СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ

СИТУАЦИЙ

Например, 3 кл. русск. язык, тема: «Сложные слова».

Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.

-А что, существуют слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)

Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.

-Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)

-Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)

- Сформулируйте тему урока.

- Нарисуйте схему сложных слов.

В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.



Приложение №2

1. Побуждение учащихся к теоре­тическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

Тема урока «Имя существительное как часть речи».

- Вы знаете, что одушевленные и не­одушевленные имена существитель­ные различаются по вопросам кто? и что? Так определяется различие в их грамматическом значении. Как отра­жается оно в формах этих слов? Для ответа на этот вопрос сравним слова:

Нет братьев - нет учебников, Вижу братьев - вижу учебники. Определим падежи и выделим окон­чания существительных. Слово брат во мн. ч. в Р. и В. п. имеет одинаковые окончания. Слово учебник - разные. Значит, одушевленные и неодушев­ленные имена существительные разли­чаются системой окончаний во мн. ч. У неодушевленных окончания в Р. и В. п. не совпадают. А у одушевленных они одинаковые.

(Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут дать объяснение новому факту в учебной ситуа­ции, т.е. тогда, когда учащиеся осознают недостаточность своих знаний для объяс­нения нового факта.)

Тема урока «Чередование гласных О - А в корне слова».

- Мы прекрасно знаем, что ударение командует безударными гласными. Как пишется под ударением, так мы будем писать и без ударения - в слабой позиции. Но вот несколько странных случаев: мы пишем кланяется, но наклонился; загар, но загорелый; зорь­ка, но заря. Мы можем увидеть и та­кое: Природа сотворила множество разнообразных тварей. Тварь, но со­творила. Или, например, плавучий, но пловец.

(Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не могут ответить на проблемный вопрос, не знают способа решения поставленной задачи.)


Тема урока «Безударные гласные, проверяемые ударением».

- Как проверить пропущенную глас­ную в слове благосл...елять! Можно подобрать слово слава, тогда будет а, но можно и слово, а тогда будет о. Вот это задачка! Как же быть? А если не то­ропиться и подумать? Что нам надо проверить? Гласную... А где находится гласная? В какой значимой части сло­ва? Ведь от этого зависит дальнейший ход рассуждений. Разбираем слово по составу: благ-0-сл...вл-я-ть. Гласная - во втором корне. Теперь мы знаем, как ее проверить: ударением. Итак, слава, а может, слово! Что же делать? Надо подобрать только родственное (однокоренное) слово. А как узнать, какое из них родственное? Надо определить лексическое значение слова. На Руси богатырей благословляли на подвиг {напутствовали, желали победы, то есть говорили...) Ясно: слова говорили. Поэтому проверяем: слово. Благослов­лять. Открываем словарь СИ. Ожего­ва. Все сделано правильно.

(Интеллектуальное затруднение возни­кает, если необходимо использовать полу­ченные знания на практике, при этом уча­щиеся осознают их недостаточность.)


2. Противоречие между житей­скими представлениями учащихся и научными понятиями о фактах.

Тема урока «Наклонение глагола».

На доске записаны слова: говорите, держите, учите.

( Здесь и далее подчеркнуты слова учителя, создающие проблемные ситуа­ции.)

- Разберите по составу эти слова. Проверим. Итак, что же получается? Задание одно, а выполнено по-разно­му. Как вы рассуждали? Как опреде­лили наклонение глагола? Понятно ли это без контекста? В каких словах уда­рение помогло определить наклонение глагола? От чего зависит различное выделение морфем в глаголах? Верно, от того, в каком наклонении глагол. Если глагол в изъявительном накло­нении, то выделяем окончание -ите. А если в повелительном - суффикс и окончание -те.

(Проблемная ситуация создается при столкновении учащихся с явлениями, тре­бующими теоретического осмысления.)


3. Выдвижение гипотез, формули­ровка выводов.

Тема урока «Вид глагола».

- Обратите внимание на доску, где в два столбика написаны глаголы: на­клеивать - наклеить, прибегать -прибежать, печь - испечь. Почему я так их записала? По какому признаку различаются глаголы первого и второ­го столбиков? Давайте предположим, что они различаются по времени. Проверим, верно ли это. Все глаголы даны в неопределенной форме, а она не имеет времени. Значит, этот грам­матический признак не подходит. Мо­жет быть, это глаголы разного лица, числа? Но мы с вами знаем, что у гла­голов в неопределенной форме нельзя определить ни лицо, ни число, ни вре­мя. (Ученики называют ряд призна­ков.) Мы назвали все известные нам грамматические признаки, но так и не смогли ответить, в чем разница между глаголами. Что можно предпо­ложить? Есть, наверное, неизвестный нам грамматический признак, кото­рый необходимо определить. В чем смысловая разница между глаголами первого и второго столбиков? Глаголы первой группы обозначают незакон­ченные действия и отвечают на вопрос что делать?, а глаголы второй груп­пы - законченные действия и отвеча­ют на вопрос что сделать?. Эти две группы глаголов называются гла­голами несовершенного и совершен­ного видов .


Тема урока «Гласные в суффиксах имен существительных -ек, -ик».

На доске записаны слова: ключик, замочек.

- Как проверить написание выде­ленных букв? В какой части слова находится орфограмма? Верно, в суф­фиксе. Выделим суффиксы в этих словах. Какой гласной различаются суффиксы? Как можно проверить без­ударную гласную? Мы знаем, как пра­вильно вставить безударную гласную в корне, а в суффиксе - не знаем, так как для безударной гласной в суффиксе мы затрудняемся подобрать проверочное слово. Перед нами стоит задача сфор­мулировать орфографическое правило правописания безударной гласной в суффиксах -ик и -ек имен существи­тельных. Что можно предположить? (Ученики высказывают предположе­ния.)

Попробуйте изменить слова, задав к ним вопрос Р. п. Нет замочка. Что произошло с суффиксом? Гласная «убежала». Нет ключика. Гласная ос­талась. Прочитайте другие слова с суф­фиксами -ик и -ек. Понаблюдайте, в суффиксах каких слов гласная «убега­ет». Как вы думаете, какая гласная, и или е, убегает? Выделите суффикс в слове ключика. Какая гласная оста­лась? Сформулируем правило право­писания в суффиксах -ик и -ек безудар­ной гласной.

(Проблемная ситуация появляется тог­да, когда у учащихся отсутствуют знания для теоретического обоснования учебного задания. Затруднение возникает при со­поставлении языковых фактов и постанов­ке гипотезы в связи с необходимостью оп­ределить неизвестный грамматический признак глагола, условия написания гласных в суффиксах существительных -ек, -ик.)

4. Побуждение учащихся к сравне­нию, сопоставлению и противопо­ставлению фактов, явлений.

Тема урока «Имя существительное как часть речи».

- Имя существительное - далеко не простая часть речи. В этом вы сможете убедиться сами, когда будете решать такую задачку: Катя Всезнайкина утверждает, что слова мертвец, кукла и снеговик - существительные одушев­ленные, а толпа, человечество и на­род - неодушевленные. А Петя Ошибкин придерживается иной точки зре­ния. Как вы думаете, кто из них прав? Помогите разобраться. Наверное, Петя Ошибкин все-таки прав. Ведь одушев­ленные существительные отвечают на вопрос кто? А значит - толпа, челове­чество, народ - это одушевленные имена существительные. Но что мы знаем о склонении одушевленных и не­одушевленных существительных? Ес­ли совпадают И. и В. п., то это неоду­шевленные существительные, а у слов толпа, человечество, народ они совпа­дают, значит, они неодушевленные.

Итак, если совпадают И. и В. п. - это неодушевленные существительные, а если совпадают Р. и В. п., то это оду­шевленные существительные. Напри­мер, у слова кукла во мн. ч. совпадает окончание в Р. п. и В. п., значит, это слово - одушевленное существитель­ное (М.А., студентка IV курса).

(Интеллектуальное затруднение может быть создано с помощью противополож­ных мнений вымышленных лиц, сказочных героев. Интеллектуальное затруднение у учащихся возникает в связи с выяснением, кто прав.)

Тема урока «Спряжение глаголов».

- Определим, к какому спряжению относятся глаголы выбер..шь и вы­нес...шь. Какой должна быть последо­вательность рассуждений при опреде­лении спряжения глаголов? Мы знаем, что у глаголов с ударными личными окончаниями спряжение определяется по личному окончанию. Если у глаго­лов безударное окончание, то нужно поставить данные глаголы в неопреде­ленную форму.

Один из учеников предложил глаго­лы выбирать, выносить. В первом

случае спряжение оказывается I, а во втором - II. Прав ли ученик? Что надо учитывать, когда глагол ставится в не­определенную форму? Конечно, вид глагола. На какие вопросы отвечают глаголы выбер...шь и вынес...шь? На вопрос что сделаешь? Значит, и глагол в неопределенной форме должен отве­чать на вопрос что сделать? - вы­брать и вынести. Следовательно, это глаголы I спряжения.

Но такой путь определения спряже­ния может привести к ошибкам. Уча­щийся написал глагол высп...шься, вставив ошибочно другую гласную в личном окончании. Чем вызвана такая ошибка? Определим, к какому спря­жению относится этот глагол. Может быть, к I, а может быть, и ко II. Вы­спаться - глагол на -ать - I спряже­ние, значит, личное окончание -ешь! Но ведь существует глагол спишь. Что можно предположить? Попробуйте в глаголах выбор...шь, вынес...шь, высп...шься отбросить приставку вы-. Что мы видим? Приставка вы- «пере­тягивает» на себя ударение, и поэтому при определении спряжения ее надо отбросить

(Проблемная ситуация возникает в свя­зи с необходимостью выявить условия, от которых зависит выбор орфограммы: правильно подобрать неопределенную форму глагола, определить спряжение, вид глаголов.)

5. Побуждение учащихся к предва­рительному обобщению новых фак­тов.

Тема урока «Имена существитель­ные общего рода».

- Рассмотрим следующие предложе­ния:

Мой друг молодчина! А ваша подру­га? Тоже молодчина!

Определите род имен существитель­ных. Как вы будете рассуждать? Он мои - друг (м.р.), значит, существитель­ное молодчина мужского рода; подру­га - она моя (ж.р.), существительное молодчина женского рода? Получается, что одно и то же имя существительное может быть и женского, и мужского рода. Выходит, что молодчина - суще­ствительное не мужского, не женского рода. Попробуйте подобрать примеры таких имен существительных и дать название этой группе слов.

Тема урока «О - Ё после шипящих в именах существительных».

- Если в суффиксах слов девчонка, речонка пишется буква о, то почему в словах тушёнка, сгущёнка - буква ё?

(Учащимся необходимо сравнить факты, явления, находящиеся в новом материале, с известными и сделать самостоятельное обобщение. Полученные задания вызыва­ют затруднения, так как сравнение обнару­живает незнакомые учащимся до этого момента свойства и признаки новых фактов.)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!