СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические материалы классного часа «Семья и подросток: выход из конфликтных ситуаций» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Занятие отвечает требованиям ФГОС и входит в  раздел воспитательной работы  в рамках  реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с  легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушениями развития.   

Цель занятия: Формирование   и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях  

Задачи:

 1. Формировать  практические умения решения конфликтных ситуаций.   

2. Развивать мыслительные процессы на основе анализа,  сравнения, установления причинно-следственных связей   и проблемно-поисковой деятельности.

3.1. Содействовать   установке личностных ориентиров и норм поведения  в семье.

3.2. Воспитание семейных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Методические материалы классного часа «Семья и подросток: выход из конфликтных ситуаций» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Г БПОУ «Варгашинский образовательный центр»







Методические материалы классного часа

«Семья и подросток: выход из конфликтных ситуаций» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)











Автор-составитель: Учитель Веретенникова Н.А.







Степень авторства: автор-составитель

Адресат: 8 класс

Занятие отвечает требованиям ФГОС и входит в раздел воспитательной работы в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) нарушениями развития.

Цель занятия: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

Задачи :

1. Формировать практические умения решения конфликтных ситуаций

2. Развивать мыслительные процессы на основе анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей и проблемно-поисковой деятельности.

3.1. Содействовать установке личностных ориентиров и норм поведения в семье.

3.2. Воспитание семейных ценностей.


Оборудование, ресурсы: компьютер, мультимедиа-проектор, экран; дидактические материалы для игры «Претензии » и семейного синквейна «Новогодняя елка», видеоролик «Письмо от родителей», видеоролик «Песня о семье».


Межпредметные связи: ОСЖ, русский язык.

Формы работы: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Используемые методы и приемы:

Методы: словесные, наглядные, практические; интерактивные методы обучения (обсуждение вполголоса, «Думай и слушай», «Учебное сотрудничество», «Проблемная ситуация».


Приемы: организационные, структуризации учебного материала, применения дидактических средств, активизации учебно-поисковой деятельности (проблемный вопрос, занимательные задания, организация игровых моментов, создание ситуации успеха).

Использование современных образовательных технологий:

Проблемное обучение, игровые методы, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Содержание занятия направлено на формирование 4 видов базовых учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.




Слайд-конспект классного часа

Слайд

Содержание

Примечание

1

Стихи

ПРИВЕТСТВИЕ

Послушайте стихотворение, вдумайтесь в слова и попробуйте сказать, о чем будет наш классный час?

- Какого слова не хватает на доске?

- Разговор пойдет о семье и вас, а точнее о конфликтных ситуациях, которые бывают между родителями и подростками. Мы попытаемся найти в них выход.



…… и Я

СЕМЬЯ и Я


2

вопросы


































Как вы понимаете слово конфликт?

(Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть ме­жду людьми.)

- Кто такой подросток?

- Подросток – это взрослеющий человек

Что значит, по-вашему, быть взрослым человеком?

Примерные ответы детей:

  • Быть самостоятельным, зарабатывать на кусок хлеба.

  • Получить паспорт, участвовать в выборах президента.

  • Делать, что тебе захочется.

  • Делать не то, что хочешь, а то, что должен.

  • Иметь много обязанностей.

  • Жить по правилам, выполнять все законы.

- Что значит для вас семья?

- Поднимите руку те, кто любит своих родителей

-Поднимите руку те, кто считает, что их любят родители

- Кто считает, что семья- это самое главное в жизни каждого человека

- Поднимите руку те, У КОГО БЫВАЮТ КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ

-Вспомните, из-за чего чаще всего бывают ссоры в семье?

Какие претензии от родителей?

(поздно пришел, курю, общаюсь не с той компанией, долго говорю по телефону, много играю в компьютере, не помогаю по дому.

А что не нравится подросткам в родителях, по вашему мнению

(родители не дают свободы, ругают, бьют, достают своими поучениями, не слышат своих детей, все время работают и не занимаются со своими детьми, жадничают, не дают денег, указывают с кем общаться.

КОНФЛИКТ

ПОДРОСТОК

3 Результаты теста

Ученые говорят, что из 100 семей в 70 семьях дети конфликтуют с родителями. На прошлом классном часе мы провели тестировании «Конфликтный ли я человек» Результаты на экране. Нам есть над чем работать .Так вот, как выйти из конфликтных ситуаций, мы сегодня попробуем разобраться и найти выход.



4 Думаем и рассуждаем!

Перед вами на доске претензии. Попробуйте разобрать их на две группы. Вы выбираете претензии от родителей к подросткам, а вторая команда- претензии от подростков к родителям

Задание 2 обучающимся разыграть сценку «Семейный конфликт»

Мама выговаривает претензии сыну, а сын в ответ маме.


Приятно смотреть на такую ссору. Какие чувства у мамы в этот момент, а у подростка?


Игра «ПРЕТЕНЗИИ»




Сценка

5

Видео

Проблемные ситуации





6

Думаем и рассуждаем!

Попробуем разобраться с этими проблемными ситуациями:

- Смотрим на экран.

Ответьте на два вопроса:

-Кто виноват?

-Что делать?


Попробуйте найти выход из следующих конфликтных ситуаций:

  • Ситуация 1: Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден, а то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным и т.п. Как найти выход?

  • Ситуация 2: Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (“Он плохой!”). Как выйти из ситуации?

  • Ситуация 3: Ты уверен, что ты, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, во сколько тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 21.00 был дома!”. Как быть с этой проблемой?

