СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы при изучении басен И.А.Крылова на уроках литературы в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические приемы при изучении басен И.А.Крылова на уроках литературы в 5 классе»

Методические разработки по применению метода «диалог с текстом» на уроках литературы в 5 классе при изучении басен И.А.Крылова


Широкое применение находит метод «диалог с текстом» на уроках литературы в 5 классе при изучении басен И.А.Крылова.

Познакомившись на предыдущих уроках с истоками басни (первым стал сочинять и рассказывать басни Эзоп, живший в Древней Греции в 4-5 веке до нашей эры; в Древнем Риме жанр успешно разрабатывал Федр; расцвет жанра басни пришёлся на 18 век), с особенностями басни (аллегорический смысл, воспитательная направленность, демократичность и др.), с именами баснописцев России (А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев, В.Эмин) и других стран (в Германии – лидер церковной Реформации Мартин Лютер, в Англии – выдающийся деятель английской революции 17 века Джон Мильтон, во Франции – писатель 17 века Ж.Лафонтен), познакомившись с отдельными баснями Эзопа и Лафонтена, на 3 уроке учащиеся знакомятся с творчеством русского баснописца 19 века И.А.Крылова: узнают об истоках творчества писателя, о богатстве личности и таланах Крылова и приступают к изучению произведений баснописца. Ниже приведён фрагмент урока по теме «И.А.Крылов. «Волк и Ягнёнок»».

После выразительного прочтения учителем текста басни учащиеся делятся первичными впечатлениями о басне.

- Итак, «Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться». Закройте глаза и попытайтесь представить себе эту картину. Что вы видите? («Я вижу такую картину: яркий солнечный день, голубое-голубое небо, солнце печёт жарко-жарко. На большую зелёную поляну выходит Ягнёнок»).

- Опиши этого Ягнёнка. Каким ты его увидела? («Маленький, беленький, с короткой кудрявенькой шёрсткой»).

- А кто ещё как представил себе начало того, что произошло в басне? («Я представил себе лес. Маленький Ягнёнок забежал в лес, в прохладу и нашёл ручей»; «А я представил горы, по камням стекает горный ручей, весело щебечут птички, и маленький Ягнёнок, которому стало жарко от палящего солнца, захотел пить и нашёл в горах этот ручей»).

- А как мог Ягнёнок оказаться один в лесу или в горах? (версии детей: заблудился, отбившись от стада; убежал из дома и заблудился…).

- Прочтите вторую строку басни:

И надобно ж беде случиться…

Какое слово подсказывает вам, что произойдёт дальше? («Беда»). Что такое «беда»? Чувствует ли ягнёнок приближающуюся беду? Кто несёт беду Ягнёнку? («Волк»). Как вы его себе представляете? («Серый, огромный, худой, голодный»; «Тощий, с ввалившимися боками – давно ничего не ел»).

- Что делает около этих мест Волк? Он просто прогуливается? Какое слово указывает на цель его «прогулки»? («Рыскал»). Что означает это слово? Подберите к нему синонимы. («Рыскать – блуждать, бегать в поисках пищи»). А какое животное характеризует этот глагол? Можно ли сказать: «Ягнёнок рыскал в поисках воды»? («Волк – хищное животное»). А что является пищей для Волка? Может ли его устроить обед из свежей сочной травки? жучков-червячков? молочка? Какова натура Волка? («Хищник, он ест мясо»).

- Попробуйте изобразить голодного Волка, который в жаркий день рыщет в поисках пищи, добычи.

- Итак, «Ягнёнка видит он, на добычу стремится». Кто является этой добычей? («Ягнёнок»). Но ведь Ягнёнок – маленькое, бззащитное существо, а Волк – матёрый хищник. Достаточным ли оправданием в глазах других обитателей этих мест для Волка будет убийство Ягнёнка только из-за голода? Что решает предпринять Волк? («Дать делу «законный вид и толк»). Что это означает? («Всё представить так, будто бы Ягнёнок очень виноват перед Волком», «Он хочет сделать вид, что съел Ягнёнка по закону»).

- Скажите, а как мог Ягнёнок, пьющий из ручья, увидеть Волка? («Увидел в отражении ручья», «Услышал хруст веток и оглянулся», «Почуствовал что-то неладное»). Попытайтесь представить себя этим маленьким, беззащитным Ягнёнком, который оказался у ручья совершенно один и вдруг видит перед собой хищника – Волка. Какие чувства охватывают вас? («Мне страшно», «От страха даже кружится голова», «Дрожат ноги», «Душа от страха ушла в пятки»).

- Итак, Волку нужно делу «придать законный вид и толк» и съесть Ягнёнка. Как он это делает? В чём он обвиняет Ягнёнка? Как он это делает? Каким тоном? («Кричит с возмущением»). Эти чувства искренни? («Нет, лживы, наигранны», «Он притворяется разгневанным, так как ищет предлог, чтобы съесть Ягнёнка»).

