Муниципальное общеобразовательное учреждение
Тумская средняя общеобразовательная школа № 46
«Рассмотрено» Руководитель школьной творческой группы учителей технологии, музыки, изобразительного искусства ___________ О.В. Мусатова Протокол № 1 от « 29 » августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ Тумская СОШ № 46 ___________ Н.А.Тарасова « 30 » августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МОУ Тумская СОШ № 46 __________ О.В.Карпова Приказ № 164 от « 30 » августа 2019 г. |
Рабочая программа учебного предмета
« Изобразительное искусство»
для 5-7 класса
(ФГОС ООО, 3 уровень)
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Иванова С.И., учитель
ИЗО и черчения
2019 г.
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» по предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского, 5-9 классы, М.: «Просвещение» 2015 г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего основного образования.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
2. Общая характеристика учебного курса «Изобразительное искусство»
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа «Изобразительное искусство. 5—9 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
3. Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена из расчета часов, указанных в ООП ООО и учебном плане МОУ Тумская СОШ №46 на 2019-2020 учебный год. Предмет «Изобразительное искусство» изучается в 5-7 классах в объеме 102 часа (по 34 часа в каждом классе).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
5. Содержание учебного курса «Изобразительное искусство»
5 класс- 34 ч
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Древние корни народного искусства — 8 ч
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве — 8 ч
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву.
Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время — 11 ч
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире — 7 ч
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
6 класс — 34 ч
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Виды изобразительного искусства и основы образного языка — 8 ч
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт — 8 ч
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет — 10 ч
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж — 8 ч
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс — 34 ч
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Изображение фигуры человека и образ человека — 8 ч
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности — 8 ч
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни — 11 ч
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ — 7 ч
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Тематическое распределение количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная программа | Рабочая программа по классам |
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. |
1 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека | 35 | 34 | | |
2 | Изобразительное искусство в жизни человека | 35 | | 34 | |
3 | Изобразительное искусство в жизни человека | 35 | | | 34 |
4 | Итого | 105 | 102 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
№ урока | ТЕМА УРОКА | Часы учебного времени | Тип урока | Вид урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные результаты) | Домашнее задание | |
1 раздел Древние корни народного искусства (10 часов) |
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 час | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Коммуникативные: аргументировать свою позицию. Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. ЛР: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Подбор материала о русской избе | |
2-3 | Убранство русской избы. | 2 часа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тематическое рисование | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Познавательные: рассуждать о характерных признаках народного жилища. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. ЛР: ценностное отношение к культуре своего края. | Подбор иллюстративного материала | |
4 | Внутренний мир русской избы | 1 час | Урок комплексного применения знаний | Тематическое рисование | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Познавательные: узнавать и называть объекты внутреннего пространства крестьянского дома. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | Материал об орнаментальных символах | |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. | 1 час | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Познавательные: использовать общие приемы задач. Коммуникативные: формировать собственную позицию. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | Материал о вышивках | |
6 | Русская народная вышивка | 1 час | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | подбор иллюстративного материала о народном костюме | |
7-8 | Народный праздничный костюм. | 2 часа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Тематическое рисование | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | 1. подбор материала по теме. 2. Выставка работ | |
9-10 | Народные праздничные обряды. Обобщение темы. | 2 час | Урок обобщения и систематизации знаний | Груп повая работа | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Повторить все о народном искусстве. | |
2 раздел Связь времен в народном искусстве (8 часов). |
11 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 час | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. Коммуникативные: задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | 1. Подбор материала 2.выставка работ | |
12 | Искусство Гжели. | 1 час | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традициям. | Подбор материала о городецкой росписи | |
13 | Городецкая роспись | 1 час | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям. | Подбор материала о хохломе | |
14-15 | Хохлома. | 2 часа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Познавательные: сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: ценностное отношение к природному миру. | Подбор материала о жостовских подносах | |
16 | Жостово. Роспись по металлу. | | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме. Регулятивные: определять последовательность действий. ЛР: уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | Подбор материала о Семикаракорской керамике | |
