курам никогда до облак не подня...ся (Кр.). 6. Свежо предание, а вери...ся с трудом (Гр.). 7. Не спи...ся, няня! (П.). 8. Что-то слыши...ся родное в долгих песнях ямщика: то разгулье удалое, то сердечная тоска (П.). 9. Сребристый стеле...- ся ковыль вокруг пещеры (Л.). 10. Давным-давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаю...ся, воображение ре...т и носи...ся, как птица, и все так ясно движ...ся и стоит перед глазами (Т.). 11. В поле чистом серебри...ся снег волнистый и рябой, светит месяц, тройка мчи...ся по дороге столбовой (Н.). 12. Где трудно дыш...ся, где горе слыш...ся, будь первым там (Н.). 13. Не сиди...ся в хате тесной, не лежи...ся на печи (Н.).

II. 1. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несе...ся по ясной лазури, одна ты наводи... унылую тень, одна ты печали... ликующий день (П.). 2. Дорого-любо, кормилица-нива, видеть, как ты колоси...ся красиво, как ты, янтарным зерном налита, гордо стои... высока и густа (Н.). 3. Хмурыми осенними днями, когда не только не види..., но и не чувствуе... солнца, забыва... о нем, — осенними днями не однажды случалось плутать в лесу (М. Г.). 4. Труди...ся много ты, да пользы в этом нет (Кр.). 5. Шутку люби... над Фомой, так люби и над собой (посл.).


СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ

I. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ую, -юю (заведую — заведовать, заведовал; воюю — воевать, воевал; кочую — кочевать, кочевал); если же в указанной форме глагол оканчивается на неударяемые -ываю, -иваю, то в неопределенной форме и в прошед шем времени сохраняется тот же суффикс (опаздываю — опаздывать, опаздывал; настаиваю — настаивать, настаивал).

II. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса (одолеть — одолевать, одолеваю; забить — забивать, забиваю). Но: затмить — затмевать, затмеваю; продлить — продлевать, продлеваю; застрять — застревать, застреваю. Не следует смешивать увещевать — увещеваю (с ударяемым -ва-) и усовещивать — усовещиваю (с неударяемым -ва-, ср.: усовестить)


Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

В трех верстах от станции стало накрап...вать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки (П.). 2. Весть о свободе моей обрад...вала Савельича (П.). 3. Все завид...вали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом (П.). 4. Я никак не мог растолк...вать своей шестилетней сестрице, как складывать целые слова (Акс.). 5. Мы коч...вали возле татарской деревни на берегу полноводной и очень рыбной речки (Акс.). 6. Илинька с робкой улыбкой удивления погляд...вал на нас и, когда ему предлагали попроб...вать тоже, отказ...вался (Л. Т.). 7. Лыжи на накатанной дороге раскат...ваются. Снежок под ногами поскрипывает (Л. Т.). 8. Прихваченная морозом земля потела и отта...вала на солнце (Т.). 9. Около мельничных колес разд...вались слабые звуки (Т.). 10. Мой конь постук...вал копытами в обнаженные корни, храпел, настораж...вался, прислуш...ваясь к гулко щелкающему в лесу эху (Кор.). 11. «Не гор...вать тебе, а рад...ваться надо», — говорил Павел (М. Г.). 12. Мужество воспит...вается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям (Н. О.). 13. Зная эту его слабость, к нему навед...вались самые различные посетители (Фед.).


Упражнение 10. Образуйте при помощи суффиксов -ива-, -ыва- парные глаголы несовершенного вида от следующих глаголов. Выиграть, выписать, закончить, засеять, ощипать, покусать, поплясать, продолбить, прочитать, развеять, расхвалить.


Упражнение 11. Вставьте пропущенные буквы. Завед...вать, проповед...вать, исповед...вать, команд...вать, намер...ваться, обур...вать, потч...вать, заноч...вать, раскорч...вывать, размеж...вывать, отмеж...вываться, затуш...вывать, вытанц...вывать, перелиц...вывать, развальц...вывать, созд...вать, заст...вать, одерев...неть, олед...неть, остекл...неть.