СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы развития критического мышления через систему эффективных уроков при обучении математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар для педагогов по проблеме развития критического мышления школьников на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы развития критического мышления через систему эффективных уроков при обучении математике»

Тема " Методические приемы развития критического мышления через систему эффективных уроков при обучении математике"

Соловьева О.И.,

Учитель математики МБОУ лицея №12

Я начну свое выступление со следующего эпиграфа: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным» Блез Паскаль.

Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

  • теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться – по способностям;

  • принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

  • принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей;

  • установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания:

  • принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

  • принцип наглядности (отработка умения наблюдать);

  • принцип оптимизации (выделение главного, учет времени).

В своей педагогической деятельности использую технологию системы эффективных уроков А.А. Окунева. Целевыми ориентирами данной технологии является: усвоение стандартных ЗУН, развитие критического мышления учащихся.

Особенностью методики является:

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся, что является для меня актуальным, так как я работаю в классах с углубленным изучением математики, где учатся дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития.

Мною используются приёмы и методы, направленные на развитие мысленной деятельности каждого ученика. Особое внимание уделяю организации начала урока. Удачно выбранный вид деятельности в начале урока настраивает на плодотворную работу. Творческие, причем посильные задания наиболее цепко держат внимание ребят, включают их в урок, обеспечивают положительную мотивацию.

При таком обучении ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, анализируют. Роль учителя — в основном координирующая.

Для того, чтобы дать наглядное представление о том, как я реализую данную технологию предлагаю совершить экскурсию в математику!

План экскурсии:

1. Развиваем гибкость ума через решение задач.

2. Наблюдаем, ищем, выбираем.

3. Без логики нет математики.

4. В геометрию тропинки одолеем без запинки.

5. Кластеры

6. Отсроченная догадка

1. Развиваем гибкость ума через решение задач.

На примере этого типа заданий отрабатываю навыки размышления над задачей, учу отделять главное от второстепенного, вычленять ведущие закономерности явлений.


НАПРИМЕР.

Найди периметр и площадь закрашенной фигуры, если известны данные:

6 см

3 см

2 см

4см

Для решения нового типа таких задач учащиеся делятся на команды. Детям команды А предлагается воспользоваться одним алгоритмом , детям команды В другим алгоритмом. Детям команды С - решить задачу без алгоритма. Затем результаты сравниваются, обсуждаются, каждый выбирает для себя удобный способ решения.


1 алгоритм

2 алгоритм

Разбейте данную фигуру на 2 прямоугольника - большой и маленький

Дорисуйте "сломанную фигуру" до большого прямоугольника

Найдите площадь маленького прямоугольника, воспользуясь формулой а*b

Найдите площадь получившегося большого прямоугольника

Найдите площадь большого прямоугольника, воспользуясь предыдущей формулой

Найдите площадь маленького прямоугольника, который получился в результате достраивания

Сложите результаты. Вы нашли искомую площадь

Подумайте, что вы должны сделать теперь, чтобы найти нужную площадь?

Чтобы найти периметр, сложите длины всех сторон. Для этого найдите неизвестную длину и ширину.

Догадались? Молодцы! Проверьте, правы ли вы? Вычтите из большей площади меньшую. вы нашли искомую площадь.


Найдите периметр фигуры. Вспомните формулу.

Этот метод часто применяется мною при работе в командах.

2. Наблюдаем, ищем выбираем.

На примере этого типа заданий учу видеть главные причины происходящего, объяснять их сущность, делать выводы, находить закономерности, отрабатывать вычислительные навыки.

Учащиеся решали задание, в котором требуется найти пропущенные числа:

 

26

52

11

 

44

У них получились разные ответы:

26

26

52

 

19

26

52

11

33

44

11

18

44


Найдите правила, по которым учащиеся заполнили клетки.

3. Без логики нет математики.

Также на примере этого типа заданий осуществляю и развитие интеллектуальной особенности учащихся через применение на уроках различных нестандартных и олимпиадных задач, что позволяет развивать творческое мышление, повышать математические способности учащихся.

В трех мешках находится крупа, вермишель и сахар. На одном мешке написано “крупа”, на другом “вермишель”, на третьем “крупа или сахар”. В каком мешке что находится, если содержимое каждого для них не соответствует действительности?

4. В геометрию тропинки одолеем без запинки.

Большие трудности у учащихся, как показывает опыт, вызывают геометрические задачи. Чаще всего встречаются задачи, решение которых содержит какую-то необычную идею, как правило, связанную с дополнительным построением.

Только геометрическое мышление пока сопротивляется “всеобщей компьютеризации”. Именно в области геометрии человек еще не проиграл интеллектуального соревнования компьютеру и поэтому развитие геометрического мышления является одной из важных задач школы.

Поэтому преподавания стереометрии стараюсь осуществлять с помощью динамических анимированных моделей геометрических тел, выполненных в программе 3D Studio MAX и PowerPoint. Компьютерная модель позволяет сделать плавный переход от реальной модели изучаемого объекта к его статическому изображению на плоскости. Большой простор для создания динамических моделей открывает программа PowerPoint. С помощью динамических моделей, созданных в данной программе можно значительно облегчить процесс понимания и усвоения аксиом и основных закономерностей стереометрии. С помощью динамической модели можно проследить каждый шаг построения геометрических тел и заданных сечений.


5. Кластеры

Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В зависимости от цели  организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. 
Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся  выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом.

Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. 


6. Отсроченная догадка

В начале урока дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же, вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ. Рассмотрим, как это используется, при обобщении темы «Способы решения уравнений»

Эмблема урока: 28k + 30n + 31m = 365

Говорят уравнение вызывает сомнение, но итогом сомнения может быть озарение!

Задание для учащихся. Найти хотя бы одно решение уравнения.

При подведении урока учитель обращается к учащимся: Кто увидел? Кто догадался? Кто решил?

Ответ: 365 – это количество дней в году, 28 – количество дней в феврале, 30 – количество дней имеют 4 месяца в году, 31 – количество дней имеют 7 месяцев в году. Тогда: 28 ·1 + 30 · 4 + 31 · 7 = 365.

Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся является использование интерактивной доски.

Во-первых, ИД позволяет существенно экономить время на различных этапах урока.

Во-вторых, всего лишь одним пальцем учащиеся могут взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры или картинки.

В-третьих, возможно заполнение пропусков в формулах, примерах, задачах, при помощи маркера.

В-четвертых, доска позволяет рассматривать ряд задач развивающего характера, проверка решения которых на обычной доске затруднена.

В-пятых, очень важный момент связан с гигиеной труда преподавателя и школьника. Меловая пыль воздействует на легкие не лучшим образом.

В-шестых, высокое качество картинок и шаблонов позволяет создавать яркие и привлекательные материалы, воспитывающие в детях эстетический вкус.

И, наконец, наша доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам.


Результат работы

Мои ученики являются ежегодными призерами муниципальной олимпиады по математике; призерами Всероссийского математического конкурса «Золотой ключик»;

научно-практических конференций, таких как «Интеллект», конференции им. Морякова.

Вывод. В применяемой технологии системы эффективных уроков, подобранных мною методиках важная роль отводится высокопроизводительному уроку, на котором главное:

  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса;

  • экономное расходование времени урока;

  • тренинг умственных действий;

  • объем и прочность полученных знаний;

  • положительный уровень межличностных отношений.

Подобранные задания выполняют познавательные и воспитательные функции. Ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы и способы решений, рассуждений; развивается логическое мышление, смысловая и образная память, формируется умение работать с нестандартными задачами, обязательность четкого, правильного и наиболее полного объяснения решения той или иной задачи, также является положительной чертой.

Мне кажется, что при такой системе у детей должно измениться отношение к урокам; и они из нудных и неинтересных станут познавательными и захватывающими, измениться отношение детей к собственным ошибками - они перестанут бояться их и поймут, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Хочется, чтобы в результате проведения уроков по данной технологии дети научились грамотно задавать вопросы, логично высказывать свои мысли. И, наконец, хочется, чтобы оживился их интерес к познанию всего нового.