СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
««Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сафоново






Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему:


«Методические приёмы

формирования адекватной самооценки

у детей младшего школьного возраста».








Подготовила: учитель начальных классов

Грыбовская Инна Юрьевна



















г. Сафоново

2019-2020уч.год.


«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».

На всех этапах развития значительное влияние на эффективность деятельности и формирование личности оказывает самооценка. Нормальная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте таковой является учебная деятельность, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

Для поддержания планки на достойной высоте следует методически заниматься формированием самооценки. Оценочная деятельность учителя является основой для формирования самооценки у младшего школьника. Самооценка формируется и развивается, если учитель всячески проявляет положительное отношение к ребенку, веру в его возможности, а так же желание помочь ему учиться.

Для того чтобы изменить отношения со сверстниками, необходима сложная и длительная работа, которая, по мнению Е.И. Тихомировой, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты и в разных видах деятельности. Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки младших школьников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений учащихся.

Для формирования у младшего школьника адекватной самооценки учитель может задействовать различные источники и механизмы. Например, обратные связи со стороны других людей, а именно те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, в виде ласкового касания или легкого удара. Другими словами, направленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации – все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает, интериоризирует эти обратные связи. Используя их, он оценивает себя. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокой самооценки, если негативны – низкой.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:

- принцип меры;

- принцип системы.

В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определенной степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, некритичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всем должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребенка и причиняет ему страдания. В этом случае, весьма важным является обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.

Принцип системности, как утверждает К.О. Казанская, предполагает проектирование процесса целенаправленного формирования личности, в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, который учитывает его конкретные физиологические и психологические особенности, такие как: самооценка, темперамент, уровень тревожности, уровень притязаний.

Особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей со сверстниками и с взрослыми.

По мнению М. Феннел, дети могут недооценивать свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать ребенку, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

Возможность оценить себя положительно детям дают:

- игра;

- разнообразные действия с предметами;

- исследование и экспериментирование;

- слушание музыки и сказок;

- беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

- возможность задавать вопросы и делать выбор.

В начальной школе дети очень любят играть. В игре у них есть возможность наблюдать, исследовать, открывать, оценивать и сравнивать то, что они знают и могут самостоятельно делать. Если в игре дети получают поддержку и поощрение от взрослых, то они становятся более уверенными, у них повышается самооценка, то есть они учатся любить себя. Иногда дети предпочитают играть одни, иногда – в компании других детей и взрослых. И то, и другое важно.

Как правило, дети сами выбирают игру, хотя идея игры может быть подсказана взрослыми или другим ребенком, книгой, журналом или телепрограммой. Ребенок в игре перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за детской игрой и осмысления интересов ребенка. Часто у детей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия, но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребенка и обеспечить детей в процессе игры тем, что им больше нравится. Взрослый может быть идеальным партнером по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ребенок будет лидером, а взрослый зеркально отражает его действия. Если взрослый станет играть заинтересованно, ребенок будет чувствовать себя комфортно. Также большое значение для повышения самооценки ребенка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности). Рекомендуется создать ситуацию, в которой ребенок может принять решение.

Выбор помогает детям:

- почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

- развить положительное отношение к себе;

- учиться выражать свой выбор;

- понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребенка помогает совместное изготовление игровых пособий.

Также для повышения самооценки ребенка родители и педагоги могут использовать следующие приемы:

- как можно чаще называть ребенка по имени;

- хвалить ребенка в присутствии других детей;

- отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах;

-избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное время;

- не подгонять и не торопить ребенка.

Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно развивать самооценку школьников. Рекомендуется проводить с детьми игры, повышающие самооценку, а также релаксационные игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Незаменимы для повышения самооценки поощрения и совместные с детьми дела. Иными словами, для развития адекватной самооценки первоклассников учителю следует выполнять следующие рекомендации:

Методически правильно построить оценочную деятельность, что поможет ребенку понять положительные и отрицательные качества своей деятельности.

Ставить ребенка в ситуацию выбора. Это важнейшее педагогическое условие становления индивидуальности ребенка. Когда учитель предлагает ученику совершить осознанный и желанный выбор, он помогает ему формировать свою неповторимость, уникальность.

Проводить релаксационные игры и упражнения. Это способствует снятию мышечного напряжения, полному или частичному расслаблению организма, укреплению нервной системы. Рекомендуется выполнять после сильных переживаний, физических нагрузок. Проводить специальные игры и тренинги, способствующие развитию самооценки.