МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ
СИТУАЦИЙ
Например, 3 кл. русск. язык, тема: «Сложные слова».
Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.
-А что, существуют слова с двумя корнями?
- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)
Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.
-Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)
-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)
- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)
- Сформулируйте тему урока.
- Нарисуйте схему сложных слов.
В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.
Приложение №2
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
Тема урока «Имя существительное как часть речи».
- Вы знаете, что одушевленные и неодушевленные имена существительные различаются по вопросам кто? и что? Так определяется различие в их грамматическом значении. Как отражается оно в формах этих слов? Для ответа на этот вопрос сравним слова:
Нет братьев - нет учебников, Вижу братьев - вижу учебники. Определим падежи и выделим окончания существительных. Слово брат во мн. ч. в Р. и В. п. имеет одинаковые окончания. Слово учебник - разные. Значит, одушевленные и неодушевленные имена существительные различаются системой окончаний во мн. ч. У неодушевленных окончания в Р. и В. п. не совпадают. А у одушевленных они одинаковые.
(Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут дать объяснение новому факту в учебной ситуации, т.е. тогда, когда учащиеся осознают недостаточность своих знаний для объяснения нового факта.)
Тема урока «Чередование гласных О - А в корне слова».
- Мы прекрасно знаем, что ударение командует безударными гласными. Как пишется под ударением, так мы будем писать и без ударения - в слабой позиции. Но вот несколько странных случаев: мы пишем кланяется, но наклонился; загар, но загорелый; зорька, но заря. Мы можем увидеть и такое: Природа сотворила множество разнообразных тварей. Тварь, но сотворила. Или, например, плавучий, но пловец.
(Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут ответить на проблемный вопрос, не знают способа решения поставленной задачи.)
Тема урока «Безударные гласные, проверяемые ударением».
- Как проверить пропущенную гласную в слове благосл...елять! Можно подобрать слово слава, тогда будет а, но можно и слово, а тогда будет о. Вот это задачка! Как же быть? А если не торопиться и подумать? Что нам надо проверить? Гласную... А где находится гласная? В какой значимой части слова? Ведь от этого зависит дальнейший ход рассуждений. Разбираем слово по составу: благ-0-сл...вл-я-ть. Гласная - во втором корне. Теперь мы знаем, как ее проверить: ударением. Итак, слава, а может, слово! Что же делать? Надо подобрать только родственное (однокоренное) слово. А как узнать, какое из них родственное? Надо определить лексическое значение слова. На Руси богатырей благословляли на подвиг {напутствовали, желали победы, то есть говорили...) Ясно: слова говорили. Поэтому проверяем: слово. Благословлять. Открываем словарь СИ. Ожегова. Все сделано правильно.
(Интеллектуальное затруднение возникает, если необходимо использовать полученные знания на практике, при этом учащиеся осознают их недостаточность.)
2. Противоречие между житейскими представлениями учащихся и научными понятиями о фактах.
Тема урока «Наклонение глагола».
На доске записаны слова: говорите, держите, учите.
( Здесь и далее подчеркнуты слова учителя, создающие проблемные ситуации.)
- Разберите по составу эти слова. Проверим. Итак, что же получается? Задание одно, а выполнено по-разному. Как вы рассуждали? Как определили наклонение глагола? Понятно ли это без контекста? В каких словах ударение помогло определить наклонение глагола? От чего зависит различное выделение морфем в глаголах? Верно, от того, в каком наклонении глагол. Если глагол в изъявительном наклонении, то выделяем окончание -ите. А если в повелительном - суффикс -и и окончание -те.
(Проблемная ситуация создается при столкновении учащихся с явлениями, требующими теоретического осмысления.)
3. Выдвижение гипотез, формулировка выводов.
Тема урока «Вид глагола».
- Обратите внимание на доску, где в два столбика написаны глаголы: наклеивать - наклеить, прибегать -прибежать, печь - испечь. Почему я так их записала? По какому признаку различаются глаголы первого и второго столбиков? Давайте предположим, что они различаются по времени. Проверим, верно ли это. Все глаголы даны в неопределенной форме, а она не имеет времени. Значит, этот грамматический признак не подходит. Может быть, это глаголы разного лица, числа? Но мы с вами знаем, что у глаголов в неопределенной форме нельзя определить ни лицо, ни число, ни время. (Ученики называют ряд признаков.) Мы назвали все известные нам грамматические признаки, но так и не смогли ответить, в чем разница между глаголами. Что можно предположить? Есть, наверное, неизвестный нам грамматический признак, который необходимо определить. В чем смысловая разница между глаголами первого и второго столбиков? Глаголы первой группы обозначают незаконченные действия и отвечают на вопрос что делать?, а глаголы второй группы - законченные действия и отвечают на вопрос что сделать?. Эти две группы глаголов называются глаголами несовершенного и совершенного видов .
Тема урока «Гласные в суффиксах имен существительных -ек, -ик».
На доске записаны слова: ключик, замочек.