- Как он называет Ягнёнка? («Наглец»). Это так? Ягнёнок – «наглец»? («Нет, Ягнёнок ни в чём не виноват перед Волком»). Почему автор выделяет слово «моё» в отдельную строку? («Волк присваивает себе ручей, хотя это – часть природы, которая принадлежит всем»).

- Как Волк называет поступок Ягнёнка? («Дерзостью»). Соответствует ли это действительности? («Нет»). О чём говорит такое заявление Волка? Каков он? («Лжив, изворотлив, лицемерен»).

- К чему «приговаривает» Волк Ягнёнка? Прочтите это от лица Волка. Как вы будете читать? («С напускным возмущением, зло, гневно»).

- А теперь, ребята, представьте в этот момент себя на месте Ягнёнка и прочувствуйте, что вы в этот момент ощущаете. Что вы почувствовали? («Страх», «Ужас», «Недоумение – ведь я не виноват в том, в чём меня обвиняет Волк»). Что вы хотите сказать Волку? Как вы это сделаете? («Очень осторожно, вежливо, даже почтительно»). Можно ли прямо сказать Волку, что он неправ? Почему? («Тотчас съест»).Ответьте Волку словами Ягнёнка из басни так, как будто вы – и есть тот самый Ягнёнок.

- Обратите внимание, как называет Ягнёнок Волка? («Светлейший», «Его Светлость»). Скажите, сейчас так люди к кому-то обращаются? А кто и к кому так обращался в старину? («Так обращались простые люди – крестьяне, например, - к знатным людям - князьям, государю»). Случайно ли это? Вспомните, что мы с вами говорили об аллегорическом, то есть иносказательном, смысле басни. Каковы ваши предположения? («Волк – это аллегория, также как и Ягнёнок»). Кем мог быть этот самый Волк в аллегорическом смысле? («Какой-то князь или царь», «Это высокопоставленный чиновник или помещик»). А кем в аллегорическом смысле мог быть Ягнёнок? («Бедным крестьянином или рабочим», «Крепостным крестьянином»). Какие слова в речи Ягнёнка подчёркивают аллегоричность этого образа? («Светлейший Волк», «позволит», «осмелюсь я донесть», «от Светлости его», «Гневаться напрасно он изволит»).

- Отступает ли Волк перед аргументами Ягнёнка? Почему? («Он не привык отступать, он всегда добивается своего», «Он силён и хитёр и знает, что рано или поздно добьётся своего»).

- Вернёмся к тексту и продолжим наш с ним диалог. Итак, «делу дать хотя законный вид и толк», Волк продолжает эту бесчестную игру в «Кошки-мышки» с Ягнёнком. Какова его реакция на правдивые слова ни в чём не повинного Ягнёнка? («Поэтому я лгу!»). Сконцентрируйте своё внимание на этой строчке. Попробуйте её прочитать с разной интонацией. (…). Какие смысловые оттенки появляются в этой фразе благодаря смене интонации? («Укор», «негодование», «возмущение», «насмешка» и др.).

- Итак, каков второй довод Волка? Прочтите его слова так, как это сделал бы сам Волк, осознавая свою силу и беспомощность Ягнёнка. С какими чувствами вы будете читать эту строку? («С напускным негодованием», «с напускной обидой за «прошлые грехи» Ягнёнка»).

- Я – Ягнёнок (учитель прижимает сжатые в кулачки пальцы рук к груди, опускает голову, втягивает шею в плечи и, дрожа, изображает испуганного Ягнёнка). Прочтите следующие слова Волка так, чтобы они прозвучали весьма убедительно, настолько, что Ягнёнок, не делавший того, в чём его обвиняют, вполне мог бы засомневаться в своей правоте!

("Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!").

- Каков ответ Ягнёнка? («Помилуй, мне и от роду нет года»). Скажите, к чему стремится Ягнёнок в споре с Волком? Окажись вы на его месте, что бы вы попытались сделать? («Доказать свою правоту, что и пытается сделать Ягнёнок»).

- Смущает ли это Волка? Чувствует ли он угрызения совести? Как вы думаете, трудно или легко ему выдумывать всё новые и новые «доказательства» вины Ягнёнка? Почему? («Не трудно», «Возможно, это уже далеко не первый подобный случай»). Скажите, одинаковы ли чувства Волка в начале разговора и к его концу? Что появляется постепенно в голосе Волка? («Нетерпение: он хочет поскорее закончить начатое», «Теперь уже искреннее недовольство: он не привык к отказам и спору с ним, а тут какой-то жалкий Ягнёнок пытается ему перечить»).

