СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические разработки По предмету: «Акушерство и гинекология»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине «Акушерство» на 2 курсе по специальности: «Акушерское дело», с учетом знаний и умений, сформированных при изучении общепрофессиональных и клинических дисциплин: основы латинского языка, анатомия и физиология, основы сестринского дела, фармакология, хирургия, педиатрия, терапия.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки По предмету: «Акушерство и гинекология»»




Методические разработки

По предмету: «Акушерство и гинекология»







Преподаватель: Куланбаева Н. С.











Аннотация



Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине «Акушерство» на 2 курсе по специальности: «Акушерское дело», с учетом знаний и умений, сформированных при изучении общепрофессиональных и клинических дисциплин: основы латинского языка, анатомия и физиология, основы сестринского дела, фармакология, хирургия, педиатрия, терапия.

Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Имеется общая цель и конкретные цели достижения. Конкретные цели выражены в виде алгоритмов деятельности. Основной критерий контроля - решение профессиональных ситуационных задач с применением ролевой игры.

Новый материал освещен в разделе «Блок учебной информации», где подробно рассмотрены все аспекты, касающиеся АФО женских половых органов и физиологии и регуляции менструального цикла. Кроме того, блок включает мотивацию, обзор литературы.

В блок контроля включены материалы контроля знаний.





































Методические указания для студентов


Тема: Физиология и регуляция менструального цикла”.

Цели занятия:

Образовательная цель: дать понятие о анатомии смежных органов и тазовой клетчатки.

Результат обучения: После изучения дисциплины «Акушерство», выпускник должен обладать следующими компетенциями:

б) профессиональными(ПК)

РО3=ПК1

РО4=ПК3+ПК4

РО3-Способен оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и послеродовом периоде.

РО4-Способен проводить диагностику, в пределах своих полномочий, оказывать доврачебную помощь и уход с акушерской с экстрагенитальной патологией.

ПК 1. Оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде основанную на клинических протоколах. Осуществлять реанимационные мероприятия при акушерской патологии. Ассистировать врачу и проводить оперативные манипуляции в родах (ушивание разрывов промежности 1 – ой, 2 – ой степени и др. в соответствии с функциональными обязанностями акушерок/акушеров).

ПК 3. Проводить диагностику, доврачебную помощь и оказывать уход беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией при осложнении беременности и в послеродовом периоде. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях, в условиях эпидемии и при неотложных состояниях в гинекологии.

ПК 4. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно, в пределах своих полномочий. Осуществлять уход в предоперационном и послеоперационном периодах.


Студент должен знать:

  • периоды жизни женщины;

  • продолжительность нормального менструального цикла;

  • регуляцию менструального цикла;

  • фазы яичникового цикла;

  • фазы маточного цикла.

Студент должен уметь:

  • определять продолжительность менструального цикла;

  • показать на плакате гормоны менструального цикла;

  • определять день овуляции, используя наблюдение за цервикальной слизью и измерение базальной температуры тела;

  • определять фертильные дни;

  • проводить беседу о гигиене менструального цикла;

  • объяснять ведение менструального календаря;

  • нарисовать яичниковый цикл;

  • нарисовать маточный цикл.




Студент должен владеть:

  • навыками определения продолжительности менструального цикла;

  • навыками определения дня овуляции, используя наблюдение за цервикальной слизью и измерения базальной температуры тела;

  • навыками определения фертильных дней;

  • навыками проведения бесед о гигиене менструального цикла;

  • навыками ведения менструального календаря.


Развивающая цель: развивать у студентов способности использовать полученные знания, необходимые в акушерском деле, развитие логического мышления.

Воспитательная цель: воспитывать у студентов терпеливости, тактичности, чувство ответственности и долга, любви к избранной профессии.

Литература:

1) Основная:

  1. Мусуралиев М.С. «Клиническое обучение по оперативной технологии в акушерстве и гинекологии». Бишкек, 2004 г.

  2. Дуда В.И. «Акушерство», Москва, 2005 г.

  3. Шалимова М.А. Сборник материалов по Психопрофилактической подготовке беременных к родам. Москва, 2004 г.

  4. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии». Практикум. Ростов-на-Дону,

2007 г.

  1. Оганисян Н.С. «Акушерство». Аттестационные вопросы. Москва, 2002 г.



2) Дополнительная:



  1. Влюментал Р.Д. «Краткое руководство по репродуктивному здоровью и контрацепции».

  2. Керимов Н.Р. Бозова С.Д. «Основы обучения сотрудников службы организации семьи и медико-социального патронажа, акушерок и медсестре ГСВ», 2004 г.

  3. «Акушерство». USAID, 2008 г.