  • Ситуация 4: Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. Что можно пожелать каждой стороне и как решить конфликт?









Карточки-ситуации

Ситуация 1: подобрать наряды, которые устроят две стороны

Ситуация 2: узнать получше об этом человеке, познакомить родителей с ним

Ситуация 3:

Послушать родителей.

Ситуация 4:Накопить деньги. Сыну подрабатывать. найти чуть подешевле куртку.


7

Конфликт

Какой можно сделать вывод? В любой конфликтной ситуации нужно общаться и приходить к общему решению. Постарайтесь быть терпимее

Требовать, визжать, ныть- значит вести себя по-детски.

Вы ведь хотите убедить родителей в том, что с вами уже нужно общаться как со взрослыми, но и по отношению к родителям будьте терпимее. Они тоже устают и у них бывают проблемы на работе.

Компромисс- общее решение.

Посмотрите на экран. Объясните правила выхода их конфликтной ситуации.

Какое слово ,по-вашему мнению, ЛИШНЕЕ?

8-9

Синквейн

Новогодний синквейн :

Первая строка: одно слово — тема (существительное: что?). 

Вторая строка: два слова — описание этого понятия (прилагательные: какая?). 

Третья строка: три слова — действия (глаголы: что делают? что делает?)

Четвёртая строка: пословица или цитата о семье.

Пятая строка: синоним к теме-одно слово (существительное)


Новогодний синквейн

Собирают ель, выбирают необходимые слова

8-9

Мозговой штурм


Впереди новый год. Какие традиции встречи нового года у вас есть или вы хотели бы предложить своим родителям? Какие совместные дела и мероприятия вас могут объединить с родителями. какие традиции

( приготовление праздничного стола, совместное праздничное застолье, приготовление подарков своими руками, оформление дома к новому году, приготовление конкурсной программы, чтение стихов, караоке, запуск салюта, выпечка фирменного пирога, торта, встреча праздника в маскарадных костюмах, поздравление близких.

- возьмите мои елочные шары- традиции и украсьте нашу елку




Новогодние шары

10

Видео от родителей

- Знайте, что родители вас любят




Видео от родителей.


11

Песня

Поем песню « Про семью» раздать слова

Текст слов











ПРИЛОЖЕНИ Е 1



Шумная семья -

Это ты и я,

Папа,мама,

Пес и кот

И прочая родня!

В доме жизнь кипит,

И ,само собой,

Ссоримся и миримся

С друг другом мы порой!

Папа любит джаз,

Мама рок-н-ролл,

Я люблю смотреть по телевизору футбол,

Сестра по пустякам

Поднимает крик,

Брат несет из школы

Полный двойками дневник!!

Вопреки ветрам,

Вопреки штормам

На семейной лодке

Мы пустились

По волнам.

Друг без друга нам

Путь держать нельзя,

Потому, что мы одна команда,

Мы семья!




Папа любит джаз,

Мама рок-н-ролл,

Я люблю смотреть по телевизору футбол,

Сестра по пустякам

Поднимает крик,

Брат несет из школы

Полный двойками дневник!!

В доме жизнь кипит,

И ,само собой,

Ссоримся и миримся

С друг другом мы порой!



Шумная семья -

Это ты и я,

Папа,мама,

Пес и кот

И прочая родня!

Вопреки ветрам,

Вопреки штормам

На семейной лодке

Мы пустились

По волнам.

Друг без друга нам

Путь держать нельзя,

Потому, что мы одна команда,

Мы семья!


ПРИЛОЖЕНИ Е 2





  • Ситуация 1: Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден, а то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным и т.п. Как найти выход?

  • Ситуация 2: Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (“Он плохой!”). Как выйти из ситуации?

  • Ситуация 3: Ты уверен, что ты, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, во сколько тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 21.00 был дома!”. Как быть с этой проблемой?

  • Ситуация 4: Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. Что можно пожелать каждой стороне и как решить конфликт?

















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Претензии

Карточки для родителей:



Он ничего не хочет делать, ничем не интересуется, не помогает по дому


Он плохо учится, не выполняет домашнее задание


Он слишком много времени проводит с друзьями, играет в компьютере.


Он грубит, стал агрессивным и злым, матерится.



Карточки для подростков:

Мои родители заставляют ходить в школьной форме, а я хочу в спортивном костюме


Мои родители не дают мне деньги на карманные расходы


Мои родители меня критикуют, никогда не хвалят и сравнивают с другими


Мои родители много времени проводят на работе, у нас нет совместных дел.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТЕСТ

Давайте с вами проверим, насколько вы можете контролировать себя в конфликтной ситуации и вообще насколько вы конфликтный человек.


Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определённый стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя

ЧАСТО - поставьте 3 балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла;

РЕДКО – 1 балл.



ВОПРОС:

«Как вы обычно ведёте себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.

  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю во что бы то не стало добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему…

  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить в шутку.



Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11- это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.


Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.

Тип «Б» – сумма баллов под номерами 2, 7, 12.

Тип «В» – сумма баллов под номерами 3, 8, 13.

Тип «Г» – сумма баллов под номерами 4, 9, 14.

Тип «Д» – сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:


«А» – это «жёсткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своём, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Д» – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию. Не доводить конфликт до открытого столкновения.

Предлагаю учащимся проанализировать самостоятельно результаты тестирования, соотнести их с самооценкой своего поведения.

Если есть желающие обсудить свои результаты тестирования с одноклассниками, даю время для коллективного анализа. В ходе обсуждения подвожу подростков к беседе о конфликтах.