- Молодцы. Посмотрите, мы с вами вновь возвращаемся к аллегорическому смыслу басни. В чём он проявляется на данном моменте? («Волк – знатный человек. Он не терпит пререканий с ним со стороны тех, кто ниже его по положению»). А что придаёт ему такую уверенность в себе? («Его положение в обществе, власть», «его богатства: он считает, что есть деньги – можно делать всё с теми, кто их не имеет», «он привык любыми путями получать своё и знает, что если он расправится с каким-нибудь бедным Ягнёнком, то ему за это ничего не будет, так как у него связи, деньги, власть»). Прочтите новые доводы Волка, вложив в них всю гамму чувств, которые должен испытывать этот персонаж, точнее, его аллегорический прототип.

("Так это был твой брат".-

"Нет братьев у меня".- "Taк это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи")

- А что значит «кто-нибудь из вашего же роду»? («То есть из бедняков, простых, беззащитных людей»).

Как вы думаете, с какими чувствами произносит Ягнёнок свою последнюю реплику? Только ли со страхом, как это было вначале? («С обидой – ведь он ни в чём не виноват», «с отчаянием – понимает, что Волка не переубедить, он всё равно получит своё»). Прочтите эти последние слова Ягнёнка от его лица. ("Ах, я чем виноват?").

- А теперь ещё раз внимательно про себя прочтите заключительные строки басни и попытайтесь понять, почувствовать, представить себе, как могла бы выглядеть эта финальная сцена, если бы вы оказались… Волком. (…) Что вы почувствовали? («Я почувствовал, что превращаюсь в этого лживого разъярённого Волка, который хочет поскорее съесть Ягнёнка», «А я представил себя помещиком, который хочет поскорее расправиться со своим крепостным крестьянином. Я чувствую, что мне надоел этот длинный разговор, спор с бедняком, и я хочу поскорее наказать его»). А теперь взгляните на финальную сцену глазами Ягнёнка. Что вы увидели? Что почувствовали? («Я почувствовала страх, обиду», «Я почувствовал, что всё кончено и сопротивляться Волку бесполезно»). Понравились ли вам те чувства, которые вы испытали? («Мне стало очень жалко бедного Ягнёнка», «А я почувствовала злость по отношению к Волку: он несправедливо, подло обошёлся с бедным Ягнёнком»).

-А теперь взгляните на произошедшее со стороны – глазами автора. Как вы считаете, на чьей стороне автор в этой истории? («Автор, конечно же, на стороне Ягнёнка, жалеет его и осуждает Волка»). А в каких строках или отдельных словах мы слышим голос автора – его позицию, отношение к происходящему? («И надобно ж беде случиться...» - сочувствие Ягнёнку; осуждение Волка слышится во всей басне). Обратите внимание на глагол «поволок» в конце басни. Попробуйте заменить его другим глаголом. (…) Что изменится? («При замене другими глаголами, например, понёс, потащил, изменится смысловой оттенок»). Почему Крылов использует именно этот глагол – «поволок»? Что он хотел подчеркнуть им? («Поволок – значит, потащил насильно. Глагол указывает на беспомощность жертвы и силу и безжалостность Волка»).

- Скажите, а может быть Ягнёнок – просто трус? Почему он сдался? («Он с самого начала знал, что спорить с Волком и доказывать свою правоту просто бесполезно – тот всё равно сделает то, что захотел, и ему за это ничего не будет»). А как вы понимаете постоянный эпитет «тёмный лес»? («Это страшное место, куда ходить опасно, где ожидает погибель», «это место, где волки совершают свои тёмные дела, и ничто не мешает им творить беззаконные поступки»).

- Какова же воспитательная направленность басни? В какой её структурной части она выражена? («У сильного всегда бессильный виноват»). Скажите, а кто из вас может привести примеры из жизни или из литературы, к которым можно было бы применить мораль этой басни? («Муму» И.С.Тургенева – взаимоотношения барыни и Герасима; «Сказка о мёртвой царевне» А.С.Пушкина – царица и царевна). А из истории? («В России раньше существовало крепостное право, когда барин мог наказать якобы провинившегося крепостного крестьянина очень жестоко и почти ни за что»). А в школьной жизни вам встречались такие Волки и Ягнята? («Да, есть такие Волки среди старшеклассников, обижающие бедных Ягнят-первоклашек и обманом отбирающие у них какие-либо их вещи: деньги, телефон и пр.»). Допустимы ли такие поступки среди людей? (…)

В конце занятия учащиеся получают задание прочесть басню по ролям и подготовиться к инсценировке басни, а также нарисовать иллюстрации к басне, раскрывающие её аллегорический смысл.

Данный урок проводился мной в СОШ № 11 г.Ульяновска в 2013 году в 5И классе (классе интенсивного обучения). Приводимые в качестве ответов реплики детей взяты из реального урока.







4