  4. Энкин М. «Руководство по эффективной помощи при беременности и рождении ребенка». Санкт Петербург, 2003 г.

  5. «Эффективная перинатальная помощь и уход» USAID, 2008 г.

  6. «Интегрированное ведение беременности и родов. Руководство для клинической практики». Москва, 2003 г.

















Пререквизиты:

Анатомия и физиология человека

Микробиология

Латинский язык

Фармакология

Медгенетика

ОСД


Постреквизиты:

Хирургия

Терапия

Педиатрия

Реанимация

ЛОР болезни

Инфекционные болезни

ПМП














Карта оснащения:

Список используемых ТСО:


ноутбук,


экран,


мультимедиа проектор,


компьютерная презентация,

 

Оснащение занятий:


Плакаты «Анатомия женских половых органов»

Плакаты «Репродуктивная система женщины».

Плакаты «Оплодотворение и путь продвижение яйцеклетки”

Плакаты «Женский таз».

Стенды

«Живот беременной женщины»

«Оплодотворение»

«Плацента и разрез плода»

«Плод во время беременности»

Наглядные пособия:

  1. Шприцы, системы для в/в вливания.

  2. Аппарат для измерения АД.

5.  Стерильные шарики.

6. Стойка для капельницы.

Дидактический материал:

Тест

Карточки

Ситуационная задача

Хронокарта теоретического занятия

Время – 90 минут.



1

Организационный момент

5 мин

2

Опрос предыдущей темы

25 мин

3

Изложение нового материала

50 мин

4

Закрепление новой темы

5 мин.

5

Подведение итогов занятия

4 мин

6

Домашнее задание

1 мин



Хронокарта практического занятия


Время – 180 минут.




1

Организационный момент

5 мин

2

  1. Мотивация, представление темы-

10 мин

3

  1. Контроль исходного уровня –

25 мин

4

  1. Демонстрация навыков-

45 мин.

5

  1. Самостоятельная работа студентов-

50

6

  1. Подведение итогов самостоятельной работы составлением карты сестринского процесса и оформление дневников-

15

7

Домашнее задание-


10






Методическая разработка теоретического занятия по теме:

«Физиология и регуляция менструального цикла».

Место проведения: доклинический кабинет   по акушерству

и гинекологии

Специальность: АД

Курс:2

Количество часов: 90

Вид урока: комбинированный

Дисциплина: Акушерство

Цели занятия:

Образовательная цель: дать понятие о анатомии смежных органов и тазовой клетчатки.

Результат обучения: После изучения дисциплины «Акушерство», выпускник должен обладать следующими компетенциями:

б) профессиональными(ПК)

РО3=ПК1

РО4=ПК3+ПК4

РО3-Способен оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и послеродовом периоде.

РО4-Способен проводить диагностику, в пределах своих полномочий, оказывать доврачебную помощь и уход с акушерской с экстрагенитальной патологией.

ПК 1. Оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде основанную на клинических протоколах. Осуществлять реанимационные мероприятия при акушерской патологии. Ассистировать врачу и проводить оперативные манипуляции в родах (ушивание разрывов промежности 1 – ой, 2 – ой степени и др. в соответствии с функциональными обязанностями акушерок/акушеров).

ПК 3. Проводить диагностику, доврачебную помощь и оказывать уход беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией при осложнении беременности и в послеродовом периоде. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях, в условиях эпидемии и при неотложных состояниях в гинекологии.

ПК 4. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно, в пределах своих полномочий. Осуществлять уход в предоперационном и послеоперационном периодах.

Студент должен знать:

  • периоды жизни женщины;

  • продолжительность нормального менструального цикла;

  • регуляцию менструального цикла;

  • фазы яичникового цикла;

  • фазы маточного цикла.


Развивающая цель: развивать у студентов способности использовать полученные знания, необходимые в акушерском деле, развитие логического мышления.


Воспитательная цель: воспитывать у студентов аккуратности, тактичности, чувство ответственности и долга, любви к избранной профессии.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

-готовность кабинета: чистота, наличие мела, состояние доски;

-внешний вид студентов;

-выявление отсутствующих.

2. Опрос предыдущей темы: методом фронтального опроса. (Приложение 2)

Вопросы будет на тему «Анатомия смежных органов и тазовой клетчатки».

Изложение нового материала по следующему плану:
  1. Понятие о нормальном менструальном цикле (МЦ).

  2. Пять уровней регуляции МЦ (кора головного мозга – гипоталамус – гипофиз – яичники – матка).

  3. Схема регуляции менструального цикла.

