Чернецкая Людмила Александровна.
«Технология развития критического мышления в процессе преподавания курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI в» на примере изучения темы «Глобализация».
Оглавление.
Введение……………………………………………………стр. 3
Теоретическая часть……………………………………….стр.4-5
Практическая часть…………………………………………стр.6-9
Список литературы…………………………………………..стр.10
Введение.
Современный мир переживает период перехода от индустриального к инфор-мационному обществу. В связи с происходящими в обществе коренными изменениями чрезвычайно велика роль нового курса «Обществознание. Глобальный мир в 21 веке».
Предложенная программа дает возможность совместить обучение, приобретение знаний с развитием навыков участия в общественно значимых делах. Предоставляется возможность обратиться к знаниям учащихся по другим предметам гуманитарного цикла ( литературе, истории, географии и др.), проследить межпредметные и межкурсовые связи, актуализировать всю совокупность уже полученных знаний. В предлагаемом курсе делается попытка рассмотреть патриотизм и гражданственность в тесной связи с реалиями современного мира, увидеть их потенциал в условиях глобализации и условности территориальных границ государств, взаимовлияния различных культур. Современное эффективное образование невозможно без использования активных и интерактивных стратегий преподавания. Курс «Обществознание. Глобальный мир 21 век» можно построить на основе открытости, обсуждения, выяснения существующих проблем, использования разнообразных источников информации, анализа политических процессов.
Цель: - развитие умений анализировать получаемую информацию и отбирать необходимые знания, которые можно применять в своей практической деятельности;
- создание максимально благоприятных условий для развития мыслящей, информированной личности, осознающей свою ответственность за совершенные поступки;
- развитие учебных компетентностей, умений и навыков самостоятельной работы, формирование плюрализма и уважение к культуре других народов.
Задачи: - создать условия для раскрытия творческих способностей учащихся;
- развивать навыки аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;
- создать атмосферу диалога и сотрудничества всех участников учебного процесса.
Ожидаемые результаты. Предполагается, что учащиеся смогут:
- занимать активную гражданскую позицию;
- использовать различные источники информации при обсуждении
проблем общественной жизни;
- овладеть правилами общественной полемики, цивилизованного диалога в обществе;
- противостоять манипулированию и рационально обосновывать свою точку зрения;
- формулировать вызовы и риски современного развития, предполагать адекватные ответы;
- знать и использовать правовые механизмы защиты своих интересов, прав и свобод.
1. Теоретическая часть.
У истоков образовательной технологии развития критического мышления стоит педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма.
Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое мышление, и творческое мышление развиваются в синтезе.
Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно точности и ценности.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретенным знанием; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Включение технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, так как обращена, прежде всего, к ребенку, к его индивидуальности.
Стадия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
1. Вызов | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до получения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки. |
2. Осмысление содержания | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. | Методы активного чтения: маркировка (инсерт); ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на вопросы, поставленные в 1 части урока. |
3. Рефлексия | Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. | Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа…). Работа ведется индивидуально или в парах.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
Практическая часть
Проект урока с использованием технологии критического мышления и интерактивных приемов обучения.
Тема: Глобальное общество – далекая перспектива или реальность?
Ожидаемые результаты
Компонент знаний
-назвать не менее 3-х основных характеристик процесса глобализации;
-давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;
-сформулировать не менее 4-х глобальных проблем современного мира и описать их суть.
Компонент умений
-приводить примеры символов современной глобализации;
-выделять наиболее существенное в общественном развитии.
Компонент ценностей
-занимать аргументированную позиции по отношению к глобализации с пониманием других возможных подходов.
Мотивационный блок.
Процесс превращения человечества в единое мировое сообщество обозначается термином «глобализация». Какие ассоциации возникают в вашем сознании когда вы слышите это слово? Составление кластера
Глобализация
Как функционирует глобальное общество? Есть ли будущее у глобального мира?
Поиск ответа на эти вопросы мы будем осуществлять разделившись на четыре группы, формирование групп с использованием основных понятий темы.
По какому признаку образованы ряды?
Первый ряд
ОАЕ- Организация Африканского Единства
ОПЕК- Организация стран экспортеров нефти
ЕС- Европейский союз
АСЕАН- Ассоциация государств Юго-восточной Азии
СНГ- Содружество независимых государств
Второй ряд:
ТНК- Транснациональная корпорация
МВФ- Международный валютный фонд
ВТО- Всемирная торговая организация
Мировой экономический кризис
Международное разделение труда
Третий ряд:
«Всеобщая декларация прав человека»
«Международное гуманитарное право»
«Конвенция о правах ребенка»
«Проект европейской конституции»
Европейский суд по правам человека
Четвертый ряд:
Общечеловеческие ценности: рыночная экономика, права человека, демократия
Англо- американская музыка
Джинсы, Кока-кола
Интернет
Сотовый телефон
Информационный блок: в интерактивном режиме, каждая группа получает задание в соответствии с подсистемами общества:
1 . подсистема экономики
2. подсистема политики
3. подсистема права
4. подсистема социализации
Изучив текст параграфа ответить на вопросы, оформив их на листе ватмана с целью заполнения общей таблицы, как итога работы.
Задание группам:
Вопросы | Экономика | политика | право | социализация |
Как реализуется функция? Кем реализуется? На какой стадии развития находится? Какие возникают противоречия? | | | | |
Аналитический блок
Обсуждение результатов работы групп, оформление сводной таблицы.
Выводы:
Экономическая подсистема наиболее развита, подсистема права и социализации находится на стадии становления, подсистема политика наименее развита, так как объединение пока только на уровне регионов.
Процесс глобализации – процесс становления глобального общества очень сложен и противоречив.
Обнаруженные противоречия:
-Провозглашаемое равенство возможностей и ощущение социальной несправедливости странами-аутсайдерами.
- Необходимость экономического развития и нарастание угрозы экологического кризиса.
- Унификация жизни и стремление народов к культурному своеобразию.
- Интернационализация властных полномочий и забота стран о своем государственном суверенитете.
- Постоянный рост потребностей и ограниченность существующих на Земле ресурсов.
- Господством материальных стимулов и духовными ценностями.
Рефлексивный блок.
Возращение к ожидаемым результатам.
Совместное обсуждение эффективности работы на занятии по ожидаемым результатам.
Возращение к проблеме: Глобальный мир: далекая перспектива или реальность?
Учитель предлагает каждому ученику индивидуально заполнить таблицу-
синтез:
Тема урока | Какие ключевые понятия и процессы усвоил? | Что вызвало трудности? Причины? | Личная оценка качества усвоения | Личная оценка вклада в урок | Предложения |
Вывод: Глобализация - принципиально новое явление, объективный процесс, который невозможно остановить. В этом году нам предстоит его изучать.
Домашнее задание: вкладыш страницы 1-7, задания №3
Список литературы.
1. Головинова М.П. Технология развития критического мышления на уроках курса «Обществознание», Электронное сопровождение курса «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания».
2. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XX в.,
Учебник для 11 класса, М., 2008 г.
3. Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XX в.,
Книга для учителя, М., 2007 г.
4. Поляков Л.В., Иоффе А.Н. Обществознание. Глобальный мир в XX в.,
Методическое пособие, М., 2008 г.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, М., 1998 г.
6. Шевченко Н.И. Педагогические технологии. Социализация школьников на уроках обществознания, М., 2008 г.
8