17 | Истоки и современное развитие керамики. Семикаракорская керамика. | 1 час | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | ДПИ | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям Семикаракорской керамики. Сравнивать сочетание теплых тонов Семикаракорской керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях семикаракорских мастеров. Осваивать приемы ручного декорирования (налепы) на основе традиций гончарных изделий семикаракорских мастеров Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий юга России. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края. | Повторить все о народных промыслах | |
18 | Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы | 1 час | Урок обобщения и систематизации знаний | групповая работа | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: отношение к труду и культуре своего народа. | Выставка работ | |
3 раздел Декор – человек, общество, время (9 часов) |
19 | Зачем людям украшения. | 1 час | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации знаний | Тематическое рисование | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | Подбор материала по теме | |
20-21 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 часа | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации знаний | Декоративное рисование | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности; Коммуникативные: проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи. Регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий; адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей; вносить необходимые изменения в действие. ЛР: самооценка на основе критериев успешной деятельности. | принести иллюстративный материал по теме | |
22-23 | Одежда «говорит» о человеке. | 2 часа | Урок - практикум | Коллективная работа | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: уважительное отношение к иному мнению. | 1.Подобрать иллюстративный материал по теме 2.выставка работ | |
24-25 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | 2 часа | Урок обобщения и систематизации знаний Урок - практикум | Коллективная работа | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах». Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению. | Подобрать информацию о герба Ростовской области | |
26 | О чём рассказывают нам гербы | 1 час | Урок изучения и закрепления знаний | Декоративное рисование | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов | Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. Коммуникативные: задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. Регулятивные: составлять план последовательности действий. ЛР: доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Подбор материала о ДПИ | |
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 час | Урок обобщения и систематизации знаний | Декоративное рисование | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: формировать собственное мнение. Регулятивные: адекватно использовать речь. ЛР: ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | Подбор информации о современном ДПИ | |
4 раздел Декоративное искусство в современном мире (5 часов). |
28 | Современное выставочное искусство. | 2 часа | Урок закрепления новых знаний | Декоративное рисование | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | Познавательные: узнавать, называть, определять основные характерные черты современного декоративно - прикладного искусства; Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа. Регулятивные: преобразовать познавательную задачу в практическую. ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. | Подбор материала о витражах | |
29--30 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 2 часа | Урок комплексного применения знаний | Декоративное рисование | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных· панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. ЛР: уважительное отношение к иному мнению | Подбор материала о мозаичном панно | |
31-32 | Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». | 2 часа | Урок комплексного применения знаний | Декоративное рисование | Разрабатывать, создавать эскизы панно, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата ЛР: эстетические чувства | 1.подобрать материал по теме 2.выставка работ | |
6 класс
№ | Тема урока | Кол | Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности | Виды контроля- измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | | |
личностные | метапредмет ные | предметные | |
1 раздел Виды изобразительного искусства (8часов) | |
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Найти и разобрать открытки по видам искусства Виды пластических искусств Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности. | | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | Ознакомление с видами искусства | Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. | Принести природный материал. Веточки, колоски, зонтичные растения. | | |
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер | Фронтальный опрос. Сравнение и анализ работ обсужден. | | Принести травянистые растения. | | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. | 1 | Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь. | Анализ результатов собственной художественной деятельности | Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | Привитие любви к произведениям искусства. | Подобрать репродукции графических работ А. Матисс, П. Пикассо, В Серов | | |
4 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 | Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа. | Сравнение и выбор лучших работ | Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. | Умение отличать и выполнять тональные соотношения. | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. | Вырезать из картона форму посуды, расписать | | |
5 | Цвет, основы цветоведения. | 1 | Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца» | Просмотр и обсуждение выполненных работ | Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка | Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона. | Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. | Подобрать листья осенние разных цветов и форм. | | |
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий). | Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить. | Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. | Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. | Принести книжки о животных с яркими иллюстрациями, можно фотографии. | | |