  4. Понятие о релизинг-гормонах, фолликулостимулирующем, лютеинизирующем гормонах, пролактине, эстрогене, прогестероне, их роль.

  5. Яичниковый цикл.

  6. Овуляция.

  7. Маточный цикл (фаза пролиферации, секреции, десквамации, регенерации).

  8. Менструация. Понятие «фертильность».

Закрепление новой темы. Прилагается. (Приложение №3)

Выполнения ситуационных заданий. Задание на карточках.

(Приложение 4).

  1. V.Подведение итогов занятия: комментирование оценок. Определяется степень достижения целей, задач занятия, оценивание активных студентов и вставление оценок.

VI. Домашнее задание. Тема: Физиология и регуляция менструального цикла.

Литература:

Основная:

  1. Мусуралиев М.С. «Клиническое обучение по оперативной технологии в акушерстве и гинекологии». Бишкек, 2004 г.

  2. Дуда В.И. «Акушерство», Москва, 2005 г.

  3. Шалимова М.А. Сборник материалов по Психопрофилактической подготовке беременных к родам. Москва, 2004 г.

  4. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии». Практикум. Ростов-на-Дону,

2007 г.

  1. Оганисян Н.С. «Акушерство». Аттестационные вопросы. Москва, 2002 г.

2) Дополнительная:

  1. Влюментал Р.Д. «Краткое руководство по репродуктивному здоровью и контрацепции».

  2. Керимов Н.Р. Бозова С.Д. «Основы обучения сотрудников службы организации семьи и медико-социального патронажа, акушерок и медсестре ГСВ», 2004 г.

  3. «Акушерство». USAID, 2008 г.

  4. Энкин М. «Руководство по эффективной помощи при беременности и рождении ребенка». Санкт Петербург, 2003 г.

  5. «Эффективная перинатальная помощь и уход» USAID, 2008 г.

  6. «Интегрированное ведение беременности и родов. Руководство для клинической практики». Москва, 2003 г.





Методическая разработка практического занятия по теме:

Тема:Физиология и регуляция менструального цикла .


Место проведения: кабинет акушерства

Специальность: АД, 2 курс:

Количество часов: 4

Вид урока: практическое занятие

Цели занятия:

Результат обучения:

Образовательная цель: дать понятие о анатомии смежных органов и тазового дна.

Результат обучения: После изучения дисциплины «Акушерство», выпускник должен обладать следующими компетенциями:

б) профессиональными(ПК)

РО3=ПК1

РО4=ПК3+ПК4

РО3-Способен оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и послеродовом периоде.

РО4-Способен проводить диагностику, в пределах своих полномочий, оказывать доврачебную помощь и уход с акушерской с экстрагенитальной патологией.

ПК 1. Оказывать акушерскую помощь при физиологической беременности, родах и в послеродовом периоде основанную на клинических протоколах. Осуществлять реанимационные мероприятия при акушерской патологии. Ассистировать врачу и проводить оперативные манипуляции в родах (ушивание разрывов промежности 1 – ой, 2 – ой степени и др. в соответствии с функциональными обязанностями акушерок/акушеров).

ПК 3. Проводить диагностику, доврачебную помощь и оказывать уход беременной, роженице, родильнице с акушерской и экстрагенитальной патологией при осложнении беременности и в послеродовом периоде. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях, в условиях эпидемии и при неотложных состояниях в гинекологии.

ПК 4. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно, в пределах своих полномочий. Осуществлять уход в предоперационном и послеоперационном периодах.


Студент должен знать:

  • периоды жизни женщины;

  • продолжительность нормального менструального цикла;

  • регуляцию менструального цикла;

  • фазы яичникового цикла;

  • фазы маточного цикла.

Студент должен уметь:

  • определять продолжительность менструального цикла;

  • показать на плакате гормоны менструального цикла;

  • определять день овуляции, используя наблюдение за цервикальной слизью и измерение базальной температуры тела;

  • определять фертильные дни;

  • проводить беседу о гигиене менструального цикла;

  • объяснять ведение менструального календаря;

  • нарисовать яичниковый цикл;

  • нарисовать маточный цикл.

Студент должен владеть:

  • навыками определения продолжительности менструального цикла;

  • навыками определения дня овуляции, используя наблюдение за цервикальной слизью и измерения базальной температуры тела;

  • навыками определения фертильных дней;

  • навыками проведения бесед о гигиене менструального цикла;

  • навыками ведения менструального календаря.


Развивающая цель: развивать у студентов способности использовать полученные знания, необходимые в акушерском деле, развитие логического мышления.


Воспитательная цель: воспитывать у студентов терпеливости, тактичности, чувство ответственности и долга, любви к избранной профессии.
































