Просмотр содержимого документа
«Методические материалы к уроку русского языка в СПО по теме "Морфемика" (упражнения к практическому занятию).»
Практическое занятие
ПОНЯТИЕ МОРФЕМЫ КАК ЗНАЧИМОЙ ЧАСТИ СЛОВА. МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР СЛОВА. АНАЛИЗ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВ
Дидактическое оснащение
Раздаточный материал (тексты упражнений).
Задания
1. Ознакомьтесь с материалами.
2. Выполните задания.
Упражнение 1. Прочитайте текст и озаглавьте его. Выпишите из текста слова с корнем дом-, разберите их по составу.
В нашем доме поселилась новая семья. За их дверью всегда было тихо. Однако ночью из их квартиры разносился по всему дому странный грохот, из-за которого их невзлюбил даже домовладелец. Когда их укоряли в этом, все члены семейства как один утверждали, что у них завелся домовой. Действительно, переехали они недавно из ветхого домишка с окраины, который быстро снесли, может, домовой за ними и увязался, не желая оставаться бездомным. Хозяйка и ее домочадцы не привыкли попусту тратить время: они тосковали по огороду, который их кормил и приучал ребят к труду. Жизнь в городской квартире сделала их домоседами: мать гнала детей хоть немного побегать на улице, но они не умели найти себе радость в наших городских играх.
(По Д. Григоровичу)
Упражнение 2. Сделайте морфемный разбор данных слов, сгруппируйте их по наличию однокоренных морфем:
Простой, правильно, работник, прямота, простыня, отправлять, перерабатывающий, простота, правило, выпрямить, поправить, обработка, запросто, упрямый, прямоугольник, заправила, упрощённо, управление, заработок, спрятать, лесоразработки.
Упражнение 3. Сделайте морфемный разбор данных слов. Перепишите их, распределяя в два столбика: а) слова со свободными корнями; б) слова со связанными корнями.
Узнавать, безвкусица, приобретать, отмычка, привыкать, заплывать, использовать, подвергать, стрижка, подстричь, добавка, поплавок, замкнуть, плывуны, убавить, знак, знание, извержение, стрижи, навык.