7- | Объемные изображения в скульптуре | | Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки | Опрос, просмотр и анализ работ. | Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. | Связь объема с окружающим пространством и окружением | Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного материала четверти. | | |
8 | Основы языка изображения | | Выполнение конкурсных заданий | Подведение итогов конкурса. | | Знать виды пластических и изобразительных искусств. | Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства. | Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания. | | |
2 раздел Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) | |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 2 | Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему. | Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке. | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. | Формирование представлений о ритме и цвете. | Привитие любви к произведениям искусства. | Суметь выразить свою творческую фантазию в худ. воплощение. | | |
10 - | Изображение предметного мира | | Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей. | Особенности пластической формы выполнить так, чтобы было разумно видно все предметы, оценить это умение. | Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре | Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта. | Подобрать иллюстрации с гжельскими узорами. | | |
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 2 | Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб). | Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. | Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | «Народ. промыслы,. Гжель» Мультимедийная презентац. Гжель. Посуда и игрушки. | | |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 | Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4. | Просмотр и анализ работ. | Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости. | Творческое обсуждение выполненных работ. | Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры. | | |
13 | Освещение. Свет и тень. | 2 | Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. | Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся. | Знать выдающихся художников- графиков. Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Сбор материала на тему «Выдающ художники и их произвед. натюрмортного жанра» | | |
14 | Натюрморт в графике. | 1 | Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне) | Просмотр и анализ работ | Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. | Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний. | Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. | Продолжение работы над проектом. | | |
15 | Цвет в натюрморте | 1 | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный. | Анализ и оценка процесса и результатов собствен. художественного творчества. | Знать выразительные возможности цвета. | Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы» | Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. | Завершение работы над проектом. | | |
16 | Выразительные возможности натюрморта. | | Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии | Анализ и оценка результатов проектной деятельности | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. | Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность художника. | Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. | Закончить дома натюрморт, если не успели выполнить на уроке. | | |
3 раздел Вглядываясь в человека Портрет (11часов) | |
17 | Образ человека, главная тема искусства | 1 | Беседа Портрет, как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. | Оценить внимание и эрудированное участие в беседе. Фронтальный устный опрос. | | Великие художники –портретисты: Рембрандт, И. Репин., Рокотов Ф. В Боровиковский. | Знать жанры изобразительного искусства | Подобрать зрительный ряд с изображением портретов. | | |
Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. | |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 2 | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм). | Просмотр и анализ работ. | Понимать смысл слов: образный смысл вещи, (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) | Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. | Найти и прочитать материал в исторической литературе. | В/ф «Великие творения людей» по теме Автопортрет. | | |
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа. | 2 | Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь. | Выборочный просмотр | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | Творческое обсуждение работ | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. | Автопортрет: история возникновения и развития. Граф. портрет Дюрера, Леонардо да Винчи. | | |
20 | Портрет в графике. | 2 | Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага. | Просмотр анализ и оценка. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности. | Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. | Воспитание любви и интереса к Произведениям худ. литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. | Подобрать небольшие литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению. | | |
21-22 | Портрет в скульптуре. | 2 | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга, Кошей бессмертный, Домовой | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка | Знать материалы и выразительные возможности. | Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете | Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры. Уметь передать пропорции лица. | Мультимедийная презентация | | |
23 | Сатирические образы человека. | 1 | Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка. | Тест. Просмотр и анализ работ. | Понимание правды жизни и язык искусства. | Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | Уметь работать графическими материалами. | Найти в интернете сообщение о современных видах шуточных изображений. | | |
24 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении. | Просмотр и анализ работ. | Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. | Понимать роль света в разных видах искусства. Театр. кино | Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Подобрать репродукции (фото) с изображ. Чел. в различн. освещении | | |
25 | Портрет в живописи. | 1 | Ассоциат. портрет в техники коллажа Мама, папа, бабушка, дедушка. Груп. работа. | Представление работ. Анализ и оценивание. | Уметь активно работать в технике коллажа. | Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи | Роль живописного портрета в истории искус Композиция в портрете. | Работа над проектом. | | |