Ход практического занятия:

I. Организационный момент:

- выявление отсутствующих

- проверка готовности студентов к занятию

- преподаватель проверяет готовность студентов:

внешний вид, посещаемость, наличие дневников практических занятий, ручек, мела, оснащения занятия.

- студенты занимают свое место, готовят все необходимые принадлежности, приводят себя в порядок.

II. Вводный инструктаж преподавателя:

- знакомит с целью и планом занятия;

-выясняет неясные вопросы, возникшие при подготовке к занятию;

- студенты записывают в дневник тему занятия, уточняют непонятные вопросы и пишут план занятия:




План:


III. Определение исходного уровня знаний студентов методом фронтального опроса:

Контрольные вопросы:

  1. Какую форму имеет наружный зев шейки матки у рожавших женщин?

  2. Что относятся к связочному аппарату матки?

  3. Какая наиболее широкий отдел маточной трубы?

  4. Сколько составляет длина маточных труб?

  5. Откуда отходят круглые связки матки?

  6. Какие связки яичники имеют следующие?


IV. Демонстрационная часть:

а) преподаватель показывает студентам необходимые практические навыки по данной теме:

  • На муляже показывает топографию смежных органов и тазовой клетчатки;

  • На муляже показывает строение тазового дна и его значение;

  • На муляже показывает мышцы тазового дна;

  • На плакате показывает ход брюшины и его значение.

  1. Самостоятельная работа студентов

Каждый студент имитирует:

  • На муляже показывают топографию смежных органов и тазовой клетчатки;

  • На муляже показывают строение тазового дна и его значение;

  • На муляже показывают мышцы тазового дна;

  • На плакате показывают ход брюшины и его значение.



VI. Оформление дневников

В дневниках студенты записывают то, что видели и сделали на практике.



VII. Закрепление темы.

- тема закрепляется тестированием (приложение прилагается3).



VIII. Подведение итогов занятия.

Проверка дневников и выставление оценок с комментариями.

IX. Задание на дом: Женский таз и его исследование.


Задание к СРС на тему: Обязанности акушерки в ЦСМ, ГСВ и родильном доме.


  1. Литература:

Основная:


  1. «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии». Практикум. Ростов-на-Дону,

2008 г.


  1. Приказ от 30.12.2013 г. №741 «О внесении дополнений в приказ Министерства здравоохранения Кыргызской Республики № 319 от 24 июня 2008 года «О совершенствовании сестринского дела стационарной службы».

Дополнительная:

  1. Айламазян Э.К. Акушерство: учебник для медицинских вузов. — 6е изд., испр. и доп. — СПб.:СпецЛит, 2007. — 528 с.

  2. http://www.libma.ru/medicina/akusherstvo_i_ginekologija_konspekt_lekcii/p1.php

  3. https://studfiles.net/preview/5362693/page:2/




ПРИЛОЖЕНИЕ №1



Контрольные вопросы:

  1. Какую форму имеет наружный зев шейки матки у рожавших женщин?

  2. Что относятся к связочному аппарату матки?

  3. Какая наиболее широкий отдел маточной трубы?

  4. Сколько составляет длина маточных труб?

  5. Откуда отходят круглые связки матки?

  6. Какие связки яичники имеют следующие?








ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Диктант

На каждый вопрос впишите ответ «Да» или «Нет»

Вариант I

Вопрос

Ответ

1

У женщины верхняя граница волосистой части лобка имеет вид горизонтальной линии


2

Большие и малые половые губы покрыты снаружи кожей


3

Большие железы преддверия (бартолиновы) расположены в толще малых половых губ


4

Бартолиновы железы относятся к железам внутренней секреции


5

Клитор бедно снабжен кровеносными сосудами и нервами


6

Длина уретры у женщин 7 – 8 см


7

Hymen – девственная плева


8

Девственная плева закрывает вход во влагалище


9

Наружное отверстие уретры открывается в преддверие влагалища


10

Промежность –это пространство между передней спайкой и анусом


11

Срамная артерия, осуществляющая кровоснабжение наружных половых органов, берет начало от брюшной аорты


12

Фаза пролиферации эндометрия совпадает с лютеиновой фазой яичника


13

Эстрогены повышают тонус мускулатуры матки




На каждый вопрос впишите ответ «Да» или «Нет»

Вариант II

Вопрос

Ответ

1

Влагалище – это мышечно – фиброзная трубка длиной 7 – 10 см


2

В норме реакция влагалищного содержимого – щелочная


3

Uterus – это уретра


4

Стенка матки состоит из 3-х слоев;

