Методические приемы по формированию у детей старшего дошкольного возраста умений ориентироваться на листе бумаги в декоративном рисовании
Умение ориентироваться на листе бумаги этот вид ориентировки является принципиально важным. От того на сколько хорошо дети осмысливают пространство, плоскости листа, на котором выполняется работа, зависит композиция рисунка. Умение ориентироваться на листе бумаги имеет особое значение еще и потому, что детям в процессе обучения приходится постоянно выполнять задание по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики.
Достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиции, т.е. расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Более того, пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно дети получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг, треугольник), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом.
При составлении узора важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «внизу», «вокруг» в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества. На этих занятиях дети много упражняются в размещении элементов узора в соответствии с образцом или указаниями воспитателя. При этом они решают (в пределах листа бумаги) задачи на ориентировку, постепенно осваивают развернутые (многокомпонентные) характеристики пространственного размещения деталей рисунка («слева направо», «по кругу»).
Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. В процессе занятий воспитатель организует целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение композиционных сочетаний, показанных на образце. Дети упражняются не в элементарном цветоразличении, а в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые приняты в декоративно-прикладном искусстве. Большое значение в цветовом решении декоративной композиции имеет ритмичность и симметрия окраски элементов.
В процессе решения этих задач важно соблюдать определенную последовательность. При этом следует придерживаться следующих психолого- дидактических требований:
- различать цвета;
- выделять цвет узора и части;
- обозначить название;
- закрепить название;
- соотнести с цветом других частей и фоном;
- нарисовать узор (орнамент) согласно образцу;
При проведении итогов работы особое внимание следует уделять воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений в выполненном рисунке.
Декоративное творчество развивается постепенно, и все задания даются в определенной системе:
- составление узоров по готовым образцам;
- составление узоров из данных элементов;
- составление узоров по заданной схеме;
- самостоятельное составление узоров.
Добиться успешного выполнения задания можно при условии использования разнообразных приемов и методов обучения. Большое значение при этом имеет применение таких приёмов, которые позволяют развивать технические умения, а также будут воздействовать на развитие разных сторон личности: на активизацию восприятия, мышления, воображения, эмоционально- волевой сферы.
Большое значение при обучении декоративному рисованию имеет беседа, которую проводит воспитатель с детьми непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы он знакомит детей с предметами, сообщает тему занятия, говорит о содержании предстоящей работы. Воспитатель дает детям достаточное время для того, чтобы они могли внимательно, не спеша рассмотреть образец узора (орнамент). В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона рассматриваемого узора, определяется его структура, выделяются основные элементы.
Особое место на занятиях по декоративному рисованию занимают объяснения и показ. Объяснение должно быть, как правило, кратким и выражать суть предлагаемого задания. Лаконичность не исключает полного изложения учебного материала. Желательно, чтобы воспитатель не употреблял сложных и длинных фраз. В противном случае дети могут оказаться безучастными к объяснению и не поймут инструкции воспитателя.
Результативным методом пояснения того, как надо действовать, осваивая тот или иной способ составления узора, является наглядный показ. Наиболее эффективным средством обучения декоративному рисованию является демонстрация постепенно выполняемого (на большом листе бумаги) воспитателем рисунка.
Объяснение и показ как метод обучения дают хорошие результаты в том случае, если воспитатель постоянно активизирует детей, стимулирует их к умственной деятельности, стремится повысить у них интерес к занятиям.
Исключительно большое значение при обучении декоративному рисованию имеет использование приготовленных к занятию образцов. Они отражают разнообразие декоративных мотивов, являются примером того, какими могут быть узоры в полосе, круге; образцы дают возможность видеть, как по-разному располагают узоры в одной и той же геометрической форме. В процессе рассматривания узоров формируется понятие о красивом сочетании цветов; наличие образца способствует правильной передаче в рисунке относительной величины элементов узора; следуя образцам, дети легче усваивают технику выполнения рисунка красками. Образец является эталоном, к которому стремятся дети; красочный рисунок увлекает и вдохновляет ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания.
В течение одного занятия целесообразно показать не более трех-четырех образцов, отличающих друг от друга какой-либо одной особенностью, например подбором элементов или их расположением. Задача воспитателя состоит в том, чтобы дети смогли понять, что в узорах является одинаковым, а что отличает друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть уделено всестороннему анализу и изучению образца.
В процессе обучения декоративному рисованию надо побуждать детей к тому, чтобы они сами могли объяснить, как составить узор в той или иной форме, где расположить детали рисунка. Для детей такая работа, представляет определенную сложность, так как требует от них проявления самостоятельности. Особенно затрудняются дети в подборе декоративных элементов. В начальный период обучения им необходимо оказывать некоторую помощь в частности, целесообразно вывешивать таблицу с изображением «дуги», «павлинки», «сетка». Рассматривая таблицу, дети отбирают нужные для узора элементы, подбирает цвет. На занятиях детям дается задание составить орнамент самостоятельно, можно использовать таблицу с изображением готовых элементов. Необходимо особо подчеркнуть, что стремление детей придумать свою композицию, всегда следует поощрять.
Стремясь к активности детей, полезно какую-то часть занятия посвящать коллективному расположению узора. Для этого дети по очереди выходят к доске и последовательно украшают соответствующую форму.
Из большого разнообразия предлагаемых детям заданий наиболее простым видом работы является рисование орнамента на полосе. Примером может служить рисунок декоративного кружева.
Узоры на полосе могут быть самыми разнообразными. Важно подобрать такие узоры, чтобы и рисунок не был перегружен сложными элементами! Узоры на квадрате, так же и узоры на полосе, отличаются большим разнообразием.
В зависимости от назначения определяется композиция узора: основная часть размещается в центре квадрата, а некоторые элементы по углам (скатерть); узор располагается равномерно по всем сторонам (полотенце). Схема построения узора в круге (салфетка), так же, как и на квадрате.
Для того чтобы дети увидели как меняется общий рисунок в зависимости от расположения изобразительных элементов, первоначально его компонуют в виде аппликации. Из цветной бумаги заранее вырезают необходимые детали оформления. В декоративном рисовании большое внимание следует уделять подбору цветовых сочетаний.
Существенная роль в обучении декоративному рисованию принадлежит систематическому рассматриванию и оценке детских работ. В конце каждого занятия рисунки детей коллективно рассматриваются и анализируются с точки зрения тех задач, которые воспитатель поставил в начале занятия. При этом важно установить:
-соответствуют ли технические умения детей при работе гуашевыми красками требования учебной программы (проводились ли дуги одним неотрывным движением и фиксировались ли они в заданной, опорной точке, аккуратно ли накладывались штрихи, сознательно ли изменялось их направление;
-передана ли ритмичность построения узора (чередуются ли элементы по форме, цвету, величине);
-как композиционно расположены элементы узора в геометрической форме (симметрично ли, заполнены ли середина, края, углы, верх, низ, левая и правая стороны);
-сумел ли, ребенок правильно отобрать соответствующие элементы для оформления;
-соблюдались ли правила построения узора;
-соответствовали ли подобранные цвета по колориту Михайловского кружева;
-как дети оценивают свою работу.
Таким образом, декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы. Дети упражняются в воспроизведение цветовых сочетаний. Они учатся композиционно располагать узор на листе бумаги в соответствии с заданной инструкцией или геометрической формой листа. Декоративное рисование отличается своей доступностью в отличие от других видов изобразительной деятельности, и во многом способствует развитию зрительного восприятия: ориентировку на ограниченной поверхности, а также интеллектуально-речевыми действиями.