26 | Роль цвета в портрете. | 1 | Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: гуашь, кисть. | Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет? | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. | Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Завершение работы над проектом. | | |
27 | Великие портретисты. | 1 | Повторяем и обобщаем. | Презентация проектов. | Выражение творческой индивидуальности. | Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником. | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | Подведение итогов завершение работ. | | |
| 4 Раздел. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов) | | |
28 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам. | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль. Специфика языка художественных материалов. | Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос. | Работа в художественно-конструктивной деятельности. | Подобрать материалы для работы | | |
29 | Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 | Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы Карандаш, акварель. | Соотнести репродукции произведений разных жанров (Портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Прсмотр, анализ и оценка. | Знать правила воздушной и линейной перспективы. | Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения. | Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы | Сбор материала для кроссворда. | | |
30 | Пейзаж- большой мир. Организация пространства. | 1 | Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти | Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективы. | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата. | Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана. | Репродукции и фото разобрать и составить композицию- выставку из пейзажей | | |
31 | Пейзаж- настроение. Природа и художник. | 1 | Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы. | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят «Мало нот- много музыки?» Оценить ответы и рассуждения | Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. | Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. | Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой. | Наброски с натуры городских пейзажных набросков. | | |
32- 33 | Городской пейзаж | 2 | Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь. | Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в шестом классе. | Эстетическая оценка результатов. | Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. | Выставка лучших работ , выполненных в течение учебного года. | | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | Поставить оценки за конкурсные задания. | | Знать виды и жанры худож. деятельности | Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров. | Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. | | | |
35.. | Итоговый урок | 1 | Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года. | Обобщить работу всего класса в течении года | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Название раздела, темы урока | Цель раздела, занятия | Вид практической деятельности | Вид контроля | Кол-во часов | Домашнее задание |
I | Изображение фигуры человека и образ человека. | Знакомство с историей развития изображения человека на примерах разных эпох и стран; с известными произведениями и их создателями. | Беседа, созерцание произведений искусства и работ учащихся прошлых лет, лепка, аппликация, рисование с натуры (наброски), рисование на тему. | | 8 | |
1 | Изображение человека в истории искусства. | Познакомить с представлениями о красоте человека в истории искусства. | Урок-созерцание, мини-сочинения. | Мини-сочинения «Красота это…». | 1 | Подобрать репродукции с изображением фигур разных эпох. |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | Познакомить, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека. | Выполнение аппликативной фигуры человека. | Аппликация, фронтальный опрос. | 1 | Принести проволоку для изготовления каркаса. |
3-4 | Красота фигуры человека в движении. | Развивать творческую и познавательную активность, воспитывать любовь и интерес к искусству и его истории. | Лепка фигуры. | Скульптура, фронтальный опрос. | 2 | Придумать название своей работе, поиск материала о художнике – скульпторе. |
5 | Великие скульпторы. | Познакомить с жизнью и творчеством великих художников-скульпторов. | Урок – конференция. | Фронтальный опрос. | 1 | Принести графические материалы. |
6 | Изображение фигуры человека | Развивать творческую и познавательную активность; воспитывать любовь к искусству. | Рисование с таблицы. | Рисунок; фронтальный опрос. | 1 | Принести художественные материалы по выбору. |
7 | Набросок фигуры человека. | Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнения. | Набросок фигуры человека. | Рисунок; фронтальный опрос. | 1 | Подобрать иллюстрированный материал о «человеке труда». |
8 | Человек и его профессия. | Вывести на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение. | Рисование на тему. | Рисунок человека, выполняющего профессиональные обязанности. | 1 | Доработать рисунок. |
II | Поэзия повседневности. Бытовой жанр в изобразительном искусстве. | Знакомство с бытовым жанром, с развитием бытового жанра в истории искусства. | Зарисовки, беседа, созерцание, тематическое рисование. | | 7 | |
9 | Тематическая (сюжетная) картина. | Сформировать представления о сюжетной (тематической) картине. | Выполнение зарисовок для будущей картины. | Рисунки для будущей картины; фронтальный опрос. | 1 | |
10 | Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах». | Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художниках и их картинах. | Урок - конференция. | Домашнее задание; фронтальный опрос. | 1 | Бытовой жанр в искусстве России. |
11 | Возникновение и развитие бытового жанра в искусстве России. Родоначальники бытового жанра в России: А. Венецианов, И. Федотов. | Познакомить с творчеством русских художников: А. Венецианова и П. Федотова. | Беседа, анализ репродукций, выступление учащихся. | Домашнее задание, фронтальный опрос. | 1 | Узнать: кто такие художники – передвижники. |
12 | Передвижники. | Познакомить с творчеством художников, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок. | Урок - беседа. | Домашнее задание; фронтальный опрос. | 1 | Познакомиться с творчеством художников: А.А. Пластова, Т.Н. Яблонской. |