средний – мышечный - наиболее мощный


5

Матка расположена в малом тазу в неподвижном состоянии


6

Маточный эндометрий состоит из 2-х слоев (функциональный и базальный)


7

Наиболее суженная часть маточной трубы – ампулярная


8

Основная функция маточных труб – плодовместилище


9

Яичники – парные женские половые железы


10

В яичниках происходит циклическое образование фолликулов в репродуктивном возрасте женщины


11

Премордиальные (первичные) фолликулы располагаются в корковом слое яичников


12

Во время менструации происходит отторжение функционального слоя эндометрия


13

Переходный период в жизни женщины, характеризующийся постепенным угасанием функции яичников – это климактерический период




















ЗАДАНИЕ № 2

Рассмотрите рисунки, изображающие строение женских половых органов. Подпишите названия.

Наружные женские половые органы



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Внутренние женские половые органы.

Внутренние женские половые органы.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.























































ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ



ФИО студента

Фронтальный опрос

(цена привильного ответа -7 балл)

Задания на карточке (цена правильного ответа - 8 балл)

Тест-контроль (цена правильного ответа -8 балл)

Ситуационная задача (цена правильного ответа – 7 балл)

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.







Критерии отметки:



Количество набранных баллов

Отметка

26-30 баллов

5 (отлично)

22-25 баллов

4 (хорошо)

18-21 баллов

3 (удовлетворительно)

менее 17

2 (неудовлетворительно)







Глоссарий

Лобок — холмообразный выступ, покрытый жировой тканью, находящийся спереди вульвы. Лобок покрывается волосами с началом полового созревания. Степень оволосения зависит в основном от наследственности.

  • Половые губы большие — прикрыты лобковыми волосами, содержат железы (потовые и сальные), поэтому могут подвергаться кожным поражениям (кисты, фурункулы). Большие губы скрывают другие органы полностью или частично. Оттенок внутренней части губ от розоватого до коричневого. Главная функция – барьерная, защищают влагалище от микроорганизмов и удерживают увлажняющий секрет. С началом сексуальной жизни губы имеют свойство размыкаться.

  • Половые губы малые — имеют вид кожных эластичных, хорошо растягивающихся складок, находящихся между влагалищем и большими губами. Размер, цвет и даже форма может быть разной. Эластичные свойства необходимы при родах. При возбуждении губы набухают.

  • Клитор — находится «на стыке» малых половых губ, имеет головку, прикрытую «капюшоном».

  • Наружное отверстие уретры (мочеиспускательный канал) — расположен спереди вагины ниже клитора. Через уретру моча покидает мочевой пузырь.

  • Влагалище — занимает пространство между входом во влагалище и шейкой матки. Мышечный орган покрыт слизистой оболочкой, в которой содержится гликоген. С помощью гликогена образуется молочная кислота, за счет чего влагалищный секрет приобретает защитные свойства, препятствующие проникновению патогенной микрофлоры в мочеполовую систему. У женщин, не контактировавших с мужчиной в интимном плане, вход во влагалище прикрыт гименом (девственная плева).

  • Промежность — находится между анальным отверстием и вульвой, может разрываться при родах.

  • Бартолиновы (большие вестибулярные) железы — парные железы, расположенные у основания больших половых губ и в их толще. Их размер – 1,5-2 см. во время секса и возбуждения железы выделяют жидкость серо-прозрачного цвета.

  • Матка — мышечный полый орган, главная функция которого —  вместилище для развития и сохранения плода в течение гестационного периода. Матка изнутри выстлана эндометрием (слизистый слой). Эндометрий меняется под влиянием гормональных веществ. Состоит из тела и шейки, которая имеет длину до 4 см. Шейка матки — состоит из влагалищной части, имеющей внутренний зев и надвлагалищной (маточной) части, открывающейся в матку. Слизистая шейки выделяет барьерную для микроорганизмов слизь. Жидкая слизь, выделяемая до овуляции, способствует проходу сперматозоидов в матку. Во время родоразрешения слизь помогает движению плода.

  • Маточные трубы — парный орган, отходящий от матки по правую и левую сторону. Трубы берут начало от углов матки, их размер —  10 см. Фаллопиевы трубы имеют отверстия: одно выходит в брюшную полость, оно широкое, второе – выходит в маточную полость, оно узкое. Главная функция труб – транспортная, реснички на их поверхности «толкают» эмбрион в матку.

  • Яичники — парный небольшой орган, расположенный по обеим бокам матки. Главная функция яичников – производство гормонов, главный из которых —  эстроген. Также в яичниках содержатся фолликулы (пузырьки) с ооцитами. Ежемесячно один фолликул разрывается, выпуская созревшую яйцеклетку для процесса оплодотворения.