СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма младших школьников доработанная

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма младших школьников доработанная»

Магомедова Софият Сабировна

учитель начальных классов МБОУ

гимназии №17

г. Махачкала, РФ

Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма младших школьников.

Аннотация

В статье освещены основные приемы обучения каллиграфическим навыкам письма у младших школьников.

Ключевые слова: методика, элементы, письмо, навык

При обучении чистописанию очень важное значение имеет показ учителем процесса письма. Он обязательно должен сопровождаться объяснением способов написания букв, слогов, слов и предложений. В этом и заключается основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Еще одним приемом при обучении чистописанию следует назвать списывание учащимися готовых текстов. Это наиболее часто используемый прием который основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. Образец письма учителя несомненно влияет на письмо учащихся и служит образцом для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражено [2, c.76]. Особо следует выделить копировальный способ обучения письма. Считается, данный прием обучения письму следует применять ограниченно поскольку, обведение учащимися элементов и букв происходит без достаточного осознания процесса письма. Очень часто ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. При этом, однако, следует отметить значительные плюсы данной методики обучения письму. Копирование заставляет ученика упражняется в выполнении правильного движения: размах, размер, направление, форма, - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести движение во время письма.

Важно, чтобы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

Какое место отводится в процессе обучения воображаемому письму? Воображаемая буква или кружок над образцом, буква в воздухе, когда ученик полагается не только на моторные ощущения, но и на визуально воспринимаемый образец. Воображаемое письмо выполняется либо по образцу, написанному учителем на доске, либо по письму учителя на доске. Ученики могут писать письма и комбинировать их вообще без изображения, по памяти, писать в воздухе. Такие упражнения оживляют учебный процесс. Недостаток этой методики заключается в том, что учитель не может учесть результат, повторение движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.

Анализ формы букв может быть выполнен по-разному. Вы можете проанализировать форму буквы, разложив ее на составляющие, визуально подсвеченные элементы (буква а состоит из овала и палочки с закругленным дном). Некоторые буквы, довольно сложные по форме, написаны в одном неделимом движении; например, буквы т и e. Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не позволяет рассмотреть форму письма и особенности его написания. Поэтому учитель после этого объясняет, как написать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размеры соотношения элементов. Таким образом, анализ формы букв проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько сложно ее писать [1, с.15]. Обучая графическим навыкам письма учитель должен обязательно вводить в обучение соответствующие правила, которые учащиеся должны хорошо усвоить. Соблюдая правила ученики учатся сознательному овладению навыками письма. Особенно это важно тогда, когда навык еще совершенствуется и еще не стал автоматизированным. Правила должны быть краткими, четкими и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.

В 1 классе это прежде всего правильная посадка, положение тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма: буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном; необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга; писать надо красиво [3, c.45].

Правила должны вводиться учителем поэтапно. В первую очередь это правила написания букв с одинаковым наклоном. Ученикам разъясняется, что такое наклонная линия. Правило о наклонном письме формируется при переходе к письму букв и слогов. Когда ученики переходят к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. Далее отрабатываются приемы безотрывных соединений букв. У учащихся формулируется правило о безотрывном письме. Особое внимание заслуживает правило – «писать красиво». Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды. Основы правильного и красивого письма закладываются как правило в младшей школе и служит основой дальнейшего обучения и приобретение знаний.

Список использованной литературы

1. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.

2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973.

3. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М., 2013.





© Магомедова С.С., 2019 г.