13 | Третьяковская галерея. | Сформировать представление о Третьяковской галереи как о первом музеи русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников. | Урок – созерцание, беседа. | Домашнее задание; фронтальный опрос. | 1 | Подбор материала для работы над сюжетной картиной. |
14-15 | Создание картины «Жизнь моей семьи». | Сформировать представление о станковой картине, познакомить с ролью сюжета в решении образа. | Рисование на тему. | Рисунок-картина. | 2 | Зарисовки с предметов домашнего обихода. |
III | Великие темы жизни. | Знакомство с жанрами тематической картины, творчеством художников, работавших в этих жанрах. | Беседа, созерцание, рисование на тему, анализ произведений, видео-экскурсия, викторина. | | 11 | |
16 | Историческая тема в искусстве. Творчество В.И.Сурикова. | Познакомиться с творчеством В.И.Сурикова | Беседа, демонстрация слайдов, репродукций. | Выступления. | 1 | Подбор и осмысление материала. Ответить на вопросы. |
17-19 | Сложный мир исторической картины. | Сформировать представления о сложном мире исторической картины. | Выполнение картины с сюжетом из истории Донского края (живопись). | Рисунок-картина, фронтальный опрос. | 3 | Сбор недостающего материала для композиции (предметы, интерьер, фигуры людей). |
20 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. | Беседа, созерцание, эссе. | | 1 | Познакомиться с картиной Карла Брюллова «Последний день Помпеи». |
21 | Великие темы жизни в творчестве русских художников. Карл Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины. | Познакомить с историей создания и художественным замыслом великой картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». | Беседа. | Фронтальный опрос, рассуждения. | 1 | Подобрать материал о творчестве художников И. Билибине и В. Васнецове. |
22 | Сказочно-былинный жанр. «Волшебный мир сказки». | Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества Васнецова и Билибина. | Беседа, рисунок (живопись). | Ответы на вопросы, рисунки. | 1 | Самостоятельно познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». |
23 | Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. | Познакомить с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына». | Беседа по картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». | Рассуждения. | 1 | Подбор материала о музеях. |
24 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | Сформировать представления о художественных музеях и их типах. | Беседа, выступление учащихся, работа с таблицей. | Выступления. | 1 | Подобрать подробный материал об Эрмитаже. |
25 | Эрмитаж - сокровищница мировой Культуры. | Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства. | Видеоэкскурсия, беседа, обсуждение, анализ собранного материала. | Обсуждение-анализ. | 1 | Повторить материал по темам I– III четверти. |
26 | Знакомые картины художников. | Формировать познавательный интерес к изобразительному искусству и его истории. | Тест.. | Выполнение заданий в группах. | 1 | Составить кроссворд или задание по пройденным темам. |
IV | Реальность жизни и художественный образ. | Сформировать представление об искусстве тиражной графики (плакат, его виды; искусстве создания книги). | Декоративная работа, аппликация. | | 8 | |
27-30 | Плакат и его виды. Шрифты. | Сформировать представление о плакате, как особом виде графике, отметив специфику его образного языка. | Беседа, эскизы плакатов, шрифтовые композиции, шрифт - Аппликация. | 1 урок: мини-плакаты; 2 урок: шрифтовые композиции; 3 урок: шрифт-аппликация; 4 урок: эскиз плаката; фронтальный опрос. | 4 | 1 урок: подобрать материал о шрифтах и особенностях выполнения; 2 урок: материал для работы в технике аппликация; 3 урок: материал для выполнения плаката; 4 урок: материал по истории книги, о видах переплёта, образцы обложек, иллюстраций, шрифтов. Произведения донских писателей. |
31-34 | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. | Сформировать представление об основных элементах книги, познакомить с искусством иллюстрации. | Выполнение эскизов обложки и титульного листа, иллюстрации, страниц книги по произведениям донских писателей. | 1 урок: обложка и титул; 2 урок: иллюстрация; 3 урок: книжные страницы; 4 урок: презентация. | 4 | 1 урок: подготовить текст сказки; 2 урок: подобрать форму шрифта; 3 урок: подготовиться к презентации; 4 урок: вспомнить материал учебного года. |
35 | Человек и мир искусства. | Обобщить знания по теме года. | викторина | | 1 | |
7. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности.
Библиотечный фонд |
1. | Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015. |
2. | Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник. 5 класс. / Горяева Н.А, Островская О.В.. – М.: Просвещение, 2015 |
3. | Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник. 6 класс. / Неменская Л.А.. – М.: Просвещение, 2015 |
4. | Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн в жизни человека. Учебник. 7 класс. / Питерских А.С., Гуров Г.Е. – М.: Просвещение, 2015 |
5. | Изобразительное искусство. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. – Волгоград: Учитель, 2013. |
6. | Изобразительное искусство. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.А. Неменской. – Волгоград: Учитель, 2015. |
8. | Книги о изобразительном искусстве. |
9. | Научно-популярная литература по искусству. |
Печатные пособия |
1. | Таблицы. Основы декоративно-прикладного искусства. Спектр, 2007 |
2. | Таблицы. Введение в цветоведение. Спектр, 2007 |
3. | Портреты русских и зарубежных художников. |
4. | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. |
5. | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. |
Технические средства обучения |
1. | Ноутбук |
2. | Экран |
3. | Мультимедиа проектор |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
1. | Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164. |
2. | Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/. |
3. | Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. |
8. Планируемые результаты изучения учебного курса «Изобразительное искусство»
По окончании основной школы учащиеся должны:
знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;
знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;
знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;
называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;
иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;
получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения.