СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью и успехами в учении.

Просмотр содержимого документа
«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Учитель начальной школы Аулова С. И.

Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Это наиболее значимая системная инновация за последние годы, позво­ляющая развивать социально активную, реализующую свои способности личность.


Основные особенности стандартов требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.


Что же такое самооценка?

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.

В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью и успехами в учении.


На что влияет самооценка?

- на успеваемость школьника;

- на процесс адаптации ребенка в школе;

- на эмоциональнее благополучие ребёнка в классном коллективе;

- на благополучие будущей жизни.


Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.


Основ­ными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях.


Какая же самооценка у учащихся в школе?


Можно выделить 3 основных типа самооценки среди детей младшего возраста: завышенная, низкая и адекватная.

Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье?


Прежде всего, мы обучаем алгоритму самооценивания, разработанный Дмитрием Даниловичем Даниловым.


Этот алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:


  • Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу — проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).

  • Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).

  • Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).

  • Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).


При этом самооценка учащихся должна предшествовать учительской оценке. А оценивание детской работы учителем осуществляется по тем же критериям, по которым ребенок оценивал себя.


В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появляется повод для рефлексии, которая влечёт за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои учебные достижения. В этом случае используется работа в парах: ученик сначала оценивает себя, затем обменивается тетрадями с соседом по парте и уже оценивают друг друга.


Проверяя тетради, можно судить об адекватности оценки учащихся.

Я использую с детьми на уроках цветные фонарики (или «светофоры»), цветные фишки, шкалы, линеечки, предметные картинки и др.


Основной целью моей деятельности на данном этапе является разведение эмоциональной и содержательной оценок. На уроках используются «волшебные линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор.


Особое внимание уделяется прогностической оценке. Для этого учителя используют знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала, когда спрашиваешь у детей, все ли было понятно на уроке?


Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.


Заключение. Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!