- Как проверить написание выделенных букв? В какой части слова находится орфограмма? Верно, в суффиксе. Выделим суффиксы в этих словах. Какой гласной различаются суффиксы? Как можно проверить безударную гласную? Мы знаем, как правильно вставить безударную гласную в корне, а в суффиксе - не знаем, так как для безударной гласной в суффиксе мы затрудняемся подобрать проверочное слово. Перед нами стоит задача сформулировать орфографическое правило правописания безударной гласной в суффиксах -ик и -ек имен существительных. Что можно предположить? (Ученики высказывают предположения.)
Попробуйте изменить слова, задав к ним вопрос Р. п. Нет замочка. Что произошло с суффиксом? Гласная «убежала». Нет ключика. Гласная осталась. Прочитайте другие слова с суффиксами -ик и -ек. Понаблюдайте, в суффиксах каких слов гласная «убегает». Как вы думаете, какая гласная, и или е, убегает? Выделите суффикс в слове ключика. Какая гласная осталась? Сформулируем правило правописания в суффиксах -ик и -ек безударной гласной.
(Проблемная ситуация появляется тогда, когда у учащихся отсутствуют знания для теоретического обоснования учебного задания. Затруднение возникает при сопоставлении языковых фактов и постановке гипотезы в связи с необходимостью определить неизвестный грамматический признак глагола, условия написания гласных в суффиксах существительных -ек, -ик.)
4. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений.
Тема урока «Имя существительное как часть речи».
- Имя существительное - далеко не простая часть речи. В этом вы сможете убедиться сами, когда будете решать такую задачку: Катя Всезнайкина утверждает, что слова мертвец, кукла и снеговик - существительные одушевленные, а толпа, человечество и народ - неодушевленные. А Петя Ошибкин придерживается иной точки зрения. Как вы думаете, кто из них прав? Помогите разобраться. Наверное, Петя Ошибкин все-таки прав. Ведь одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? А значит - толпа, человечество, народ - это одушевленные имена существительные. Но что мы знаем о склонении одушевленных и неодушевленных существительных? Если совпадают И. и В. п., то это неодушевленные существительные, а у слов толпа, человечество, народ они совпадают, значит, они неодушевленные.
Итак, если совпадают И. и В. п. - это неодушевленные существительные, а если совпадают Р. и В. п., то это одушевленные существительные. Например, у слова кукла во мн. ч. совпадает окончание в Р. п. и В. п., значит, это слово - одушевленное существительное (М.А., студентка IV курса).
(Интеллектуальное затруднение может быть создано с помощью противоположных мнений вымышленных лиц, сказочных героев. Интеллектуальное затруднение у учащихся возникает в связи с выяснением, кто прав.)
Тема урока «Спряжение глаголов».
- Определим, к какому спряжению относятся глаголы выбер..шь и вынес...шь. Какой должна быть последовательность рассуждений при определении спряжения глаголов? Мы знаем, что у глаголов с ударными личными окончаниями спряжение определяется по личному окончанию. Если у глаголов безударное окончание, то нужно поставить данные глаголы в неопределенную форму.
Один из учеников предложил глаголы выбирать, выносить. В первом
случае спряжение оказывается I, а во втором - II. Прав ли ученик? Что надо учитывать, когда глагол ставится в неопределенную форму? Конечно, вид глагола. На какие вопросы отвечают глаголы выбер...шь и вынес...шь? На вопрос что сделаешь? Значит, и глагол в неопределенной форме должен отвечать на вопрос что сделать? - выбрать и вынести. Следовательно, это глаголы I спряжения.
Но такой путь определения спряжения может привести к ошибкам. Учащийся написал глагол высп...шься, вставив ошибочно другую гласную в личном окончании. Чем вызвана такая ошибка? Определим, к какому спряжению относится этот глагол. Может быть, к I, а может быть, и ко II. Выспаться - глагол на -ать - I спряжение, значит, личное окончание -ешь! Но ведь существует глагол спишь. Что можно предположить? Попробуйте в глаголах выбор...шь, вынес...шь, высп...шься отбросить приставку вы-. Что мы видим? Приставка вы- «перетягивает» на себя ударение, и поэтому при определении спряжения ее надо отбросить
(Проблемная ситуация возникает в связи с необходимостью выявить условия, от которых зависит выбор орфограммы: правильно подобрать неопределенную форму глагола, определить спряжение, вид глаголов.)
5. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
Тема урока «Имена существительные общего рода».
- Рассмотрим следующие предложения:
Мой друг молодчина! А ваша подруга? Тоже молодчина!
Определите род имен существительных. Как вы будете рассуждать? Он мои - друг (м.р.), значит, существительное молодчина мужского рода; подруга - она моя (ж.р.), существительное молодчина женского рода? Получается, что одно и то же имя существительное может быть и женского, и мужского рода. Выходит, что молодчина - существительное не мужского, не женского рода. Попробуйте подобрать примеры таких имен существительных и дать название этой группе слов.
Тема урока «О - Ё после шипящих в именах существительных».
- Если в суффиксах слов девчонка, речонка пишется буква о, то почему в словах тушёнка, сгущёнка - буква ё?
(Учащимся необходимо сравнить факты, явления, находящиеся в новом материале, с известными и сделать самостоятельное обобщение. Полученные задания вызывают затруднения, так как сравнение обнаруживает незнакомые учащимся до этого момента свойства и признаки новых фактов.)